Друзья здоровья

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена
на педагогическом совете
Протокол № 4 от «_7_»09 2020г

Утверждена
приказом директора
МКУДО «ДДТ г. Алзамай»
№ 71 от «09»_09_ 2020г.
(приказ о переименовании учреждения от 19.11.2020 №91)

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Друзья здоровья»
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок освоения: 1 год

Разработчик:
педагог дополнительного
образования Киктева М.В.
I квалификационная категория

г. Алзамай, 2020 год

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г №273 Федерального закона « Об образовании
в Российской Федерации.
- Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№196

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановления государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014г №41 « Об утверждении СанПин 2.4.4. 317 « Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству содержания и организация режима работы организаций
дополнительного образования детей.
При составлении данной программы использованы материалы программы «Мир
лекарственных растений» под редакцией В.А.Горского, М.: «Просвещение», 2010 г.
Данная программа относится к естественнонаучной направленности.
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и
окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать
нормы социальной и экологической этики.
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными от
общения с природой. Природа является источником не только материального, но и
духовного существования человека.
Важно познакомить обучающихся с растениями родного края, научить видеть их
отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с
ними. Азбука природы должна изучаться с детства.
В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «окружающий мир», на
котором обучающиеся знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщённом
виде, изучаются общие знания о законах природы. Это очень хорошо. Но при этом
теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное.
Обучающиеся часто не знают названия тех деревьев, трав, которые растут в нашем крае. А
ведь растения – наши друзья! Они радуют нас не только своим эстетичным видом, но
имеют и хозяйственную, и лекарственную ценность. В наш век, насыщенный
медицинскими препаратами, важно знать лекарственные растения и уметь их
использовать. Растения – это лекарства, подаренные нам природой, растения – это друзья
нашего здоровья!
Актуальность программы “Друзья здоровья” заключается в практическом
применении полученных знаний и умений обучающимися в повседневной жизни и при

оказании первой медицинской помощи. Важно научить обучающихся безопасному и
экологически грамотному обращению с лекарственными растениями.
Адресат

программы

-

обучающиеся

9-10

лет.

Краткая

характеристика

обучающихся: Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Обучающиеся этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют
поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Именно
эти обучающиеся

охотно принимают руководство педагога.

К его предложениям

относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение
и участие педагога вносят оживление в любую деятельность обучающихся и вызывает их
активность.
Особенности поведения:
• энергичны, инициативны. Это поможет мне привлечь большое число обучающихся
для выполнения практических заданий
• любят коллективные игры. Я привлеку их к массовым мероприятиям в
каникулярное время
• начинают осознавать нравственные нормы, поэтому мне легко будет организовать
работу в группах и индивидуально
• пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Я использую это в
организации содержательного досуга обучающихся.
Срок освоения программы – 1 год обучения
Форма обучения - очная
Режим занятий

Реализация программы по форме организации

является групповой, кружковой,

общедоступной, по времени реализации – одногодичной, рассчитана на 72 годовых часа.
Режим занятий – по одному часу два раза в неделю. Продолжительность занятий 40
минут.
Занятия проходят по группам или всем составом объединения.
Работа с обучающимися ведётся в течение всего календарного года.
Наличие компьютера, ксерокса, видео - аппаратуры позволяет и ускоряет накопление
информации, экономии учебного времени, повышает интерес к занятиям.
В рамках программы обучающиеся учатся различать растения, узнавать их в
природе, знакомиться с лечебными свойствами зелёной аптеки. Курс охватывает устное
народное творчество, биологическое краеведение (мифы, сказания, легенды). Широко

