Мастерица

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена
на педагогическом совете
Протокол № 4 от «_7_»09 2020г
Алзамай»

Утверждена
приказом директора
МКУДО «ДДТ г.
№ 71 от «09»_09_ 2020г.
(приказ о переименовании учреждения от 19.11.2020 №91)

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Мастерица»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 15 - 17 лет
Срок освоения: 1 год

Составитель
Усатюк Ирина Витальевна
Педагог дополнительного образования
I квалификационная категория

г. Алзамай, 2020 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерица» составлена на основании

программы «Чудесные мгновения» (автор Е.А. Турбина, Волгоград «Учитель»)
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа относится к художественной
направленности.
Актуальность программы:
Данная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на
формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким
кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно
органичное существование человека в окружающем мире.
Предлагаемая программа названа «Мастерица». На практике проверено, что
выпускники легко адаптируются в условиях современного общества, широко
применяют полученные знания на практике. У них сформирован интерес к
рукоделию. Они обладают эстетическим вкусом и творческой инициативой, с
удовольствием продолжают участвовать в конкурсах. В кружке уже занимаются дети
выпускников, продолжая традиции своих родителей. Ежегодно в кружке вместе с
обучающимися занимаются несколько мам воспитанниц, которые в основной список
не вносятся. Выпускники, прошедшие обучение по данной программе,
зарекомендовали себя настоящими рукодельницами на муниципальных,
региональных, всероссийских конкурсах, поэтому программа на протяжении многих
лет не меняет своего названии - «Мастерица».
Отличительные особенности программы:
Особенность вязания крючком состоит в том, что изделие, выполненное
квалифицированно, с богатой фантазией, с чувством цвета, всегда эксклюзивно.
Освоив необходимые навыки работы, с легкостью можно не только копировать узоры
и модели, но и модифицировать их по своему собственному желанию и даже
создавать новые.
Сам процесс вязания приносит радость, даёт возможность выразить себя в
творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет в полной мере
проявить свою фантазию, вкус, мастерство. Несмотря на широкие возможности
современных технологий, во всем мире вновь входят в моду и ценятся работы,
выполненные в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью
сложности, уникальностью и изяществом.
Подбор ниток и фасона, разнообразие техник вязания, умелое оформление изделия
делает работу мастерицы неповторимой, уникальной, а веками отточенное мастерство
вязания крючком не только увлекательным, но и актуальным по сей день. Вязание
поможет экономно распорядиться и семейным бюджетом. Связанные молодой мамой
кофточки, сарафанчики и платьица не только порадуют малыша, поразят изяществом
и красотой окружающих, но сэкономят денежные средства.

Вязание способствует развитию творческих способностей у обучающихся, воспитание
их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает
навык общественно-полезного труда.
Новизна программы:
Обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества,
развивают способность к труду, творческой деятельности, умение связать
оригинальные вещи своими руками. В процессе освоения программы прослеживаются
межпредметные связи, а также воспитывается творческое мышление.
В основу данной программы заложены художественно-нравственное и
художественно-эстетическое воспитание как младших школьников, так и старшего
возраста. Мы пытаемся заглянуть в будущее, но и стараемся ясно представить себе
прошлое – историю становления искусства, заглянем в «бабушкины сундуки». Это
позволяет привить обучающимся чувство любви к Родине, родному дому, семье.
Обучение идёт по принципу; от простого к сложному. В курсе изучается, как
правильно вязать различные виды петель, как набирать, прибавлять и убавлять петли.
Овладев первоначальными приёмами, обучающиеся переходят к выполнению мелких
изделий – шарфиков, шапочек, носков, варежек и др.
Вязаная кофта, полотенце или украшенные вязанными крючком вставками подушки и
покрывала – одновременно одежда, бытовой предмет и высокое искусство.
Вязание крючком поразит
изяществом, красотой, если разнообразные салфетки,
скатерти, шторы, игрушки, одежду и элементы её украшения изготовить с
применением поперечного, ирландского, брюггского кружева, техники «Филе»,
вязания на вилке - «шпильке», кружева из тесьмы.
Программа «Мастерица» носит личностно-ориентированный характер. Она помогает
творчески использовать жизненный опыт обучающегося, направлена на выявление,
сохранение и развитие одаренности. Программа предусматривает индивидуальный
подход к каждой личности, дает основную базу знаний по предмету с учетом
пожелания обучающихся и их родителей.
Содержание программы «Мастерица» построено так, что каждый год обучения
является самостоятельным, законченным. Обучающийся может принять решение о
завершении обучения после окончания любого курса, если считает, что для него
полученных знаний умений достаточно. Программа «Мастерица» состоит из
подпрограмм:
Обучающиеся первого года обучения «Волшебный крючок» 7- 9 лет осваивают
азбуку вязания крючком, отрабатывают приемы и технику набора и вывязывания
петель.
Второй год обучения - вязаная игрушка «Фантазия». 10 – 12 лет. Обучающиеся
знакомятся с технологией выполнения вязаной игрушки, узнают историю
возникновения игрушки, изготавливают игрушки одиночные и композиции,
подарочные, сувенирные.
Третий год обучения «Ажурное кружево» -12 – 15 лет, рассчитан на тех
обучающихся, кто хочет совершенствовать дальше свое мастерство вязания крючком
и познакомиться с оригинальными техниками вязания: ирландское, брюггское,
филейное и другие техники, предполагает организацию самостоятельной работы
одарённых детей в виде выполнения проектов, индивидуальных образовательных
маршрутов.
Четвертый год обучения «Мастерица» - рассчитан на обучающихся, освоивших
предыдущие курсы обучения предусматривается создание и разработка авторских
проектов и работ повышенной сложности.

