Мастерица

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена на педагогическом
совете:
Протокол № 4 от «28» 08.2024 г.

Утверждена
приказом директора
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
Приказ № 69 от «29» 08. 2024 г.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Мастерица»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Срок освоения: 4 года

Разработчик программы:
Усатюк Ирина Витальевна
Педагог дополнительного образования
I квалификационная категория

г. Алзамай, 2024 г.
1

Содержание
Раздел I. Пояснительная записка…………………………………. стр
1.1. Информационные материалы, направленность………………….

2

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы..

2

1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………

3

1.4. Адресат программы и сроки освоения программы…………….

4

1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...

5

1.6. Цель и задачи программы…………………………………………

5

Раздел II. Комплекс основных характеристик программы……. стр
2.1.

Учебный план 1 год……………………………………………..

6

2.2.

Содержание учебного плана…………………………………….

6

2.3

Учебный план 2 год……………………………………………… 9

2.4

Содержание учебного плана……………………………………. 9

2.1.

Учебный план 3 год……………………………………………..

11

2.2.

Содержание учебного плана…………………………………….

11

2.3

Учебный план 4 год……………………………………………… 13

2.4

Содержание учебного плана……………………………………. 14

2.5

Планируемые результаты………………………………………… 14

Раздел III. Организационно-педагогические условия…………… стр.
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………

18

3.2.

Методические материалы …………………… ………………..

18

3.2.

Календарный учебный график …………………………………. 19

Раздел IV.Условия реализации
4.1.

Материально- технические условия……………………………. 21

4.2. Кадровое обеспечение программы……………………………….

21

Раздел V. Список литературы ……………………………………… 22
Приложение 1…………………………………………………………… 23

2

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица»
имеет художественную направленность, которая ориентирована на обучение,
воспитание и развитие творческих способностей, обучающихся средствами различных
видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная общеразвивающая
программа «Мастерица» разработана на основании программы «Чудесные мгновения»
(автор Е.А. Турбина, Волгоград «Учитель»). Дополнительная общеразвивающая
программа
«Мастерица»
составлена
в
соответствии
с
действующим
законодательством в сфере образования
Актуальность:
Данная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на
формирование целостной, самодостаточной личности. На практике проверено, что
выпускники легко адаптируются в условиях современного общества, широко
применяют полученные знания на практике. У них сформирован интерес к рукоделию.
Они обладают эстетическим вкусом и творческой инициативой, с удовольствием
продолжают участвовать в конкурсах. В кружке уже занимаются дети выпускников,
продолжая традиции своих родителей. Ежегодно в кружке вместе с обучающимися
занимаются несколько мам воспитанниц, которые в основной список не вносятся.
Выпускники, прошедшие обучение по данной программе, зарекомендовали себя
настоящими рукодельницами на муниципальных, региональных, всероссийских
конкурсах, поэтому программа на протяжении многих лет не меняет своего названии «Мастерица».
Отличительные особенности:
1.Вязание способствует развитию творческих способностей у обучающихся,
воспитание их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе,
прививает навык общественно-полезного труда.
2. Подбор ниток и фасона, разнообразие техник вязания, умелое оформление изделия
делает работу мастерицы неповторимой, уникальной, а веками отточенное мастерство
вязания крючком не только увлекательным, но и актуальным по сей день. Вязание
поможет экономно распорядиться и семейным бюджетом. Связанные молодой мамой
кофточки, сарафанчики и платьица не только порадуют малыша, поразят изяществом
и красотой окружающих, но сэкономят денежные средства.
3. Особенность вязания крючком состоит в том, что изделие, выполненное
квалифицированно, с богатой фантазией, с чувством цвета, всегда эксклюзивно.
Освоив необходимые навыки работы, с легкостью можно не только копировать узоры
и модели, но и модифицировать их по своему собственному желанию и даже создавать
новые.
4. Сам процесс вязания приносит радость, даёт возможность выразить себя в
творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию, позволяет в полной мере
проявить свою фантазию, вкус, мастерство. Несмотря на широкие возможности
современных технологий, во всем мире вновь входят в моду и ценятся работы,
выполненные в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью
сложности, уникальностью и изяществом.
Новизна:
3

Обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества,
развивают способность к труду, творческой деятельности, умение связать
оригинальные вещи своими руками. В процессе освоения программы прослеживаются
межпредметные связи, а также воспитывается творческое мышление.
В основу данной программы заложены художественно-нравственное и художественноэстетическое воспитание как младших школьников, так и старшего возраста. Мы
пытаемся заглянуть в будущее, но и стараемся ясно представить себе прошлое –
историю становления искусства, заглянем в «бабушкины сундуки». Это позволяет
привить обучающимся чувство любви к Родине, родному дому, семье. Обучение идёт
по принципу; от простого к сложному. В курсе изучается, как правильно вязать
различные виды петель, как набирать, прибавлять и убавлять петли. Овладев
первоначальными приёмами, обучающиеся переходят к выполнению мелких изделий –
шарфиков, шапочек, носков, варежек и др.
Вязаная кофта, полотенце или украшенные вязанными крючком вставками подушки и
покрывала – одновременно одежда, бытовой предмет и высокое искусство.
Вязание крючком поразит
изяществом, красотой, если разнообразные салфетки,
скатерти, шторы, игрушки, одежду и элементы её украшения изготовить с
применением поперечного, ирландского, брюггского кружева, техники «Филе»,
вязания на вилке - «шпильке», кружева из тесьмы.
Программа «Мастерица» носит личностно-ориентированный характер. Она помогает
творчески использовать жизненный опыт обучающегося, направлена на выявление,
сохранение и развитие одаренности. Программа предусматривает индивидуальный
подход к каждой личности, дает основную базу знаний по предмету с учетом
пожелания обучающихся и их родителей.
Содержание программы «Мастерица» построено так, что каждый год обучения
является самостоятельным, законченным. Обучающийся может принять решение о
завершении обучения после окончания любого курса, если считает, что для него
полученных знаний умений достаточно. Программа «Мастерица» состоит из
подпрограмм:
Обучающиеся первого года обучения «Волшебный крючок» 7- 9 лет осваивают азбуку
вязания крючком, отрабатывают приемы и технику набора и вывязывания петель.
Второй год обучения - вязаная игрушка «Фантазия». 10 – 12 лет. Обучающиеся
знакомятся с технологией выполнения вязаной игрушки, узнают историю
возникновения игрушки, изготавливают игрушки одиночные и композиции,
подарочные, сувенирные.
Третий год обучения «Ажурное кружево» -12 – 15 лет, рассчитан на тех обучающихся,
кто хочет совершенствовать дальше свое мастерство вязания крючком и спицами.
Занятие
обучающихся
этим
старинным
видом
рукоделия
оказывает
существенное влияние на их формирование и развитие: развивает художественный
вкус,
творческие способности,
глазомер, способность работать руками;
совершенствует трудовые навыки, мелкую моторику рук, приучая к точным
движениям пальцев; учит концентрации внимания (в процессе изготовления поделки),
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место; стимулирует развитие памяти; активизирует воображение и
фантазию; формирует культуру труда. Кроме этого, такие занятия позволяют
обучающимся удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в образовательной области «Технология», получить практические
навыки изготовления вязаных изделий (предметов одежды, быта, интерьера, игрушек
и др.), обогатить навыки общения, приобрести умения осуществлять совместную
трудовую деятельность в процессе освоения программы. Предполагает организацию
самостоятельной работы одарённых детей в виде выполнения проектов,
индивидуальных образовательных маршрутов.
4