используется наглядность (фотографии, иллюстрации, книги, рисунки, гербарии), ребусы,
кроссворды, познавательные игры.
На практике обучающиеся выполняют различные практические задания, закрепляя
тем самым полученную информацию, расширяя свой кругозор.
Программа допускает проведение походов (выход за город, лес, сбор лекарственных
растений, исследование конкретных объектов)
Цель программы: формирование ответственного отношения обучающихся к
окружающей среде и здоровью человека
Задачи:
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
- научить узнавать растения по их особенностям, заготавливать и применять
лекарственные сборы, настои;
- воспитать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого
человека, коллективизма;
- сформировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению
природной среды;
- развить понимание многосторонней ценности природы как источника материального и
духовного развития общества.
Планируемы результаты:
К концу года обучающиеся должны знать:
- о многообразии растений родного края (деревья – берёза, осина, черёмуха, клён, тополь,
ива, ель, калина и другие, травы – зверобой, медуница, крапива, чистотел) в реальности и
на иллюстрациях;
- о лечебных свойствах изученных растений (рецепты лекарственных сборов, настоев);
- особенности изученных растений (строение цветков и листьев, многообразие видов);
- о народном фольклоре про изученные растения (легенды и мифы о происхождении
растений).
Должны уметь:
- отличать хвойные и лиственные деревья, кустарники от деревьев и т.д.
- приготовить 2-3 лекарственных рецепта из изученных растений.
Форма подведения итогов:
- контроль знаний в течение года (тестирование, викторины, кроссворды);
- промежуточная аттестация

Учебный план
№

Название разделов и тем

Кол-во Часов

Формы контроля

всего

теория

практика и аттестации

растениях»

2

1

1

2

Деревья и кустарники

32

13

19

3

Травы, травы…

35

15

20

п/п
1

Вводное занятие «Легенды
и мифы о лекарственных

Промежуточная

Викторина

аттестация.
4

Красная книга. Эколого- 3

1

2

Доклады,

биологическая

презентации,

конференция

сборники

Итого:

72

30

42

Содержание программы
1. Вводное занятие «Легенды и мифы о лекарственных растениях» (2)
Знакомство с легендами и мифами о траволечении, о «волшебных» растениях, древних
обычаях, ведьмах и колдунах-знахарях. Знакомство обучающихся с правилами сбора,
засушивания и хранения растений.
2. Эти удивительные растения. Друзья нашего здоровья
Знакомство с удивительными формами некоторых растений
Деревья и кустарники (32 часа)
1. Берёза – символ России
Знакомство с берёзой обыкновенной. Знакомство с народным фольклором (праздник
Троицы, русальная неделя, обычаи и традиции славянского народа). Знакомство с
репродукциями картин известных русских художников с изображением берёзы, в разные
времена года, цветных фотографий, гербария. Знакомство с полезными свойствами дерева
и лекарственными свойствами частей растений. Практическая работа: Нетрадиционное
рисование листьями берёзы
2. Осина – дерево, которое часто переодевается

Знакомство с особенностями осины, с полезными функциями дерева в лесной экосистеме.
Просмотр гербария, изображения дерева, фотографий с поделками из осины. О
промышленном производстве из осины, использование частей дерева в народной
медицине. Буклет «Кого кормит осина». Практическая работа: Разгадывание кроссворда,
работа с карточками о народных приметах
3. Сладкое дерево – липа
Знакомство с полезными свойствами липового цвета и липового мёда. Знакомство с
особенностями строения цветков и листьев липы сердцевидной. Значение дерева для
народов мира (символика липы). Объяснение значения фразеологического оборота
«ободрать как липку». Рассказ о русских лаптях. Практическая работа: «рваная»
аппликация из цветной бумаги «Липа»
4. Цветёт черёмуха к похолоданию
Знакомство с черёмухой обыкновенной. О фитонцидах этого дерева, полезных и лечебных
свойствах частей дерева. Знакомство с народным фольклором о черёмухе, с приметами и
гаданиями, поговорками и загадками народов мира, гербарием. Практическая работа:
Объёмная аппликация из пластилина
5. Самое красивое осеннее дерево – клён
Виды клёна, о клёне татарском. Знакомство с народным фольклором о клёне. О лечебном
свойстве кленового сока и др. частях дерева. Красота кленовых листьев. Просмотр
гербария, цветных иллюстраций, картинок. Знакомство с историей канадского флага.
Практическая работа: аппликация из плодов клёна, крылаток
6. Священное дерево дуб
Сказки, былины, легенды о дубе. Знакомство с деревом. Народный фольклор о дубе,
отношение народов мира к дереву. Лечебные свойства частей дерева. Исторические
справки (хлеб из желудей и др.). Практическая работа: зарисовка дуба, сюжетов из
рассказанных легенд.
7. Иркутская область – область тополей
Знакомство с видами тополей. Народный фольклор о тополе. Чтение рассказа Зотова
«Тополь». Гербарий, цветные иллюстрации. Лечебные свойства тополиных почек.
Практическая работа: аппликация из газеты «Тополь».
8. Плакучее дерево – ива
Ива плакучая и виды ив, произрастающих в нашей стране. Исторические справки.
Народный фольклор, связанный с вербой (вербное воскресенье и др.). Использование
частей растения в народной медицине. Практическая работа: аппликация из ваты «Верба».
9. Сосна – кладезь витамина «С»