Программа включает создание и разработку авторских проектов и работ повышенной
сложности, поэтому обучающиеся должны знать технологию выполнения различных
видов кружев, характерные особенности изделия, назначение материалов и
оборудования, правила ухода за вязаными изделиями, уметь самостоятельно
выполнять по схемам и технологическим описаниям крючком и спицами,
самостоятельно рассчитать петли, работать по выкройкам. Из практики – для
обучающихся, освоивших программу, умело владеющих инструментами и быстро
работающих, интересующихся новинками моды - увлечённых и одарённых
обучающихся, за плечами которых опыт участия в конкурсах и фестивалях разного
уровня, данный курс выходит за рамки вязания крючком. Обучающимся
предлагаются:
– украшение одежды и предметов быта с применений технологий: поперечное,
брюггское, тунисское, ирландское кружево, техника «Филе», вязание на вилке
«шпильке», кружево из тесьмы.
- создание эксклюзивных изделий: постельные комплекты, вязание и
украшение элементами вязания крючком штор для кухни, костюмы, детские
комплекты, пошив и украшение комплектов «комната», «спальня». Обучающиеся
углубляют знания, полученные на уроках технологии в общеобразовательных школах
и закрепляют полученные навыки в учреждении дополнительного образования. Для
развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся, для их
активного включения в процесс поиска необходимой информации, для формирования
умений самостоятельно добывать новые знания используется метод проектов.
Для обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и работоспособности,
проявляющим стойкий интерес к данному виду деятельности разрабатываются
индивидуальные образовательные маршруты, опирающиеся на содержание базовой
программы. Работа педагога по индивидуальным образовательным маршрутам
строится с учётом индивидуальных способностей обучающихся и использованием
различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебновоспитательного процесса по отношению к каждому обучающемуся.
При планировании программы в течение учебного года допускаются изменения в
содержании тем занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение
программного материала, в зависимости от контингента обучающихся, от условий
работы, имеющейся материальной базы.
Адресат программы:
По программе «Мастерица» могут заниматься обучающиеся 15 - 17 лет. Занятия
проводятся как в помещении учреждения, так и на базе общеобразовательных
учреждений.
Форма объединения – кружок.
В кружках занимаются преимущественно девочки и девушки.
Срок освоения программы. Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год.
Количество занятий – 1 раза в неделю 2 часа; всего 72 часа в год (после каждого часа
занятий 10-ти минутный перерыв)
Учебный план является гибким, возможны изменения в количестве часов на ту или
иную тему, замена тем по обоснованным причинам, в программу могут быть
включены: проведение непредвиденных экскурсий, встреч, выставок, конкурсов.
Форма обучения – очная