Четвертый год обучения «Мастерица» - рассчитан на обучающихся, освоивших
предыдущие курсы обучения предусматривается создание и разработка авторских
проектов и работ повышенной сложности.
Программа включает создание и разработку авторских проектов и работ повышенной
сложности, поэтому обучающиеся должны знать технологию выполнения различных
видов кружев, характерные особенности изделия, назначение материалов и
оборудования, правила ухода за вязаными изделиями, уметь самостоятельно выполнять
по схемам и технологическим описаниям крючком и спицами, самостоятельно
рассчитать петли, работать по выкройкам. Из практики – для обучающихся, освоивших
программу, умело владеющих инструментами и быстро работающих, интересующихся
новинками моды - увлечённых и одарённых обучающихся, за плечами которых опыт
участия в конкурсах и фестивалях разного уровня, данный курс выходит за рамки
вязания крючком. Обучающимся предлагаются:
– украшение одежды и предметов быта с применений технологий: поперечное,
брюггское, тунисское, ирландское кружево, техника «Филе», вязание на вилке
«шпильке», кружево из тесьмы.
- создание эксклюзивных изделий: постельные комплекты, вязание и
украшение элементами вязания крючком штор для кухни, костюмы, детские
комплекты, пошив и украшение комплектов «комната», «спальня». Обучающиеся
углубляют знания, полученные на уроках технологии в общеобразовательных школах
и закрепляют полученные навыки в учреждении дополнительного образования. Для
развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся, для их
активного включения в процесс поиска необходимой информации, для формирования
умений самостоятельно добывать новые знания используется метод проектов.
Для обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и работоспособности,
проявляющим стойкий интерес к данному виду деятельности разрабатываются
индивидуальные образовательные маршруты, опирающиеся на содержание базовой
программы. Работа педагога по индивидуальным образовательным маршрутам
строится с учётом индивидуальных способностей обучающихся и использованием
различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебновоспитательного процесса по отношению к каждому обучающемуся.
При планировании программы в течение учебного года допускаются изменения в
содержании тем занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение
программного материала, в зависимости от контингента обучающихся, от условий
работы, имеющейся материальной базы.
Адресат программы:
По программе «Мастерица» могут заниматься обучающиеся 7 - 17 лет.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года (всего 288часов)
- первый год обучения 72 часа – «Волшебный крючок»
2 раза в неделю по 1 часу;
- второй год обучения 72часа - вязаная игрушка «Фантазия»
1 раз в неделю 2 часа, после каждого часа занятий 10-ти минутный перерыв;
- третий год обучения 72 часа - «Ажурное кружево»
1 раз в неделю 2 часа, после каждого часа занятий 10-ти минутный перерыв;
- Четвертый год обучения «Мастерица» 72 часа – 1 раз в неделю 2 часа.
После каждого часа занятий 10-ти минутный перерыв.
Режим занятий
5

Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Продолжительность занятий выдерживается согласно Сан Пин по годам обучения:
На индивидуальные занятия с обучающимися отводится до 30% времени (10% на
коррекцию, 20% на работу с одарёнными обучающимися). Работа с обучающимися
ведётся в течение всего календарного года, в каникулярное время проводятся
культурно – досуговые мероприятия.
Учебный план является гибким, возможны изменения в количестве часов на ту или
иную тему, замена тем по обоснованным причинам, в программу могут быть включены:
проведение непредвиденных экскурсий, встреч, выставок, конкурсов.
Форма обучения – очная
Форма объединения – кружок.
В кружках занимаются преимущественно девочки
Цель:
Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в художественноэстетическом развитии.
Задачи:
Образовательные:
научить приемам и методам практической работы с различными материалами;
свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по рукоделию и
составлению их самостоятельно;
- правильно организовывать и планировать творческий процесс труда.
Развивающие:
- развивать образное мышление;
- навыки работы с различными материалами;
- развивать творческие способности;
- моторику рук и глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся такие качества, как сопереживание и уважение к
другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- аккуратность, терпение, усидчивость и ответственность за порученное дело
- формировать позитивную мотивацию к творческой деятельности;
- эстетический и художественный вкус.
-

Учебный план
«Мастерица. Волшебный крючок» (1-й год)
№ Тема занятий

Теорет. Практ
..

