Туризм

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г.Алзамай»
Согласовано
на педагогическом совете
Протокол от «__»___ 2023г. №__

Утверждено
приказом директора
МБУДО «ДДТ г.Алзамай»
от «
» 2023 г. №__

Дополнительная общеразвивающая программа
по туризму
Направленность: туристско- краеведческая

Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок обучения по программе: 1 год
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Колдунов Андрей Юрьевич

г. Алзамай,2023 г.

№
п/п
1
2
3
4
4.1
4.2
5
6
7

Содержание
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Методические материалы
Материально-техническое обеспечение
Литература

стр.
3
6
7
9
9
9
10
12
13

2

1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред.) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014 г.,
Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивный туризм и
соответствует - «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г»
утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022г;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 41 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
от 27 июля 2022 года N 629
Имеет туристско-краеведческую направленность, ориентированную на обучение ребят
азбуке туризма — сообщение им сведений по организационным вопросам подготовки и
проведения походов, основных сведений о своем крае, знакомство с ориентированием на
местности, основами топографии, знание гигиены туриста, первой помощи при заболеваниях и
травмах; обучение технике спортивного туризма через занятия в тренировочных сборах и
походах.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что туризм сочетает активный здоровый отдых,
познание и освоение окружающего мира, родного края, что ставит его в ряд наиболее
эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Спорт и здоровый
образ жизни, относятся к приоритетным направлениям социальной политики в области
образования.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию
личности ребёнка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и
физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной
деятельности (коммуникативный компонент, лидерство, способности к организации и
самоорганизации).
Новизна или отличительные особенности программы
Данная программа соединяет темы по «основам туристской подготовки», по «топографии и
ориентированию», «краеведению», «основам гигиены и первой доврачебной помощи», «ОФП»
(как предлагает программа «Туризм и краеведение» под ред. Ю. С. Константинова и А. Г.
Маслова) и «туристская группа в походе», «проведение походов», «туристский бивак»
(Программа «Пешеходный туризм» В. В. Куликова, Л. М. Ромштейна);
Программа включает подготовку по технике и тактике туристского спорта (техника вязания
туристических узлов и изучение техники прохождения контрольно-туристического маршрута),
которую обучающиеся могут получить, участвуя в тренировочных сборах и лагерях.
Основная цель образовательной деятельности туристско- краеведческой направленности:
- обеспечение качественного дополнительного образования, направленного на формирование
разносторонне развитой личности;
- развитие самостоятельности обучающихся на базе создания ситуации успеха, творческого
потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно-ценных и
лично значимых целей;
3

- формирование моральных и волевых качеств, черт характера в процессе выполнения
должностных функций каждым членом группы, преодоление специфических сложностей,
возникающих в экстремальной ситуации;
- физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения,
приобщение к здоровому образу жизни.
Исходя из вышеуказанной цели, данная дополнительная общеразвивающая программа по
туризму должна решить цель и задачи первого года обучения. При социальном заказе программа
может быть продолжена в последующие годы.
Цель данной программы:
Развитие и поддержка обучающихся, проявляющих интерес и имеющих природные задатки и
склонности к туристско- краеведческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
стимулировать обучающихся в непосредственном познании мира, своего края;
 способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков в области
спортивного туризма;
 учить детей укреплению здоровья и совершенствованию физического развития,
 безопасной жизнедеятельности в условиях дикой природы.
Развивающие:
 воспитывать активную любовь к малой родине;
 использовать возможности туризма и краеведения для выработка внутреннего кодекса
поведения на основе общечеловеческих норм гуманистической морали, осознанного
выбора здорового образа жизни.
Механизм и условия реализации программы:
Адресат программы: обучающиеся 9 – 15 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Программа
Объем программы : 72 часа
Режим занятий : 2 раза в неделю по 2 часа, каждый из которых 40 минут. Между занятиями
перерыв 10 минут. Временные рамки походов или учебно-тренировочных сборов -по плану и
согласованию с администрацией.
Наполняемость группы: 15 человек.
Условия набора: принимаются обучающиеся (мальчики/девочки) на основании собственного
желания по заявлению родителей. Особых требований к посещению занятий не требуется.
Практические занятия на природе, походы согласуются с родителями, их письменное
разрешение.
Допускается дополнительный набор обучающихся в течение всего календарного года.
Особенности состава учащихся:
-смешанный: мальчики-девочки
- постоянный-переменный
-с участием детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Форма освоения программы: очная. В случае эпидемической обстановки возможны
занятия через Viber и WhatsApp, Сферум, где созданы группы для связи с обучающимися и
родителями.
Формы организации занятий: -теоретические занятия – беседы и лекции,
-практические занятия- практикумы и мастер- классы (в спортивном оборудованном зале и
на спортивных площадках)
- тренировочные сборы, походы, соревнования, турслёты;
4

