Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» Рассмотрена Утверждена на педагогическом совете приказом директора МБУДО «ДДТ г. Алзамай» Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г. № 69 от «29» 08. 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья здоровья» Направленность: естественнонаучная Возраст обучающихся: 9-11 лет Срок реализации: 2 года Разработчик: Киктева Марина Владимировна педагог дополнительного образования I квалификационная категория , г. Алзамай, 2024 год Содержание Раздел 1. Пояснительная записка 1.1. Информационные материалы, направленность………………..... …………..…. 3 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы…………….…. .3 1.3. Новизна и отличительные особенности программы…………………………..... 4 1.4. Адресат программы и сроки освоения программы…………………………….. .4 1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………............................ 4 1.6. Цель и задачи программы……………………………………………………...…..5 Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1. Учебный план……………………………………………………….…………...5 2.2. Содержание учебного плана……………………………………………………6 2.3. Планируемые результаты…………………………………………………...…15 Раздел 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график…………………………………………………16 3.2. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………..16 3.3. Методические материалы ………………………………………………………18 Раздел 4. Условия реализации программы 4.1. Материально- технические условия……………………………………………21 4.2. Кадровое обеспечение…………………………………………………………..21 Раздел 5. Список литературы …………………………………………………...22 Раздел 6. Приложения Приложение 1………………………………………………………………………..…..24 2 Раздел 1. Пояснительная записка При составлении данной программы использованы материалы программы «Мир лекарственных растений» под редакцией В.А. Горского, М.: «Просвещение», 2010 г. Программа составлена в соответствии с действующим законодательством в сфере образования. Данная программа относится к естественнонаучной направленности. Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. Важно познакомить обучающихся с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «окружающий мир», на котором обучающиеся знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщённом виде, изучаются общие знания о законах природы. Это очень хорошо. Но при этом теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Обучающиеся часто не знают названия тех деревьев, трав, которые растут в нашем крае. А ведь растения – наши друзья! Они радуют нас не только своим эстетичным видом, но имеют и хозяйственную, и лекарственную ценность. В наш век, насыщенный медицинскими препаратами, важно знать лекарственные растения и уметь их использовать. Растения – это лекарства, подаренные нам природой, растения – это друзья нашего здоровья! Актуальность программы “Друзья здоровья” заключается в практическом применении полученных знаний и умений обучающимися в повседневной жизни и при оказании первой медицинской помощи. Важно научить обучающихся безопасному и экологически грамотному обращению с лекарственными растениями. Адресат программы - обучающиеся 9-11 лет. Краткая характеристика обучающихся: Дети 9-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Обучающиеся этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют 3 поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Именно эти обучающиеся охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие педагога вносят оживление в любую деятельность обучающихся и вызывает их активность. Особенности поведения: • энергичны, инициативны. Это поможет мне привлечь большое число обучающихся для выполнения практических заданий • любят коллективные игры. Я привлеку их к массовым мероприятиям в каникулярное время • начинают осознавать нравственные нормы, поэтому мне легко будет организовать работу в группах и индивидуально • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Я использую это в организации содержательного досуга обучающихся. Срок освоения программы – 2 года обучения Форма обучения – очная. При возникновении эпидемических ситуаций возможны лекционные занятия через Viber и WhatsApp, где созданы группы для связи с обучающимися и родителями. Данные messenger позволяют напоминать об участии в конкурсах и ориентировать на просмотр познавательных материалов по ссылкам. Реализация программы по форме организации является групповой, кружковой, общедоступной, по времени реализации – одногодичной, рассчитана на 72 годовых часа. Режим занятий – по два часа один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят по группам