1. Вводное занятие. Историческая справка. Правила
по технике безопасности. Выбор пряжи и крючка. 2
2. Инструменты и материалы
Первые шаги. «Петелька за петелькой»
2
3. Основные приёмы вязания крючком.
Воздушные петли.
4. Приемы вязания по кругу.

-

Всего Форма
.
аттестации

2

2

4

1

10

11

1

17

18

Входящий
контроль
(Вопрос – ответ)
Текущий
контроль
6

Новый элемент вязания – полустолбиком, его
схематическое изображение.

(Беседа по
пройденным
темам)

5. Столбики.
6. Изделия быта.
Выставка «Наше мастерство».
Тестирование
7. Объемные поделки

1

6

7

1

15

16

2

10

12

1

1

2

11

61

72

Итоговый
контроль
(тестирование)

8. Заключительное занятие.
Итого
Содержание:
1. Вводное занятие. Историческая справка. Правила по технике безопасности. Выбор
пряжи и крючка.
История вязания. Отличительные особенности вязания крючком.
Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Виды пряжи.
Знакомство с готовыми изделиями. Общие правила по охране труда.
- подбирать крючок по номеру для нити.
Практикум: подбирать крючок по номеру для нити.
2. Основные приёмы вязания крючком.
Первые шаги.
Набор петель. Способы образования начальной петли. Создание аппликаций с
использованием отдельных петель.
Аппликация: «Цветочная поляна», «Ежик», «Капли дождя»
Практикум: Создать аппликации «Цветочная поляна», «Ежик», «Капли дождя».
3. «Петелька за петелькой» Воздушные петли
Знакомство с приемом вязания цепочки из воздушных петель. Закрепление
последней петли в цепочке. Создание аппликаций с использованием воздушных
цепочек.
Аппликация: «Дерево», «Улитка», «Аквариум»
Практикум: Создать аппликации «Дерево», «Улитка», «Аквариум»
4. Приемы вязания по кругу.
Новый элемент вязания - полустолбиком, его схематическое изображение.
Знакомство с приемом вязания по кругу, с новым элементом вязания
«полустолбик» и его схематическим изображением.
Создание готового изделия: цветок, прихватка, панно «Цветы».
Практикум: Создать готовое изделие цветок, прихватка, панно «Цветы».
5. Столбики.
Знакомство с новым элементами «столбик без накида», «столбик с накидом».
Образование петель. Образование столбика без накида. Порядок образования
столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами.
Изготовление изделий.
Изделия: «Юбочка для куклы», «Декоративная шляпка», аппликации «Ромашки» и
7

«Подсолнухи». Коллективная работа «Цыплята».
Практикум: Изготовить изделий: «Юбочка для куклы», «Декоративная шляпка»,
аппликации «Ромашки» и «Подсолнухи», «Цыплята».
6. Изделия быта.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков.
Раппорт узора. Порядок чтения схемы вязания по кругу и прямоугольником.
Особенности чтения схем при вязании по кругу и прямоугольником. Изготовление
изделий.
Практикум: Изделия: стакан для карандашей, сумочка для телефона, прихватка для
горячей
посуды, цветы в вазе, шаль для мамы, салфетки
Самостоятельная работа:
- изготовить изделий: стакан для карандашей, сумочка для телефона, прихватка для
горячей посуды.
7. Объемные поделки.
Знакомство с техникой выполнения объемных поделок. Знакомство с техникой
амигуруми. История возникновения амигуруми. Схемы для вязки объемных
изделий. Изготовление изделий в техники аимгуруми.
Изделия: змея, черепаха, смешарики, котенок «Кити», львенка, заяц – амигуруми.
Практикум: Самостоятельная работа: цветы в вазе, шаль для куклы, салфетки,
украшения, игрушки из помпонов.
8. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.
Планируемые результаты:
В результате освоения данной программы происходит развитие обучающихся путем
приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися технологией
вязания изделий для себя, на куклу, развитие чувства семейственности и
коллективизма, гражданственности и патриотизма, формирование высоких
художественно-эстетических вкусов в декоративно-прикладном искусстве.
Обучающиеся освоившие программу «Волшебный крючок» знают правила техники
безопасности процесса работы с крючком, особенностей нитей, из которых вяжут
изделия, технологию вывязывания изделий; умеют работать с необходимыми
инструментами; подбирать нужные, соответствующие крючки и нитки; владеют
навыками вязания различных изделий.
Критерии оценки аттестации
По окончанию учебного года по программе Мастерица «Волшебный крючок»
критериями успешного освоения программы можно считать: выставка работ
обучающихся, тестирование.
Знать:
№ Ф.И.
Название
и Термины,
Простейшие Правила
правила
Обучающег назначение
употребляемые
условные
вязания
прибавления
ося
инструментов при
вязании обозначения прямого и и убавления
крючком
используем
круглого
петель.
ые в схемах полотна
Уметь:

8

№ Ф.И.
Самостоятельно Зарисовать
Обучающегося подобрать
условные
крючок, нитки обозначения
для изделия
и вязать их

вязание
Условные
прямого и обозначения,
круглого
понятие
полотна
«раппорт»

Основные
приемы
набора петель
и
вязания
крючком

Учебный план
«Мастерица. Фантазия» 2й год обучения
№

Тема занятий

Теорет.

1

Вводное
занятие.
Историческая
справка. Техника безопасности
2

Практ.

Всего
.

-

2

2

Основные приёмы вязания крючком.
Повторение пройденного материала.

1

4

5

3

Схемы и их описания. Правила чтения
схем их практическое выполнение.
1
Вязание игрушек. Технология вязания,
оформление и соединение.
4

3

4

42

46

5

Сувениры. Плоские игрушки.