- тематическое тестирование, тренинги, коммуникативные игры, организация наблюдений
во время походов, беседы с обучающимися, написание докладов, рефератов по
краеведению, викторина и др.
Формы организации на занятии: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Программа реализуется в течение всего календарного года.
Учебный план
Количества часов
Всего Теория Практика

№
Наименование темы, раздела
п/п

2

зачёт-гербарий

6
8

2
4

4
4

зачёт по ТБ

4

20

16

Техника вязания туристических узлов
(восьмёрка, проводник, прямой, встречный,
удавка, бромшкотовый, булинь, штык,
схватывающий, стремя, ткацкий, грепвайн).

зачёт (узлы)

Техники прохождения контрольнотуристического маршрута (КТМ): техника
спуска, подъема; параллельные верёвки, гать,
навесная, маятник, бревно; переноска
раненого.
Ориентирование по компасу. Азимут.
Топографическая подготовка.
Ориентирование с помощью карты и компаса
Спортивная подготовка туриста. ОФП.
Туристское снаряжение
Туристский бивак
Гигиена туриста. Доврачебная помощь
пострадавшему
Участие в соревнованиях: турслёт/ «Школа
безопасности»/
Всего часов

участие в
соревнованиях
по СТ
6
4

2
2

4
2

6
3
5
5

2
1
2
2

4
2
3
3

тестирование
сдача норм

Зачёт

Вне сетки часов
68

Участие в
соревнованиях

24

44

Раздел \ месяц

май

2. Календарный учебный график

апрель

13

2

март

9
10
11
12

4

февраль

7
8

-

январь

6

1

декабрь

5

1

ноябрь

3
4

октябрь

2

Введение. История развития туристического
спорта
Природа родного края и его история.
Краеведческая работа в походе
Подготовка похода
Туристская группа в походе. Обеспечение
безопасности
Техника и тактика туристического спорта:

сентябрь

1

Форма
контроля и
промежуточно
й аттестации

Итого
часов

1 год обучения
5

Учебный модуль
1.Введение. История развития спортивного
туризма
2.Природа родного края и его история.
Краеведческая работа в походе
3.Подготовка похода
4.Туристская
группа
в
походе.
Обеспечение безопасности
5.Подведение итогов похода.ЭТО
ОБЪЕДИНИТЬ
6. Техника и тактика спортивного туризма
7.Ориентирование по компасу. Азимут
8.Топографическая подготовка.
Ориентирование с помощью карты и
компаса
9.Спортивная подготовка туриста. ОФП
(общефизическая подготовка)
10.Туристское снаряжение
11.Туристский бивак
12.Гигиена туриста. Доврачебная помощь
пострадавшему
13.Участие в соревнованиях (в сетку часов
не включены)
Итого:

№
1

обучающиеся будут
знать:
1.законы, правила,
нормы поведения юных
туристов
2. основы туристской
подготовки
3. способы
ориентирования,
группы условных
знаков, компас
4. основные сведения о
родном крае (климат,
животный и
растительный мир)
5. основы гигиены и
первой доврачебной
помощи; значение
врачебного контроля и
самоконтроля, значение
ОФП

