Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № 4 от «_7_»09 2020г Утверждена приказом директора МКУДО «ДДТ г. Алзамай» № 71 от «09»_09_ 2020г. (приказ о переименовании учреждения от 19.11.2020 №91) . Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по стране Этикета» Направленность: социально-педагогическая Возраст обучающихся: 8-9 лет Срок освоения: 1 год Разработчик: педагог дополнительного образования Киктева М.В. I квалификационная категория г. Алзамай, 2020 год Пояснительная записка Программа составлена в соответствии со следующими документами: - Федерального закона от 29 декабря 2012г №273 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации. - Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Постановления государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г №41 « Об утверждении СанПин 2.4.4. 317 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организация режима работы организаций дополнительного образования детей. Программа составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» и программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности». Данная программа относится к социально-педагогической направленности. По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека. Приобщение обучающимся к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в обучающимся стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития, а также предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся, родителей, педагогов. Программа является продолжением курса «Азбука Этикета». Обучающиеся, прошедшие курс «Азбука Этикета», принимаются на курс «Путешествие по стране Этикета». Возраст обучающихся с каждым новым учебным годом, принятых на следующий курс, увеличивается на один год. Программа адресована обучающимся 8-9 лет. Краткая характеристика обучающихся: Дети этого возраста лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Именно эти обучающиеся охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие педагога вносят оживление в любую деятельность обучающихся и вызывает их активность. Особенности поведения: • энергичны, инициативны. Это поможет мне привлечь большое число обучающихся для выполнения практических заданий, для проведения досуговых мероприятий • любят коллективные игры. Я привлеку их к массовым мероприятиям в каникулярное время • начинают осознавать нравственные нормы, поэтому мне легко будет организовать работу в группах и индивидуально • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Я использую это в организации содержательного досуга обучающихся. Срок освоения программы – 1 год обучения. Форма обучения – очная. Режим занятий - 72 часа в год, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Цель программы: формирование норм культурного общения и поведения в различных жизненных ситуациях. Задачи: сформировать нравственные понятия; познакомить обучающихся с правилами, нормами поведения в общественных местах; развить коммуникативные способности обучающихся; воспитать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих; предоставить возможности обучающимся проявить себя и своё отношение к окружающему миру; научить всматриваться в мир, в людей, которые рядом, строить с ними отношения Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Программа состоит из 4 крупных разделов: 1. Этика общения 2. Этикет 3. Этические нормы отношений с окружающими 4. Этика отношений в коллективе Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Формы и виды деятельности игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; конкурсы; посещение библиотек, музеев; праздники. Планируемые результаты: В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов: получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Учебный план № Перечень разделов и тем п/п Кол-во всего Часов теория практика 1 Этика общения 14 4 10 2 Этикет 20 6 14 3 Этика отношений с окружающими 18 5 13 4 Этика отношений в коллективе 20 6 14 Итого: 72 21 51 Содержание программы Раздел 1. Этика общения (14 часов) Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Как начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Практическая работа: Разыгрывание ситуаций Тема 2. Будем беречь друг друга Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. Практическая работа: Игры, разыгрываем сюжеты Тема 3. Дружим с добрыми словами Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. Практическая работа: Ира «Добро и зло» Тема 4. Любим добрые поступки Учимся видеть добрые поступки вокруг. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Практическая работа: Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Тема 5. Подари дело и слово доброе Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Практическая работа: Запись высказываний на магнитофон Тема 6. Умеем общаться Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Практическая работа: Обыгрываем ситуации Тема 7. Доброжелательность Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок Тема 8. «Спасибо» и «пожалуйста» Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. Тема 9. Каждый интересен Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Педагог добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Практическая работа: игра «Мы такие разные» Тема 10. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Практическое применение полученных умений и навыков общения Тема 11. По одёжке встречают Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека Тема 12. Одежда будничная и праздничная Учимся выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности Тема 13. Уход за своими вещами Учимся определять оптимальные правила личной гигиены. Тема 14. Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать Составляем памятку личной гигиены Раздел 2. Этикет (20 часов) Тема 1. Премудрости дедушки Этикета. Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Практическая работа: Разыгрываем сюжеты по просьбе дедушки Этикета Тема 2. За столом с дедушкой Этикетом. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. Практическая работа: Коллективное чаепитие. Тема 3. Встречаем Новый год. Практическая работа: Классный «Огонек» с праздничным столом. Тема 4. Школьные правила этикета. Дети импровизируют ситуации. Практическая работа: Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Тема 5. Правила поведения на уроке, на занятии Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке, на занятии. Обсуждение ситуаций с опозданиями на занятия. Тема 6. Вежливые слова. Правила сотрудничества на занятии Закрепление правил поведения на занятии. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. Тема 7. Правила поведения на перемене Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. Тема 8. Перемена с увлечением Разучивание коллективных игр для перемены. Тема 9. Правила поведения в столовой Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в столовой Тема 10. Школьное имущество надо беречь Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. Тема 11. Как быть прилежным и старательным Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. Тема 12. Взаимопомощь: учёба и труд Правила взаимопомощи Тема 13. Чистый ручеек вашей речи. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь поток. Практическая работа: Разговор у «костра» Тема 14. По стране вежливых слов Моделируем образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов Тема 15. Значение труда в жизни людей Примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда Тема 16. Как мы трудимся: в школе и дома Дидактическая игра Тема 17. Трудолюбие как главная ценность человека Наведение порядка в кабинете. Тема 18. Способы бережного отношения к вещам, созданных трудом других людей Учимся оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда. Тема 19. Бережливость: каждой вещи своё место. Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. Тема 20. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (18 часов) Тема 1. Правила поведения на улице Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. Тема 2. Я в роли прохожего. Путь от дома до школы Правила поведения на дороге. Тема 3. Правила поведения в транспорте Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. Тема 4. Правила поведения в гостях Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». Тема 5. Правила безопасности при общении с животными Учимся выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным Тема 6. Душа – это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Практическая работа: Рисуем сказочного героя Тема 7. О настоящем и поддельном. Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. Практическая работа: Игра «Верю – не верю» Тема 8. Думай о других: сочувствие – как его выразить? Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед занятием вопроса. Тема 9. Добро и зло Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. Тема 10. Можно и не ссориться Учимся определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Тема 11. Слово лечит, слово ранит Учимся выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми Тема 12. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Практическая работа: Игра «Верю - не верю» Тема 13. Хорошие песни к добру ведут. Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Выставка рисунков. Практическая работа: Рисование любимых героев песен. Тема 14. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого своего мироощущения и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Практическая работа: Игра «Рассказ по фотографии» Тема 15-16. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Практическая работа: Игры, песни, поздравления Тема 17. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Практическая работа: Игра «Я, ты, он она…» Тема 18. Цветы, цветы – в них Родины душа. Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Практическая работа: Делаем аппликацию «Цветы» Этика отношений в коллективе (20 часов) Тема 1. Чтобы быть коллективом. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Практическая работа: Самостоятельная работа Тема 2. Коллектив начинается с меня. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. Практическая работа: Пишем письмо одноклассникам Тема 3. Подарок коллективу. Занятие проводится по традиционной методике. Практическая работа: Игры, песни Тема 4. Общение со взрослыми Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем Тема 5. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами Тема 6. Без друга в жизни туго Моделируем отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях Тема 7. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) Моделируем пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) Тема 8. Общение по телефону Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ Тема 9. Порадовать близких – как это просто! Учимся проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. Тема 10. Наши имена Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. Тема 11. Моя семья Конкурс рисунков. Дидактическая игра Тема 12. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Практическая работа: Игра «Нравится – не нравится» Тема 13. Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираются и обсуждают общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Практическая работа: Разыгрываем сценки Тема 14. Эмоции Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Тема 15. Большое значение маленьких радостей Выбираем оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с членами семьи Тема 16. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, Практическая работа: заполнение секретных карточек. Тема 17. Этикет познавая, дружно, весело играем! Практическое занятие. Учимся практически применять правила коллективных игр. Тема 18. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Практическая работа: Пишем и обсуждаем самостоятельные работы Тема 19. Когда солнце тебе улыбается. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. Практическая работа: Игры на откровения, раскрытие детей. Тема 20. Вот и стали добрей и умней. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности. Практическая работа: Праздник: сценки, игры Оценочные материалы Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу - определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной программе; - выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся; - соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы - определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; -внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной деятельности объединения. Диагностические материалы для проведения контроля разработаны самостоятельно педагогом. Задания даются как в устной, так и в письменной форме. Тестирование включает в себя 25 вопросов. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Оценивание знаний определяется следующим образом: Ниже 50% правильного выполнения заданий (низкий уровень) 50-84% правильного выполнения заданий (средний уровень) 85-100% правильного выполнения заданий (высокий уровень) Промежуточная аттестация проводится в конце апреля - начале мая, - это оценка уровня достижений обучающихся по завершении образовательного курса программы. Если обучающийся в течение учебного года добивается успехов на внутренних или внешних профильных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.), то он считается автоматически аттестованным. Критерии оценки аттестации: уровень теоретической подготовки: - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии. уровень практической подготовки: - качество выполнения практического задания (кроссворд, игра); - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. Календарный учебный график Раздел, месяц Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Всего Сентябрь 8ч 8ч Октябрь 6ч 2ч 8ч Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 8ч 8ч 2ч 6ч 8ч 8ч 8ч 4ч 4ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч Методическое обеспечение № п/п Форма Раздел Методы занятий Дидактический Методическое обеспечение материал Техническое Форма оснащение подведения программы 1 Этика общения итогов Словесный, Карточки Белопольская Н.А. и другие. Компьютер, Наблюдение, коллективна наглядный, «Вежливые “Азбука проектор тестирование, я, групповая практический. слова», игры настроения: Развивающая викторины, «Верю – не эмоционально- кроссворды, верю», «Нравится коммуникативная игра”, игры – не нравится», Косачёва Игра «Вежливо - Нравственное невежливо». младшего школьника в процессе обучения и И.П. развитие воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. Малкова Ю. читатель”. Серия “Умный “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999. 2 Этикет Словесный, Игра «Дари свои Богданова О.С Содержание Компьютер, Тестирование, коллективна наглядный, умения, проектор викторины, я, групповая практический. таланты, знания, и методика этических бесед мысли с младшими школьниками. коллективу», Игра Москва, «Волшебный цветик семицветик». кроссворды, «Просвещение», игры 1982г. - Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006 Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Этика 3 Словесный, Игра «Разговор с Сухомлинский В.А. волшебным Хрестоматика по этике. – отношений с коллективна наглядный, окружающими я, групповая практический. зеркальцем», Игра М.: Педагогика, 1990. «Можно - Лихачева Л. Уроки этикета в нельзя». рассказах, задачках. картинках и Екатеринбург, Компьютер, Анкетировани проектор е, игры Средне Уральское - издательство, 1996. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. 4 Игра «Задай Богусловская Н.Е., Купина Компьютер, Тестирование, проектор викторины, Этика коллективна Словесный, настроение», Н.А. отношений в я, групповая наглядный, «Любимые Екатеринбург: «АРД ЛТД», кроссворды, 1998. игры коллективе практический. блюда», Игра «Светофор». Веселый этикет. – Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное родителей пособие и для педагогов. Ярославль: Гринго,1996. Условия реализации программы: • учебный кабинет с ученическими столами; • оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов); • оборудование и инвентарь, необходимого для проведения занятий (цветная бумага, пластилин, ножницы, зубочистка, клей ПВА) • технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная установка). Список литературы Для педагога 1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоциональнокоммуникативная игра”. 2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. 3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. 4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. 5. 6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. 7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006 8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001. 9. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996. 10. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г. 11. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999. 12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986. 13. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010 14. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. 15. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996. 16. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. 17. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990. 18. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. 19. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 20. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. Для обучающихся 1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. 2. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989. 3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. 4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985. 5. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. 6. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. 7. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. 8. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983. 9. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998. 10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.