Народный фольклор, связанный с сосной. Отношение народов мира к дереву.
Исторические справки (использование смолы, кораблестроение и др.). Лечебные свойства
дерева, эстетическая красота сосновых лесов. Практическая работа: поделки из сосновых
шишек и почек
10. Ель – и вот она нарядная на праздник к нам пришла
Легенды о рождественской ели. Интересные факты из истории. Народный фольклор,
связанный с елью. Особенности елового леса, произрастание ели. Лечебные свойства
частей дерева. Практическая работа: зарисовка новогодней ёлки
11. Стоит дерево кудряво, а когти волчьи (боярышник)
Знакомство с боярышником и видами этого кустарника. Народный фольклор, мифы,
легенды, гербарий, цветные фотографий и иллюстрации. Применение частей кустарника и
плодов в народной медицине. Практическая работа: мини-викторина
12. Калина – нарядное дерево круглый год
Народный фольклор, красивые легенды и былины, обрядовое значение дерева, приметы и
гадания. Лечебные свойства плодов и др. частей дерева. Просмотр гербария, цветных
иллюстраций и фотографий. Практическая работа: открытка «Калина»
13. Ольха – раннецветущее дерево
Ольха и её особенности. Знакомство с народными приметами, гербарием. Практическая
работа: разгадывание кроссворда, работа с карточками по приметам
14. Рябина – ягода снегирей
Народный фольклор, связанный с рябиной. Лечебные свойства ягод и частей дерева,
гербарий. Практическая работа: рябиновые бусы.
15.Кедр – подпирающий небеса
Сравнение кедра с другими хвойными. Трепетное отношение народов мира к дереву.
Сосна кедровая - гербарий, иллюстраций. Полезные свойства кедровых семян. Чтение
рассказа «Лесная матка». Практическая работа: Рисунок дерева, разгадывание кроссворда
«Тайга»
16. Лиственница – мягкие иголки
Знакомство с видами лиственниц, произрастающих в нашей стране, гербарием. Полезные
свойства дерева, эстетическая красота, особенности. Практическая работа: Мини-театр
(сюжет из рассказанной легенды)
17. Рубиновые ягоды гранатового дерева
Знакомство с гранатовым деревом. Легенды и сказания о растении. Полезные свойства
гранатовых плодов. Охрана растения. Практическая работа: Пробуем гранат
18. Яблоня – нежная и милая

