Отчет о результатах самообследования 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………... 3
Общие сведения об образовательной организации…………………………………….. 4
I. Аналитическая часть…………………………………………………………………… 8
1.Оценка образовательной деятельности……………………………………………….. 8
2.Оценка системы управления организации……………………………………………. 22
3.Оценка содержания и качества подготовки обучающихся…………………………... 30
4.Оценка качества кадрового обеспечения……………………………………………... 36
5.Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения…... 41
6.Оценка материально-технической базы………………………………………………. 43
7.Оценка функционирования внутренней системы качества образования…………… 46
II. Результаты анализа показателей деятельности организации………………………. 48
Заключение………………………………………………………………………………... 51

2

ВВЕДЕНИЕ
Самообследование
творчества

Муниципального

бюджетного

Алзамай»

проведено

г.

учреждения
в

«Дом

детского

соответствии

с

- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г.
№ 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организации»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г.
№ 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,
подлежащей самообследованию»,
- приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2017г. № 1218 «О
внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной
организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации

от

14.06.2013

г.

№

462

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

- приказом МБУДО «ДДТ г. Алзамай»

общеобразовательным

программам»,

«О проведении самообследования» от

01.03.2023 г. № 20.
При самообследования анализировались:
-образовательная деятельность учреждения в целом (соответствие содержания учебного
плана и общеразвивающих программ, соответствие качества подготовки обучающихся,
результаты промежуточной аттестации, наличие и достаточность информационной
базы);
- методическая работа;
-кадровое обеспечение образовательного процесса по заявленным образовательным
программам;
-учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и
средства обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации
программ;
-материально-техническая

база

учреждения

(обеспеченность

образовательного

процесса необходимым оборудованием).

3

Общие сведения об учреждении
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом
детского творчества г. Алзамай» осуществляет свою деятельность с 06.09. 1977 года.
Полное наименование организации:

Муниципальное бюджетное

учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай».
Сокращенное

наименование

организации:

МБУДО

«ДДТ

г.

Алзамай»

Тип: учреждение дополнительного образования детей
Учредитель:

муниципальное

образование

«Нижнеудинский

район»

Юридический адрес: 665160, Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район,
г. Алзамай, ул. Боровая, 6.
Телефон: 8 (39557) 6-14-72
E-mail: alzamaiddt11@mail.ru
Свидетельство о государственной

регистрации юридического лица: № 784–а от

09.10.2000 г.
Согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности, установленной
формы и выданной 22.12.2020 г, серия 38 Л01 № 0004521, регистрационный номер
11111, выданной Службой по надзору и контролю в сфере образования Иркутской
образовательная деятельность осуществляется по следующим адресам:
- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Боровая, 6;
- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Комсомольская, д.8;
- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Рабочая, д. 20;
- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Линейная, д. 6;
- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, д. 61;
-- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, д. 83;
-- Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Некрасова, д. 10.
Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации
представлены

на

сайте

МКУДО

«ДДТ

г.

Алзамай»

(см.

http://ddt-

alzamay.irkutschool.ru).
Режим работы учреждения: Учреждение работает по гибкому (скользящему) графику
семидневной рабочей недели.
Начало занятий не ранее 08.00 час. Окончание не позднее 20.00 час.

4

Структура управления:

Директор
ДДТ

Педагогический
совет

Общее собрание
работников
Заместитель
директора

Педагоги
дополнительного
образования

Методист

Родители

Педагогорганизатор

Обучающихся

Управление в МБУДО «ДДТ г. Алзамай» осуществляется в соответствии с
законодательством

Российской Федерации, Распоряжениями Иркутской области в

сфере образования и Уставом образовательной

организации.

Вся образовательная

деятельность регулируется локальными актами учреждения: положения, программы,
должностные

инструкции,

договоры

о

социальном

партнерстве

и

сетевом

взаимодействии. Важным нормативным документом, устанавливающим гарантию
трудовых прав и свобод работников по созданию для них благоприятных условий труда,
являются Правила внутреннего трудового распорядка. Взаимоотношения между
участниками образовательного процесса регламентируются положением о правилах
внутреннего распорядка обучающихся.
Выводы: МБУДО «ДДТ г. Алзамай» располагает необходимыми организационноправовыми документами на ведение образовательной деятельности, реальные условия
которой соответствуют требованиям, содержащимся в них.

5

I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная

деятельность

в

Муниципальном

бюджетном

учреждении

дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» строится в
соответствии с Уставом учреждения, с учётом федеральных и региональных
нормативных документов для учреждений дополнительного образования детей и
внутренних локальных актов.
Образовательный

процесс

осуществляется

с

учётом

принципов

массовости,

добровольности и свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их
инициативы и самостоятельности.
Дом детского творчества работает в режиме гибкого расписания семидневной рабочей
недели,

включая

каникулярное

время.

Учебно-воспитательная

деятельность

осуществляется в одно- и разновозрастных объединениях по интересам на основе
свободного выбора. Объединения организуются как на весь календарный год, так и на
более короткие сроки. Учебный процесс начинается с 10 сентября и заканчивается не
позднее 30 мая. Продолжительность учебного года не менее 32 недель.
Содержание

деятельности

общеразвивающей

объединения

программой,

рассмотренной

определяется
на

дополнительной

педагогическом

совете,

утвержденной приказом директора. Все программы прошли общественную экспертизу.
Каждому обучающемуся гарантируется свобода выбора программы, педагога, уровня
образования, формы обучения, обеспечена возможность для

самореализации

личности во всех видах деятельности.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ ориентировано на:
-удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии, в занятиях физической культурой и спортом;
-формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
-выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию обучающихся;
-обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического,

трудового

воспитания обучающихся.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным графиком,
расписанием. В период школьных каникул МБУДО «ДДТ г. Алзамай» работает в
согласно дополнительном плане, мероприятия которого заложены в годовом плане
6

учреждения и программе объединений.
В 2022 году МБУДО «ДДТ г. Алзамай» осуществлял образовательную деятельность по
36 дополнительным общеразвивающим программам, охвачено 1374 обучающихся в
возрасте от 4 до 18 лет в 83 детских объединениях. Из них:
первого года обучения: 53 группы – 772 обучающихся;
второго года обучения: 24 группы - 357 обучающихся;
третьего года обучения: 3 группы – 45 обучающихся;
четвертого года обучения: 3 группы -42 обучающихся.
Вывод: Наибольшее количество обучающихся приходится на первый год обучения,
это соответствует количеству образовательных программ, а также с приходом новых
педагогов в учреждение (они разрабатывают программы на один год обучения).
Программный материал строится так, чтобы каждый год обучения был законченным, и
ребенок мог выбрать новый вид занятий или продолжить обучение.

Стабильная

продолжительность занятий 2-4-годичных программ: «Мастерица», «Рукодельница», «Все
работы хороши», «Юные инспектора дорожного движения», «Друзья здоровья»,
«Путешествие по стране Этикета», отряд юнармейцев. В них сформированы группы
второго, третьего и четвертого годов обучения.
Образовательная

деятельность

художественной,

осуществляется

физкультурно-спортивной,

по

следующим

технической,

направленностям:

туристко-краеведческой,

социально-гуманитарной, естественнонаучной.
Направленности

2022 учебный год
кол-во групп

кол-во обучающихся

Художественная

40

600

Физкультурно-спортивная

8

120

Естественнонаучная

6

90

Туристко-краеведческая

3

45

Техническая

10

182

Социально-гуманитарная

16

337

Итого

83

1374

Вывод: Увеличение контингента обучающихся в 2022 году произошло за счет увеличения
педагогического коллектива основными работниками и привлечения педагогов- внешних
совместителей. Это положительная динамика для учреждения. На 31 декабря 2022 года
сохранность контингента обучающихся составила 97, 3 %
7

Художественная направленность– 40 групп с охватом детей 600 человек, что составляет 47
% от общего количества обучающихся.
Выпускниками -2022 стали обучающиеся дополнительных общеразвивающих программ:
«Рукодельница», «Юный вокалист», «Бисероплетение», «Волшебная бумага», «Кукольный
театр», «Проба пера», «Звонкие голоса», «Сундучок», «Вокал», ансамбль «Забава», «Мир
фантазии», «Сундучок», «Хор», творческая студия «Талантливые дети».