-

1

4

2
1

6
4

1

4

2
1
-

2
1

20
6
4

-

2

-

6

1
1
1

1
1

1
-

-

3
5
5

1

-

1

1

1
-

1

-

-

1
1

-

2
1

-

1

-

-

-

-

- 2

1
1
-

1
1
1

2
1
-

3
1
1

4
-

2
1
1

3
-

1

-

1

1

-

1

1
1 1
1

2

1

-

-

-

34
часа
1

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

8

6

7

6

9

8

8

8

68

Планируемые результаты по итогам обучения
будут уметь:
приобретут
Приобреут следующие
навыки:
компетенции
1. вязать
1. по топографии
1.коммуникативные:
туристические узлы
и
способность вступать в
2. надевать
ориентированию
контакт, вести диалог,
страховочную
2. по разработке
готовность решать
систему, 3.
маршрута и сбору коммуникативные
преодолевать этапы краеведческих
задачи; владение устным
спуск, подъем,
сведений
общением; высказывать
траверс склона,
3. по уходу за
и аргументировать свою
переправа по бревну,
телом, одеждой и точку зрения, выступать
маятник, навесная
обувью в походе
перед группой, уметь
переправа,
4. по подбору
выделять проблему и
параллельные перила. состава мед.
находить стратегию ее
4. подбирать личное
аптечки и по
решения;
снаряжение.
оказанию первой
доброжелательное от5.участвовать в
помощи
ношение к товарищам,
соревнованиях по
5. по туристской
стремление помогать им;
спортивному туризму подготовке
2. информационные,
на дистанции
5.Вязать
позволяющие учащимся
пешеходная 1 класса. туристические
оценить опыт человечества,
6

6. технику
прохождения
контрольнотуристического
маршрута, технику
вязания основных
туристических узлов
7.Личное и командное
снаряжение
8.Правила проведения
похода
9. Виды соревнований
по спортивному
туризму дистанция
пешеходная 1 кл.
10.Права и
обязанности участника
соревнования.

1.1.

6. укладывать
рюкзак, 7.выбирать
место привала,
устанавливать
палатку, разводить
костёр
8.составлять план
подготовки похода,
соблюдать правила и
режим движения
9.преодолевать
несложные
препятствия,
использовать
самостраховку,
10. составлять отчёт о
походе;
11.участвовать в
туристских
соревнованиях;
12.уметь
осуществлять
самоконтроль;

узлы.
6. Надевать
страховочную
систему.
7.Бухтовать и
маркировать
веревку.
8. Участвовать в
соревнованиях по
спортивному
туризму на
дистанции
пешеходная 1
класса.

определить личностный
смысл, анализировать
новую информацию, делать
выводы;
3. социальные:
участвовать в трудовой и
общественной
деятельности; строить
взаимодействие с
людьми разного возраста
4. компетенции
личностного
самосовершенствования:
способность обучаться и
самоопределиться в
последующем выборе;
5. личностные качества:
любознательность,
стремление к творческим
достижениям, стремление к
лидерству,
самообразованию;
трудолюбие; требовательность к себе, волевые
качества.

1. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:

Теоретические занятия (лекции) проводятся как в помещении учреждения, так и на свежем
воздухе в весенне- осенний период.
В наличии педагога имеются личное и групповое снаряжение: веревки, туристическая обвязка с
карабинами; противогазы, палатки, рюкзаки, топографические карты, карточки с
топографическими знаками, компасы разных устройств, географические карты, аптечка,
гербарии и т.д.
В помещении установлены видео- и аудио-аппаратура для использования информационных
ресурсов, имеется фото-источник.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.
.
№
п/п
1.

Обувь (кроссовки, кеды, ботинки на подошве «Вибрам», сапоги резиновые).

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Носки простые и шерстяные.
Теплое нижнее бельё.
Штормовой, ветрозащитный костюм.
беговой костюм.
Куртка тёплая.
Шапка тёплая.
Рукавички или перчатки тёплые.
перчатки для работы с верёвкой.