Яблоня и многообразие её видов. Народный фольклор, знакомство с праздником
«Яблочный спас». Полезные свойства плодов и частей дерева. Витаминный состав.
Рецепты блюд, лекарственные рецепты. Практическая работа: Изготовление цветущей
яблочной ветки из бумажных салфеток
19. Ранет – бусы Сибири
Знакомство с сибирской яблонькой. Удивительные способности к приспособлению.
Чтение рассказа «Ранетки». Практическая работа: Запись лекарственного рецепта,
зарисовка
20. Малина – сладкая ягодка
Особое устройство ягоды малины. Особенности цветения, опыления. Полезные
лекарственные свойства частей кустарника и плодов. Чай из малиновых листьев и ягод.
Практическая работа: Готовим малиновый морс
21. Смородина – чёрные и красные сёстры
Чёрная и красная смородина – гербарий, селекция, сортовые новинки. Лекарственная
незаменимость ягод и листьев. Необыкновенный витаминный состав. «Вкусные» рецепты.
Практическая работа: Готовим витаминный чай со смородиной
22. Облепиха – сибирский апельсин
Интересные исторические справки о «царской ягоде». Использование растения в
медицине. Необыкновенное богатство маслом ягод и костянок облепихи. Эстетическая
красота дерева. Практическая работа: Аппликация из пластилина «Облепиха»
23. Цветы ангельски, когти дьявольски – шиповник
Видовое разнообразие шиповника. Способы различия более полезных видов. Витаминное
богатство ягод, красота и недоступность цветов. Народный фольклор, связанный с
растением. Рецепты вкусных и полезных напитков. Практическая работа: Готовим чай с
шиповником
24. Брусника, черника и клюква – алмазы тайги
Ягоды, растущие в лесах Сибири. Витаминное богатство их, полезность для людей,
животных и птиц. Особенности сбора и заготовки. Практическая работа: Запись
лекарственных рецептов, зарисовка
25. Лавр обыкновенный и чудесный
Легенды и сказания о растении. Интересные исторические справки. Использование
лаврового листа. Практическая работа: Изготовление «лаврового венка»
26. Акация – кустарник в горошках
Видовые

особенности

акации.

Народный

фольклор,

связанный

с

Лекарственные свойства. Практическая работа: Аппликация из листьев акации

растением.

27. Маслина европейская – оливковое дерево
Оливковое дерево - ценность этой масленичной культуры. Легенды и сказания о растении.
Полезные свойства маслин и оливок. Практическая работа: Запись лекарственного
рецепта, зарисовка
28. Акация – кустарник в горошках
Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства. Практическая
работа: аппликация из цветной бумаги.
Курильский чай

29.

Полезные свойства курильского чая. Заваривание и хранение. Правила ухода и
выращивания
30. Маслина европейская – оливковое дерево
Знакомство с оливковым деревом. Ценность этой масленичной культуры. Легенды и
сказания о растении. Полезные свойства маслин и оливок. Практическая работа: поделки
из природного материала.
31. Зимние явления в жизни растений - Экскурсия на пришкольную территорию.
Наблюдения в природе. Что мы делали осенью для здоровья деревьев? Как растения
«зимуют»? Практическая работа: рисование на снегу
32. Зелёная аптека -

выступление агитбригады. Знакомство с правилами сбора

лекарственных растений, рецептами, воспитание бережного отношения к растениям.
Практическая

работа:

Доклады

обучающихся.

Защита

самостоятельных

работ,

прослушивание мини-сообщений
Травы, травы… (35 часов)
33. Трава от 99 болезней – зверобой
Зверобой продырявленный. Народный фольклор, связанный со зверобоем.
Происхождение названия. Лекарственные свойства зверобоя продырявленного.
Практическая работа: Оформление мини-книжки для записи лекарственных рецептов,
зарисовка зверобоя
34. Медуница – «разноцветные» цветы
Медуница

-

интересные

свойства

её

цветков,

морозоустойчивость

растения.