Целью данной программы является:
Удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов социума и
создание возможности для творческого развития обучающихся.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
Обучение созданию творческих работ.
Научить элементарным художественно-конструктивным, творческо-трудовым
навыкам, развивая самосознание и самостоятельность, активизируя мыслительные
процессы.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
воспитывать у обучающихся такие качества, как сопереживание и уважение к другим
людям через коллективную деятельность на занятиях; аккуратность, терпение,
усидчивость и ответственность, эстетический вкус, чувство красоты, уважение к
труду.
Планируемые результаты:
Данная программа является завершающей.
В результате освоения данной программы происходит развитие обучающихся путем
приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися технологией
вязания изделий для себя, развитие чувства семейственности и коллективизма,
гражданственности и патриотизма, формирование высоких художественноэстетических вкусов в декоративно-прикладном искусстве.
Обучающиеся освоившие программу «Мастерица» знают правила техники
безопасности процесса работы крючком, особенностей нитей, из которых вяжут
изделия, технологию вывязывания изделий; умеют работать с необходимыми
инструментами; подбирать нужные, соответствующие крючки и нитки; владеют
навыками вязания различных изделий. По окончанию четвёртого года обучения
выпускники становятся «мастерицами» и могут самостоятельно проводить мастер –
классы, занятия по данному виду творчества.
С целью сетевого взаимодействия заключены договора с центром славянской
культуры п. Атагай, участие в выставках детского творчества г. Тайшет, обмен
опытом с рукодельницами на фестивале «У Дивных гор» г. Дивногорск.
Учебно – тематическое планирование
«Мастерица»

№

Тема Занятий

1

Вводное занятие. Ознакомление 2
с работой кружка, техника
безопасности.
Повторение
пройденного
материала.
Продольные
и 2
поперечные кружева

2

Техника филейного вязания.

Теоритич. Практич Всего

-

2

10

12

Форма
аттестации

Входящий
контроль
Вопрос - ответ
Текущий

3

4

5

(Индивидуальные
проекты).
Брюггские кружева
(Индивидуальные
проекты).
Ирландское кружево.
(Индивидуальные
проекты).

работы, 2

18

20

работы, 2

16

18

работы, 2

16

18

Промежуточная аттестация
(защита проекта, участие в
конкурсах, фестивалях)

6.

Итоговое занятие

контроль
участия в
конкурсах и
фестивалях,

Итоговый
контроль
тестирование
творческие
работы,
рефераты,
защита
проектов

2

-

2

Экскурсии, встреч, праздники

По доп. плану.

7
итого

12

60

72

Содержание программы:
1. Вводное занятие.
Ознакомление обучающихся с работой кружка. Инструменты и приспособления.
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Выступления
участников конкурсов, выставок, фестивалей. Компьютерные презентации.
Фотовыставка.
Повторение основных приемов вязания крючком.
2. «Продольные и поперечные кружева».
Виды кружев. Возможности использования продольных и поперечных кружев в
оформлении одежды и интерьера. Правила выполнения продольных и поперечных
кружев.
Практикум. Вязание продольных и поперечных кружев. Обвязывание кружевом
носового платка. Вязание закладки в книгу.
3. Техника филейного вязания
Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы
прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева.
Косая филейная клетка.
Практикум: Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и
убавления клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание
кружева в филейной технике.
4. «Брюггские кружева»
Брюггская техника вязания крючком. Тесьма. Схемы для изображения тесьмы.
Техника выполнения различных видов тесьмы. Техника выполнения скошенных