2

12

14

6

Итоговое занятие.
Выставка «Наше мастерство».
Всего

1

-

1

11

61

72

4

Форма аттестации

Входящий
контроль
Вопрос - ответ
Текущий
контроль
(Кроссворд)
Итоговый
контроль
(Практическое
задание, работа по
технологическим
картам)

Содержание:
1. Вводное занятие.
Историческая справка. Техника безопасности.
История вязания. Отличительные особенности вязания игрушек крючком.
Общие сведения о вязании игрушек. Виды крючков, строение. Виды пряжи.
Знакомство с готовыми изделиями. Общие правила по охране труда.
2. Основные приёмы вязания крючком.
Повторение видов крючков, строение, виды пряжи. Отличительные особенности
вязания различных техник. Виды столбиков и петель. Общие правила по охране труда.
Изготовление готового изделия: набор подставок под чайные чашки.
Практикум: Изготовление готового изделия: набор подставок под чайные чашки
3. Схемы и их описания. Правила чтения схем их практическое выполнение.

9

Понятие схемы. Виды схем. Схемы в вязании крючком. Повторение условных
обозначений в вязании. Таблица условных обозначений. Составление простейшей
схемы готовых изделий.
Практикум: составление простейшей схемы готовых изделий.
4. Вязание игрушек. Технология вязания, оформление и соединение.
Повторение форм описания работы: словесная и схематическая. Раппорт вязания.
Чтение схем вязания по кругу и прямоугольником. Изготовление игрушек. Изделия:
куклы, собачки, зайчик, символ нового года, игрушки на выбор обучающихся.
Практикум: куклы, собачки, зайчик, символ нового года, игрушки на выбор
обучающихся.
5. Сувениры. Плоские игрушки. Объемные поделки
Повторение техники выполнения объемных поделок.
Повторение техники амигуруми.
Изделия: львенок «Симба», фрукты, снеговик, попугай, вини-пух.
Практикум: Вязание игрушек: львенок «Симба», фрукты, снеговик, попугай, вини-пух.
6. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. Кроссворд, тест.
Оценочные материалы:
Оценка выражается в доброжелательной форме, как положительная, так и
указывающая на недостатки в работе.
Промежуточная аттестация проводится в конце апреля- начале мая, - это оценка уровня
достижений, обучающихся по завершении образовательного курса программы. После
каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного.
Критерии оценки аттестации
По окончанию учебного года по программе мастерица «Фантазия» критериями
успешного освоения программы можно считать: выполнение творческих работ, работа
по технологическим картам
Знать:
№ Ф.И.
Обучающег
ося

Уметь:
№ Ф.И.
Обучающе
гося

Название и Термины,
назначение
употребляемы
различных
е при вязании
материалов
крючком

Простейшие
условные
обозначения,
используемы
е в схемах

Правила
правила
вязания
прибавления
прямого и и убавления
круглого
петель.
полотна

выполнить
окончательн
ую
обработку
готового
изделия.

технику
вязания
прямого и
круглого
полотна

Условные
обозначени
я, понятие
«раппорт»

Зарисовать
условные
обозначения и
вязать их

Выполнять
заключитель
ную отделку
готовых
изделий

Учебный план
«Мастерица. Ажурное кружево» 3й год обучения
№
1

Тема занятий

Теорет.

Вводное занятие. Историческая
справка. Техника безопасности
2

Практич.

-

Всего

Форма аттестации

2
10

2

Основные
приёмы
вязания 1
крючком и спицами. Инструменты
и материалы.

9

10

3

Техника вязания кружева
кружевных изделий.

13

14

4

Вязание на вилке (шпильке).
Вязание узорного полотна.

5

и 1

10

12

Изделия,
связанные
в 2
традиционной технике. Салфетки.

8

10

6

Проектные работы.

2

20

22

7

Итоговое занятие

2

-

2

12

60

72

Итого

2

Входящий
контроль
Вопрос - ответ

Текущий контроль
участия в
конкурсах и
фестивалях,

Итоговый контроль
Тестирование
творческое задание
(выпуск сборника)

Содержание:
1. Вводное занятие.
Историческая справка. Обзор журналов с книг по вязанию крючком. Компьютерная
презентация, фотогалерея. Инструктаж по ТБ.
Форма занятий: учебное занятие.
Оборудование и материалы: коллекция вязаных обучающимися изделий.
2. Основные приёмы вязания крючком.
Вязание столбиками с двумя, тремя накидами. Пышные столбики. Зарисовка условных
обозначений. Зарисовка схем. Вывязывание образцов, выполнение групповых
элементов.
Практикум:
Освоение приёмов вязания крючком, выполнение образцов.
3. Техника вязания крючком. Кружева и кружевные изделия.
Крючки и нитки для вязания кружева. Знакомство с оригинальными техниками
вязания крючком. Кружевная техника «Филе», прошвы, филейное кружево. Кружево
из отдельных мотивов, правила выполнения мотивов. Ирландское вязание сеточек
фона, оформление кромки. Брюггское кружево, выполнение и соединение. Кружево из
тесьмы и др. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа
вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата.
Практикум: Выполнение образцов, кружевных изделий, выполнение соединений,
вязание салфеток.
4. Вязание на вилке (шпильке).
Нитки для вязания на вилке. Вязание полосы тесьмы, виды соединения. Применение
тесьмы для выполнения изделий, кружев, воротников, шарфов, пелерин, палантинов,
салфеток. Технология изготовления изделия, выбор пряжи для узора. Снятие мерок,
подбор узора. Технология вязания образцов, расчет петель. Вывязывание и отделка
изделия.
Практикум: вывязывание тесьмы, способы соединения её в изделии. Вязание изделий
по журналу. Оформление изделий.
11