НАИМЕНОВАНИЕ

7

Свитер тёплый.
Накидка от дождя.
Набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож).
Рюкзак.
Страховочная система.
Индивидуальный пакет (спички, бинт, 2 таблетки обезболивающего в непромокаемом
пакете.).
16.
Карабин с муфтой.
17.
Блокировка д-10мм, 5м.
18.
Кольцо репшнур д-6мм.
19.
Каска.
20.
Приспособление для спуска, по перилам (восьмёрка).
21.
Приспособление для подъёма по перилам (жумар).
22.
Устройство для преодоления навесной переправы (трек).
23.
Фонарь электрический налобный.
24.
Запасные батарейки.
25.
Компас.
26.
Спальник.
27.
Коврик.
28.
Мешок непромокаемый для личных вещей.
29.
Палатка
1.2.Методическое обеспечение программы включает в себя перечень нормативных документов
по спортивному туризму: положение о Единой всероссийской спортивной классификации;
нормы, требования и условия выполнения разрядов по спортивному туризму; Всероссийский
реестр видов спорта; правила соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта
0840005411Я); регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанцияпешеходная»; регламент проведения соревнований по группе дисциплин «маршрут».
Отдельную часть методического обеспечения составляют тестовые задания, содержащие
вопросы по разным направлениям программы и психологической подготовки воспитанников,
викторины.
1.3.. Методические рекомендации и дидактические материалы:
10.
11.
12.
13.
14.
15.

1. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Основные понятия,
принципы и задачи туристского многоборья» – Истра, 2023 г.
2. Ориентирование. Способы ориентирования. Как ориентироваться по солнцу и часам и
др. (методическое пособие); работа с картой и компасом.
3. Определение расстояния.
4. Презентации по оказанию первой доврачебной помощи (ГО).
5. Гербарий.
6. Презентации, фото-, видео материалы с соревнований, слётов, походов.
7. Тесты, контрольно-измерительные материалы.
8. Топознаки (методическое пособие).
9. Моргунов О. А. «Туристские возможности родного края для маршрутов первой и второй
категории сложности» (Методические рекомендации), 2013г.
10. Моргунов О. А. «Подготовка туристического похода выходного дня» (Методические
рекомендации), 2014г.
11. Сигналы. Аварийные знаки.
12. Как вести походный дневник
13. Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и
организации спортивных туров
14. Узлы - история, легенды, виды. YurikGL (Уфа): библиотека Туристско-Спортивного
Союза Республики Башкортостан; + презентация.
8

15. Правильная организация движения в походе. Основные виды туризма

Кадровое обеспечение.
Дополнительная общеразвивающая программа по туризму рассчитана на педагога
дополнительного образования, увлеченного туризмом, способного анализировать,
быстро ориентироваться в нестандартной обстановке во время походов и принимать
грамотные решения;
-уметь правильно расставлять приоритеты;
- обладать организаторскими способностями;
- иметь навыки оказания первой доврачебной помощи;
- уметь нести ответственность за своих обучающихся, доверять им и познавать их в
разных ситуациях. Можно дополнить, изменить!



.
№

Оценочные материалы.
Формы контроля: входящий, промежуточный, итоговый контроль по ОФП
Методы контроля: контроль по ОФП, наблюдение, тестирование, тематические зачёты,
участие в городских соревнованиях, зачётный летний поход.

Виды
контроля
Входящий

Цель контроля

Методы контроля

Формы контроля

Определение
физической готовности
к занятиям спортивным
туризмом.

1.Наблюдение.
2.Медицинские
допуски.

Выполнение
первичных
контрольных
упражнений

2

Промежуточн
ый

Определение динамики
физической готовности
у обучающихся по
итогам первого
полугодия.

Комбинированный:
1.Тестирование.
2.Контрольные
тренировки.
3.Самоконтроль.
4.Зачетные занятия.

1.Участие в
соревнованиях по
спортивному туризму
2.Участие в
соревнованиях по
спортивному туризму

3.

Промежуточн
ая аттестация

Определение
результатов ЗУН по
итогам обучения.

Комбинированный.
1.Протоколы
соревнований.

1.Выполнение
юношеских разрядов
по спортивному
туризму –дисциплина
«дистанция».
2. Получение зачёта
степенного похода
(н/к) или похода 1 к.с.

