Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № 4 от «_7_»09 2020г Утверждена приказом директора МКУДО «ДДТ г. Алзамай» № 71 от «09»_09_ 2020г. (приказ о переименовании учреждения от 19.11.2020 №91) Дополнительная общеразвивающая программа «Ленточное чудо» Направленность: художественная Возраст обучающихся:11 – 12 лет Срок освоения: 1 год Составитель Усатюк Ирина Витальевна Педагог дополнительного образования I квалификационная категория г. Алзамай, 2020г. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Ленточное чудо» разработана на основании программы «Чудесные мгновения» (автор Е.А. Турбина, Волгоград «Учитель»). Направленность программы: Дополнительная общеразвивающая программа “Ленточное чудо”, являясь прикладной, имеет художественную направленность. Актуальность программы: Художественное воспитание обучающихся - это актуальная проблема формирования творческой личности ХХI века. Дополнительная общеразвивающая программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, которое способствует глубокому воздействию на мир обучающегося, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Художественный труд в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на обучающегося, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслить формами, красками, звуками, ощущениями. Цветы из лент, «канзаши» относится к художественному труду. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техниками изготовлением цветов из лент, канзаши. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет обучающимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике канзаши, выполняя различные заколки, топиарии, броши, бантики. Отличительной особенностью программы является то, что на каждом занятии обучающиеся видят результат своей деятельности. Сколько занятий – столько изделий. Все работы забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми, получая тем самым повышение самооценки. Свои работы, обучающиеся демонстрируют на выставках различного уровня и в рамках детского объединения. Это способствует процессу их самосовершенствования: видят работы других, сравнивают и стремятся сделать лучше, интереснее. Также в содержании программы запланированы коллективные работы, когда каждый обучающийся сможет внести творческий вклад в общее дело. Работа в коллективе – важное умение, которым должен обладать каждый ребенок. От этого зависит и его творческое развитие. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы работа не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы обучающиеся изготовляли полезные вещи, которым найдут применение. Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных украшений, но и полноценный вид декоративно-прикладного творчества, способствующий развитию творческой личности. Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая программа адресована обучающимся 11-12 лет. Это позволяет вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста. На занятиях большую часть времени уделяется практической работе, также обучающиеся получат знания об инструментах, материалах. Комплектование группы производится на свободной основе. Для обучающихся по программе «Ленточное чудо» специальной подготовки не требуется. По усмотрению педагога, на протяжении всего обучения, в объединение могут быть приняты новые обучающиеся. Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения (всего 72 часа) Формы проведения занятий – очная Режим занятий: Занятия проходят по группам, индивидуально или всем составом объединения. Продолжительность занятий выдерживается согласно СанПин. На индивидуальные занятия с обучающимися отводится до 30% времени (10% на коррекцию, 20% на работу с одарёнными обучающимися) от общего количества часов за год, это указывается в календарно- тематическом плане. Работа с обучающимися ведётся в течение всего календарного года, в каникулярное время проводятся культурно – массовые и воспитательные мероприятия, отражающие специфику данного объединения – экскурсии, встречи, праздники, посещение выставок. Количество занятий – 1 раз в неделю 2 часа; (после каждого часа занятий 10-ти минутный перерыв) Цель программы: Развитие творческих способностей, обучающихся в процессе овладения техникой «канзаши». Задачи программы: - Научить обучающихся изготавливать поделки и сувениры в технике «канзаши», правильно использовать цветовую гамму, дать знания в области материаловедения, технологии обработки материалов; - Развивать у обучающихся мелкую моторику, глазомер и точность движений, образное мышление; совершенствовать интеллектуальный потенциал личности; - Выработать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, терпение, стремление к красоте и желание ее создавать; - Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордость за свой выполненный труд. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками формирование умения планировать и контролировать, и оценивать свои действия. Выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и близких, друзей, учителей и т. д., изготовление изделий для декорирования интерьера комнаты. В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают эскизы, схемы, таблицы, готовые изделия и т.д. К концу обучения должны знать: o применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними; o материалы и их свойства; o технологический процесс изготовления изделий, сувениров в технике канзаши. o овладеют навыками культуры труда; o приобретут навыки работы в коллективе. o Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях. К концу обучения должны уметь: Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, и контроль за её ходом и результатом. Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности. Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях. Изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу. Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий. Подбирать нитки и ленты по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной. Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, используя: ленты, пуговицы, бисер и т.д. Учебно-тематическое планирование № п/п Темы Количество часов Всего Теоретич Вводное занятие. Техника 2 2 безопасности. Материаловедение Раздел 1. Изготовление лепестков и цветов из них 1.1. Изготовление основных видов 10 1 лепестков (простого острого, простого круглого, лепестка с 1 Форма аттестации, контроль Практич - 9 Входящий контроль. Вопрос- ответ 1.2. тремя складками, острого плоского лепестка и т.д.) Изготовление основных видов листиков (острого и простого) Изготовление цветка с листиками Изготовление цветка «Подсолнух» Изготовление цветка «Ромашка» Изготовление открытки ко Дню матери Изготовление цветка «Лилия» Изготовление повязки на голову Изготовление резинки для волос (заколки для волос, зажима для волос и т.д.) Заколки бантики из репсовой ленты 2 0,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 2 2 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 Объёмные заколки бантики из 2 0,5 атласной ленты. 1.12 Броши из атласной ленты 4 0,5 Раздел 2. Оплетение ободков атласными лентами 2.1. Оплетение ободка основными 6 1 способами плетения (из двух лент, из четырех лент, плетением «Косичка», с бусинками) 2.2. Изготовление ободка с цветами 2 0,5 2.3. Изготовление ободка «Шляпка» 2 0,5 Раздел 3. Изготовление бантов 3.1. Изготовление основных видов 6 2 бантов (простого большого, простого маленького, многослойного) 3.2. Изготовление банта «Звезда» 2 0,5 1,5 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10 1.11 3.3. Изготовление банта с рюшами Раздел 4. Изготовление поделок 4.1. Изготовление открытки к Дню защитников Отечества 4.2. Изготовление открытки к Международному женскому дню 4.3. Изготовление Пасхального яйца 4.4. Канзаши «Бабочка» 4.5. Канзаши «Шкатулка» 4.6. Канзаши «Лебедь» 4.7. Текущий контроль Тестирование 3,5 5 1,5 1,5 4 2 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 4 2 4 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 3,5 1,5 3,5 Текущий контроль. Мониторинг участия конкурсах фестивалях Выставка детских работ Итоговый в и контроль Раздел 5. Подведение итогов 5.1. Промежуточная аттестация 6.1. 2 0,5 1,5 Экскурсии, встреч, праздники Итого: творческие работы, рефераты, защита проектов По доп. плану. 72 11 61 Содержание программы: Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Материаловедение. История канзаши как вида декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности с клеем, ножницами, огнем. Знакомство с рабочими материалами и инструментами. Входной контроль. Раздел 1. Изготовление лепестков и цветов из них. Тема 1.1. Изготовление основных видов лепестков (простого острого, простого круглого, лепестка с тремя складками, острого плоского лепестка и т.д.) Теория. Технология изготовления основных видов лепестков – простого острого лепестка, простого круглого лепестка, лепестка с тремя складками, острого плоского лепестка и т.д. Показ иллюстративного материала, схем. Объяснение принципов складывания. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление основных видов лепестков – простого острого лепестка, простого круглого лепестка, лепестка с тремя складками, острого плоского лепестка и т.д. Изготовление цветов из освоенных лепестков. Тема 1.2. Изготовление основных видов листиков. Теория. Показ иллюстративного материала, схемы, объемного образца. Объяснение технологии изготовления простого листика. Объяснение технологии изготовления объемного листика. Практика. Изготовление простого листика. Изготовление острого листика. Тема 1.3. Изготовление цветка с листиками. Теория. Объяснение задачи для самостоятельной работы. Показ объемного образца. Практика. Изготовление цветка по одной из освоенных ранее технологии. Изготовление листика по одной из освоенных ранее технологии. Самостоятельный сбор композиции. Тема 1.4. Изготовление цветка «Подсолнух». Теория. Показ иллюстративного материала, схем, объемного образца. Повторение раннее изученной технологии изготовления простого острого лепестка. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление необходимого количества простых острых лепестков и сбор композиции «Подсолнух» по представленному образцу. Тема 1.5. Изготовление цветка «Ромашка». Теория. Показ иллюстративного материала, схем, объемного образца. Повторение ранее изученной технологии изготовления простого круглого лепестка. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление необходимого количества простых круглых лепестков и сбор композиции «Ромашка» по представленному образцу. Тема 1.6. Изготовление открытки ко Дню матери. Теория. Рассказ о празднике День матери. Беседа. Показ иллюстративного материала, схем, образца открытки. Объяснение задания для самостоятельной работы. Подготовка необходимых материалов. Практика. Выбор композиции. Изготовление открытки из бумаги. Изготовление цветка из атласных лент. Сбор композиции. Подпись поздравления в открытке. Тема 1.7. Изготовление цветка «Лилия». Теория. Показ иллюстративного материала, схем, объемного образца. Повторение ранее изученной технологии изготовления двухцветного острого лепестка. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление необходимого количества двухцветных острых лепестков разного размера и сбор композиции «Лилия» по представленному образцу. Тема 1.8. Изготовление повязки на голову. Теория. Объяснение последовательности действий при изготовлении повязки на голову. Самостоятельный выбор композиции и необходимых материалов. Повторение технологии изготовления необходимых для самостоятельной работы лепестков. Практика. Самостоятельное изготовление выбранной композиции. Украшение готовой повязки на голову цветами, бусинами и стразами. Тема 1.9. Изготовление резинки для волос (заколки для волос, зажима для волос и т.д.). Теория. Объяснение действий при изготовлении резинки для волос (заколки для волос, зажима для волос и т.д.). Самостоятельный выбор композиции и необходимых материалов. Повторение технологии изготовления необходимых для самостоятельной работы лепестков. Практика. Самостоятельное изготовление выбранной композиции. Украшение готовой резинки для волос (заколки для волос, зажима для волос и т.д.) цветами, бусинами и стразами. 1.10 Заколки бантики из репсовой ленты 1.11 Объёмные заколки бантики из атласной ленты. 1.12 Броши из атласной ленты Практика. Самостоятельное изготовление выбранной композиции. Украшение готовой резинки для волос (заколки для волос, зажима для волос и т.д.) цветами, бусинами и стразами. Раздел 2. Оплетение ободков атласными лентами. Тема 2.1. Оплетение ободка основными способами плетения (из двух лент, из четырех лент, плетением «Косичка», с бусинами). Теория. Подготовка необходимых материалов. Практика. Оплетение ободка двумя атласными лентами. Оплетение ободка четырьмя атласными лентами. Украшение ободка плетением «Косичка». Оплетение ободка лентой с бусинами. Тема 2.2. Изготовление ободка с цветами. Теория. Самостоятельной выбор технологии оплетения ободка. Самостоятельный выбор цветочной композиции для украшения ободка. Подготовка необходимых материалов. Практика. Оплетение ободка по выбранной технологии. Изготовление самостоятельно выбранной цветочной композиции. Сборка ободка. Тема 2.3. Изготовление ободка «Шляпка». Теория. Показ иллюстративного материала, схем, объемного образца. Объяснение последовательности действий при изготовлении ободка «Шляпка». Повторение ранее изученных технологий изготовления лепестков и оплетения ободка. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление необходимых каркасных частей. Оплетение ободка. Изготовление цветочной композиции для украшения. Сборка ободка «Шляпка». Раздел 3. Изготовление бантов. Тема 3.1. Изготовление основных видов бантов (простого большого, простого маленького, многослойного). Теория. Рассказ об основных видах бантов (простого большого, простого маленького, многослойного). Показ иллюстративного материала, образца для изготовления шаблона для бантов. Объяснение последовательности действий при изготовлении шаблона для бантов. Объяснение последовательности действий при изготовлении основных видов бантов (простого большого, простого маленького, многослойного). Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление шаблона для бантов. Изготовление простого большого банта. Изготовление простого маленького банта. Изготовление многослойного банта. Тема 3.2. Изготовление банта «Звезда». Теория. Показ иллюстративного материала, образца для изготовления шаблона для банта «Звезда». Объяснение последовательности действий при изготовлении шаблона для банта «Звезда». Объяснение последовательности действий при изготовлении банта «Звезда». Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление шаблона для банта «Звезда». Изготовление банта «Звезда». Тема 3.3. Изготовление банта с рюшами. Теория. Показ иллюстративного материала, объемного образца. Объяснение последовательности действий при изготовлении банта с рюшами. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление рюш. Изготовление банта. Сборка банта с рюшами. Раздел 4. Изготовление поделок. Тема 4.1. Изготовление открытки к Дню защитников Отечества. Теория. Рассказ о празднике День защитников Отечества. Беседа. Показ иллюстративного материала, схем, образца открытки. Объяснение задания для самостоятельной работы. Подготовка необходимых материалов. Практика. Выбор композиции. Изготовление открытки из бумаги. Изготовление цветка из атласных лент. Сбор композиции. Подпись поздравления в открытке. Оборудование и оснащение: ножницы, лента, зажигалка, клей, картон, иголка, нитка, линейка, карандаш. : коллективная и индивидуальная; рассказ, беседа, практическое занятие. Тема 4.2. Изготовление открытки к Международному женскому дню. Теория. Рассказ о празднике Международный женский день. Показ иллюстративного материала, схем, образца открытки. Объяснение задания для самостоятельной работы. Подготовка необходимых материалов. Практика. Выбор композиции. Изготовление открытки из бумаги. Изготовление цветка из атласных лент. Сбор композиции. Подпись поздравления в открытке. Тема 4.3. Изготовление Пасхального яйца. Теория. Рассказ о празднике Пасха. Беседа. Показ объемного образца. Объяснение последовательности действий при изготовлении пасхального яйца. Подготовка необходимых материалов. Практика. Подготовка основы для пасхального яйца. Подготовка цветочной композиции для украшения. Сборка пасхального яйца. Тема 4.4. Канзаши «Бабочка». Теория. Показ иллюстративного материла, объемного образца. Объяснение последовательности действий при изготовлении работы «Бабочка. Повторение технологий изготовления необходимых для данной работы лепестков. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление основы для работы «Бабочка». Изготовление необходимых лепестков по ранее изученным технологиям. Сборка работы «Бабочка». Тема 4.5. Канзаши «Шкатулка». Теория. Показ иллюстративного материала, объемного образца. Объяснение последовательности действий при изготовлении работы «Шкатулка» Повторение технологий изготовления необходимых для данной работы лепестков. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление основы для работы «Шкатулка». Изготовление необходимого количества лепестков. Изготовление цветочной композиции для украшения. Сборка работы «Шкатулка». Тема 4.6. Канзаши «Лебедь». Теория. Показ иллюстративного материала, объемного образца. Объяснение последовательности действий при изготовлении работы «Лебедь». Повторение технологий изготовления необходимых для данной работы лепестков. Подготовка необходимых материалов. Практика. Изготовление каркаса для работы «Лебедь». Изготовление необходимого количества лепестков. Сборка работы «Лебедь». Раздел 5. Подведение итогов. Тема 5.1. Итоговая выставка работ. Оценочные материалы: Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу - определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной программе; - выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся; - соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы - определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; -внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной деятельности объединения. Оценка выражается в доброжелательной форме, как положительная, так и указывающая на недостатки в работе. Промежуточная аттестация проводится в конце апреля- начале мая, - это оценка уровня достижений, обучающихся по завершении образовательного курса программы (выставка работ, проект). После каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного материала, через дополнительное мини тестирование, фронтальный опрос, практические задания. Успехи могут быть оценены по трём уровням: высокий–5 балов, средний–4 балла, низкий-3 балла. Со временем обучающиеся понимают, что, нарабатывая практический навык и совершенствуя качество выполнения работ, повышается их профессиональный опыт и появляется возможность самим обучить других детей изготавливать несложных поделки или аксессуары. № Знает Умеет Ф.И.Обуча ющегося применя емые инструм енты матери алы и их свойст ва Технол огию изгото вления лепест ков Изготов ление каркасн ых частей Изготовл ивать основные виды лепестков Работа ть по схеме, эскизу Подбира Самост ть нитки оятель и ленты но Выпол нять композ ицию Критерии оценки аттестации Входящий контроль: Вопрос - ответ Высокий уровень 70 – 100% Средний уровень 50 – 69% Низкий ниже 50% Текущий контроль: Тестирование Высокий уровень 80 – 100% Средний уровень 60 - 79% Низкий ниже 50% Итоговый контроль: творческие работы, рефераты, защита проектов. Высокий уровень 85 – 100% Средний уровень 60 - 84% Низкий ниже 50% По окончанию учебного года критериями успешного освоения программы можно считать: выполнение проектов, выпуск сборника, куда войдут проектные работы и материалы по выполнению различных техник выполнения лепестков канзаши. Календарный учебный график Раздел, месяц Сентябрь Раздел 1 2ч Раздел 2 6ч Раздел 3 Октябрь Ноябрь 8ч 4ч Раздел 4 4ч Декабрь Январь 8ч 4ч Раздел 5 4ч Раздел 6 Февраль Март Апрель 4ч 4ч Раздел 7 2ч 6ч 8ч Раздел 8Промежуточная аттестация Всего Май 8ч. 