Происхождение названия. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: запись
лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения.
35. Иван – да – Марья – необычное растение
Знакомство обучающихся с растением – полупаразитом марьянник дубравный.
Объяснение происхождения названия Иван – да – Марья. Народный фольклор, связанный

с растением. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: Мини-театр (Игра
сюжета из легенды)
36. Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава
Полезные свойства «жгучей» травы. Целебные и пищевые особенности. Народный
фольклор, легенды и сказки, связанные с растением. Особенности строения. Практическая
работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения.
37. Подорожник – растение у дороги, ромашка – цветок для гадания
Особенности клейких семян подорожника и необыкновенной живучести, растение «у
дороги». Лекарственная ценность подорожника.
Знакомство с правильными названиями видов ромашки, история их происхождения.
Народный фольклор, легенды и сказки, связанные с растением. Лекарственные свойства
ромашки лекарственной и др. её видов. Практическая работа: Изготовление бумажной
гирлянды из ромашек
38. Весенние изменения в природе – прогулка-беседа. Наблюдение за набуханием
почек на деревьях. Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, на
природу в целом. Практическая работа: рисунок «Весна в городе»
39. Валериана и пастушья сумка – полезные травы
Знакомство обучающихся с валерианой лекарственной и её видами, произрастающими по
всему миру. Особенности запаха растения и связанный с ним народный фольклор.
Лечебные свойства валерьянового корня, особенности применения.
Знакомство с пастушьей сумкой, объяснение происхождения названия. Пищевая и
лекарственная ценность растения. Практическая работа: запись лекарственного рецепта,
рецепта салата.
40. «На одуванчик только дунь – и вмиг он разлетится»
Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства, пищевая ценность
одуванчика. Практическая работа: Бахромчатый квиллинг «Одуванчик»
41. Чистотел – ласточкина трава
Знакомство с растением. История «народного йода». Народный фольклор, связанный с
растением. Лекарственные свойства, антисептические и др. Практическая работа: запись
лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения.
42. Чабрец – тимьян ползучий
Знакомство с растением. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные
свойства. Знакомство и объяснение народных названий чабреца. Практическая работа:
запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения.

43. Ландыш – прелесть майского леса
Знакомство с растением. Рассказ восьми сказок и легенд о ландыше, ознакомление с
праздниками некоторых народов, связанных с растением. Ядовитые и полезные свойства
ландыша. Охрана растения. Практическая работа: рисунок ландыша.
44.Сон-трава – украшение соснового бора
Сон-трава - необычные свойства, морозоустойчивость. Народные сказания, приметы,
обычаи, связанные с цветком. Использование растения в народной медицине. Охрана
растения. Практическая работа: Мини-спектакль
45.Трава-мурава – спорыш
Знакомство с чудо - травой. Интересные сведения о растении. Полезные свойства,
лекарственная ценность. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка
изображения изучаемого растения.
46. Колокольчики звенят
Знакомство

с

многообразием

видов

колокольчика,

их

названиями.

Книжно-

иллюстративная выставка. Применение растений в народной медицине, пищевая ценность
корней некоторых видов. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка
изображения одного из изученных растений.
47. Земляника лесная – заветный клад
Земляника лесная и её «родственники». Исторические справки, интересные сведения.
Полезные свойства ягод и др. частей растения. Практическая работа: Коллективная
аппликация «Корзина с земляникой»
48. Аир болотный
Знакомство с растением. Ценность и почитание корня в древней медицине. История
появления аира на нашей земле. Особенности размножения. Лечебные свойства.
Практическая работа: запись лекарственного рецепта, рисунок изучаемого растения,
кроссворд «Болото»
49. Алоэ древовидное – необычный кактус
Знакомство с дикорастущими видами алоэ. Лекарственная ценность растения. Интересные
исторические справки. Лекарственные рецепты. Практическая работа: Нанесение алоэ на
ранки
50. Василёк – синенькие глазки
Знакомство с растением. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные
свойства. Знакомство и объяснение народных примет. Практическая работа: Мини-театр
(играем сюжет из легенды)
51. Водяная лилия – кувшинка белая

Знакомство с растением. Легенды о волшебных свойствах лилий. Чудесная связь с
водяными девами, обожествление растения в древности. Лекарственные свойства
растения водной среды. Практическая работа: Зарисовка лилии, кроссворд «Озеро»
52. Кукуруза – сестра пшеницы
Знакомство с представителем злаковых. Большое разнообразие употребления кукурузы на
Западе.