или всем составом объединения. Продолжительность занятий выдерживается согласно СанПин по годам обучения: На индивидуальные занятия с обучающимися отводится до 30% времени от общего количества часов по программе (10% на коррекцию, 20% на работу с одарёнными обучающимися). Наличие компьютера, ксерокса, видео - аппаратуры позволяет и ускоряет накопление информации, экономии учебного времени, повышает интерес к занятиям. В рамках программы обучающиеся учатся различать растения, узнавать их в природе, знакомиться с лечебными свойствами зелёной аптеки. Курс охватывает устное народное творчество, биологическое краеведение (мифы, сказания, легенды). Широко используется наглядность (фотографии, иллюстрации, книги, рисунки, гербарии), ребусы, кроссворды, познавательные игры. 4 На практике обучающиеся выполняют различные практические задания, закрепляя тем самым полученную информацию, расширяя свой кругозор. Программа допускает проведение походов (выход за город, лес, сбор лекарственных растений, исследование конкретных объектов) Цель программы: сформировать ответственное отношение обучающихся к окружающей среде и здоровью человека Задачи: Образовательные задачи: - сформировать практические умения и навыки рационального природопользования; - научить создавать исследовательские работы; Воспитательные задачи: - воспитать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма; - сформировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды. Развивающие задачи: - развить понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества. - развить способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению. Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы Учебный план № Название разделов и тем Кол-во часов всего теория практика 1 1 Формы контроля п/п 1 Вводное занятие «Легенды и мифы 2 о лекарственных растениях» 2 Деревья и кустарники 32 13 19 3 Травы, травы… 35 15 20 Текущий контроль 4 Красная книга. Итоговый контроль тестирование, кроссворды 3 1 2 Викторина «Друзья нашего здоровья» 5 Итого: 72 30 42 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие «Легенды и мифы о лекарственных растениях» (2) Рассказ легенд и мифов о траволечении, о «волшебных» растениях, древних обычаях, ведьмах и колдунах-знахарях. Знакомство обучающихся с правилами сбора, засушивания и хранения растений. Показ цветных рисунков, иллюстраций, картин. 2.Эти удивительные растения. Друзья нашего здоровья Рассказ об удивительных формах некоторых растений Деревья и кустарники (32 часа) 1. Берёза – символ России Рассказ о берёзе обыкновенной. Знакомство с народным фольклором (праздник Троицы, русальная неделя, обычаи и традиции славянского народа). Показ репродукций картин известных русских художников с изображением берёзы, в разные времена года, цветных фотографий, гербария. Рассказ о полезных свойствах дерева и лекарственных свойствах частей растений. Практическая работа: Нетрадиционное рисование листьями берёзы 2. Осина – дерево, которое часто переодевается Рассказ об особенностях осины, о полезных функциях дерева в лесной экосистеме. Показ гербария, изображения дерева, фотографий с поделками из осины. О промышленном производстве из осины, использование частей дерева в народной медицине. Показ буклета «Кого кормит осина». Практическая работа: Разгадывание кроссворда, работа с карточками о народных приметах 3. Сладкое дерево – липа Рассказ о липе. Рассказ о полезных свойствах липового цвета и липового мёда. Знакомство с особенностями строения цветков и листьев липы сердцевидной. Значение дерева для народов мира (символика липы). Объяснение значения фразеологического оборота «ободрать как липку». Рассказ о русских лаптях. Практическая работа: «рваная» аппликация из цветной бумаги «Липа» 4. Цветёт черёмуха к похолоданию Рассказ о черёмухе обыкновенной. О фитонцидах этого дерева, полезных и лечебных свойствах частей дерева. Знакомство с народным фольклором о черёмухе, с приметами и гаданиями, поговорками и загадками народов мира. Показ гербария и рисунков. Практическая работа: Объёмная аппликация из пластилина 5. Самое красивое осеннее дерево – клён 6 Рассказ о видах клёна, о клёне татарском. Знакомство с народным фольклором о клёне. О лечебном свойстве кленового сока и др. частях дерева. Красота кленовых листьев. Показ гербария, цветных иллюстраций, картинок. Знакомство с историей канадского флага. Практическая работа: аппликация из плодов клёна, крылаток 6. Священное дерево дуб Рассказ сказок, былин, легенд о дубе. Знакомство с деревом. Народный фольклор о дубе, отношение народов мира к дереву. Лечебные свойства частей дерева. Исторические справки (хлеб из желудей и др.). Практическая работа: зарисовка дуба, сюжетов из рассказанных легенд. 