Общее

количество- 481 обучающийся.
Диаграмма № 1. Количества групп
и обучающихся художественной
направленности
700

600
600

500
400
300
200
100

40

0
2022
группы

кол-во обучающихся

В сентябре 2022 г. обучающимся предложены новые программы: «ДарВинчи»,
«Мастерская фоамирана».
Содержание программ ориентированы на развитие творческих способностей детей в
различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта
человечества, воспитанию творческой личности, получению обучающимися основ
будущего профессионального образования. Художественная

направленность по-

прежнему остается приоритетной.
Всего программ художественной направленности:
одногодичных- 3
Двух и более лет обучения- 11.
Физкультурно – спортивная – 8 групп с охватом детей - 120 человек, что
составляет 10 %. Содержание программ направлено на формирование культуры
здорового образа жизни, устойчивой потребности в занятиях физической культуры и
военно-прикладными видами спорта. Выпускники - 2022 по дополнительным
общеразвивающим

программам:

«Черлидинг»

и

«Акробатика

составили

105

обучающихся.

8

Диаграмма № 2. Количество
группи обучающихся
физкультурно-спортивной направленности
140

120

120
100
80
60

40
8

20
0

2022
групп

кол-во обучающихся

Реализовывались 4 программы физкультурно – спортивной направленности
(11 %). Новая программа: «Юный спасатель».
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Юные инспектора дорожного
движения» (4 года)
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Отряд юнармейцев» (2 года)
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» (2 года)
4. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный спасатель» (4 года)
Естественнонаучная – 6 групп на базах образовательных школ, с охватом
обучающихся 89 человек, что составляет 7,3 % от общего количества. Выпускников
2022 г- 69 человек.
Диаграмма № 3 Количество
групп и обучающихся
естественнонаучной направленности
90

100
80
60
40
20

6

0
2022
групп

кол-во обучающихся

Данная направленность представлена программами: «Друзья здоровья», «Мир
9

лекарственных растений», «Мир удивительных растений».
Программ естественнонаучной направленности – 4 (11 %). Содержание программ
ориентировано на формирование экологического мировоззрения у детей, изучение
основ исследовательской деятельности, интеллектуальное развитие обучающихся.
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья здоровья» (2 года)
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир лекарственных растений» (2 года)
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир удивительных растений» (1 год)
4. Дополнительная общеразвивающая программа «Экология и Я» (1 год)
Социально-гуманитарная – 16 групп с охватом 337 человека, что составляет 19 % от
общего количества. Выпускников 2022 г.- 186 обучающихся.
Диаграмма № 4. Количество
групп и обучающихся
социально-гуманитарной направленности
400

337

350

300
250
200
150
100

50

16

0
2022
групп

кол-во обучающихся

Новая программа «Шаг в будущее».
Программы социально – гуманитарной направленности –9 (25 %) ориентированы на
способствование гармоничного развития ребёнка, освоение норм нравственного
отношения к миру, людям, самим себе.
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по стране
Этикета» (3 года)
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном» (2 года)
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука Этикета» (1 год)
4. Дополнительная общеразвивающая программа «Все работы хороши» (1 год)
5. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном» (2 года)
6. Дополнительная общеразвивающая программа «Просторы Вселенной» (2 года)
10

7. Дополнительная общеразвивающая программа «Шаг в будущее» (1 год)
8. Дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектуальные игры» (1 год)
9. Дополнительная общеразвивающая программа «Непоседы» (3 года)
Туристско-краеведческая – 3 группы с охватом 45 человек, что составляет 3,3 %.
Выпускники -2022 в связи с окончания обучения по программам: «Истоки»,
«Краеведение», «Туризм для начинающих»- 45 обучающихся.
Диаграмма № 5. Количество
группи обучающихся
туристко -краеведческой направленности
50

45

40

30
20
10

3

0
2022

групп

кол-во обучающихся

Программы туристско-краеведческой направленности- 2 (3 %), которые ориентированы
на создание условий для усвоения обучающимися туристско- краеведческих знаний и
умений, активизации познавательной и исследовательской деятельности, формирование
чувства любви к своей малой Родине.
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Туризм» (2 года).
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Все работы хороши» (2 года)
Техническая направленность - 10 групп с охватом 182 обучающихся (13,4 %).
Выпускников 48 обучающихся.
Диаграмма № 6 Количество
групп и обучающихся
технической направленности
200
150

182

100
50

10

0
2022
групп

кол-во обчающихся

11

Направленность представлена программами:
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Дружина юных пожарных»- (2 года)
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Дружина юных пожарных»- (2 года)
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка
древесины» (1 год)
4. Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (1 год)
Это составляет 11% от общего количества программ.
Диаграмма № 7. Характеристика
программ по продолжительности
освоения
15

16
14
12
10
8
6
4
2
0

14

7

2022
1 год

2-х лет

3 и более

1 год обучения – 19 %
2 год обучения – 42 %
3 и более -39 %
ВЫВОД:
На начало учебного года было зачислено в объединения 1216 человек, из которых:


по персонифицированному финансированию- 50 групп, 752 обучающихся;



по муниципальному заданию – 33 группы, 464 обучающихся

С 01.12.2022 года по персонифицированному финансированию было зачислено ещё
158 обучающихся. Общая численность составила 1374, из них:
-1 год обучения – 63,8 %,
-2 год обучения – 28,9 %,
-3 год обучения –3,6 %
-4 год обучения – 3,6 %.
12

Наибольшее число объединений представляют художественная (48 %) и социальногуманитарная направленность (19, 5), соответственно по ним отмечается и наибольшее
количество обучающихся, что подтверждает спрос и популярность программ среди
обучающихся. По статистике небольшое количество обучающихся выбирают кружки
естественнонаучной направленности (7, 2 %). Эти программы реализуются на базах
школ города. Своей базы для практической деятельности, экспериментально опытнической работы не имеется, недостаточно нужного оборудования.
Дополнительные образовательные общеразвивающие программы актуализируются
ежегодно,

в

соответствии

рассматриваются

и

с

требованиями

утверждаются

на

действующего

педагогическом

законодательства

совете,

проводимом

в

соответствии с планом и утверждаются приказом директора.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы обеспечивают
строгую последовательность и непрерывность всего образовательно- воспитательного
процесса.

В

целом

общеобразовательных

содержимое

многообразие

общеразвивающих

реализуемых

программ,

дополнительных

позволяет

удовлетворить

образовательные потребности детей, запросы родителей (законных представителей)
обучающихся, определяет возможности продуктивного участия учреждения в создании
адаптивной образовательной среды для личностного развития детей.
Выводы:

 все вышеназванные программы утверждены на педагогическом совете протокол № 5 от
06.09.2022 г.;


все

программы

соответствуют

требованиям

к

содержанию

и

оформлению

образовательных программ дополнительного образования детей согласно приказа
Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
 все реализуемые программы являются модифицированными и предусматривают
выполнение обучающих, развивающих и воспитательных функций;
-программы по персонифицированному учёту проходят общественную экспертизу в
системе «Навигатор».
В

сравнении

с

предыдущим

общеразвивающих

программ

Обучающимся предложены
Винчи»,

«Юный

учебным

годом

количество

уменьшилось

дополнительных
на

2.

новые программы: «Мастерская фоамирана», «Дар

спасатель»,

«Робототехника»,

«Художественная

обработка

древесины», «Шаг в будущее» ( 6 программ-16,6 %).
13

В целях сохранения контингента обучающихся в Доме детского творчества г.
Алзамай имеются все необходимые условия:
созданы комфортные условия для обучения и отдыха детей;
обеспечено участие в конкурсах различного уровня и организации культурномассовой деятельности;
ведётся учёт интересов социального заказчика – детей и родителей;
все педагогические работники имеют необходимый профессиональный уровень
для качественного обучения детей;
отработана система контроля за полнотой реализации образовательных
программна уровне объединений;
мобильность и гибкость системы дополнительного образования детей способна
быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его
семьи
Данные

условия

позволяют

учреждению

удерживать

контингент

обучающихся в течение всего учебного года.
Возрастная характеристика контингента обучающихся учреждения выглядит
следующим образом:
Диаграмма № 8. Возрастная
характеристика
724

800
600

495

447

400
200

96

178

107

71

56

0
от 4 до 5

от 5 до 9

от 10 до 14

Всего

от 15 до 18

Девочки

Количество обучающихся девочек (58 %) больше, чем мальчиков (42 %), что связано
со

спецификой

учреждения,

где

большая

часть

дополнительных

общеобразовательных программ имеет художественную направленность, которые по
виду деятельности предназначены для девочек.