Обожествление

растения

среди

аборигенов,

исторические

сведения.

Лекарственные свойства и применение частей кукурузы в народной медицине.
Практическая работа: Запись рецепта салата с кукурузой, пробуем салат
53. Лапчатка прямостоячая
Знакомство с невзрачным, но очень полезным растением. Видовое разнообразие лапчатки.
Сравнение различий. Обоснования народных названий растения. Сказки и легенды о
лапчатке прямостоячей. Использование в народной медицине. Практическая работа:
запись лекарственного рецепта, рисунок изучаемого растения.
54. Лопух большой – «медвежий репейник»
Описание и применение корней лопуха. Большая известность среди народов мира.
Применение в качестве пищевого растения на Руси. Плюсы и минусы. Лекарственные
свойства растения. Практическая работа: Поделка из «колючек» шиповника
55. Мак снотворный – «сон несущий»
Болеутоляющие свойства мака. «Опиумная война». Запрещение выращивания мака,
проблемы. Красота растения. Практическая работа: Мини-театр
56. Мята перечная – пьянящий аромат
Виды мяты дикорастущей и садовой. Народный фольклор, связанный с растением.
Необычный

запах,

фитотерапия,

иммунотерапия,

снятие

нервных

напряжений.

Исторические справки о культуре мяты перечной. Использование в парфюмерной,
пищевой и фармацевтической отраслях. Практическая работа: Запись лекарственного
рецепта, зарисовка, пробуем чай с мятой
57. Подсолнечник – цветущий вслед за солнцем
Родина подсолнуха.

Обожествление растения.

Интересные исторические факты.

Окультуривание подсолнуха. Большое видоизменение растения. Открытие подсолнечного
масла. Ценное пищевое значение. Некоторое лекарственное применение. Практическая
работа: Пробуем плоды подсолнечника и подсолнечное масло
58. Полынь – горькая трава
Знакомство с двумя видами полыни. Сравнение сходства и различий. Богатый народный
фольклор, приметы, гадания. Использование в медицине. Несравнимый полынный запах.
Практическая работа: Рисунок травы, кроссворд «Степь»

59. Солодка голая – сладкий корень
Знакомство с растением. Полезные свойства солодкового корня. Применение в медицине.
Второе перерождение в научной медицине. Особенности растения. Неповторимые
свойства. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, рисунок изучаемого
растения.
60. Мать – и – мачеха – жёлтые корзинки
Знакомство с весенними цветочками. Интересное происхождение названия. Народные
приметы, сказания. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: Мини-театр
61. Пижма обыкновенная – дикая рябинка
Знакомство с растением. Многообразие названий и применений в быту, и в медицине.
Практическая работа: Зарисовка изображения изучаемого растения
62. Незабудка полевая
Отличительные признаки. Среда обитания. Лечебные рецепты
63. Клевер красный – лекарь классный
Состав и полезные вещества. Что именно используют и в каком виде: в
официальной медицине, в народной медицине, в восточной медицине
64. Герань луговая
Применение в народной медицине и косметике. Рецепты
65. Растения-первоцветы области - выступление агитбригады. Привлечь внимание к
проблеме

уничтожения

первоцветов.

Практическая

работа:

изготовление

и

распространение листовок, призывающих людей к сохранению первоцветов
66. Правильная заготовка лекарственных растений. Один из основных факторов
получения качественного сырья. Сведения на примере описания заготовок отдельных
лекарственных растений. Практическая работа: знакомство с сухим сырьём (ромашка
лекарственная, подорожник и др.)
67. Заготовка листьев, цветков, плодов. Погодные условия, очищение, нарезка,
усушка. Особые условия хранения. Практическая работа: Пробуем заваривать чай с
сушеными ягодами