5. Изделия, связанные в традиционной технике.
Зарисовка схем выполнения изделий, комплект из трех салфеток, вязание салфетки
снежинка, маленькая салфетка с оборками, шаль с орнаментом, воротник.
Практикум: Вязание кружев, работа над изделием по описанию или по схеме,
зарисовка схем выполнения узоров и мотивов. Оформление изделий. Разработка
современной модели изделия с учётом народных традиций. Предварительная утюжка
деталей изделия. Сшивание деталей. Дополнительная отделка. Хранение вязаных
изделий. Способы стирки. Проработка швов.
6. Проектные работы.
Выбор модели. Индивидуальные работы
Практикум: Вязание образцов для вывязывания изделия (платье, топ, кардиган),
вязание деталей изделия (спинка, полочка, рукава), нанесение линий фасона на
выкройку. Зарисовка схем узоров. Оформление изделий. Вязание изделий
7. Итоговое занятие.
Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение их работ в течение
учебного года, подведение итогов, награждение лучших работ.
Зачет. Выставка детского творчества. Фестивали, конкурсы.
Критерии оценки аттестации
По окончанию учебного года критериями успешного освоения программы можно
считать: выполнение проектов, выпуск сборника, куда войдут проектные работы и
материалы по выполнению различных техник вязания кружев.
Знать:
№ Ф.И.
Обучающег
ося

пользоваться Разные техники условные
описаниями и вязания крючком обозначения
схемами
из
схем узоров
журналов

Уметь:
№ Ф.И.
составлять
Обучающегося композиции
из ажурных
элементов
вязания

выполнять
различные
виды
трикотажных
швов

сочетать
цвета
при
выполнении
изделий

Как
снимать и
записывать
мерки
соединять
элементы
между
собой

Как
рассчитывать
количество
петель и рядов

Выполнять
заключительную
отделку готовых
изделий

Учебный план
«Мастерица» 4й год обучения
№

Тема Занятий

1

Вводное занятие. Ознакомление 2
с работой кружка, техника
безопасности.
Повторение
пройденного
материала.
Продольные
и 2
поперечные кружева

2

3

Теорет.

Техника филейного вязания.
(Индивидуальные
работы, 2
проекты).

Практич Всего

Форма
аттестации

-

2

10

12

Входящий
контроль
Вопрос - ответ

20

Текущий
(тестирование
по темам)

18

12

4

5

6.

Брюггские кружева
(Индивидуальные
работы, 2
проекты).
Ирландское кружево.
(Индивидуальные
работы, 2
проекты).
Промежуточная аттестация
(защита проекта, рефераты).
Итоговое занятие.
итого

16

18

16

18
Промежуточна
я аттестация

2

-

2

12

60

72

Содержание:
1. Вводное занятие.
Ознакомление обучающихся с работой кружка. Инструменты и приспособления.
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Выступления
участников конкурсов, выставок, фестивалей. Компьютерные презентации.
Фотовыставка.
Повторение основных приемов вязания крючком.
2. «Продольные и поперечные кружева».
Виды кружев. Возможности использования продольных и поперечных кружев в
оформлении одежды и интерьера. Правила выполнения продольных и поперечных
кружев.
Практикум. Вязание продольных и поперечных кружев. Обвязывание кружевом
носового платка. Вязание закладки в книгу.
3. Техника филейного вязания
Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Способы
прибавления и убавления клеток. Схематическое изображение филейного кружева.
Косая филейная клетка.
Практикум: Отработка навыков вязания в филейной технике, прибавления и убавления
клеток. Выполнение узоров на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в
филейной технике.
4. «Брюггские кружева»
Брюггская техника вязания крючком. Тесьма. Схемы для изображения тесьмы. Техника
выполнения различных видов тесьмы. Техника выполнения скошенных рядов. Схемы
для изображения брюггских кружев. Виды соединений. Основные элементы брюггских
кружев.
Практикум: Вязание основных элементов брюггских кружев. Техника выполнения
скошенных рядов. Вязание салфетки в технике брюггского кружева. Оформление
выставки работ учащихся.
5. «Ирландское кружево».
Знакомство с ирландской техникой вязания крючком, основные элементы техники
ирландского кружева. Знакомство с особенностями оформления края изделия.
Практикум: Вязание основных элементов техники ирландского кружева. Оформление
края изделия. Вязание прошвы в технике ирландского кружева.
6. Итоговое занятие. Организация и просмотр выставки обучающихся, обсуждение её
итогов. Контрольные работы. Творческая защита работ: (ажурное платье, палантин,
кардиган, топ, ажурная шаль, шаль из мотивов). В ней гармония, всё диво»
13

Критерии оценки аттестации
По окончанию учебного года критериями успешного освоения программы можно
считать: выполнение проектов, выпуск сборника, куда войдут проектные работы и
материалы по выполнению различных техник вязания кружев.
Обучающиеся должны знать:
Правила техники безопасности процесса работы с крючком;
умеют свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по
вязанию крючком:
инструкционно -технологическими картами и составлять их самостоятельно;
вязать согласно раппорту узора;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия;
снимать и записывать мерки.
Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать
количество петель и рядов для вязания деталей изделий.
Обучающиеся должны уметь:
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
Вязать узоры в различных техниках вязания;
Выполнять орнамент;
Изготавливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
Вязать по выкройке и по расчету;
Определять плотность вязания;
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании
вещей;
Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Уметь самостоятельно, начиная с основы и до завершения вязать начатое изделие
Результаты программы:
В результате освоения данной программы происходит развитие обучающихся путем
приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися технологией
вязания изделий для себя, на куклу, развитие чувства семейственности и
коллективизма, гражданственности и патриотизма, формирование высоких
художественно-эстетических вкусов в декоративно-прикладном искусстве.
Обучающиеся освоившие программу «Мастерица» знают правила техники
безопасности процесса работы с крючком, особенностей нитей, из которых вяжут
изделия, технологию вывязывания изделий; умеют работать с необходимыми
инструментами; подбирать нужные, соответствующие крючки и нитки; владеют
навыками вязания различных изделий. По окончанию четвёртого года обучения
выпускники становятся «мастерицами» и могут самостоятельно проводить мастер –
классы, занятия по данному виду творчества.
С целью сетевого взаимодействия заключены договора с центром славянской культуры
п. Атагай, участие в выставках детского творчества г. Тайшет, обмен опытом с
рукодельницами на фестивале «У Дивных гор» г. Дивногорск.