14

Численный состав и возрастная категория обучающихся
Направленность

Девочки
452
36

Мальчики От 4 до
5 лет
197
60
84
-

От 5 до 9
лет
239
42

От 10 до 14
лет
266
63

От 15 до
18 лет
30
15

Художественная
Физкультурноспортивная
Естественнонаучная
Туристко-краеведческая
Техническая
Социальногуманитарная
Итого

51
15
69
177

38
26
96
133

36
-

30
59
77

44
108
78
165

15
30
17

800

574

96

447

724

107

15

ВЫВОД: В образовательный процесс учреждения вовлечены все возрастные группы.
Основную часть контингента составляют обучающиеся от 5 до 9 лет-32,5 % и от 10
до 14 лет – 52,6%, так как этот возраст наиболее восприимчив для творческого
развития. Категория обучающихся 4-5 лет составляет 7 %. Занятия проводятся на базе
дошкольного учреждения и охвачен весь имеющийся возрастной контингент.
Обучающиеся 10-14 лет составляют- 52,6 %. Данные говорят о том, что
преобладающее большинство детей в объединениях- это дети младшего и среднего
школьного возраста. Самой малочисленной группой являются обучающиеся 15-18 лет
– 7,7 %.

Контингент составляет – 107 человек. Загруженность обучающихся

внеурочной деятельностью, увеличение учебной нагрузки, занятость в проектно –
исследовательских конкурсных мероприятиях, общественных организациях города
(волонтерство), получение

предпрофессионального

образования («Алзамайская

детская школа искусств»), подготовка в ГИА и ЕГЭ, а также специфика населения частный сектор, отсутствие городского транспорта

не позволяют заниматься

дополнительно и в Доме детского творчества после школьных занятий. Сказывается и
отсутствие педагогических кадров, способных представить интересные современные
программы для данного возраста.
Режим работы МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
Как отмечалось выше, учреждение работает по гибкому (скользящему) графику
семидневной рабочей недели, где занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и
заканчиваются не позднее 20.00 часов. При наличии двух смен занятий на базе
учреждения организуется не менее 30-минутный перерыв между сменами для уборки
и

проветривания

помещений.

Продолжительность

занятий,

обучающихся

объединениях МБУДО «ДДТ г. Алзамай» в учебные дни – не

более

в
2-х

академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 4
академических часов в день (см. Приложение к СанПиНу 2.4.4.3172-14).

16

Недельная нагрузка обучающихся зависит от возраста, желания родителей (их
законных представителей)
дошкольники – не более 2 х часов от 15 до 30 минут;
обучающиеся 1- 2 – го годов обучения от 2- до 4 часов
обучающиеся 3 и более лет обучения- 4часов в неделю по 40 минут каждое
занятие.
Сдвоенные занятия проводятся со 2-го года обучения с обучающимися 12 – 18 лет.
После 40 минут теоретических занятий предусматривается перерыв не менее 10 мин. На
индивидуальные занятия с обучающимися отводится 30% учебного времени

от

количества часов, предусмотренных общеразвивающей программой объединения. Данное
время педагог использует для подготовки с обучающимися конкурсных работ, проектов,
дополнительных индивидуальных занятий по темам, которые не освоены по разным
причинам,

подготовку

мастер-

классов

и

наставнической

деятельности.

Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для
обучающихся 7 – 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет – не более 30 минут.
ВЫВОД: Образовательная деятельность в МБУДО «ДДТ г. Алзамай» ведётся в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в
Российской

Федерации», требованиями

СанПиНа

2.4.4.3172-14 № 41, «Порядком

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» от 9.11.2018 г. № 196,
Структура МБУДО «ДДТ г. Алзамай» и система управления достаточны и эффективны
для обеспечения выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного образования
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Собственная
нормативная

и

организационно-

распорядительная

документация

соответствует

действующему законодательству РФ.

17

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
МБУДО «ДДТ г. Алзамай» осуществляет свою деятельность в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области, муниципального района
муниципального образования «Нижнеудинский район», а также Уставом МБУДО «ДДТ г.
Алзамай»,

утвержденного

Распоряжением администрации муниципального

района

муниципальногообразования «Нижнеудинский район» от 22.10.2020 № 630.
Управление

МБУДО

«ДДТ

г.

Алзамай»

осуществляется

в

соответствии

с

законодательством Российской Федерации на принципах демократичности, открытости,
профессионализма

и

строится

на

принципах

единоначалия

и

самоуправления.

Коллегиальными органами управления организацией являются общее собрание работников
Учреждения,

педагогический

совет,

совет

родителей

Учреждения,

совет

обучающихся

Учреждения. Организация формирует свою структуру по согласованию с

На педагогических советах в течение года рассматривались следующие вопросы:
-

Перспектива развития учреждения на новый учебный год в условиях модернизации

системы дополнительного образования;
-

Наставничество, как инструмент повышения качества дополнительного образования,

уникальный инструмент управления траекторией личностного развития;
-

Персонифицированный учёт- зачем, почему и как?

-

Воспитание в программах дополнительного образования: было, есть или будет?

-

Моделирование учебного занятия как условие повышения качества

образовательного процесса;
- Трудная ситуация на занятии и выход из неё;
- Секреты мастерства. Как увлечь ребёнка, чтобы ему захотелось стать успешным;
- Фомы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Итоги
успешности обучающихся и педагогов за I полугодие;
- Использование на занятиях элементов современных педагогических технологий.

18

В работе с педагогическими кадрами используются разные формы, методы и приемы
диагностирования уровня готовности педагогов к выполнению разных педагогических функций
образовательной деятельности исходя из их образовательного уровня, опыта работы с детьми,
психологическими знаниями и коммуникативными способностями.
Благодаря чёткой организации системы управления и контроля удаётся координировать
действия членов коллектива, грамотно распределить материальные и людские ресурсы,
мотивировать на выполнение поставленных задач, видеть рост каждого педагога и
обучающегося,

своевременно

поощрять

за

успехи

и

достижения.

В учреждении разработана нормативно- правовая база по наставничеству: приказ о внедрении
наставничества, Положении о наставничестве, оформление наставнических пар, составлен план
по внедрению наставничества в группах, план обучения наставников.
Сформированы наставнические пары:
-Педагог- талантливый (одаренный) ребенок
-Педагог – дети с ограниченными возможностями здоровья
-Обучающийся – обучающийся или равный равному.
Мотивация наставничества: Удовлетворение от взаимодействия с наставляемым
-Возможности создания багажа знаний, умений и навыков наставляемого в результате
передачи своего опыта.
-Свои личный профессиональный, возможно и карьерный рост
-Личностное развитие в результате взаимообучения.
Работа в наставнических парах помогла добиться определенных успехов в педагогическом
коллективе. В профессиональном конкурсе «Большая педагогическая игра» наша команда,
которая состояла из наставнических пар, стала лауреатами. В региональной игре «Лига
интеллектуалов
Улучшились

Сибири»

-

наставническая

результаты обучающихся в

пара

конкурсах.(

также

стала

Результаты

лауреатом.

указаны

ниже)

Родительским советом рассматривались вопросы летнего отдыха обучающихся и
благоустройства

территории

МБУ

ДО

«ДДТ

г.

Алзамай».

Благодаря совместной деятельности педагогов, обучающихся, родителей и прочего персонала
территория

учреждения

становится

объектом

преобразований,

где

ежегодно разрабатывается и внедряется проект «Зелёная планета». Созданы зоны активного
отдыха: «Зеленый светофор», сказочная поляна.

Активно развивается направление «Нам небо

становится ближе», экскурсии по памятным местам города,

уборка

памятников, оказание

помощи по расчистке снега пожилым людям, поздравления ко Дню матери, Дню пожилого
человека, Дню Победы, акции «Георгиевская ленточка» и другие.