7. Иркутская область – область тополей Знакомство с видами тополей. Народный фольклор о тополе. Чтение рассказа Зотова «Тополь». Показ гербария, цветных иллюстраций. Лечебные свойства тополиных почек. Практическая работа: аппликация из газеты «Тополь». 8. Плакучее дерево – ива Рассказ о иве плакучей и видах ив, произрастающих в нашей стране. Исторические справки. Народный фольклор, связанный с вербой (вербное воскресенье и др.). Использование частей растения в народной медицине. Практическая работа: аппликация из ваты «Верба». 9. Сосна – кладезь витамина «С» Рассказ о сосне обыкновенной. О фитонцидах сосны. Народный фольклор, связанный с сосной. Отношение народов мира к дереву. Исторические справки (использование смолы, кораблестроение и др.). Лечебные свойства дерева, эстетическая красота сосновых лесов. Практическая работа: поделки из сосновых шишек и почек 10. Ель – и вот она нарядная на праздник к нам пришла Рассказ о ели обыкновенной. Рассказ легенды о рождественской ели. Интересные факты из истории. Народный фольклор, связанный с елью. Особенности елового леса, произрастание ели. Лечебные свойства частей дерева. Практическая работа: зарисовка новогодней ёлки 11. Стоит дерево кудряво, а когти волчьи (боярышник) Рассказ о боярышнике и видах этого кустарника. Народный фольклор, мифы, легенды. Показ гербария, цветных фотографий и иллюстраций. Применение частей кустарника и плодов в народной медицине. Практическая работа: мини-викторина 12. Калина – нарядное дерево круглый год Рассказ о калине красной. Народный фольклор, красивые легенды и былины, обрядовое значение дерева, приметы и гадания. Лечебные свойства плодов и др. частей дерева. 7 Показ гербария, цветных иллюстраций и фотографий. Практическая работа: открытка «Калина» 13. Ольха – раннецветущее дерево Рассказ об ольхе и её особенностях. Знакомство с народными приметами. Показ гербария и цветных иллюстраций. Практическая работа: разгадывание кроссворда, работа с карточками по приметам 14. Рябина – ягода снегирей Рассказ о рябине обыкновенной. Народный фольклор, связанный с рябиной. Лечебные свойства ягод и частей дерева. Показ гербария и цветных иллюстраций. Практическая работа: рябиновые бусы. 15.Кедр – подпирающий небеса Рассказ о кедре, сравнение с другими хвойными. Трепетное отношение народов мира к дереву. Рассказ о сосне кедровой. Показ гербария, иллюстраций. Полезные свойства кедровых семян. Чтение рассказа «Лесная матка». Практическая работа: Рисунок дерева, разгадывание кроссворда «Тайга» 16. Лиственница – мягкие иголки Рассказ о лиственнице обыкновенной. Знакомство с видами лиственниц, произрастающих в нашей стране. Показ гербария, иллюстраций. Полезные свойства дерева, эстетическая красота, особенности. Практическая работа: Мини-театр (сюжет из рассказанной легенды) 17. Рубиновые ягоды гранатового дерева Знакомство с гранатовым деревом. Показ гербария, иллюстраций. Легенды и сказания о растении. Полезные свойства гранатовых плодов. Охрана растения. Практическая работа: Пробуем гранат 18. Яблоня – нежная и милая Рассказ о яблоне и многообразие её видов. Показ гербария, иллюстраций. Народный фольклор, знакомство с праздником «Яблочный спас». Полезные свойства плодов и частей дерева. Витаминный состав. Рецепты блюд, лекарственные рецепты. Практическая работа: Изготовление цветущей яблочной ветки из бумажных салфеток 19. Ранет – бусы Сибири Рассказ о сибирской яблоньке. Показ гербария, иллюстраций. Удивительные способности к приспособлению. Чтение рассказа «Ранетки». Практическая работа: Запись лекарственного рецепта, зарисовка 20. Малина – сладкая ягодка 8 Рассказ о малине, особое устройство ягоды малины. Показ гербария, иллюстраций. Особенности цветения, опыления. Полезные лекарственные свойства частей кустарника и плодов. Чай из малиновых листьев и ягод. Практическая работа: Готовим малиновый морс 21. Смородина – чёрные и красные сёстры Рассказ о чёрной и красной смородине. Показ гербария, иллюстраций. Селекция, сортовые новинки. Лекарственная незаменимость ягод и листьев. Необыкновенный витаминный состав. «Вкусные» рецепты. Практическая работа: Готовим витаминный чай со смородиной 22. Облепиха – сибирский апельсин Рассказ о растении. Показ гербария, иллюстраций. Интересные исторические справки о «царской ягоде». Использование растения в медицине. Необыкновенное богатство маслом ягод и костянок облепихи. Эстетическая красота