Организационно- педагогические условия
1. Форма аттестации и оценочные материалы:
14

Оценка выражается в доброжелательной форме, как положительная, так и
указывающая на недостатки в работе.
Промежуточная аттестация проводится в конце апреля- начале мая, - это оценка уровня
достижений, обучающихся по завершении образовательного курса программы. После
каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного.
Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной
общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний,
умений, навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные
качества и личностный рост. Оценочная деятельность осуществляется в ходе
аттестации, которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных
качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам:
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной
образовательной программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы
- определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих знаний;
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
№
Знает
Умеет
разные
термины, Условн правила пользов правил выполнить Рассчи
техники
употребля ые
прибавл аться
ьно
окончатель тывать
вязания
емые при обозна ения и описани исполь ную
количе
Ф.И.обу крючком вязании
ченияи убавлен ями и
зовать обработку
ство
чающег
крючком спольз ия
схемами цветов готового
петель
ося
уемые петель.
из
ую
изделия.
и рядов
в
журнало гамму
схемах
в

Критерии оценки аттестации
По окончанию учебного года критериями успешного освоения программы можно
считать: выпуск сборника, куда войдут проектные работы и материалы по выполнению
различных техник вязания кружев.
Знать:
№ Ф.И.
пользоваться составлять
сочетать
снимать и рассчитывать
Обучающег описаниями и самостоятельно
цвета
при записывать количество
ося
схемами
из инструкционные выполнении мерки
петель и рядов
журналов
карты
изделий

Уметь:
№ Ф.И.
Вязать узоры Определять
Обучающегося в различных плотность
техниках
вязания
вязания

сочетать
цвета
при
выполнении
изделий

соединять
элементы
между
собой

Выполнять
заключительную
отделку готовых
изделий

Входящий контроль: Вопрос - ответ
15

Высокий уровень 70 – 100%
Средний уровень 50 – 69%
Низкий ниже 50%
Текущий контроль: Тестирование
Тестовый контроль, представляющий собой проверку уровня усвоения теоретических
знаний с использованием карточек-заданий по изученным темам.
Высокий уровень 80 – 100%
Средний уровень 60 - 79%
Низкий ниже 50%
Итоговый контроль: творческие работы, защита проектов. По сумме показателей за всё
время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной
схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных
материалов.
Высокий уровень 85 – 100%
Средний уровень 60 - 84%
Низкий ниже 50%
Методические материалы
Для реализации программы подобрано методическое обеспечение: дидактические
материалы, методические материалы.
Учебные пособия - материалы, обеспечивающие реализацию содержания
дополнительной образовательной программы. Они есть по отдельным темам
дополнительной образовательной программы.
Учебными пособиями являются:
справочная литература (энциклопедии, сайты и др.);
научно-популярная литература (научно-популярные издания, специальная
методическая литература по декоративно-прикладному творчеству);
Дидактические материалы соответствуют содержанию дополнительной
образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности
обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям,
Дидактический материал представлен в следующем виде: раздаточный материал для
учащихся (бланки творческих заданий, карточки с заданиями), наглядные пособия
(иллюстрации, слайды).

16

№ РАЗДЕЛ, ТЕМА

ФОРМА
ЗАНЯТИЙ

1. Вводное
занятие. «Вести
Ознакомление с работой конкурсов».
кружка.
Техника
безопасности.

ПРИЕМЫ
И
МЕТОДЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО
ВОСПИТАТЕЛЬНО
ГО ПРОЦЕССА
с Словесный,
объяснительно
иллюстрированный,
наглядный.

МЕТОДИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ

ДИДАКТИЧЕСК ТЕХНИЧЕСК
ИЙ
ОЕ
МАТЕРИАЛ
ОСНАЩЕНИЕ
ЗЕНЯТИЙ

Фотографии,
видеозаписи.

ФОРМА
ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ

Ноутбук

_________

2. Ажурное
кружево, Учебное занятие,
вязание крючком.

Словесный,
наглядный,
практический.

«Уникальная
техника
вязания
красивых
вещей
Чичикало
Н.
Фриформ».
М.:
Эксмо, 2008 г.

Алгоритм
работы
Схемы
обозначений,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Самостоятельная
работа

3. Техника
филейного Объяснение,
вязания.
обсуждение.
(Индивидуальные
работы, проекты).

Словесный,
наглядный,
практический.

«Вечера с вязанием».
Андрукович
М.К.
Мн.; ОДО «Хэлтон».
2001 г.

Алгоритм
работы
Схемы
обозначений
вязания
филейного узора,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Практическая
работа

17

4. Брюггские кружева
(Индивидуальные
работы, проекты).

5

6

Объяснение,
обсуждение.

Словесный,
наглядный,
практический

«Вязание крючком
для
всей
семьи
Илининская
И.Н.
Издательство
«Семейный досуг».
2006 г.

Алгоритм
работы
Схемы
обозначений
вязания
«брюггских»
мотивов,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Практическая
работа

Ирландское кружево.
(Индивидуальные
работы, проекты).

Объяснение,
обсуждение.

Словесный,
наглядный,
практический

Журнал
«ДианаКреатив». 2005-2009
г.г.
Журнал
«Лена».
2005-2011 г.г.
Журнал мод. 2008,
2009, 2010 г.
Журнал «Чудесные
мгновения».
2005,
2006, 2007, 2008 г.

Алгоритм
работы.
Схемы и
обозначения
вязания кружева,
инструкционные
карты.

Компьютер
(ноутбук)
Интерактивная
доска

Практическая
работа

Итоговое занятие

Отчет, выставка

«Вести с конкурсов». _____

Ноутбук

Защита
проектов.