В образовательный процесс вошло электронное обучение и дистанционное взаимодействие
педагогов и обучающихся. Педагоги размещают дидактический материал, видеозаписи
мастер- классов, конкурсы, викторины для

использования

обучающимися

и

их
19

родителями.
Совет обучающихся рассматривал участие ребят в конкурсах «Ничто не забыто», вопросы
волонтёрства, организации городских игр «Безопасное колесо», туристического слета
школьников города и проведение акций «С добрым и открытым сердцем» ко Дню пожилого
человека, а также возможности проведения «Вечеров тротуарной астрономии» в разных
микрорайонах города.
Воспитательный процесс Дома детского творчества способствует личностному развитию
обучающихся и включает в себя формирование взаимоотношений в коллективе,
общественной активности, эстетического вкуса, интеллекта и познавательной активности. В
основе каждого мероприятия лежит совместная творческая деятельность обучающихся,
педагогов, родителей по различным направлениям.
В течении 2022 года были проведены:
-Городские конкурсы: выставка «Кто под деревом сидит?», выставка рисунков «Весёлый
огород», фотовыставка «Птичий базар», мини- рассказ «О чём шепчутся синички», «Букет
любви и нежности для наших мама», «Игрушки наших мам и бабушек» (самая раритетная
игрушка), «О маме замолвим мы слово», видеообращение «Единственной маме на свете»;
«Огонь-друг, огонь-враг», программа каникул: «Я, ребята, кролик- оптимист», «Дружно,
смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни»,

«Новогодний бум наставников», выпуск

стенгазет ко Дню Защитника Отечества «Мальчишка-будущий мужчина», банк презентаций
«День памяти жертв Холокоста», коллаж из газетных и журнальных вырезок «Дружно,
смело с оптимизмом за здоровый образ жизни», декада по пожарной безопасности, онлайнвикторина «Новый год шагает по планете», «Бой
партнёрства

«Новогодние

«Новогодние чудеса».

представления»,

Кроликов», в рамках социального

«Заколдованные

минутки»,

квест-игра

С декабря 2022 г. МБУДО «ДДТ г. Алзамай» является

муниципальным ресурсным центром по профилактике детского дорожно- транспортного
травматизма. В рамках

центра

проведены муниципальные конкурсы:

«Фликер очень

нужен нам: нас видно тут, нас видно там», «Сказки о ее величестве- Дороге», выездные
мероприятия по предупреждению травматизма на дорогах, детское
перекрестков дорог,

патрулирование

конкурсные викторины «Знаем, соблюдаем правила дорожные».

-Спортивные: туристический слёт школьников, День Гражданской обороны, игра «Взятие
снежного городка», военно-спортивная игра «Зарничка», соревнования по пулевой стрельбе
из пневматической винтовки «Меткий стрелок»; сборка, разборка автомата, командная
эколого-краеведческая игра-соревнование «Юный следопыт».

20

-Праздники, встречи: новогоднее кафе «В лунном сиянии снег серебрится»,
дружественная встреча команд «Знаем и любим мы очень друг друга!», «Посвящение в
юные пешеходы», праздник «Мама и я», спортивное состязание «Братец Кролик и братец
Лис», «В ожидании рождественского чуда».
-Акции: патрулирование города ЮИД с представителем ГАИ, практикум «Безопасный
переход», «Соблюдай правила дорожного движения» в рамках всероссийской недели
безопасности дорожного движения, «С добрым и открытым сердцем» ко Дню пожилого
человека, «Вечер тротуарной астрономии», «Вместе мы не победимы», посвященная Дню
народного единства, «Осторожно, тонкий лёд и гололёд!», «Щедрый вторник», «Дед
Мороз спешит в гости», «Каникулы безопасности», «Внимание! Пешеход!», «День
Новогоднего настроения», «Всем пешеходам мудрый совет…», выставка рисунков «Ах,
ты, Зимушка зима!».
-Экскурсии, поездки, походы: виртуальный зал ДШИ- экспозиция «85-лет Иркутской
области», походы выходного дня в районы Сладкого родника, горы Мельничная, поездка
в бассейн и развлекательный центр «Малышандия», краеведческий музей г. Тайшет, в
ПЧ-145, на пульт железнодорожного управления, в музей «Русская изба», в
Православный храм иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».
В рамках сетевого взаимодействия с ПЧ – 145 проведены встречи с пожарными по
профориентации, экскурсии- практикумы
пожарной безопасности.

и интеллектуальные викторины на темы

В рамках социального партнерства прошли мероприятия в

МКУК БИЦ «Детская библиотека»: «Быть здоровым я хочу, пусть меня научат»,
путешествие

по

творчеству

Э.Н.Успенского,

выставки

творческих

работ

по

произведениям детских писателей и др. Проведены по обустроенной экологической
тропе 3 экскурсии.
-Мастер-классы для обучающихся города:
- «Русский богатырь», изготовление открытки ко Дню отца,
ко Дню матери «Роза из креповой бумаги»,
- для обучающихся и родителей муниципалитета:
-«Эти удивительные пузыри» в рамках всероссийской акции «Крылья ангела»,
«Кролик-символ нового года из глитерного фоамирана» в рамках регионального
семинара «Новогодний калейдоскоп,
- в рамках регионального конкурса мастер-классов «Равный равному»
«Зайка из салфетки», «Подарочная коробочка в технике оригами»,
-регионального конкурса «Кто во что горазд»:
«Изготовление текстильной куклы», «Рождественский ангел»,
- в рамках региональной фестивальной площадки «Творчество без границ»,
«Кукла-красавица. Поделка из пряжи» «Роза из атласной ленты»
21

Конкурсы:
муниципальный - «Мастерим вместе с папой» в рамках празднования Дня отца;
«Салют талантов»,
межрайонный конкурс-выставка «Мир детских фантазий» в рамках проекта
«Рождество милосердия» г. Тайшет,
региональный- видеоролик «Регион 38. Мы-грамотные пешеходы!»,
«Прикосновение к искусству-2022», художественного творчества «Наш Герой»,
семейных творческих работ «Новогодняя игрушка», Туториал кросс
международный фестиваль-конкурс «Ступеньки к успеху», «Народные традиции в XXI
веке».
- всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги», онлайн – конкурс ЗД: «Дети.
Движение. Дружба»
Слеты: муниципальный слёт юнармейцев,
Региональная фестивальная площадка «Творчество без границ».
Межрегиональный фестиваль «У Дивных гор» Красноярский край.
Работа с родителями: праздник «Мама и я», «Я своих родителей люблю-под ёлочку
подарки

положу»,

мастер-класс

«Новогодний

сюрприз»,

поездка

в

бассейн

и

развлекательный центр «Малышандия» г. Тайшет, новогодние посиделки за чаем, «Бой
Кроликов», спортивное состязание «Братец Кролик и братец Лис».
Самые яркие впечатления (по о тз ы в а м д е т е й ) остались от военно- спортивной
игры «Зарничка»,

« Вечеров тротуарной астрономии», патрулирования улиц города

ЮИД, туристический слёт школьников, муниципальный слёт юнармейцев, стрельба из
пневматической винтовки, Дни Гражданской Обороны, «Новогодний бум наставников»,
кинопросмотр «Ёлки-9», экскурсии на РЖД -пульт и в виртуальный зал ДШИ,
муниципальный конкурс «Фликер очень нужен нам: нас видно тут, нас видно там».
Учреждение является ресурсным центром детского дорожно- транспортного травматизма.
Традиционными в летний период стали акции по предупреждению дорожно- транспортного
травматизма, поведения на открытых водоемах, правилпользования открытых окон.
Охват обучающихся, в следующих мероприятиях:


Экскурсии, поездки – 748 (54,5 %);



Походы – 241 (17,5 %);



Каникулы (осенние, зимние, весенние, летние) – 646 (47 %);



Акции – 433 (31,5 %);



Спортивные мероприятия – 1271 (92,5 %);



Праздники, встречи с родителями– 122 (8,8 %)

22

Выводы: В учреждении ведётся большая работа по организации досуга обучающихся в

соответствии с планом воспитательной работы. Работа с обучающимися строится через
организацию и проведение конкурсов, праздников, квестов, онлайн- викторин, соревнований,
фестивалей. В период летней оздоровительной кампании детям предоставляется возможность
заняться любимым делом в объединениях дополнительных общеразвивающих краткосрочных
программ «Дорожная азбука», «Обыкновенное чудо», «Весёлые нотки», «Зелёная аптека»,
«Сделай сам», «Рюкзачок» и разнообразных досуговых мероприятий. Все мероприятия
создавали условия для развития творческого потенциала воспитанников, учитывали интересы
детей, укрепляли традиции учреждения. За истекший год было проведено 252 массовых
мероприятия патриотического, экологического, оздоровительного и эстетического направления
с охватом 3461 человек детей и взрослых.