рядов. Схемы для изображения брюггских кружев. Виды соединений. Основные
элементы брюггских кружев.
Практикум: Вязание основных элементов брюггских кружев. Техника выполнения
скошенных рядов. Вязание салфетки в технике брюггского кружева. Оформление
выставки работ учащихся.
5. «Ирландское кружево».
Знакомство с ирландской техникой вязания крючком, основные элементы техники
ирландского кружева. Знакомство с особенностями оформления края изделия.
Практикум: Вязание основных элементов техники ирландского кружева. Оформление
края изделия. Вязание прошвы в технике ирландского кружева.
6. Итоговое занятие. Организация и просмотр выставки обучающихся, обсуждение
её итогов. Контрольные работы. Творческая защита работ: (ажурное платье, палантин,
кардиган, топ, ажурная шаль, шаль из мотивов).
Обучающиеся должны знать:
Правила техники безопасности процесса работы с крючком;
умеют свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по
вязанию крючком:
инструкционно -технологическими картами и составлять их самостоятельно;
вязать согласно раппорту узора;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия;
снимать и записывать мерки.
Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать
количество петель и рядов для вязания деталей изделий.
Обучающиеся должны уметь:
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
Вязать узоры в различных техниках вязания;
Выполнять орнамент;
Изготавливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
Вязать по выкройке и по расчету;
Определять плотность вязания;
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании
вещей;
Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Уметь самостоятельно, начиная с основы и до завершения вязать начатое изделие
Оценочные материалы:
Оценка выражается в доброжелательной форме, как положительная, так и
указывающая на недостатки в работе.
Промежуточная аттестация проводится в конце апреля- начале мая, - это оценка
уровня достижений, обучающихся по завершении образовательного курса программы.
После каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного.

Критерии оценки аттестации
По окончанию учебного года критериями успешного освоения программы можно
считать: выполнение проектов, выпуск сборника, куда войдут проектные работы и
материалы по выполнению различных техник вязания кружев.
Знать:
№ Ф.И.
Обучающег
ося

пользоваться
описаниями и
схемами
из
журналов

составлять
самостоятельно
инструкционные
карты

сочетать
снимать и
цвета
при записывать
выполнении мерки
изделий

рассчитывать
количество
петель
и
рядов

Уметь:
№ Ф.И.
Вязать узоры Определять
Обучающегося в различных плотность
техниках
вязания
вязания

сочетать
цвета
при
выполнении
изделий

соединять
элементы
между
собой

Выполнять
заключительную
отделку готовых
изделий

Входящий контроль: Вопрос - ответ
Высокий уровень 70 – 100%
Средний уровень 50 – 69%
Низкий ниже 50%
Текущий контроль: Тестирование
Тестовый контроль, представляющий собой проверку уровня усвоения теоретических
знаний с использованием карточек-заданий по изученным темам.
Высокий уровень 80 – 100%
Средний уровень 60 - 79%
Низкий ниже 50%
Итоговый контроль: творческие работы, защита проектов. По сумме показателей за
всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной
схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных
материалов.
Высокий уровень 85 – 100%
Средний уровень 60 - 84%
Низкий ниже 50%

По окончанию учебного года критериями успешного освоения программы можно
считать: выполнение проектов, выпуск сборника, куда войдут проектные работы и
материалы по выполнению различных техник вязания кружев.

Календарный учебный график

Раздел, месяц

Сентябрь

Раздел 1

2ч

Раздел 2

6ч

Раздел 3

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

8ч

6ч

4ч

Март

Апрель

Май

8ч

8ч

6ч

6ч
2ч

10ч

Раздел 4
Раздел 5

4ч

Раздел 6
Промежуточная
аттестация
Всего

2ч
8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

Организационно- педагогические условия
№

РАЗДЕЛ, ТЕМА

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

1. Вводное
занятие. «Вести
Ознакомление
с конкурсов».
работой
кружка.
Техника безопасности.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ

МАТЕРИАЛ

с Словесный,
Фотографии,
объяснительно
- видеозаписи.
иллюстрированный,
наглядный.

ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ
ЗЕНЯТИЙ

ФОРМА
ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ

Ноутбук

_________

2. Ажурное
кружево, Учебное занятие,
вязание крючком.

Словесный,
наглядный,
практический.

«Уникальная
техника
вязания
красивых
вещей
Чичикало
Н.
Фриформ».
М.:
Эксмо, 2008 г.

Алгоритм
работы
Схемы
обозначений,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Самостоятельная
работа

3. Техника
филейного Объяснение,
вязания.
обсуждение.
(Индивидуальные
работы, проекты).

Словесный,
наглядный,
практический.

«Вечера
с
вязанием».
Андрукович
М.К.
Мн.; ОДО «Хэлтон».
2001 г.

Алгоритм
работы
Схемы
обозначений
вязания
филейного узора,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Практическая
работа

4. Брюггские кружева
(Индивидуальные
работы, проекты).