18

Календарный учебный график
Раздел, месяц

Сентябрь

Раздел 1

2ч

Раздел 2

6ч

Раздел 3

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

8ч

6ч

4ч

Март

Апрель

Май

8ч

8ч

6ч

6ч
2ч

10ч

Раздел 4
Раздел 5

4ч

Раздел 6
Промежуточная
аттестация
Всего

2ч
8ч

8ч

10ч

8ч

6ч

8ч

8ч

8ч

8ч

19

Условия реализации программы
1.Материально- технические условия
Техническое обеспечение:
Оборудование.
Обеспечение швейными иглами,
булавками, ножницами, электрическим утюгом.
2.Наличие инструментов:
 вязальные крючки различной толщины;
 ножницы;
 швейные иглы;
 булавки;
 кисточки;
 сантиметровая лента;
 электрический утюг;
 гладильная доска.
3. Наличие материалов:
 пряжа и нитки разной толщины и цветов;
 фурнитура;
 калька;
 миллиметровая бумага;
 акварельные краски.
4. Наглядности
– иллюстративные и дидактические материалы:
 таблица «Основные приёмы вязания»;
 схемы изделий (приложение.1 – папка «
 коллекции ниток; приложение 2
 образцы вязания;3
изделия; готовые изделия
 инструкционные карты;
 дидактические карточки.
Кадровое обеспечение программы. Программу реализует педагог
дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по
должности «педагог дополнительного образования», имеющий опыт работы в
художественной направленности по декоративно- прикладному творчеству

Список литературы
Литература для педагога:







Андрукович М.К. «Вечера с вязанием». Мн.; ОДО «Хэлтон». 2001 г.
Гайдукова Е.Н. «Вязание на вилке». Ростов-на-Дону. «Хэлтон». 1999 г.
Еременко Т.И. «Кружок вязания крючком». М. 1984 г.
Ильковская Ю.А. «Игрушки своими руками». М.: ООО ТД «Издательство мир книги».
2007 г.
Максимова М.В.«Азбука вязания». Фирма «МВМ». 1992 г.
Савченко В.Н. «Новая коллекция вязания крючком – серия «Дамский клуб». Ростов-наДону. Феникс. 2006 г.
20














Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка». Мн.: Полыма. 1997 г.
Чичикало Н. Фриформ «Уникальная техника вязания красивых вещей». М.: Эксмо, 2008
г.
Периодическая печать:
Журналы: «Валя-Валентина». 2006-2010 г.г.
Журнал «Диана-Креатив». 2005-2009 г.г.
Журнал «Лена». 2005-2011 г.г.
Журнал мод. 2008, 2009, 2010 г.
Журнал «Чудесные мгновения». 2005, 2006, 2007, 2008 г.
Издательсво «Ниола-пресс. 2005-2009 г.г.
Пучкова Л.С. «Крючок художественного вязания». М. 1989 г.
Илининская И.Н. «Вязание крючком для всей семьи». Издательство «Семейный досуг».
2006 г.
Пособие для юных мастериц. Вязание Р.А. Бударина, 2005 г.
Литература для обучающихся:













Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог»
Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 216 с.
Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
Журнал «Чудесные мгновения». 2005, 2006, 2007, 2008 г.
Андрукович М.К. «Вечера с вязанием». Мн.; ОДО «Хэлтон». 2001 г.
Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка». Мн.: Полыма. 1997 г.
Гайдукова Е.Н. «Вязание на вилке». Ростов-на-Дону. «Хэлтон». 1999 г.
Литература для родителей:






Андрукович М.К. «Вечера с вязанием». Мн.; ОДО «Хэлтон». 2001 г.
Гайдукова Е.Н. «Вязание на вилке». Ростов-на-Дону. «Хэлтон». 1999 г.
Еременко Т.И. «Кружок вязания крючком». М. 1984 г.
Ильковская Ю.А. «Игрушки своими руками». М.: ООО ТД «Издательство мир книги».
2007 г.

21

Приложение 1
Тест «Азбука вязания»
1 год обучения
1.Цепочка – это ряд.
а) бегущих петель;
б) воздушных петель;
в) лицевых петель.
2.Крючок для вязания состоит из:
а) головки, захвата, стержня, ручки;
б) стержня, зацепа, рукоятки;
в) головки, стержня, ручки.
3. Номера крючков соответствуют их…
a) диаметру
б). длине
в). радиусу
4. На что указывает номер пряжи?
а) на номер контролера;
б) на дату выпуска;
в) на толщину нити.
5. При вязании крючком нить должна быть:
а) в два раза толще крючка;
б) в два раза тоньше крючка;
в) равна толщине крючка.
6. Для окончания вязания крючком:
а) провязывают закрепляющий ряд; б);
в) закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити.
7. При вязании крючком в три приема провязывают:
а) столбик с одним накидом; б) столбик с двумя накидами;
в) пышный столбик.
8. При работе крючком лишнее:
а) крючок
б) наперсток
в) нити
9. Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для:
а) ажурных узоров
б) гладких, рельефных и многоцветных
в) одноцветных декоративных изделий
10. Стирать пряжу рекомендуется:
а) в горячей воде с содой
б) в холодной воде с мылом
в) в теплой воде с растворенным стиральным порошком, для ручной стирки.
Ответы: 1б; 2а; 3а; 4в; 5а; 6б; 7в; 8б; 9в; 10в
Тест включает в себя 10 вопросов. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1
балл.
Оценивание знаний определяется следующим образом:
уровень (Ниже 55% правильного выполнения заданий (низкий уровень), 55 – 70%
правильного выполнения заданий (средний уровень), 70 – 80 (выше среднег), 80 – 100%
правильного выполнения заданий (высокий уровень)
22