23

3.ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В

учреждении

осуществляется

контроль

над

реализацией

дополнительных

общеразвивающих программ с целью отслеживания результатов образовательной
деятельности, прогнозирования результатов обучения, поощрения обучающихся.
Методы, показатели, критерии оценки проведения диагностики разрабатываются
каждым педагогом самостоятельно таким образом, чтобы они соответствовали
ожидаемым результатам программы, отвечали цели и выполняли поставленные задачи.
В практике педагогов следующие формы контроля: итоговое занятие, тестирование,
анкетирование, собеседование, зачёт, защита творческих работ и проектов, отчётные
концерты, интеллектуальные состязания, турниры, спектакли, выставочный просмотр,
участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях, фестивалях разного уровня.
Диагностирование обучающихся проводится в начале учебного года (входящий
контроль), в конце первого полугодия (текущий контроль), в конце учебного года
(промежуточная аттестация для выпускников и итоговый контроль).
Цель входящего контроля для обучающихся первого года обучения: определить
начальный уровень знаний и умений обучающегося перед освоением дополнительной
общеразвивающей программой.
Цель входящего контроля для обучающихся второго и третьего года обучения:
определить уровень освоения программы за предыдущий год обучения, его
воспроизведение, повторение. Оба контроля помогают педагогу внести корректировку
в программы, наметить дифференцированный и

индивидуальный подход в обучении

(индивидуальный образовательный маршрут или план работы).
Всего обучающихся, прошедших входящую диагностику составило 1216 человек.
Результаты входящей диагностики: высокий уровень- 144 обучающихся, средний уровень
– 968 обучающихся, низкий уровень – 104 обучающихся. Решением педагогического
совета от 19.12.2022 текущий контроль проведен выборочно для обучающихся первого
года обучения.

В текущем контроле участвовало 772 (63.4 % от общего числа)

обучающихся первого года обучения. Результаты:
Низкий уровень показали - 40 обучающихся (5 %)
Средний уровень показали – 109 обучающихся (14 %)
Высокий уровень показали – 623 обучающихся (81 %)
В текущем контроле по представленным данным педагогов дополнительного образования
участвовало 357 обучающихся (29.3 % от общего числа) второго года обучения, третьего
года обучения – 45 обучающихся (3.7 % от общего числа) и четвертого года обучения –
24

42 обучающихся (3.4 %).
Результаты текущего контроля второго и последующих годов обучения:
Низкий уровень – 14 (4 %)
Средний уровень – показали 85 обучающихся (24 %)
Высокий уровень – показали 258 обучающихся (72 %)
В промежуточной аттестации приняло участие 1088 обучающихся. Формы промежуточной
аттестации:


участие в конкурсах разного уровня-403 обучающихся



выставка творческих работ-90 обучающихся



тестирование: «Петелька за петелькой», «Как я знаю ПДД»– 85
обучающихся



создание брошюр для занятий (иллюстрированный материал и
информация)-15 обучающихся



отчётные концерты-90 обучающихся



игра, викторина, конкурсно-игровая программа: «Где найти
здоровье?», «Музыкальный турнир», «Этикет и мы»,
«Особенности русского быта», «Все работы хороши, выбирай на
вкус» и многие другие-55 обучающихся



творческие проекты: Летние фантазии, Терапия вязанием, или
как вязание помогает нам жить и многие другие – 30
обучающихся



рефераты: Сиреневая фантазия, История вязания, Ажурная шаль
и многие другие-45 обучающихся



видео выставка –95 обучающихся



фотовыставка-45 обучающихся



выпуск газеты-15 обучающихся



спектакль «Заюшкина избушка»-15 обучающихся

Таким образом, существующая в учреждении система контроля и оценки достижений,
обучающихся даёт возможность определить эффективность обучения по программе,
проследить динамику развития каждого обучающегося, выявить наиболее одарённых,
создать условия для их дальнейшего формирования и развития. Качеству содержания
подготовки обучающихся коллектив учреждения придаёт важнейшее значение.
25

Одним из показателей качества образования является результативность работы
объединений, которая просматривается в достижениях, обучающихся на городских,
областных, Всероссийских и Международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
В последние годы отмечается тенденция увеличения количества детей, участвующих в
мероприятиях,

направленных

на

развитие

творческого

потенциала

ребёнка.

Наиболее значимые очные конкурсы:
- Международный конкурс: фестиваль-конкурс «Ступеньки к успеху», фестивальконкурс детского творчества «У Дивных гор»;
- Региональный уровень: конкурс мастер-классов «Равный равному» финалисты 1
этапа в номинации декоративно-прикладного творчества, «Творчество без границ»,
«Регион 38. Мы-грамотные пешеходы», астрономический фестиваль с. Белоусово,
региональный онлайн-турнир «Реалии-2022.Традиционные ремёсла и промыслы народов
Сибири», «Космос глазами детей;

- Муниципальный уровень: «Салют талантов», слет юнармейцев, «Фликер очень нужен нам:
нас видно тут, нас видно там», «Сказки о её величестве-дороге», XXV фестиваль-конкурс
исполнительней эстрадной песни «Золотой микрофон-2022»;

- Межрайонный(районный) уровень: «Мастерим вместе с папой» в рамках празднования
Дня отца, II форум молодых семей;

- Областной уровень: «Прикосновение к искусству-2022», «Наш герой» в рамках
празднования Дня защитника Отечества, конкурс семейных творческих работ «Новогодняя
игрушка»;

- Всероссийский уровень: акция «Крылья ангела», заочные конкурсы.
-Поездка в образовательный центр «Персей». Смена «Проектная деятельность. Большие
вызовы», «Космический патруль».

В конкурсах 2022 учебного года в конкурсах разных уровней приняли участие 403,
обучающихся из 910, что составило 44,3 % от общего количества.
Призеров- 247 обучающихся (55,7 %).
По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество участия обучающихся
в конкурсах различного уровня (149 обучающихся – 2021 год):
 Городской уровень: 310 обучающихся
Победители – 175 (57 %)
Участники-135 (43 %)
 Муниципальный уровень: 39 обучающихся
Победители – 39 (100 %)
 Межрайонный уровень: 7 обучающихся
Победители – 7 (100 %)
 Региональный уровень: 10 обучающихся
26

 Победители – 2 (49 %)
Участники- 8 (51 %)
 Областной уровень: 7 обучающихся
Победители – 2 (49 %)
Участники- 5 (51%)
 Районный уровень: 9 обучающихся
Победители – 2 (49 %)
Участники- 5 (51 %)
 Всероссийский уровень: (заочно) 20 обучающихся
Победители – 20 (100 %)
 Международный уровень: 3 обучающихся
Победители – 3 (100%)
Вывод:

Всего в конкурсных мероприятиях различных уровней приняли участие 403
обучающихся (44,2 % от общего количества) из 83 объединений учреждения
247 из них (61,2 % от общего количества обучающихся) стали победителями и
призёрами.
Значительно увеличилось количество участников в очных конкурсах регионального и
выше уровнях.
Таким образом:
1) задача по обеспечению доли обучающихся, принимающих участие в конкурсах,
фестивалях,

концертах,

смотрах,

выставках,

соревнованиях

городского,

регионального, всероссийского уровня ниже 50% - выполнена (44,2 %);
2) задача по обеспечению доли победителей и призёров в мероприятиях городского,
регионального, всероссийского уровня не ниже 20% - выполнена (61,2 %).
Наиболее результативным в 2022 учебном году являются обучающиеся художественной – 57,5
% и физкультурно – спортивной направленностей-19,5 %, социально-гуманитарной-7,5%
туристко-краеведческой- 7,2%. Включаются в участие на более низком уровне обучающиеся
технической -2,2 %, естественнонаучной – 6,1 % направленностей. В нынешнем году заметно
выросло

участие

обучающихся

физкультурно-спортивной

и

туристко-краеведческой

направленностей (на городском уровне).

27

Диаграмма №1. Результативность участия
в конкурсах по направленностям 2022 г.

2022
2.2 7.2

художественная
социально-гуманитарная
естественнонаучная

19.5

физкультурно-спортивная

57.5
6.1

техническая
туристко-краеведческая

7.5

Диаграмма №2. Уровень участия в
конкурсах.
2022 г.

2022
9

39

78

7
20
3

310

муниципальные
межрайонные
региональные
областные
всероссийские
медународные
городские
районные

Тревогу вызывают конкурсы по трудоемким видам художественного, уходящего в историю
творчества- вязание на спицах и крючком, вышивка, что можно свободно приобрести на
прилавках магазинов. Обучающиеся начинают понимать, что не обязательно тратить время,
овладевать умениями, чтобы создать красоту для себя и вокруг себя. Можно обойтись более
дешевым способом и стандартным. На смену приходят новые виды работ из современных
материалов и, главное, наблюдается свой почерк каждой мастерицы, свой взгляд, свои
наблюдения, свой творческий подход. Работы из фоамирана, изолона, фетра, бросового
материала превращаются в мини-арт –фигуры и становятся предметом интерьера, что
прочно сейчас входит в моду. Но это материалы (кроме бросового), которые требуют
определенных затрат, часто недоступны для семей с небольшим семейным бюджетом.
ВЫВОД: Результаты входящего и текущего контроля, промежуточной аттестации показали,
что обучающиеся объединений в полном объёме освоили общеразвивающие программы. В
ходе проведения промежуточной аттестации, обучающиеся показали прочность знаний в
теоретической подготовке и достаточный уровень навыков и умений в практической части
28

изученного

материала

по

программам

дополнительного

образования

различных

направленностей. Результаты промежуточной аттестации обучающихся зафиксированы в
протоколах.

4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
29

Важным условием качества образовательного процесса в учреждении является
профессионализм педагогического коллектива, наличие в нем ярких индивидуальностей,
сочетание опыта и молодого творческого поиска. В МБУДО «ДДТ г. Алзамай» сложился
стабильный работоспособный педагогический коллектив, способный решать проблемы
учреждения, грамотно и целенаправленно вести образовательную деятельность. Всего
педагогических работников (включая директора, заместителя директора, педагогаорганизатора) 15 человек (основных– 8, внешних совместителей- 7 чел.). Внутренними
совместителями являются методист, педагог- организатор. Педагогов дополнительного
образования, занятых в образовательном процессе – 14 человек, с первой категорией - 2
педагога (13,3 %), стаж работы до 5 лет (1 чел.), до 20 лет (8 чел.), свыше 20 лет (5 чел.),
образование среднее специальное, высшее (сравнительные графики см ниже) У
большинства штатных педагогов учреждения, прошедших

переподготовку,

базовое

образование продолжает оставаться непедагогическим. Получает высшее образование
один педагог. Педагоги, отработавшие более двух лет, имеют аттестацию на соответствие
по занимающей должности. Педагогам приходится работать одновременно по 2-3
направленностям. В одной направленности работают 3 основных педагога. Совмещение
отнимает

определенное

естественнонаучной

время

при

направленности

подготовке
осваивает

к

занятиям.

Так

хореографию,

педагог

художественной

направленности много лет успешно ведет занятия социально- гуманитарной и осваивает
туристско- краеведческую, социально- гуманитарной- художественную и т. д. Это
особенности мало населенного города (5693чел.) - недостаточность квалифицированных
кадров.
Положительный опыт года- увеличение количества участников-педагогов в очных
конкурсах:
-

региональный конкурс педагогов и методистов

системы

дополнительного

образования детей «Большая педагогическая игра» - лауреаты II степени;
-региональный фестиваль «Творчество без границ». «Ангарская волна 2022» - диплом
III степени;
-Межрегиональный фестиваль-конкурс «У Дивных гор» - лауреаты I степени;
- II районный форум молодых семей – лауреаты;
-Игра ЛИС (Лига Интеллектуалов Сибири)-2 педагога- диплом I степени и 1 участник;
-VII Байкальский международный фестиваль «Хоровод ремёсел на земле Иркутской» диплом I степени;
В период региональной методической недели даны открытые занятия: «Собачка из
30

втулки и помпонов»; «Доброта, что солнце»;
мастер- классы регионального уровня: «Куколка красавица из ниток», «Роза из креповой
бумаги», «Кролик-символ нового года из глитерного фоамирана», «Изготовление
текстильной куклы», «Светильник Ананас из изолона», «Корзинка из ватных палочек».
Каждый конкурс является стимулом для обобщения своего опыта, поиска новых путей
для развития, внедрения в свой арсенал новых техник, форм и приемов обучения. Для
педагогического коллектива характерен постоянный непрерывный процесс повышения
педагогического мастерства через открытые занятия, мастер- классы, самообразование
педагогов, прохождение курсов повышения квалификации при институте развития
образования Иркутской области.

31

Диаграмма №10. Сравнительный
показатель педагогического
стажа педагогов
57.14%

60.00%
50.00%
40.00%
30.00%

35.71%

35.71%

28.57%
21.43%
14.29%

20.00%

7.14%

10.00%

0%

0%

0%

0.00%
2021

до 3

2022

до 5

до 10

до 15

до 20

с выше 20

Диаграмма №11. Сравнительный
показатель
возрастного уровня
педагогов
6
4
4

3
2

2

2

1

1

0

1

1

0

0
2022
моложе 25-29

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65 и старше

32

Диаграмма №12. Сравнительный показатель
образовательного
уровня педагогов

9

10

6

5
5

3

2

3

2

1

0
2021

2022

высшее

ср.с.п.

средн.

обучается

Практически все педагоги имеют награды и поощрения:
Министерства образования и науки РФ- 4 чел., Министерства Иркутской области- 6,
Благодарности мэра Нижнеудинского района – 2.
Вывод:
Педагогический

коллектив

–

инициативный,

работает

в

условиях

персонифицирования и муниципального задания. Стаж работы педагогов до 5 лет 7,14 %,
до 15 лет – 57,14%, до 20 – 0%, свыше 20 – 35,71%.
Качественный

рост

профессионального

мастерства

педагогических

кадров

(аттестация и участие в творческих конкурсах), внедрение новых форм сотрудничества
педагогических кадров и увеличение количества обучающихся – победителей олимпиад,
конкурсов, соревнований и количества педагогов, подготовивших победителей и призеров
конкурсных должны стать первоначальной задачей в работе с кадрами. На сегодняшний
день в учреждении

педагогические

работники

мотивированы

на

повышение

профессионального педагогического мастерства.
Важнейшим

средством

повышения

педагогического

мастерства

педагогических

работников, связывающая в единое целое всю систему работы учреждения является
методическая служба, позволяющая:
 четко распределить полномочия между членами педагогического коллектива;
 видеть положительный опыт методической работы каждого педагогического работника.
Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется на основе
перспективного планирования курсовой подготовки с учетом запроса педагогов и социального
заказа учредителя.
Основная

цель

методической

работы

учреждения

–

совершенствование

профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, как источника
повышения

качества

образовательно-воспитательной

деятельности

в

учреждении.
33

Приоритетными направлениями методической работы учреждения в 2022 году являлись:
 обеспечение педагогических работников информационными технологиями;
 внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий;
 создание методических разработок по соблюдению техники безопасности на занятиях;
 совершенствование педагогического мастерства через курсовую систему повышения
квалификации.
- обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- совершенствование информационно
(технологии

организации

технической сферы детских объединений ДДТ

образовательной

деятельности:

информационные,

коммуникационные, технологии социальных отношений, IT-технологии).
- повышение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития государства, современным потребностям общества и
каждого гражданина.
Основной

формой

методической

работы

в

учреждении

являются

методические

и

педагогические советы. Единый день, когда все педагогические работники собираются для
коллективной или индивидуальной методической работы по повышению своей научнотеоретической и методической подготовки и совершенствованию педагогического мастерства с
целью улучшения образовательного процесса.

34

5.ОЦЕНКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Необходимой литературой для работы педагоги обеспечены, но модернизация системы
образования выдвигает на первое место проблему обновления содержания, которая
напрямую связана с модернизацией программно-методического обеспечения.
В копилке появилась литература:


Материалы регионального конкурса программ и методических разработок по
патриотическому воспитанию граждан. Иркутск 2019 г.



Материалы Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации

Федерального

государственного

бюджетного

учреждения

«ЗаповедноеПрибайкалье». Иркутск 2019 г.


Большой энциклопедический словарь красноярского края том II. Красноярск.

В 2022 году педагогами разработаны методические материалы и поступили в копилку
общего пользования:


Рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса и открытого занятия.



Проектирование, подготовка, проведение и анализ учебных занятий и
воспитательных мероприятий в системе дополнительного образования.



Организация

работы

по

самообразованию

педагога

дополнительного

образования.


Современные педагогические технологии

В 2022 году оформлены методические и дидактические материалы для использования
педагогическими работниками в образовательном процессе.
Методические и дидактические материалы:


Сборник досугово-образовательных мероприятий в помощь педагогическим
работникам «Затеи и идеи для летнего отдыха детей».



Сборник материалов промежуточной аттестации обучающихся объединения
«Мастерица».



Сборник материалов промежуточной аттестации обучающихся объединения
«Друзья здоровья» - «Зелёные лекари».



Сборник материалов промежуточной аттестации обучающихся объединения

35

«Умелые ручки».


Сборник материалов промежуточной аттестации обучающихся объединения
«Юные инспектора дорожного движения»;



Сборник материалов промежуточной аттестации обучающихся объединения
«Ленточное чудо»;



Сборник материалов промежуточной аттестации обучающихся объединения
«Путешествие по стране Этикета» - «Правила этикета»;



Сборник «Новый год шагает по планете».

ВЫВОД:

учебно-методическое

удовлетворительном

уровне.

и

библиотечно-информационное

Педагогами

Дома

детского

обеспечение

творчества

на

подобрана

специальная литература в соответствии с программами. В методическом кабинете
сосредоточен фонд методической, художественной, специальной литературы, пакет
образовательных программ и информационно-методические материалы из опыта работы
педагогов

ДДТ.

Педагогами

пересмотрены,

дополнены

и

разработаны

новые

дополнительные общеразвивающие программы, методические материалы и методические
пособия, учебно-наглядные пособия по предметам, обеспечивающие образовательный
процесс. Обучающимися собраны материалы для практического использования на
занятиях.

36

6. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
В организации и повышении качества образовательного процесса немаловажную роль
играет материально- техническая база учреждения. МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
находится в одноэтажном деревянном здании по адресу: г. Алзамай, ул. Боровая, 6,
которое

находится

в

оперативном

управлении

и

является

муниципальной

собственностью. Общая площадь здания – 323 кв. В здании на основе договора МКОУ
«Начальная школа- сад 16» о безвозмездном пользовании имуществом находится
группы детского сада и занимают площадь в размере 213 кв. м. Для образовательной
деятельности МБУДО «ДДТ г. Алзамай» предоставляются 1 учебный кабинет для
занятий объединений декоративно- прикладного творчества и актовый зал для
организации объединений художественной направленности и проведения досуговых
мероприятий, а также методический кабинет для педагогических работников и
обучающихся, заинтересовавшихся дополнительной литературой по направленности
своего объединения. Учебные кабинеты имеют необходимое оборудование и
инвентарь для осуществления образовательного процесса: учебную мебель, швейную
машинку, оверлог, утюг, гладильную доску,

магнитофон, синтезатор, пианино,

шумовые музыкальные инструменты, микрофоны комплект звуковой аппаратуры,
мультимедийный проектор, экран, фотокамеру, ноутбук и компьютеры, телевизор,
туристическое снаряжение, ламинатор. Согласно договора с любителем- астрономом в
учреждении имеется возможность работать с телескопом. Доступ в интернет только
по мобильной связи. За отчетный период в помещениях МБУДО
«ДДТ г. Алзамай» силами работников учреждения проведен косметический ремонт,
установлены подвесные потолки и светодиодные универсальные светильники,
установлена система видеонаблюдения – 2 камеры, срок хранения информации 30
дней.
Согласно договоров педагоги дополнительного образования пользуются необходимой
материально- технической базой общеобразовательных учреждений: канцелярские
наборы для занятий декоративно- прикладного творчества, мультимедийными
проекторами, микроскопами и т.д.
Территория учреждения занимает -4662 кв. м. Территория огорожена с фасада
забором из сетки «рабица» высотой в 1,5 м, с восточной стороны забором из
профлиста высотой 2 м, остальное ограждение деревянное. На территории имеется
освещение: 2 уличных фонаря и 1 фонарь- светодиодная лампа, обустроена беседкой,
лавочками, цветочными клумбами.
Отдельное место отведено спортивной площадке, на которой имеются турники,
лабиринт, шведская стенка, рукоход, лабиринт, зигзаги, оборудованное костровое
место. Все оборудование прошло необходимые испытания и к использованию
37

готово.
В течение года разрабатывался проект по дизайну учреждения и ландшафту
территории. В результате тесного

взаимодействия педагогов, родителей и

обучающихся оформлены:
- игровая площадка «Внимание! Если ты пешеход», где расположены арт- объекты
железной дороги и шоссе для автомобилистов;
- туристическая полоса препятствий, костровое место и место для тренировок по
стрельбе из пневматической винтовки;
-

зона отдыха со сказочными персонажами и арт- объектами.

Санитарно-

гигиенические

нормы

условия

соответствуют.

Педагоги,

обслуживающий персонал и обучающиеся заинтересованы в обеспечении и
сохранности имеющегося инвентаря, оборудования, относятся к материальной базе
учреждения бережно.
Пожарная

безопасность

соблюдена:

все

кабинеты

оснащены

закрытыми

осветительными приборами, температурный режим поддерживается конвекторами, в
учреждении

автономное

водоснабжение,

канализацию.

Здание

оснащено

автоматической установкой пожарной сигнализации и аппаратурой охранно-пожарной
системы с выходом на центральный пульт, имеются пожарные тепловые (2 шт.) и
дымовые (39 шт.) извещатели, кнопка тревожной сигнализации. Помещение
оборудовано системой оповещения людей о пожаре. Огнетушители имеются в
достаточном количестве (ОУ2- 1шт. ОП4 – АВСЕ- 11 шт.)
Оборудование используется рационально, ведется учет материальных ценностей. Все
помещения учреждения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам
пожарной и электробезопасности, требованиям охраны

труда работников и

образовательного процесса обучающихся.
ВЫВОД: Для ведения образовательного процесса в учреждении сформирована
достаточная

своя

материально-

техническая

база

и

имеющаяся

база

общеобразовательных учреждений. Санитарно- гигиенические нормы выдержаны.

38

7. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ
СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Для осуществления анализа образовательного процесса в МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
разработаны локальные акты: Положение о внутреннем контроле, Положение о
внутренней системе оценки качества образования, Положение о ведении журналов учета
работы педагогов дополнительного образования в творческих объединениях, положение
об аттестации обучающихся, Положение о работе с одаренными детьми. Положение о
внедрении наставничества. Контроль осуществляется директором учреждения и его
заместителем.
дополнительных

В

рамках

внутреннего

общеразвивающих

контроля

программ

в

учитывается

полном

выполнение

объеме

(прохождение

материала, проведение практических работ, выставок, соревнований, конкурсов,
экскурсий и т.д.); сохранность контингента обучающихся; организация контроля и
промежуточной аттестации, участие в конференциях, фестивалях разных уровней.
В качестве источника данных для внутренней системы оценки качества используются
результаты внутреннего контроля. По итогам внутреннего контроля проводятся
заседания педагогического совета. Замечания, выявленные в ходе контроля, и
предложения по их устранению фиксируются в протоколах.
Последний мониторинг «Удовлетворенность системой образования Иркутской области»
(численность респондентов, принявших участие в опросе-326) среди родителей и
обучающихся показал, что условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов – 79 %,
комфортность условий предоставления услуг в организации - 87 %, организация учебно-

воспитательного процесса - 92 %, возможности, предоставляемые образовательной
организацией для всестороннего развития детей – 94 %, доброжелательность и вежливость
работников организации, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при
обращении в

организацию -96

%,

готовность

рекомендовать

образовательную

организацию своим знакомым -92 % (в сравнении с прошлым годом 89%).
Проводилась работа с обучающимися по ранней профессиональной ориентации.
Программа «Все работы хороши»охватывала 30 о б учающихся. Программа носит
практическую направленность. Основную часть

составляют

экскурсии

на

предприятия, встречи с людьми разных профессий, проба возможностей в какой- либо
профессии и знакомство с особенностями каждой профессии через теоретический
материал. Программы данного направления

требуют

тесного

привлечение квалифицированныхспециалистов смежных предприятий,

содружества,
сетевой

формы взаимодействия.