68. «Красная книга Нижнеудинского района руками детей.
Доклады обучающихся, защита реферативных работ.
69. Красная книга России
Рассказ о нескольких охраняемых видах, не вошедших в программу изучения.
Используются книги и фотографии, видеоматериалы. Практическая работа: мини –
книжка.
70. Эколого-биологическая конференция
Доклады обучающихся, защита реферативных работ

Оценочные материалы
Система

оценки

результатов

освоения

обучения

по

данной

дополнительной

общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений,
навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и
личностный рост. Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая
помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств
обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам, а также дает возможность
педагогу
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной
программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы;
- определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Оценка выражается в доброжелательной форме, как положительная, так и
указывающая на недостатки в работе.
Промежуточная аттестация проводится в конце апреля - начале мая, - это оценка уровня
достижений, обучающихся по завершении образовательного курса программы (каждого
года обучения).
Критерии оценки результативности:
33% примут участие в фестивалях, конкурсах разного уровня;
67% подготовят доклады, реферативные работы, мини-книжки для
защиты на конференции и для создания сборников
Критерии оценки аттестации:
уровень теоретической подготовки:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
уровень практической подготовки:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;

- свобода владения инструментом, оборудованием, оснащением;
- качество выполнения практического задания
уровень развития и воспитанности:
- культура организации своей практической деятельности;
- творческое отношение к выполнению практического задания;
- аккуратность и ответственность при работе.
Диагностические материалы для проведения промежуточной

аттестации разработаны

самостоятельно педагогом. Задания даются как в устной, так и в письменной форме.
Тестирование представлено 15 вопросами. За каждый правильный ответ обучающийся
получает 1 балл. Оценивание знаний определяется следующим образом:
1 год обучения:
Ниже 50% правильного выполнения заданий (низкий уровень)
50-84% правильного выполнения заданий (средний уровень)
85-100% правильного выполнения заданий (высокий уровень)

Календарный учебный график

Раздел, месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Всего

Сентябрь
2ч
6ч

8ч

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

8ч

8ч

8ч

2ч
6ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

5ч
3ч
8ч

8ч

8ч

8ч

Методическое обеспечение (1 год обучения)
№

Тема

или Формы

п/п раздел

Методы

занятий

Дидактический

Методическое

Техническое

Форма

материал

обеспечение

оснащение

подведения

программы
1

Вводное
занятие

итогов
коллективная

Объяснительно- папка «Гербарий»
иллюстративный

Горлов А.А. Жить в Компьютер,
согласии с природой. проектор
– М., 2013
Величковский

Деревья
2

родного

коллективная,
края групповая

(лиственные)

«Гербарий», Кирпичев

Б.Т.,

Словесный,

папка

наглядный,

фотоматериалы

Суравегина

практический.

«Лиственные

Здоровье человека и

деревья»

окружающая среда.
Учебное
М.:

-

В.

И., Компьютер,
И.Т. проектор

Тестирование,
викторины,
кроссворды, игры

пособие.
Новая

школа,2007
3

Деревья
родного
(хвойные)

Александрова Ю.Н.,
края коллективная,
групповая

Словесный,

папка

«Гербарий», Л.Д. Ласкина, Н.В. Компьютер,

наглядный,

фотоматериалы

Николаева,

практический.

«Хвойные деревья»

Машкова.
эколог.

С.В. проектор
Юный
Изд.

Викторина,
кроссворд,
выставка
творческих работ

«Учитель», 2012

4

Деревья
родного

Мурманцев
края коллективная,

(кустарники)

групповая

В.С.,

Словесный,

папка

«Гербарий», Юшкин

Н.В. Компьютер,

Участие

наглядный,

фотоматериалы

Человек и природа. – проектор

конкурсах,

практический.

«Кустарники»

М.: 2010

викторина,

в

тестирование
5

Травы,

Хоформан

травы…(охран

коллективная,

Словесный,

папка

яемые виды)

групповая

наглядный,

фотоматериалы

практический.