2 год обучения
Основой вязания крючком, на которой строятся все узоры, является цепочка.
Если в работе используют толстый крючок и тонкие нитки, полотно будет:
Назовите элемент, который в вязании крючком не существует самостоятельно:
При вязании крючком в два приема выполняют:
в.столбик с накидом
5 Какая петля формирует первую петлю ряда?
6 Определите количество рядов узора вязанного полотна на схеме:
7 Одна или несколько воздушных петель, провязанных перед началом нового ряда, называются
петлями…
8. При вязании крючком круга от центра:
а) сохраняют постоянное количество петель;
б) выполняют прибавки петель, равномерно распределив их в ряду;
в) выполняют прибавки петель только в определенных местах ряда.
9. Полотно, связанное крючком, состоит из:
а) столбиков различного вида, их сочетаний и перемычек из воздушных петель;
б) лицевых и изнаночных петель, и столбиков;
в) воздушных петель, столбиков, накидов, лицевых и изнаночных петель.
10 На какой из представленных графических схем узора вязанного полотна правильно
1
2
3
4

определен раппорт?
11. Чему соответствует № крючка:
1. Длине
2. Ширине
3. Диаметру
12. Крючок для вязания состоит из:
а) стержня, зацепа, рукоятки;
б) головки, захвата, стержня, ручки;
в) головки, острия, стержня, ручки.
13. Какому названию соответствует данное изображение?
а. Полустолбик с накидом;
б. Столбик без накида;
в. Столбик с двумя накидами.
14. При вязании крючком равномерно расширить полотно можно:
а) набрав несколько накидов на крючок;
б) провязав дополнительную цепочку воздушных петель от одной из
кромок;
в) вывязав через определенные промежутки из столбиков ряда по
15. Почему при переходе на следующий ряд вязания необходимо провязывать воздушные
на подъем?
а) для вывязывания ровного края изделия;
б) для вывязывания красивого края изделия;
в) для вывязывания изделия по лекалам.
16. При вязании крючком в четыре приема провязывают:
а) столбик с одним накидом;
б) столбик с двумя накидами;
в) пышный столбик.
17. Для окончания вязания крючком:
а) провязывают закрепляющий ряд;
б) закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити;
в) обрывают нить и протягивают ее в последнюю петлю
18. Номер крючка соответствует
а) длине рабочей части стержня крючка, выраженной в сантиметрах;
б) диаметру стрежня крючка, выраженному в миллиметрах;
в) длине захвата головки крючка, выраженной в миллиметрах
19. Воздушные петли при вязании крючком

петли

23

а) используются только для набора начального ряда;
б) участвуют только в расширении полотна;
в) используются при наборе начального ряда, вывязывании узоров, расширении полотна.

Тест включает в себя 19 вопросов. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1
балл.
Оценивание знаний определяется следующим образом:
уровень (Ниже 60% правильного выполнения заданий (низкий уровень), 65 – 70%
правильного выполнения заданий (средний уровень), 75 – 84 (выше среднего),
85 – 100% правильного выполнения заданий (высокий уровень)
Тест «Знатоки вязания»
3 год обучения
1. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
2. Какие основные свойства пряжи?
(Толщина, длина, упругость, прочность)
3. Как подобрать крючок?
(Крючок должен быть в 2-2,5 раза толще нити; в 3раза, в 5 раз)
4. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди
распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
5. При каком способе вязания используют
особый длинный крючок?
1) тифлисский; 2) иранский; 3) тунисский; 4) ирландский.
6. Как убавляются петли при вязании крючком?
(пропуская петли, добавляя петли)
7. Назовите пряжу животного происхождения.
(шерсть, хлопок, шелк)
8.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь спицами и крючком?
(Витой шнур, кисти, помпоны)
9 Каким швом можно стянуть отверстие в связанном шаре?
(швом «через край», «назад иголку», «вперед иголку)
10. Какие элементы вязания используются при вязании салфеток?
(полустолбики, столбики с накидом, с 2-мя накидами, с 3-мя накидами)
11. Что такое «Пико»? - это колечко из 3-х, 4. 5 петель
12. Какая ошибка при вязании круга вызывает
объемную форму в виде шляпки гриба?
1) слишком частое прибавление петель;
2) слишком частое убавление петель;
3) недостаточное прибавление петель;
4) недостаточное убавление петель.
Тест включает в себя 12 вопросов. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1
балл.
Оценивание знаний определяется следующим образом:
уровень (Ниже 65% правильного выполнения заданий (низкий уровень), 65 – 74%
правильного выполнения заданий (средний уровень), 75 – 80 выше среднего, 85 – 100%
правильного выполнения заданий (высокий уровень)
24

Тест «Кручу — верчу, связать хочу!»
4 год обучения
1. С чего начинается любое
вязание?
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Как обозначается в схемах филейного вязания:
а) пустая клетка;
б) заполненная клетка;
3. Сколько воздушных петель надо связать в начале ряда, чтобы прибавить одну пустую
клетку?
а) 2 петли;
б) 5 петель.
4. Как называется кружевная полоса по краю ткани?
а) поперечное кружево;
б) продольное кружево
5. Как называется узкая полоска кружева, вшитая в полотенце?
а) брюггское кружево;
б) филейное кружево;
в) ирландское кружево
6. В ряду было 36 петель, в следующем ряду должно стать 42 петли.
В какую петлю надо делать прибавку?
7. В ряду было 30 петель, в следующем ряду должно стать 25 петель.
Какие петли надо убавить?
8. Сколько воздушных петель вяжут для начала ряда, если вяжутся:
а) столбики без накида
б) столбики с накидом
9. Первую петлю при вязании крючком:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут поворотной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
11. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди
распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
13.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
25

14. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
15. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам
и искусствам:
а) Арахна; б) Афина; в) Венера.
Тест включает в себя 15 вопросов. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1
балл.
Оценивание знаний определяется следующим образом:
уровень (Ниже 70% правильного выполнения заданий (низкий уровень), 70 – 75%
правильного выполнения заданий (средний уровень), 75 – 80 (выше среднего), 85 – 100%
правильного выполнения заданий (высокий уровень)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».