39

Вывод:
В учреждении система оценки качества образования представляет собой совокупность
организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся,
эффективности выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ. Разработанное Положение о внутреннем административном контроле дает
возможность отслеживать:
 качество работы педагогических работников,
 реализацию образовательных программ в полном объеме (прохождение материала,
проведение тематических занятий, экскурсий и пр.);
 наличие положительного эмоционального микроклимата на занятиях и пр.
В рамках контроля использовались разные формы и методы работы: административные
плановые проверки, наблюдение, проверка документации, анализ контрольных занятий,
анализ учебно-тематических планов и программ.
Вопросы контроля рассматривались на заседаниях педагогического, методического
советах, на совещании при директоре.

40

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Таблица № 1
Показатели деятельности организации дополнительного образования,
подлежащей самообследованию
Единица изме№ п/п
Показатели
рения
1.
Образовательная деятельность
1.1.
Количество образовательных программ, из них:
36
по сроку реализации:
1.1.2.
1 год
19%
1.1.3.
2-3 года
42 %
1.1.4.
3 и более лет
39 %
по уровню усвоения:
1.1.5.
общеразвивающие
36
1.1.6.
специализированные
нет
1.1.7.
профессионально-ориентированные
нет
1.1.
Количество творческих объединений
83
1.1.2.
Общая численность обучающихся, в том числе:
1374
1.1.3.
до 5 лет
96
1.1.4.

5-9 лет

447

1.1.5.

10-14 лет

724

1.1.6.
1.2.

1.3.

1.4.

1.4.1.
1.4.2.
1.4.3.
1.4.4.
1.5.

15-17 лет
107
Численность/удельный вес численности обучающихся,
занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, 615
студиях, секциях), в общей численности обучающихся
Численность/удельный вес численности обучающихся с
0
применением дистанционных образовательных
технологий , электронного обучения, в общей
численности обучающихся
Численность/удельный вес численности обучающихся по 33
образовательным программам, направленным на работу
с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности обучающихся, в том числе:
Состоящих на учёте в ОПППН
0
Стоящих на внутрешкольном учете
3
Дети-инвалиды
8
С ОВЗ (не имеющих инвалидности)
22
Численность обучающихся/удельный вес численности, 403/
принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы,
фестивали, конференции), в общей численности, в том
числе:

41

1.6.1.
1.6.2.
1.6.3.
1.6.4

на международном уровне
на всероссийском уровне
на межрайонном уровне
на районном уровне
на региональном уровне
на муниципальном уровне
на городском
на областном
Численность/удельный вес численности обучающихся –
победителей и призеров, в общей численности, в том
числе:
на международном уровне
на всероссийском уровне
на районном уровне
на региональном уровне

1.6.5

на муниципальном уровне

39

1.6.6
1.6.7
1.6.8

на межрайонном уровне
на городском уровне
на областном уровне
Количество массовых мероприятий, проведенных
образовательной организацией

7
175
2

1.8.
1.8.1

Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес педагогических работников,
имеющих высшее образование, в общей численности
педагогических работников

15
5

1.8.2.

Численность/удельный вес педагогических работников,
имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес педагогических работников,
которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников

6

Высшая
Первая
Численность/удельный вес педагогических работников, в
общей численности педагогических работников педагогический стаж работы, которых составляет:
До 3 лет
До 5 лет
До 10
До20
Более 20 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в возрасте:
Моложе 25 лет
25-35 лет

0
2

1.5.1.
1.5.2
1.5.3
1.5.4
1.5.5
1.5.6.
1.5.7
1.5.8.
1.6.

1.7.

1.8.3.

1.8.4.
1.8.5
1.8.6

1.8.7.
1.8.8.
18.9.
18.10
1.8.11
1.9.

1.9.1.
1.9.2.

3
20
7
9
8
39
310
7
247

9

3
20
1
0

29

2

15

4
0
0
6
4
15

0
1
42

1.9.3.
1.9.4.
1.9.5.
1.10.
1.10.1.
1.10.2.
1.10.3
1.10.4.
1.10.5
1.10.6.
1.10.7.
1.10.8.
1.10.9.
1.10.10.

35 лет и старше
Пенсионеры
Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации
Количество компьютеров в расчете на одного обучающегося
Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе:
Учебный класс
Мастерская
Актовый зал
Танцевальный класс
Спортивный зал
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на компьютерах
или использования переносных компьютеров
Оснащение средствами сканирования и распознавания
текстов
С выходом в Интернет с компьютеров

11
3

0
1
1
нет
1
нет
0
нет
1
1
да

43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует отметить, что учреждением были обеспечены возможности выбора
детьми дополнительных общеобразовательных программ, созданы условия для создания
образовательного пространства, способствующего самореализации детей и подростков,
достижению их социальной компетентности при освоении ими общеобразовательных
программ дополнительного образования.
Исходя из Программы развития
- Учреждение частично выполняет поставленные задачи развития:
разработаны новые программы технической направленности Робототехника,
«Художественная обработка древесины»;
-Открыты 8 групп данной направленности;
- Заключены договоры социального сотрудничества с учреждения культуры города и
сетевого взаимодействия в целях ранней профориентации обучающихся с ОГКУ «ПСС
Иркутской области» ПЧ – 145 г. Алзамай;
- Увеличилось количество участников конкурсов разных уровней ;
- Разрабатывается и систематизируется порядок выявления и поддержки талантливых и
высокомотивированных детей;
- Увеличилось качество участия педагогических работников в профессиональных
конкурсах;
- Материально- техническая база учреждения пополнена современным оборудованием:
приобретены планшеты для рисования песком, образовательные робототехнические
конструкторы.
На основе проведённого самообследования можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
По результатам самообследования деятельности МАУ ДО ДДТ можно сделать выводы:
1. Учреждение работает в режиме развития, с учетом требований, предъявляемых к
учреждениям дополнительного образования;
2. Уровень выполнения муниципального задания по наполняемости учебных групп
соответствует нормативным актам, положительно стабилен;
3. Учреждение располагает необходимыми организационно-правовыми документами для
ведения образовательной деятельности;
4. Система управления эффективна для обеспечения выполнения функций ДДТ в сфере
дополнительного образования и работе с молодежью;
5. Показатели уровня достижений и творческих успехов, обучающихся на городских,
региональных,
фестивалях

межрегиональных,

свидетельствует

о

Всероссийских,
хорошем

Международных

качестве

реализации

конкурсах

и

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ;
44

6. Продолжается работа по совершенствованию мониторинга результатов образовательной
деятельности, работы с родителями, укреплению материально-технической базы ДДТ;
7.Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и
воспитательного процесса.
Вместе с тем, самообследование показало, что необходимо:


удовлетворить

социальный заказ о б учающихся, родителей (их законных

представителей) через:


разработку

новых

программ

технической

и

естественнонаучной

направленностей;


открытие творческих объединений данных направленностей;



выявление и поддержку талантливых и одаренных детей;



непрерывное повышение профессиональных компетенций педагогов;



пополнение материально- технической базы учреждения.

Исходя из анализа работы, обозначим приоритетные направления в 2023 году:
-активизации индивидуальной работы педагогов по подготовке обучающихся к
успешному выступлению в конкурсах и проектах разного уровня;
-уделить внимание обобщению и распространению педагогического опыта работников
учреждения;
-совершенствование методического сопровождения образовательного процесса;
-расширить и совершенствовать формы социального партнерства с учреждениями
образования, культуры, спорта и предприятий города.
Отчет составлен по материалам самообследования деятельности МБУДО «ДДТ
г. Алзамай» за 2022 год.

Директор:__________ Н. В. Корсакова

45

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».