1

Итоговый
4

9

2. Методические материалы- ЭТО ВАШИ НАРАБОТКИ ЛИЧНЫЕ:разработки
занятий, памятки для родителей, правила для обучающихся о поведении в походе,
рекомендации и т.д.Сделайте Памятку и все!
5.2. Используемые образовательные технологии:
1) здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, пропаганду здорового образа жизни;
формы организации работы с детьми
- работа в парах
- малые группы
- работа в команде
- индивидуальная работа с детьми.
методы обучения:
словесный, наглядный, практический;
объяснительно-иллюстративный,
частично - поисковый, исследовательский
практический и др.; Много более современных

Современные информацонные источники (электронные образовательные ресурсы)
Темы занятия

Названия
используемых ЭОР

Вид ресурса
(информационн
ые,
практические,
контрольные)

Форма
представления

Деятельность
педагогического
работника(с
указанием
действий ЭОР

Деятельность
обучающихся (с
указанием
действий с ЭОР)

Спортивный
туризм

https://www.yout
ube.com/watch?v
=5QL-rWlGBKA

Информацион
ный
практический

Видео о
спортивном
туризме

Просмотр,
обсуждение

Туристические
узлы

https://www.yout
ube.com/watch?v
=Av3fIVny4cs

Информацион
ный
практический

Обучение
вязанию
узлов

Просмотр
изучение,
повторение

Страховочная
система для
спортивного
туризма,
блокировка
страховочной
системы
Спортивное
ориентирование
Карта

https://www.yout
ube.com/watch?v
=LeWuUdqJQ3E

Информацион
ный
практический

Техническая
подготовка
юных
туристов
Техническая
подготовка
юных
туристов
Техническая
подготовка
юных
туристов

Просмотр
изучение,
повторение

https://www.yout
ube.com/watch?v
=q8acVtV254s

Информацион
ный
практический

Обучение
надеванию
страховочной
системы,
блокировка
страховочной
системы
Обучение
ориентирован
ию

Спортивное
ориентированию

https://www.yout
ube.com/watch?v

Информацион
ный

Обучение
ориентирован

Просмотр
изучение,

Техническая
подготовка
юных
туристов
Техническая
подготовка

Просмотр
изучение,
повторение

10

Азимут

=9OCAqt7Sslw

практический

Спортивное
ориентирование
Дистанция

https://www.yout
ube.com/watch?v
=T8vxN6bTcEg

Информацион
ный
практический

Обучение
https://www.yout
ориентированию ube.com/watch?v
: Дороги и тропы =w6SU3hYoac&t=72s
Туристические
https://www.yout
узлы
ube.com/watch?v
=Av3fIVny4cs

Информацион
ный
практический
Информацион
ный
практический

юных
туристов
Техническая
подготовка
юных
туристов
Техническая
подготовка
юных
туристов
Техническая
подготовка
юных
туристов