«Растения
книги

«Гербарий», Алторяй

Г.,
М.

Что Компьютер,

растёт на лугу – М: проектор

Красной ООО ТД Изд. «Мир

Викторина,
кроссворд,
выставка

России, книги» 2008

творческих работ

Иркутской области»
6

Травы,

Ушакова
«Гербарий», Красная

О.Ф.

травы…(цветы

коллективная,

Словесный,

папка

книга Компьютер,

Сибири)

групповая

наглядный,

фотоматериалы

России: Растения сл. проектор

творческих работ,

практический.

«Цветы Сибири»

– справ. Шк-ка. –

тестирование,

Спб;

викторина

Изд.

Дом

Выставка

«Литера», 2008

7

Эколого-

коллективная,

Словесный,

биологическая

групповая

наглядный,

конференция

практический.

Высоцкая
папка «Гербарий»

М.В.

Проектная

Компьютер,

Доклады, защита

деятельность

проектор

реферативных

учащихся

//

Волгоград: Учитель,
2010,
Ермаков Д.С., Зверев
И.Д.,

Суравегина

И.Т. Учимся решать
экологические
проблемы.
Методическое
пособие для учителя.
–

М.:

Школьная

Пресса, 2012,

работ

Условия реализации программы:
• учебный кабинет с ученическими столами;
• оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и
педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных
материалов);
• оборудование и инвентарь, необходимого для проведения занятий (цветная бумага,
пластилин, ножницы, зубочистка, клей ПВА)
• технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или
мультимедийная установка).
Материалы и инструменты для занятий.
Цветная бумага, газеты
Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами
необходимо помнить о технике безопасности:


не размахивать ножницами;



передавать ножницы кольцами вперёд;



при резании следить за положением левой руки;



не работать ножницами с ослабленными шарнирами;



класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к
себе;



убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш
Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы
необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше
всего в вертикальном положении, ворсом вверх.
Цветные карандаши, фломастеры, маркеры
Пластилин

Список литературы
1. Александрова Ю.Н., Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. Юный эколог.
Изд. «Учитель», 2012 – 331с.
2. Барышникова Г.Б. Наша зелёная планета – Ярославль: Академия развития, 2007192с.: ил (После уроков)
3. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и
окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. – 240с
4. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010
5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
6. Елизарова Е.М. Такие знакомые незнакомые растения. – Волгоград: Изд.
«Панорама», 2006-128с.
7. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические
проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112
8. Крутецкая В.А. – Окружающий мир – Санкт-Петербург: Литера, 2008-96с, ил.
9. Кузнецова Н.А. Резникова А.С. Сказание о лекарственных растениях – М.: Высшая
школа, 1992-272с.: ин.
10. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города:
Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с
11. Маслова

Е.В.

Творческие

работы

школьников.

Алгоритм

построения

и

оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.
12. Методические

указания

по

организации

научно-исследовательской

работы

учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. – 106с.
13. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
14. Погорелко Ю.- Серия «Загадочный мир» - М.; 1996
15. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. Изд. «Учитель», 2009
– 189с.
16. Ушакова О.Ф. Красная книга России: Растения сл. – справ. Шк-ка. – Спб; Изд. Дом
«Литера», 2008-64 с.: ил.
17. Хоформан Г., Алторяй М. Что растёт на лугу – М: ООО ТД Изд. «Мир книги»
2008-96 с.: ил- (Я познаю мир)
18. zeleny-mir.ru
19. 5lepestkov.com
20. https://infofito.ru
21. https://o-flora.com сад и огород
22. kladovayalesa.ru
23. fitoportal.com

24. http://ozonit.ru
25. https://herbalpedia.ru энциклопедия лекарственных растений
26. plantarium.ru
Для обучающихся и родителей:
1.

Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной
экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.

2.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013

3.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.

4.

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010

5.

Чернова Н.М. Основы экологии. – М.: Просвещение, 2012 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».