Словесный,
наглядный,
практический

«Вязание крючком
для
всей
семьи
Илининская
И.Н.
Издательство

Алгоритм
работы
Схемы
обозначений

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Практическая
работа

Объяснение,
обсуждение.

«Семейный досуг». вязания
2006 г.
«брюггских»
мотивов,
инструкционные
карты.
5

6

Ирландское кружево.
(Индивидуальные
работы, проекты).

Объяснение,
обсуждение.

Словесный,
наглядный,
практический

Итоговое занятие

Отчет, выставка

«Вести
конкурсов».

Журнал
«ДианаКреатив». 2005-2009
г.г.
Журнал
«Лена».
2005-2011 г.г.
Журнал мод. 2008,
2009, 2010 г.
Журнал «Чудесные
мгновения».
2005,
2006, 2007, 2008 г.
с _____

Алгоритм
работы.
Схемы и
обозначения
вязания кружева,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Практическая
работа

Ноутбук

Защита
проектов.

Оборудование.
1. соблюдение правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами,
булавками, ножницами, электрическим утюгом.
2.Наличие инструментов:
 вязальные крючки различной толщины;
 ножницы;
 швейные иглы;
 булавки;
 кисточки;
 сантиметровая лента;
 электрический утюг;
 гладильная доска.
3. Наличие материалов:
 пряжа и нитки разной толщины и цветов;
 фурнитура;
 калька;
 миллиметровая бумага;
 акварельные краски.
4. Наглядно
– иллюстративные и дидактические материалы:
 таблица «Основные приёмы вязания»;
 схемы изделий (приложение.1 – папка «
 коллекции ниток; приложение 2
 образцы вязания;3
изделия; готовые изделия
 инструкционные карты;
 дидактические карточки.

Литература для педагога:



















Андрукович М.К. «Вечера с вязанием». Мн.; ОДО «Хэлтон». 2001 г.
Гайдукова Е.Н. «Вязание на вилке». Ростов-на-Дону. «Хэлтон». 1999 г.
Еременко Т.И. «Кружок вязания крючком». М. 1984 г.
Ильковская Ю.А. «Игрушки своими руками». М.: ООО ТД «Издательство мир книги».
2007 г.
Максимова М.В.«Азбука вязания». Фирма «МВМ». 1992 г.
Савченко В.Н. «Новая коллекция вязания крючком – серия «Дамский клуб». Ростовна-Дону. Феникс. 2006 г.
Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка». Мн.: Полыма. 1997 г.
Чичикало Н. Фриформ «Уникальная техника вязания красивых вещей». М.: Эксмо,
2008 г.
Периодическая печать:
Журналы: «Валя-Валентина». 2006-2010 г.г.
Журнал «Диана-Креатив». 2005-2009 г.г.
Журнал «Лена». 2005-2011 г.г.
Журнал мод. 2008, 2009, 2010 г.
Журнал «Чудесные мгновения». 2005, 2006, 2007, 2008 г.
Издательсво «Ниола-пресс. 2005-2009 г.г.
Пучкова Л.С. «Крючок художественного вязания». М. 1989 г.
Илининская И.Н. «Вязание крючком для всей семьи». Издательство «Семейный
досуг». 2006 г.
Пособие для юных мастериц. Вязание Р.А. Бударина, 2005 г.
Литература для обучающихся:













Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог»
Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 216 с.
Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
Журнал «Чудесные мгновения». 2005, 2006, 2007, 2008 г.
Андрукович М.К. «Вечера с вязанием». Мн.; ОДО «Хэлтон». 2001 г.
Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка». Мн.: Полыма. 1997 г.
Гайдукова Е.Н. «Вязание на вилке». Ростов-на-Дону. «Хэлтон». 1999 г.
Литература для родителей:






Андрукович М.К. «Вечера с вязанием». Мн.; ОДО «Хэлтон». 2001 г.
Гайдукова Е.Н. «Вязание на вилке». Ростов-на-Дону. «Хэлтон». 1999 г.
Еременко Т.И. «Кружок вязания крючком». М. 1984 г.
Ильковская Ю.А. «Игрушки своими руками». М.: ООО ТД «Издательство мир книги».
2007 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».