дерева. Практическая работа: Аппликация из пластилина «Облепиха» 23. Цветы ангельски, когти дьявольски – шиповник Рассказ о шиповнике. Показ гербария, иллюстраций. Видовое разнообразие. Способы различия более полезных видов. Витаминное богатство ягод, красота и недоступность цветов. Народный фольклор, связанный с растением. Рецепты вкусных и полезных напитков. Практическая работа: Готовим чай с шиповником 24. Брусника, черника и клюква – алмазы тайги Рассказ о ягодах, растущих в лесах Сибири. Показ гербария, иллюстраций. Витаминное богатство их, полезность для людей, животных и птиц. Особенности сбора и заготовки. Практическая работа: Запись лекарственных рецептов, зарисовка 25. Лавр обыкновенный и чудесный Знакомство с лавровым деревом. Показ гербария, иллюстраций. Легенды и сказания о растении. Интересные исторические справки. Использование лаврового листа. Практическая работа: Изготовление «лаврового венка» 26. Акация – кустарник в горошках Рассказ о кустарнике. Показ гербария, иллюстраций. Видовые особенности. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства. Практическая работа: Аппликация из листьев акации 27. Маслина европейская – оливковое дерево Знакомство с оливковым деревом. Показ плодов, иллюстраций. Ценность этой масленичной культуры. Легенды и сказания о растении. Полезные свойства маслин и оливок. Практическая работа: Запись лекарственного рецепта, зарисовка 28. Акация – кустарник в горошках 9 Рассказ о кустарнике. Показ гербария, иллюстраций. Видовые особенности. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства. Практическая работа: аппликация из цветной бумаги. 29. Курильский чай Полезные свойства курильского чая. Заваривание и хранение. Правила ухода и выращивания 30. Маслина европейская – оливковое дерево Знакомство с оливковым деревом. Показ плодов, иллюстраций. Ценность этой масленичной культуры. Легенды и сказания о растении. Полезные свойства маслин и оливок. Практическая работа: поделки из природного материала. 31. Зимние явления в жизни растений - Экскурсия на пришкольную территорию. Наблюдения в природе. Что мы делали осенью для здоровья деревьев? Как растения «зимуют»? Практическая работа: рисование на снегу 32. Зелёная аптека - выступление агитбригады. Знакомство с правилами сбора лекарственных растений, рецептами, воспитание бережного отношения к растениям. Практическая работа: Доклады обучающихся. Защита самостоятельных работ, прослушивание мини-сообщений Травы, травы… (35 часов) 33. Трава от 99 болезней – зверобой Рассказ о зверобое продырявленном. Народный фольклор, связанный со зверобоем. Происхождение названия. Показ гербария и цветных иллюстраций. Лекарственные свойства зверобоя продырявленного. Практическая работа: Оформление мини-книжки для записи лекарственных рецептов, зарисовка зверобоя 34. Медуница – «разноцветные» цветы Рассказ о медунице и интересных свойствах её цветков, морозоустойчивость растения. Происхождение названия. Показ гербария и цветных иллюстраций. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения. 35. Иван – да – Марья – необычное растение Знакомство обучающихся с растением – полупаразитом марьянник дубравный. Объяснение происхождения названия Иван – да – Марья. Народный фольклор, связанный с растением. Показ гербария и цветных иллюстраций. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: Мини-театр (Игра сюжета из легенды) 36. Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава 10 Рассказ о крапиве. Полезные свойства «жгучей» травы. Целебные и пищевые особенности. Народный фольклор, легенды и сказки, связанные с растением. Показ гербария и цветных иллюстраций. Особенности строения. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения. 37. Подорожник – растение у дороги, ромашка – цветок для гадания Рассказ о подорожнике. Особенности его клейких семян и необыкновенной живучести, растение «у дороги». Лекарственная ценность подорожника. Показ гербария и цветных иллюстраций. Рассказ о ромашке, многообразие её видов. Знакомство с правильными названиями видов ромашки, история их происхождения. Показ гербария и цветных иллюстраций. Народный фольклор, легенды и сказки, связанные с растением. Лекарственные свойства ромашки лекарственной и др. её видов. Практическая работа: Изготовление бумажной гирлянды из ромашек 38. Весенние изменения в природе – прогулка-беседа. Наблюдение за набуханием почек на деревьях. Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, на природу в целом. Практическая работа: рисунок «Весна в городе» 39. Валериана и пастушья сумка – полезные травы Знакомство обучающихся с валерианой лекарственной и её видами, произрастающими по всему миру. Показ гербария и цветных иллюстраций. Особенности запаха растения и связанный с ним народный фольклор. Лечебные свойства валерьянового корня, особенности применения. Рассказ о пастушьей сумке, объяснение происхождения названия. Показ гербария и цветных иллюстраций. Пищевая и лекарственная ценность растения. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, рецепта салата. 40. «На одуванчик только дунь – и вмиг он разлетится» Рассказ об одуванчике лекарственном. Показ гербария и цветных иллюстраций. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства, пищевая ценность одуванчика. Практическая работа: Бахромчатый квиллинг «Одуванчик» 41. Чистотел – ласточкина трава Знакомство с растением. История «народного йода». Показ гербария и цветных иллюстраций. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства, антисептические и др. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения. 42. Чабрец – тимьян ползучий 11 Знакомство с растением. Показ гербария и цветных иллюстраций. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства. Знакомство и объяснение народных названий чабреца. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения. 43. Ландыш – прелесть майского леса Знакомство с растением. Показ гербария и цветных иллюстраций. Рассказ восьми сказок и легенд о ландыше, ознакомление с праздниками некоторых народов, связанных с растением. Ядовитые и полезные свойства ландыша. Охрана растения. Практическая работа: рисунок ландыша. 44.Сон-трава – украшение соснового бора Рассказ о сон-траве, его необычных свойствах, морозоустойчивости. Народные сказания, приметы, обычаи, связанные с цветком. Показ гербария и цветных иллюстраций. Использование растения в народной медицине. Охрана растения. Практическая работа: Мини-спектакль 45.Трава-мурава – спорыш Знакомство с чудо - травой. Показ гербария и цветных иллюстраций. Интересные сведения о растении. Полезные свойства, лекарственная ценность. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения изучаемого растения. 46. Колокольчики звенят Знакомство с многообразием видов колокольчика, их названиями. Показ гербария и цветных иллюстраций. Книжно-иллюстративная выставка. Применение растений в народной медицине, пищевая ценность корней некоторых видов. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, зарисовка изображения одного из изученных растений. 47. Земляника лесная – заветный клад Рассказ о землянике лесной и её «родственниках». Исторические справки, интересные сведения. Показ гербария и цветных иллюстраций. Полезные свойства ягод и др. частей растения. Практическая работа: Коллективная аппликация «Корзина с земляникой» 48. Аир болотный Знакомство с растением. Показ гербария, иллюстраций. Ценность и почитание корня в древней медицине. История появления аира на нашей земле. Особенности размножения. Лечебные свойства. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, рисунок изучаемого растения, кроссворд «Болото» 49. Алоэ древовидное – необычный кактус 12 Знакомство с дикорастущими видами алоэ. Показ гербария, иллюстраций. Лекарственная ценность растения. Интересные исторические справки. Лекарственные рецепты. Практическая работа: Нанесение алоэ на ранки 50. Василёк – синенькие глазки Знакомство с растением. Показ гербария, иллюстраций. Народный фольклор, связанный с растением. Лекарственные свойства. Знакомство и объяснение народных примет. Практическая работа: Мини-театр (играем сюжет из легенды) 51. Водяная лилия – кувшинка белая Знакомство с растением. Показ гербария, иллюстраций. Легенды о волшебных свойствах лилий. Чудесная связь с водяными девами, обожествление растения в древности. Лекарственные свойства растения водной среды. Практическая работа: Зарисовка лилии, кроссворд «Озеро» 52. Кукуруза – сестра пшеницы Знакомство с представителем злаковых. Показ гербария, иллюстраций. Большое разнообразие употребления кукурузы на Западе. Обожествление растения среди аборигенов, исторические сведения. Лекарственные свойства и применение частей кукурузы в народной медицине. Практическая работа: Запись рецепта салата с кукурузой, пробуем салат 53. Лапчатка прямостоячая Знакомство с невзрачным, но очень полезным растением. Показ гербария, иллюстраций. Видовое разнообразие лапчатки. Сравнение различий. Обоснования народных названий растения. Сказки и легенды о лапчатке прямостоячей. Использование в народной медицине. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, рисунок изучаемого растения. 54. Лопух большой – «медвежий репейник» Рассказ о лопухе. Показ гербария, иллюстраций. Описание и применение корней лопуха. Большая известность среди народов мира. Применение в качестве пищевого растения на Руси. Плюсы и минусы. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: Поделка из «колючек» шиповника 55. Мак снотворный – «сон несущий» Рассказ об этом необыкновенном растении. Показ гербария, иллюстраций. Болеутоляющие свойства мака. «Опиумная война». Запрещение выращивания мака, проблемы. Красота растения. Практическая работа: Мини-театр 56. Мята перечная – пьянящий аромат 13 Знакомство с растением. Виды мяты дикорастущей и садовой. Показ гербария, иллюстраций. Народный фольклор, связанный с растением. Необычный запах, фитотерапия, иммунотерапия, снятие нервных напряжений. Исторические справки о культуре мяты перечной. Использование в парфюмерной, пищевой и фармацевтической отраслях. Практическая работа: Запись лекарственного рецепта, зарисовка, пробуем чай с мятой 57. Подсолнечник – цветущий вслед за солнцем Рассказ о растении. Показ гербария, иллюстраций. Родина подсолнуха. Обожествление растения. Интересные исторические факты. Окультуривание подсолнуха. Большое видоизменение растения. Открытие подсолнечного масла. Ценное пищевое значение. Некоторое лекарственное применение. Практическая работа: Пробуем плоды подсолнечника и подсолнечное масло 58. Полынь – горькая трава Знакомство с двумя видами полыни. Показ гербария, иллюстраций. Сравнение сходства и различий. Богатый народный фольклор, приметы, гадания. Использование в медицине. Несравнимый полынный запах. Практическая работа: Рисунок травы, кроссворд «Степь» 59. Солодка голая – сладкий корень Знакомство с растением. Показ гербария, иллюстраций. Полезные свойства солодкового корня. Применение в медицине. Второе перерождение в научной медицине. Особенности растения. Неповторимые свойства. Практическая работа: запись лекарственного рецепта, рисунок изучаемого растения. 60. Мать – и – мачеха – жёлтые корзинки Знакомство с весенними цветочками. Показ гербария, иллюстраций. Интересное происхождение названия. Народные приметы, сказания. Лекарственные свойства растения. Практическая работа: Мини-театр 61. Пижма обыкновенная – дикая рябинка Знакомство с растением. Показ гербария, иллюстраций. Многообразие названий и применений в быту, и в медицине. Практическая работа: Зарисовка изображения изучаемого растения, просмотр гербария 62. Незабудка полевая Отличительные признаки. Среда обитания. Лечебные рецепты 63. Клевер красный – лекарь классный Состав и полезные вещества. Что именно используют и в каком виде: в официальной медицине, в народной медицине, в восточной медицине 64. Герань луговая 14 Применение в народной медицине и косметике. Рецепты 65. Растения-первоцветы области - выступление агитбригады. Привлечь внимание к проблеме уничтожения первоцветов. Практическая работа: изготовление и распространение листовок, призывающих людей к сохранению первоцветов 66. Правильная заготовка лекарственных растений. Один из основных факторов получения качественного сырья. Сведения на примере описания заготовок отдельных лекарственных растений. Практическая работа: знакомство с сухим сырьём (ромашка лекарственная, подорожник и др.) 67-68. Заготовка листьев, цветков, плодов. Погодные условия, очищение, нарезка, усушка. Особые условия хранения. Практическая работа: Пробуем заваривать чай с сушеными ягодами 69. «Красная книга Нижнеудинского района руками детей. Доклады обучающихся, защита реферативных работ. 70. Красная книга России Рассказ о нескольких охраняемых видах, не вошедших в программу изучения. Используются книги и фотографии, видеоматериалы. Практическая работа: мини – книжка. 71-72. Итоговое занятие Игра, викторина Планируемы результаты: К концу 1 года обучающиеся должны знать: - о многообразии растений родного края (деревья – берёза, осина, черёмуха, клён, тополь, ива, ель, калина и другие, травы – зверобой, медуница, крапива, чистотел) в реальности и на иллюстрациях; - о народном фольклоре про изученные растения (легенды и мифы о происхождении растений). Должны уметь: - отличать хвойные и лиственные деревья, кустарники от деревьев и т.д. К концу 2 года обучающиеся должны знать: - о лечебных свойствах изученных растений (рецепты лекарственных сборов, настоев); - особенности изученных растений (строение цветков и листьев, многообразие видов); Должны уметь: - приготовить 2-3 лекарственных рецепта из изученных растений. 15 Раздел 3. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Раздел, Сентя Октяб месяц брь рь Раздел 1 2ч Раздел 2 6ч Ноябрь Декабрь Январь Феврал Мар Апрел ь т ь Май 8ч 8ч 8ч 2ч 6ч 32 8ч 8ч 8ч Раздел 4 8ч о 2 Раздел 3 Всего итог 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 8ч 5ч 35 3ч 3 8ч 72 Дополнительные дни отдыха, связанные с праздниками: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая Формы аттестации: - текущий контроль знаний в течение года (тестирование, викторины, кроссворды); - промежуточная аттестация в конце 2 года обучения Оценочные материалы Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу - определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной программе; - выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся; - соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы; - определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; -внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной деятельности объединения. Оценка выражается в доброжелательной форме, как положительная, так и указывающая на недостатки в работе. 16 Промежуточная аттестация проводится в конце апреля- начале мая, - это оценка уровня достижений, обучающихся по завершении программы. Оценочные материалы Критерии оценки результативности: 30% подготовят выставку творческих работ; 33% примут участие в фестивалях, конкурсах разного уровня 37% подготовят доклады, реферативные работы Критерии оценки аттестации: уровень теоретической подготовки: - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии. уровень практической подготовки: - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; - свобода владения инструментом, оборудованием, оснащением; - качество выполнения практического задания уровень развития и воспитанности: - культура организации своей практической деятельности; - творческое отношение к выполнению практического задания; - аккуратность и ответственность при работе. Диагностические материалы для проведения промежуточной итоговой аттестации разработаны самостоятельно педагогом. Задания даются как в устной, так и в письменной форме. Тестирование представлено 15 вопросами. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Оценивание знаний определяется следующим образом: 1 год обучения: Ниже 50% правильного выполнения заданий (низкий уровень) 50-84% правильного выполнения заданий (средний уровень) 85-100% правильного выполнения заданий (высокий уровень) 17 Методические материалы № Тема или Формы п/п раздел занятий Методы Дидактический Методическое Техническое Форма материал обеспечение оснащение подведения программы итогов Вводное 1 Объяснительно- занятие коллективная папка «Гербарий» иллюстративный Горлов А.А. Жить в Компьютер, согласии с природой. проектор - – М., 2013 Деревья родного 2 Словесный, края коллективная, (лиственные) групповая Величковский «Гербарий», Кирпичев Б.Т., наглядный, папка практический. фотоматериалы Суравегина «Лиственные Здоровье человека и деревья» окружающая Учебное М.: В. И., Компьютер, И.Т. проектор Тестирование, викторины, кроссворды, игры среда. пособие. Новая школа,2007 3 Деревья родного (хвойные) Александрова Ю.Н., края коллективная, групповая Словесный, папка «Гербарий», Л.Д. Ласкина, Н.В. Компьютер, наглядный, фотоматериалы Николаева, практический. «Хвойные деревья» Машкова. С.В. проектор Юный эколог. «Учитель», 2012 Изд. Викторина, кроссворд, выставка творческих работ 4 Деревья родного Мурманцев края коллективная, (кустарники) 5 групповая в Н.В. Компьютер, конкурсах, папка наглядный, фотоматериалы Человек и природа. – проектор викторина, практический. «Кустарники» М.: 2010 тестирование папка «Гербарий», Хоформан травы…(охран коллективная, Словесный, фотоматериалы яемые виды) групповая наглядный, «Растения практический. книги АлторяйМ. Г., Что Компьютер, Красной растёт на лугу – М: проектор России, ООО ТД Изд. «Мир Иркутской области» 6 Участие Словесный, Травы, «Гербарий», Юшкин В.С., Травы, «Гербарий», Красная кроссворд, выставка книги» 2008 Ушакова Викторина, творческих работ О.Ф. травы…(цветы коллективная, Словесный, папка книга Компьютер, Сибири) групповая наглядный, фотоматериалы России: Растения сл. проектор творческих работ, практический. «Цветы Сибири» – справ. Шк-ка. – тестирование, Спб; викторина Изд. Дом Выставка «Литера», 2008 7 Эколого- коллективная, Словесный, биологическая групповая наглядный, конференция практический. Высоцкая папка «Гербарий» М.В. Проектная Компьютер, Доклады, защита деятельность проектор реферативных учащихся // работ Волгоград: Учитель, 2010, Ермаков Д.С., Зверев 19 И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, 20 Раздел 4. Условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы: • учебный кабинет с ученическими столами; • оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов); • оборудование и инвентарь, необходимого для проведения занятий (цветная бумага, пластилин, ножницы, зубочистка, клей ПВА) • технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная установка). Материалы и инструменты для занятий. Цветная бумага, газеты Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности: не размахивать ножницами; передавать ножницы кольцами вперёд; при резании следить за положением левой руки; не работать ножницами с ослабленными шарнирами; класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе; убирать их в коробки или подставки кольцами вверх. Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры. пластилин Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования». Раздел 5. Список литературы Для педагога 1. Александрова Ю.Н., Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. Юный эколог. Изд. «Учитель», 2012 2. Барышникова Г.Б. Наша зелёная планета – Ярославль: Академия развития, 2007192с.: ил (После уроков) 3. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. 4. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010 5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013 6. Елизарова Е.М. Такие знакомые незнакомые растения. – Волгоград: Изд. «Панорама», 2006 7. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012 8. Крутецкая В.А. – Окружающий мир – Санкт-Петербург: Литера, 2008 9. Кузнецова Н.А. Резникова А.С. Сказание о лекарственных растениях – М.: Высшая школа, 1992 10. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010 11. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010 12. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ.ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. 13. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010 14. Погорелко Ю.- Серия «Загадочный мир» - М.; 1996 15. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. Изд. «Учитель», 2009 16. Ушакова О.Ф. Красная книга России: Растения сл. – справ. Шк-ка. – Спб; Изд. Дом «Литера», 2008 17. Хоформан Г., Алторяй М. Что растёт на лугу – М: ООО ТД Изд. «Мир книги» 2008: ил- (Я познаю мир) 18. zeleny-mir.ru 19. 5lepestkov.com 20. https://infofito.ru 21. https://o-flora.com сад и огород 22. kladovayalesa.ru 23. fitoportal.com 24. http://ozonit.ru 25. https://herbalpedia.ru энциклопедия лекарственных растений 26. plantarium.ru 22 Для обучающихся: 1. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г. 2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013 3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г. 4. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010 5. Чернова Н.М. Основы экологии. – М.: Просвещение, 2012 г. Для родителей: 1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013 2. Крутецкая В.А. – Окружающий мир – Санкт-Петербург: Литера, 2008 3. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010 4. Ушакова О.Ф. Красная книга России: Растения сл. – справ. Шк-ка. – Спб; Изд. Дом «Литера», 2008 5. zeleny-mir.ru 6. kladovayalesa.ru 7. fitoportal.com Раздел 6. Приложения 23 Приложение 1. Викторина «Друзья нашего здоровья» 1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль? Ответ: Подорожник 2. Какое растение получило название «мяун-трава»? Какое лекарство из него изготавливают? Ответ: Валериана. Сердечные капли. 3. Какая ягода, растущая на болоте, заменит лимон? Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота. 4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля. 5. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник. 6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. Ответ: Чистотел 7. Какое растение поможет укрепить волосы? Ответ: Лопух, крапива 8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия. Ответ: Крапива двудомная 9. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник. Ответ: Алоэ. 10. Быстро убивают вредные бактерии. Ответ: Лук и чеснок. 11. Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит. Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке. Ответ: Петрушка. 12. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Ответ: Герань. 24 13. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз. Ответ: Каланхоэ 14. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? Ответ: Плоды чёрной смородины. 15. Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания. Единственное хвойное дерево, сбрасывающее хвою на зиму Ответ: Лиственница 25 26