ию

повторение

Обучение
ориентирован
ию

Просмотр
изучение,
повторение

Обучение
ориентирован
ию

Просмотр
изучение,
повторение

Обучение
вязанию
узлов

Просмотр
изучение,
повторение

Использование сайтов:
- группа «Фортуна» http://vk.com/club1393118
- «Школа безопасности и Юный спасатель в Иркутской области» http://vk.com/club12703528
- Спортивный туризм в Ангарске.
- http://cutur.ucoz.ru/load/2 (Туризм и спорт – Библиотека)
Зачем вся эта литература, которой у Вас нет в наличии и Вы , уверена, ее всю не
используете? Только ту, которая в наличии и только Вам необходимая.
5. Литература:
1. Александрова А.Ю. География туризма : учебник / Александрова А.Ю., под ред., Христов
Т.Т. — Москва : КноРус, 2020. — 592 с.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
3. Боголюбова С.А. Проблемы развития детско-юношеского туризма и пути их решения в
современных условиях / С.А. Боголюбова, В.С. Боголюбов, А.В. Лось, О.Ю. Лось // АНИ:
экономика и управление. – 2018. – №1 (22). – С. 161-164.
4. Бутузов, А.Г. Этнокультурный туризм : учебное пособие / Бутузов А.Г. — Москва : КноРус,
2021. — 248 с.
5. Буянов В. М. Первая медицинская помощь.- М.: Медицина; Издание 7-е, перераб. и доп.;
224 стр.; 2000 г.
6. Добарина И. А. Туристско-краеведческая работа с детьми: Новосибирский
государственный педагогический университет, 2022 г.
7. Загурская С.Г. Разработка экскурсионных маршрутов для школьников (на примере районов
СВАО г. Москвы) : учеб. пособие / С.Г. Загурская, Т.Ю. Тихонова. – М. : МГУПС МИИТ,
2014. – 267 с.
8. Константинов Ю. С. «Детско-юношеский туризм»: учебное пособие для академического
бакалавриата / Ю. С. Константинов; Федер. центр детско-юношеского туризма и
краеведения. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 455 с.: ил.
9. Костерев Н. А. Больше походов – хороших и разных! (опыт организации и проведения
массовых туристско-краеведческих походов и экскурсий со школьниками) // Вестн. Акад.
дет.-юнош. туризма и краеведения. – 2013. – № 3. – С. 87-102
10. Манько, Н.П. Методологические, организационные и правовые аспекты обеспечения
безопасности туризма : монография / Манько Н.П., Соколов А.С., Рассохина Т.В., Гуляев
В.Г., Ищенко В.М. — Москва : Русайнс, 2019. — 206 с.
11. Масягина Н.В. Организационно–педагогические особенности школьного туризма : дис. ...
канд. пед. наук : 13.00.04 / Масягина Наталья Васильевна. – М., 2003. – 200 с.
12. Методическое пособие «УЗЛЫ, применяемые на соревнованиях по спортивному туризму»:
Составил: Усачева Анна Владимировна тренер-преподаватель МБОУ ДО «Эдельвейс»
11

Тольятти, 2017
13. Образовательный туризм в России : учебное пособие для вузов / Ю. С. Путрик [и др.] ; под
редакцией С. Ю. Житенёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 170 с.
14. Таймазов В. А., Федотов Ю. Н. "Теория и методика Спортивного туризма"/учебник: М.
"Советский спорт" с.424, 2016г.
15. Технология и организация сопровождения туристов. Обеспечение безопасности : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова [и др.] ;
ответственный редактор Г. М. Суворова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2021. – 195 с.
16. Туристско- спортивный союз России. ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «СПОРТИВНЫЙ
ТУРИЗМ»,
М.:2021 г.
11. Чудновский А.Д. Организация детского туризма : учебнопрактическое пособие /
Чудновский А.Д., под ред., Жукова М.А., Жуков В.А., Санаева О.А. — Москва : Русайнс, 2020.
— 318 с.
17. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Издательство Игоря
Балабанова, 2008 г.
18. Организация питания в походе, раскладка и расчёт продуктов туристов: https://aktivnyjotdykh.ru/aktivnyj-otdykh-i-turizm/pokhod-vykhodnogo-dnya/organizatsiya-pitaniya-vpokhode.html 2023 г.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д.
Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
2. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел :
МАБИВ, 2020. – 118 с.
3. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учебное пособие / А.А. Иванов. –
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
4. Карпова Ю.И. Характеристика понятия "детский туризм". Классификация видов детского
туризма / Ю.И. Карпова, И.А. Романова, М.В. Юрченко // Региональные географические
исследования : сб. науч. тр. / под общ. ред. А.В. Погорелова. – Краснодар : Кубанский гос.
ун-т, 2020. – Вып. 13. – С. 234-237.
5. Константинов Ю.С. Как зарождался детский туризм в России // Актуальные вопросы
состояния и развития рекреации, спортивно-оздоровительного и детско-юношеского
туризма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 16 декабря 2022 г.
(РУС «ГЦОЛИФК») / под общ. ред. И.А. Дрогова, Д.В. Смирнова. – Москва, 2022. – С. 1321.
6. Маклахлен Грэм «Узлы»: Карманный справочник (для начинающих), Издательство
«Эксмо», 2023 г.
7. Назарова Л.Х. Современное состояние развития детского туризма в России / Л.Х.
Назарова, П.А. Аладышкина // Международный журнал гуманитарных и естественных
наук. – 2020. – №11-3. – С. 180-184
8. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред.
Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
9. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел :
МАБИВ, 2020. — 149 с.
10. Туризм : словарь / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Морозова. – Москва : ИНФРА-М,
2019. – 300 с.
1.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».