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч Организационно- педагогические условия № Раздел, тема Форма организации занятий 1 Вводное занятие. Групповая Техника безопасности. Материаловедение Рассказ, беседа, Инструкции по технике безопасности. ____________ инструктаж «Шёлковые фантазии» Элен Эриксон Издательство «Альбом» 2008 год 2 Изготовление Групповая, лепестков и цветов индивидуальная из них Наглядный, практический. «Диана-Креатив» Технологическая компьютер Журнал по декоративно- карта изготовления (ноутбук), прикладному творчеству цветка на шаблонах. Выполнение изделий – объёмный цветок, заколка 3 Оплетение ободков Учебное атласными лентами занятие. Словесный, наглядный, практический. 4 Изготовление бантов Словесный, практический, Два цвета. Образцы изделий, компьютер ЛитрисАйсмен. схемы, наглядные (ноутбук), Изд.Эксмо 2008 Москва пособия. интерактивная доска компьютер «Шёлковые фантазии» Алгоритм выполнения (ноутбук), Элен Эриксон Издательство «Альбом» работы. Тесты к интерактивная итоговому занятию доска 2008 год за первое полугодие первого года обучения. Выполнение изделия по собственному замыслу Тест-опрос, выполнение изделия по предложенной схеме Индивидуальная работа. Приёмы и методы Методический материал организации учебновоспитательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Форма подведения итогов Компьютер (ноутбук) _________ 5 Изготовление поделок Учебное занятие, самостоятельная работа Словесный, наглядный, практический, «Диана-Креатив» Журнал по декоративноприкладному творчеству 2011 – 2016 г. Методическое обеспечение. «Изготовление канзаши» 6 Итоговое занятие. Итоговая аттестация ________ Беседа, обсуждение, анализ Фотоальбомы с работами мастериц _________ компьютер (ноутбук), интерактивная доска Сравнение, анализ выполненных работ компьютер (ноутбук) Экскурсии, выставка детского творчества. Техническое обеспечение: Компьютер (ноутбук); интерактивная доска; проектор Инструменты и материалы: простой карандаш; линейка; фломастеры; ножницы; канцелярские кисточка для клея; пистолет клеевой; свеча; зажигалка; иголки швейные; щипцы, тесьма; эластичная лента; атласная лента; кружева; нитки швейные – белые, черные и цветные; проволока тонкая мягкая; леска; клей «Момент»; бисер; стеклярус; стразы; картон; пенопласт, поролон; капрон; бусы; заколки; ободки; невидимки; крабики; резинки для волос. Список литературы для педагога: 1. ДонателлаЧотти «Вышивка шёлковыми лентами». 2. Издательство «Аст – Пресс» 2005 год 3. Депсамес «Цвет – духовная жизнь человека» 4. Авторская школа «саморазвитие человека» 5. Издательство «Нижний Новгород» 2003 год 6. Элен Эриксон «Шёлковые фантазии» 7. Издательство «Альбом» 2008 год 8. «Вышивка лентами» 2010г. 9. 5.Журнал по декоративно-прикладному творчеству «Диана-Креатив» 10. 6.Журнал по рукоделию «Лена» 11. Два цвета. ЛитрисАйсмен. Изд.Эксмо 2008 Москва Интернет ресурсы: 12. Поделки из природного материала своими руками для детей. 13. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/prirodnye-podelki/(Дата обращения 11.08.2016). 14. Украшения ручной работы 15. http://woman-v.ru/master-klass-po-kanzashi-svoimi-rukami.html 16. http://vselady.ru/ujut/hobbi/kanzashi_master.htm 17. http://moya-vselennaya.com/master-klass-kanzashi-dlya-nachinayushhih/ 18. Уроки канзаши и МК в картинках → МК хризантемаhttp://kanzashi.org/urokiimaster-klassi-v-kartinkah/ Список литературы для обучающихся: 1.Журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел», № 10(82) -2013, №11(83) 2013. 2.Журнал «Радуга идей», №10(37) -2014, №03(42) -2014. 3.Журнал «Мастерилка», №4,5, 6.2014 4.Журнал «Коллекция идей», №5-2014, №17,18,22-2013. 5.Журнал «Мастерим вместе с мамой», №3(45), №4(46), №5(47) -2014. Интернет-ресурсы: 1.Журнал «Коллекция идей». https://vk.com/ideikin(Дата обращения 11.08.2016). 2.Детский сайтЕжка.http://www.liveinternet.ru/users/snejnaya78/post308733502/ (Дата обращения 13.08.2016). 3. Детский сайт Пчелка. http://www.detiam.com/рукоделие/ Список литературы для родителей: 1.Журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел», № 10(82) -2013, №11(83) 2013. 2.Журнал «Радуга идей», №10(37) -2014, №03(42) -2014. 3.Журнал «Мастерилка», №4,5, 6.2014 4.Журнал «Коллекция идей», №5-2014, №17,18,22-2013. 5.Журнал «Мастерим вместе с мамой», №3(45), №4(46), №5(47) -2014. Интернет-ресурсы: