Весёлая акварель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена на педагогическом
совете:

Утверждена
приказом директора МБУДО
«ДДТ г. Алзамай»
№ 69 от «29» 08. 2024 г.

Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Весёлая акварель»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-10 лет
Срок освоения: 2 года

Составитель:
Красовская Оксана Юрьевна
Педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 2024 г.
1

Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………...3
1.1. Информационные материалы, направленность……………………………….3
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы……………..3
1.3. Новизна и отличительные особенности программы………………………….4
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы …………………………. 4
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………………………6
1.6. Цель и задачи программы………………………………………………………6
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы…………………...7
2.1. Учебный план 1 год……………………………………………………………..7
2.2. Содержание учебного плана .…………………………………………………..7
2.3. Учебный план 2 год ………………………………………………………….....9
2.4. Содержание учебного плана………………………………………………….10
2.5 Планируемые результаты……………………………………………………18
Раздел 3. Организационно-педагогические условия…………………………19
3.1.

Календарный учебный график……………………………………………..19

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………….21
3.3.

Методические материалы…………………………………………………..21

Раздел 4. Условия реализации программы........................................................32
4.1.

Материально- техническое оборудование…………………………….......32

42. Кадровое обеспечение……………………………………………………….....32
Раздел 5.

Список литературы ………………………………………………32

Раздел 6. Приложения…………………………………………………………….33
Приложение 1……………………………………………………………………….33

2

Раздел 1. Пояснительная записка

1.1. Информационные материалы, направленность
Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание
новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью,
оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор
между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе
участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и
претворяя их в жизнь на практике.
Программа составлена на основе программы М. С. Митрохиной «АдекАРТ» (школа
акварели) и типовых программ по изобразительному искусству.
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике
рисования «Весёлая акварель» имеет художественную направленность.
Учреждение организует работу с обучающимися в течение всего учебного года. Количество
учебных недель или образовательной деятельности составляет не менее 36 недель.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую
ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное
рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски,
их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы «Весёлая акварель» заключается в том, что в процессе ее
реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности,
которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот
почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития
творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность,
непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожал
уй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже
рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты,
предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить,
показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же
изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной
техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть
столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
3

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих
способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств
путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности
самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в
инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей,
поддерживать
их
интерес,
именно
в
этом
заключается педагогическая
целесообразность программы «Весёлая акварель».
1.3. Новизна и отличительные особенности программы
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности,
необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких
мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают
возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной,
познавательной, учебной).
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся возраста от 4 до 10
лет. Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения обучающимися умениями и навыками необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом
ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются
новые средства выразительности.
Срок освоения: 2 года
Возрастные особенности детей
4 - 5 лет (средняя группа):
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок,
фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах,
разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим
лицом, добиться недостающего ему признания, у него резко возрастает интерес к
окружающему миру, активно проявляется стремление к самостоятельности.
Ребёнок может уметь рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции,
повторяя изображения одних и тех же предметов (цыплята гуляют по траве) и добавляя к
ним другие предметы (солнышко, облака и т.д.), может уметь точно проводить линии, не
отрывая карандаш от бумаги, обводить и закрашивать рисунки кистью, карандашом,
проводя линии в одном направлении (сверху вниз или слева направо), ритмично наносить
мазки, штрихи по все форме, не выходя за пределы контура. Ребёнок может уметь
правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла,
зайчик и т.д.) и соотносить их по величине, отделять часть от целого куска пластилина,
сплющивать, и оттягивать отдельные детали, создавая изображения знакомых предметов,
может уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета и украшает его с
помощью стеки, может уметь аккуратно выполнять аппликацию, разрезать ножницами
полоску по прямой; вырезать круглые формы из квадрата и овальные из
прямоугольника путём скругления углов.
5 – 6 лет (старшая группа):
4

5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной,
прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий.
Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно
может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного
рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные
впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки
отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не
представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно
справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных
пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку.
Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия.
Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно
выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку,
поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять
мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и
видах музыки.
6 – 7 лет (подготовительная группа)
В возрасте 6-7 лет дошкольник узнаёт много нового об изобразительной деятельности. Он
ближе знакомится с живописью, скульптурой; под новым углом рассматривает
иллюстрации в книгах, наблюдает за тем, как расположены предметы в пространстве.
Техники рисования как традиционные, так и нетрадиционные, совершенствуются. Ребёнок
достаточно хорошо работает с цветом, формой, пропорциями и композицией. Рисунки
становятся более сложными, с мелкими деталями. Дошкольнику становится интересно
рисовать с натуры.
Юный художник старается сначала изобразить общие очертания предмета, и уже после
дополнить его элементами. Он обращает внимание на переходы в цвете, на черты героя,
его позу и положение. Интересуется декоративным рисованием, учится наносить узоры в
виде кругов, колец, волнообразных линий, точек. Изображает цветы, листья и ягоды.
На седьмом году жизни ребёнок: знаком с видами ИЗО; рисует по памяти и с натуры;
знаком со спецификой изобразительных материалов (акварели, гуаши, сангины, восковых
мелков, карандашей); вписывает изображение на листе бумаги; знаком с контуром
рисунка; пользуется разными материалами и техниками изображения рисунка; умеет
смешивать краски и получать новые оттенки; старается соблюдать пропорции и формы;
пробует создавать сюжетные композиции; прорисовывает мелкие детали; рисует более
реалистично. Лицо изображает не только анфас, но и в профиль.
7-10 лет (начальные классы)
Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной
характеристики. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой. Умение использовать
площадь листа, изображать предметы крупно. Овладение начальными навыками
выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
5

Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. Воспитание
усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи. Применение разных
способов лепки. Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сметания,
складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем
Форма обучения: очная.
Режим занятий: Периодичность занятий – два раза в неделю по 1 академическому часу в
соответствии с требованиями СанПиНа. Занятия кружка начинаются с сентября и
заканчиваются в мае
Объём: Общее количество учебных часовне обходимых для освоения программы всего 344
часа. 1 год обучения 72 часа, 2 год обучения 72 часа.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей обучающихся 4 –
10 лет.
Задачи:
Образовательные:
 Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно
знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
Развивающие:
 Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность;
 Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
 Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
 Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
замечать и творить красоту.
 Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными
материалами.
 Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
 Воспитывать
внимание,
аккуратность, целеустремлённость,
творческую
самореализацию.
В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся со следующими
техниками рисования:
 Печать листьями
 Отпечаток (овощи, фрукты);
 оттиски штампов;
 Ватные палочки;
 Кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
 рисование мятой бумагой;
 рисование втулками;
6







№

рисование вилками;
рисование мыльной пеной;
рисование губкой.
И т.д.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два учебных года.
Она охватывает обучающихся от 4 до 6 лет от 7до10 лет.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Учебный план 1 год (4-6лет)
Наименование раздела
Количество часов
Форма аттестации
Теория Практика Всего

1

Введение

0,5

0,5

1

2
3
4
5
6
7
8

Печать листьями
Восковые мелки + акварель
Пальцевая живопись
Граттаж
Разные техники
Ниткография
Печатание бумагой

0,5
0,3
0,3
1
5,5
0,5
0,5

3,5
2,7
2,7
3
17,5
3,5
2,5

4
3
3
4
23
4
3

9

0,5

6,5

7

10

Рисование при
соли
Холодный батик

1,5

4,5

6

11

Эбру

0,3

4,7

5

12

Солевой эффект в батике

1

3

4

13

Витраж

1,5

3,5

5

помощи

Итого

Входящий контроль

Текущий контроль

Промежуточный
контроль

72

2.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (1ч.)
Тема 1. Знакомство с детьми. Знакомство с рабочим местом, с программой «ДарВинчи», с
планом работы на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с
инструментами и материалами. Знакомство с материалами и инструментами. Практическое
занятие: Рисунок на свободную тему.
Раздел 2. Печать листьями (4ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой печатания листьями. Практическое занятие: Рисунок
«Осенний пейзаж».
Тема 2. Беседа об осени. Практическое занятие: «Цвета осени».
Тема 3. Продолжаем говорить об осени. Набрызг. Практическое занятие: «Листопад».
Тема 4. Как нарисовать вазу? Практическое занятие: «Ваза с цветами».
Раздел 3. Восковые мелки + акварель (3ч.).
7

Тема 1. Знакомство с данной техникой. Беседа о цветах. Практическое занятие: «Цветы».
Тема 2. Беседа о пчелах. Практическое занятие: «Пчелки».
Тема 3. Беседа о ките. Практическое занятие: «Рыба-кит».
Раздел 4. Пальцевая живопись (3ч).
Тема 1. Знакомство с техникой печатания пальцами. Практическое занятие: «Волшебство
наших рук».
Тема 2. Беседа о домашних животных. Практическое занятие: «Домашние животные».
Тема 3. Подводный мир- каков он? Практическое занятие: «Подводный мир».
Раздел 5. Граттаж (4ч.).
Тема 1. Знакомство с техникой граттаж. Инструменты и материалы. Практическое занятие:
Выполнение фона. Заполнение пространства воском. Заливка гуашью.
Тема 2. Беседа о рыбах. Практическое занятие: «Рыбки».
Тема 3. Практическое занятие: Выполнение фона. Заполнение пространства воском.
Заливка гуашью.
Тема 4. Рассказ о чудесном. Практическое занятие: «В мире чудес».
Раздел 6. Разные техники (23ч).
Тема 1. Беседа о родине. Практическое занятие: «Моя родина- Россия».
Тема 2. Что такое коллаж. Практическое занятие: Коллаж из журнальных вырезок.
Тема 3. Игра «Угадайка». Рисунки на камнях. Практическая работа: Рисунок «На кого
похож?».
Тема 4. Беседа о зиме. Рисование зубной щеткой и пастой. Практическая работа: «Зимний
пейзаж».
Тема 5. Беседа о лошадях. Аппликация из сухоцветов. Практическая работа: «Лошадь в
поле».
Тема 6. Беседа о маме. Практическая работа: Открытка ко дню матери.
Тема 7. Оттиск печатками. Практическая работа: самостоятельное изготовление печатей.
Тема 8. Стихотворение о розе. Поэлителен + рисование по- мокрому. Практическая работа:
«Розы в морозе».
Тема 9. Беседа об огне. Восковые мелки. Практическая работа: «Огонь-наш друг или враг».
Тема 10. Объяснение техники зентангл. Практическая работа: зентангл.
Тема 11. Объяснение техники дудлинг. Практическая работа: «Перо».
Тема 12. Стихотворение «Закат». Дудлинг. Практическая работа: «Закат».
Тема 13. Объяснение техники грифонаж. Практическая работа: грифонаж.
Тема 14. Что такое натюрморт? Пуантилизм. Практическая работа: нарисуй что видишь.
Тема 15. Беседа о новом годе. Квиллинг. Практическая работа: «Новый год».
Тема 16. Беседа об Африки. Тинга Тинга. Практическая работа: «Африка».
Тема 17. Мозаика. Практическая работа: «Коты на крыше».
Тема 18. Кляксография. Практическая работа: «Моя семья».
Тема 19. Беседа о зиме. Рисунки из пены. Практическая работа: «Зимний пейзаж».
Тема 20. Стихотворение о воздушном шаре. Пена. Практическая работа: «Воздушный шар».
Тема 21. Беседа о радуге. Пена. Практическая работа: «Радуга».
Тема 22. Беседа о горах. Монотипия. Практическая работа: «Горы зимой».
Тема 23. Стихотворение вьюга. Рисование ластиком. Практическая работа: «Вьюга».
Раздел 7. Ниткография(4ч).
Тема 1. Знакомство с техникой ниткография. Одна нитка. Практическая работа: «Морозные
узоры».
Тема 2. Две нитки. Практическая работа: «Узоры с двумя нитками».
Тема 3. Практическая работа: «Я придумал».
Тема 4. Видеоролик о жизни в аквариуме. Практическая работа: «Рыбки в аквариуме».
Раздел 8. Печатание бумагой(7ч).
Тема 1. Знакомство с техникой печатания бумагой. Практическая работа: «Сакура».
Тема 2. Практическая работа: «Морозный букет».
8

Тема 3. Беседа о лесе. Практическая работа: «Елочка».
Раздел 9. Рисование при помощи соли (7ч.).
Тема 1. Знакомство с техникой рисование солью. Практическое задание: «Красота
разводов».
Тема 2. Практическая работа: «Ночь».
Тема 3. Видеоролик о медузе. Практическая работа: «Медуза».
Тема 4. Беседа о космосе. Практическая работа: «Космос».
Тема 5. Практическая работа: «Озеро около города».
Тема 6. Что такое волшебство? Практическая работа: «Волшебные цветы».
Тема 7. Беседа о ките. Практическая работа: «Кит».
Раздел 10. Холодный батик (6 ч).
Тема 1. Знакомство с техникой холодный батик. Практическое задание: эскиз зимнего
пейзажа.
Тема 2. Цветовой спектр. Практическое задание: «Зимний лес».
Тема 3. Композиция в изобразительном искусстве. Практическое задание: эскиз
композиции «Снежинки».
Тема 4. Практическое задание: композиция «Снежинки».
Тема 5. Практическое задание: эскиз композиции «Аквариум».
Тема 6. Практическое задание: «Аквариум».
Раздел 11. Эбру(5ч).
Тема 1. Знакомство с техникой эбру. Практическое задание: «Космос».
Тема 2. Практическое задание: «Волны».
Тема 3. Практическое задание: «Любимый узор».
Тема 4. Практическое задание: «Первые цветы».
Тема 5. Практическое задание: «Бабочки».
Раздел 12. Солевой эффект в батике (4 ч).
Тема 1. Знакомство с техникой солевого эффекта в батике. Практическое задание: эскиз
композиции «Маки».
Тема 2. Практическое задание: «Маки».
Тема 3. Беседа о праздниках. Практическое задание: эскиз композиции «Салют».
Тема 4. Практическое задание: «Салют».
Раздел 13. Витраж (5ч).
Тема 1. Знакомство с техникой витраж. Практическое задание: линейный рисунок контуром
по выбору.
Тема 2. Беседа о витражном искусстве. Контур. Практическое задание: изображение
геометрических фигур.
Тема 3. Стилизация геометрических фигур в изображения животных, растений.
Практическое задание: животные и растения.
Тема 4. Беседа о росписи посуды. Практическое задание: роспись блюдца.
Тема 5. Итоговое занятие. Практическое задание: чему я научился?

№

2.3. Учебный план 2 год (4-6 лет)
Наименование раздела
Количество часов
Теория Практика Всего

1

Введение

2
3
4

Печать листьями
Отпечаток(овощи, фрукты)
Штампики из пластилина

0,5

0,5

1

1
1
1

3
2
2

4
3
3

9

Форма
аттестации
Входящий
контроль

5
6

Ватные палочки
Кляксография с трубочкой

2
1

4
2

6
3

7

Рисование мятой бумагой

1

2

3

8

Рисование по мятой бумаге

1

1

2

9

Рисование втулками

1

2

3

10

Рисование вилками

1

3

4

11

Рисование мыльной пеной

1

2

3

12

Рисование губкой

1

3

4

13

Рисунки из
пальчиков

1

4

5

14

Ниткография

1

2

3

15

Пластилинография

1

4

5

16

Набрызг

1

2

3

17

Рисование солью

2

3

5

18

Восковые мелки+акварель

1

4

5

19

монотипия

1

3

4

20

Обрывная аппликация

1

2

3

ладошек

и

Текущий
контроль

Промежуточный
контроль

Промежуточная
аттестация

Итого
21,5
550,5
72
2.4. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Тема 1. Знакомство с содержанием курса, с инструментами и материалами. Правило
поведения на занятиях. Техника безопасности. Практическое занятие: Рисунок на
свободную тему.
Раздел 2. Печать листьями (4 часа)
Тема 1. Беседа о разнообразии листьев. Знакомство с техникой печатания листьями.
Рассмотрение листьев. Практическое занятие: Рисунок «Осенний пейзаж».
Тема 2. Беседа об осени. Практическое занятие: Рисунок «Ваза с цветами»
Тема 3. Беседа о осени. Практическое занятие осенний ковёр
Тема 4. Загадки об осени. Коллективная работа: «Листопад».
Раздел 3. Отпечаток (овощи, фрукты) (3ч.)
Тема 1. Познакомить детей с техникой печатания фруктами и овощами. Показ иллюстрации
«Осеннее дерево»
Тема 2. Развитие творческих способностей «Ваза с фруктами»
Тема 3. Закрепление овощей и фруктов «Наши любимые овощи»
Раздел 4. Штампики из пластилина (3 ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой печатания штампиков. «Листочки»
10

Тема 2. Познакомить с техникой печатания пробками. Практическая работа: «Отпечатки
лап»
Тема 3. Практическое занятие» Букет для мамы»
Раздел 5. Ватные палочки (6 ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Практическое задание:
«Волшебство наших рук». Снежинка
Тема 2. Беседа о зиме. Практическое задание: «Гроздь рябины»
Тема 3. А. Городницкого стихотворение о ките. Практическое задание: «Кит»
Тема 4. Беседы о весне «Одуванчики»
Тема 5. Рябина. Практическое занятие: Игра «Угадай». Практическое занятие: Рисунок
«Веточка сирени».
Тема 6. Беседа о домашних животных. Практическая работа: Рисунок «Бантик для кошки».
Раздел 6. Кляксография с трубочкой (3ч.)
Тема 1. Игра «Угадайка». Практическая работа: Рисунок: «Зимние снежинки»
Тема 2. Беседа о солнышке. Практическая работа: «Солнышко»
Тема 3. Беседа о погоде. Практическое занятие: Рисунок «Волшебное дерево».
Раздел 7 Рисование мятой бумагой (2ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой печатание бумагой.» Ветка ели с игрушками».
Тема 2. Беседа о фабрике конфет. Практическое занятие «Конфетка»
Тема 3. Беседа о домашних животных. Практическое задание: «Цыплята».
Раздел 8. Рисование по мятой бумаге (2 ч.)
Тема 1. Объяснение техники. Комкание бумаги. Практическое задание: «Зимний пейзаж»
Тема 2. Беседа о первых цветах. Практическая работа. «Подснежники»
Раздел 9. Рисование втулками (3ч.)
Тема 1. Познакомить с техникой рисования втулками. Практическая работа. «Композиция
для мамочки»
Тема 2. Беседа о весне. Практическое задание: «Пушистые одуванчики».
Тема 3. Сказка цветик-семицветик. Практическое задание: «Цветик-семицветик».
Раздел 10. Рисование вилками (4ч.)
Тема 2. Познакомить с техникой рисования вилками. Практическая работа. Ёжик.
Тема 2. Загадки о львёнке. Практическое занятие: Рисунок «Львёнок».
Тема3. Объяснение техники. Практическое задание: «Радуга».
Тема 4. Практическое задание: «Кактус»
Раздел 11. Рисование мыльной пеной (3ч.)
Тема 2. Техника рисования мыльной пеной. Беседа о сладостях. Практическое задание:
«мороженое в стаканчике»
Тема 3. Пузырьковая пленка. Беседа о насекомых. Практическое задание: «Веселая
гусеничка».
Тема 4. Коллективная работа.» Праздничный салют».
Раздел 12. Рисование губкой (4ч.)
Тема 1. Техника рисования губкой. Практическая работа. «Бабочки»
Тема 2. Техника рисования. Практическая работа. «Ёлочки»
Тема 3. Беседа о фруктах. Практическое занятие. «Вишенка на веточке»
Тема 4. Объяснение техники. Практическое задание: «Радуга»
Раздел 13. Рисунки из ладошек и пальчиков. (5ч.)
Тема 1. Беседа о рыбках. Технике рисования пальчиками. Рисунок «Рыбка»
Тема 2. Коллективная работа. «Бабочки»
Тема3. Коллективная работа. Техника рисования ладонью. Сказка «Гуси-лебеди» изображения. Практическое занятие: Рисунок «Гуси- лебеди».
Тема 4. Беседа о крабе. Показ изображений краба. Практическое занятие: Рисунок «Веселый
краб».
11

Тема 5. Рябина. Практическое занятие: Игра «Угадай». Практическое занятие: Рисунок
«Гроздья рябины».
Раздел 14. Ниткография (3ч.)
Тема 1. Практическое задание: Рисунок «Домик»
Тема 2. Показ и объяснение работ в данной техники. Практическое задание: «Цветы в
горшочке».
Тема 3. Беседа о море. Практическая работа. Кораблик для папы.
Раздел 15. Пластилинография. (5ч.)
Тема 1. Т.Б. при работе с пластилином. Виды и свойства пластилина. Знакомство с новой
техникой рисования. Практическое задание: «Гроздья винограда».
Тема 2. Беседа о грибах. Практическая работа: «Грибочки на полянке».
Тема 3. Беседа о подсолнухе. Практическая работа. «Подсолнух».
Тема 4. Беседа о празднике 8 марта. Практическая работа: «Букет для мамочки»
Тема 4. Сказка цветик-семицветик. Практическое задание: «Цветик-семицветик».
Раздел 16. Набрызг. (3ч.)
Тема 1. Учимся делать фон. Набрызг. Практическая работа: «Ночное небо».
Тема 2. Знакомство с разнообразными видами. Знакомство с техникой рисования.
Практическое задание: «Мой любимый котенок».
Тема 3. Беседа о бабочках. Практическая работа. «Бабочки»
Раздел 17. Рисование солью. (5ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования с солью. Практическое задание:
«Солнышко».
Тема 2. Практическое задание: «Медуза»
Тема 3. Беседа о листьях. Практическая работа. «Листочек с дерева»
Тема 4 Беседа о насекомых. Практическая работа. «Бабочка»
Раздел 18. Восковые мелки+акварель (5ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой восковые мелки +акварель. Беседа о ежах. Практическая
работа. «Ёжик».
Тема 2. Беседа о видах рыб. Практическая работа. Рыбка в аквариуме.
Тема 3. Космос. Практическое задание: «Космос».
Тема 4. Ирис Ревю сказка про черепаху. Практическое задание: «Черепаха».
Тема 5. Беседа о весне. Практическое задание. «Весенние цветы»
Раздел 19. Монотипия (4ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования монотипия. Практическая работа.
«Бабочка»
Тема 2. Вода наше богатство. Практическое задание: «Отражение кораблика в воде».
Тема 3. Беседа о деревьях. Практическая работа. «Весеннее дерево».
Тема 4. Загадки о ките. Практическая работа. «Кит»
Раздел 20. Обрывная аппликация (3ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой обрывная аппликация. Практическая работа. «Уточка»
Тема 2. Беседа о грибах. Обрывная аппликация. Практическая работа: «Грибочки».
Тема 3. Практическая работа: «Зонтик»
Учебный план 1 год (7-10лет)
Наименование раздела
Теория
Практика
Всего
Форма аттестации
1

Водное занятие

1

1

12

Входящий контроль

2

Тычок жесткой-

2

5

7

полусухой кистью.
3

Печатание листьями

1

4

5

4

Печать пробками

1

4

5

5

Печать листьями

1

3

4

6

Восковые мелки

2

6

8

2

5

7

Текущий контроль

+акварель
7

Сочетание различных
техник.

8

Рисунки из ладошки

2

6

8

9

Ватные палочки

2

6

8

10

Пиктография

1

3

4

11

Пластилин графия

3

7

10

12

Печать поролоном

1

4

5

Итого

72

Содержание учебного плана Вводное занятие. (1ч.) Знакомство с содержанием курса.
Тычок жесткой полусухой кистью (7ч.)
Теория: Знакомство с разнообразными видами кисточек. Знакомство с техникой рисования
методом тачка.
Практика:
Ежики на опушке. Мой любимый котенок. Сова. Здравствуй Дедушка Мороз. Елочкапушистая. Веселый снеговик. Мои любимые животные из сказок.
Печатание листьями (5ч)
Теория: знакомство с техникой печатания. Беседа о разнообразии листьев. Ваза с цветами.
Осенний лес. Листопад. Рыбка золотая.
Печать пробками (5ч).
Теория: познакомить с техникой печатания пробками.
Практика:
Украсим елочку бусами. Ягоды и яблочки. Моя любимая чаша. Мой любимы дом.
Печать листьями (4ч.).
Теория: знакомство с техникой печатания. Беседа о разнообразии листьев. Ваза с цветами.
Осенний лес. Листопад. Рыбка золотая.
13

Восковые мелки+ акварель. (8ч).
Теория. Показ и объяснение работ в данной техники.
Практика:
Пчёлки. Одуванчики в траве. Волшебный дождь. Зимние деревья. Новогодняя ночь.
Весенние цветы. Узоры на окне. Вьюга..вьюга.
Сочетание различных техник (7ч).
Теория: беседа о существующих техниках рисования.
Практика.
Снеговик. Комкание бумаги. Невиданный зверь. Кляксография. Узор на тарелке. Рисование
кисточкой. Осеннее дерево. Кляксография + ватные палочки. Закат солнца.
Акварель+цветнаясоль.Фрукты в вазе. Рисование крупой. В мире фантазий. Чудо-ковер.
Рисунки из ладошки. (8ч.)
Золотая рыбка. Тюльпан в подарок маме. Грибы в корзине. Подводное царство. Гусилебеди. Осенний букет. Жираф. Солнце нас сближает.
Ватные палочки (8ч.).
Теория: знакомство с техникой рисования ватными палочками.
Практика:
Плюшевый мишка. Зайка. Портрет моей мамы. Снегири на ветке. В саду созрели яблоки.
Рыба-кит. Зимняя ночь.
Ниткография (4ч.)
Теория: знакомство с новой техникой рисования. Просмотр детских работ.
Практика:
Цветы в горшочке. Волшебные узоры. Платок для бабушки. Одуванчики.
Пластилинография. (10 ч.)
Теория: Т.Б при работе с пластилином. Виды и свойства пластилина. Знакомство с новой
техникой рисования.
Практика:
Консервированные фрукты. Букет для мамы. Цветок для бабушки. Веселые человечки.
Веселая гусеничка. Снеговик. Мячик-попрыгайчик. Цветик-семицветик..
Печать поролоном (5ч.).
Теория. Беседа «Что такое поролон и где его применяют. Знакомство с техникой печатания
поролоном.
Практика:
Любимый узор. Вазочка в подарок. Скатерть самобранка
Учебный план 2 год (7-10лет)
№

Наименование раздела

1

Водное занятие

2
3

Печать листьями
Аппликация
из
кусочков
бумаги
Граттаж
Печатание мятой бумагой

4
5

Количество часов
Теория
Практика Всего
0,5

0,5

1

1
1

3
3

4
4

1
1

2
4

3
5

14

Форма аттестации
Входящий
контроль

6

Пластилинграфия

1

2

3

7

Рисование вилками

1

2

3

8

Гжель. Рисование по глине

1

1

2

9

Рисование солью

1

3

4

10

Монотипия

1

1

2

11

рисование губками

1

1

2

12

Рисование зубной щёткой

1

1

2

13

Рисование на фольге

1

4

5

14

1

2

3

15

Рисунки из ладошек и
пальчиков
Кляксография с трубочкой

1

1

2

16

Рисование ватными палочками

1

4

5

17

2

3

7

18

Рисование восковыми мелками
и гуашью
Ниткографи

1

2

3

19

Набрызг

1

3

4

20

рисование мыльной пеной

2

6

8

Итого

21,5

50,5

Текущий
контроль

Промежуточный
контроль

Промежуточная
аттестация.
Выставка работ

72

Содержание учебного плана 1 год (7-10лет)
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Тема 1. Знакомство с содержанием курса, с инструментами и материалами. Правило
поведения на занятиях. Техника безопасности. Практическое занятие: Рисунок на
свободную тему.
Раздел 2. Печать листьями (4 часа)
Тема 1. Беседа о разнообразии листьев. Знакомство с техникой печатания листьями.
Рассмотрение листьев. Практическое занятие: Рисунок «Осенний пейзаж».
Тема 2. Беседа об осени. Практическое занятие: Рисунок «Ваза с цветами»
Тема 3. Беседа о осени. Практическое занятие осенний ковёр
Тема 4. Загадки об осени. Коллективная работа: «Листопад».
Раздел 3. Аппликация из кусочков бумаги (4ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой обрывная аппликация. Практическая работа. «Весёлый кит»
Тема 2. Беседа о грибах. Обрывная аппликация. Практическая работа: «Снегирь».
Тема 3. Практическая работа: «Радуга»
Тема4. Практическая работа: «Пирамидка»
15

Раздел 4. Граттаж (3ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой граттаж. Инструменты и материалы. Практическое занятие:
Выполнение фона. Заполнение пространства воском. Заливка гуашью. «Рыбка»
Тема 2. Беседа о рыбах. Практическое занятие: «Черепаха».
Тема 3. Практическое занятие: Выполнение фона. Заполнение пространства воском.
Заливка гуашью.» Бабочка»
Раздел 5. Печатание мятой бумагой (5ч.)
Тема 1. Знакомство с техникой печатание бумагой.» Цветы в поле».
Тема 2. Беседа о фабрике конфет. Практическое занятие «Циплятки»
Тема 3. Беседа о домашних животных. Практическое задание: «Кит»
Тема 4. Беседы о фабрики конфет.» Конфетка»
Тема5. Практическое занятие: Игра «Угадай». Практическое занятие: Рисунок. «Веточка
сирени»
Раздел 6. Пластилинография (3ч.)
Тема 1. Т.Б. при работе с пластилином. Виды и свойства пластилина. Знакомство с новой
техникой рисования. Практическое задание: «Мишка на луне».
Тема 2. Беседа о грибах. Практическая работа: «Божья коровка».
Тема 3. Беседа о подсолнухе. Практическая работа. «Подсолнух».
Раздел 7. Рисование вилками (3)
Тема 2. Познакомить с техникой рисования вилками. Практическая работа. Ёжик.
Тема 2. Практическое задание: «Кактус».
Тема3. Загадки о львёнке. Практическое занятие: Рисунок «Львёнок».
Тема4. Объяснение техники. Практическое задание: «Радуга».
Раздел 8. Гжель. Рисование по глине (2)
Тема 1. Беседа о народном творчестве, знакомство с промыслом Гжели. Практическое
занятие.» Тарелка»
Тема 2. Практическое занятие «Кувшин»
Раздел 9. Рисование солью (4ч.)
Тема 1. Беседа о насекомых. Практическая работа. «Бабочка»
Тема 2. Практическое задание: «Медуза»
Тема 3. Знакомство с техникой рисования. Беседа о море. Практическая работа.
«Кораблик»
Тема 4. Практическое задание. «Звёздное небо»
Раздел 10. Монотипия (2ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования монотипия. Практическая работа.
«Бабочка»
Тема 2. Беседа о деревьях. Практическая работа. «Волшебная ёлочка».
Раздел 11. Рисование губками (2ч.)
Тема 1. Техника рисования. Практическая работа. Зимняя ёлочки»
Тема 2. Объяснение техники. Практическое задание: «Арбузик»
Раздел 12. Рисование зубной щёткой(2ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования зубной щёткой. Практическая работа.
«Хвост павлина»
Тема 2. Беседа о деревьях. Практическая работа. «Зима в лесу»
Раздел 13. Рисование на фольге )5ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования. Рисование на фальге. Практическая
работа. «Вишенка на веточке»
Тема 2. Беседа о цирке. Практическое задание. «Весёлый клоун».
Тема 3. Показ и объяснение работ в данной техники. Практическое задание: «Цветы».
Тема 4. Загадки о ките. Практическая работа. «Синий кит».
Тема 5. Практическая работа. «Моя ладошка»
Раздел 14. Рисунки из ладошек и пальчиков (3 ч.)
16

Тема 1. Беседа о крабе. Показ изображений краба. Практическое занятие: Рисунок «Веселый
краб».
Тема 2. Коллективная работа. «Бабочки»
Тема 5. Коллективная работа. «Волшебство наших рук».
Раздел 15. Кляксография с трубочкой (2ч.).
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования. Кляксография с трубочкой. Беседы о
деревьях. Практическая работа. «Волшебное дерево».
Тема 2. Практическая работа. Медузы»
Раздел 16. Рисование ватными палочками (5 ч.)
Тема 1. Тема 1. Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Практическое
задание: «Волшебство наших рук». «Кораблик»
Тема 2. Практическое занятие. «Моя ладонь»
Тема 3. Рябина. Практическое занятие: Игра «Угадай». Практическое занятие: Рисунок
«Гроздь рябины».
Тема 4. Беседы о цветах. Практическая работа. «Цветы для мамочки»
Тема 5. Практическое занятие: Игра «Угадай». Практическое занятие: Рисунок «Веточка
сирени».
Раздел 17. Рисование восковыми мелками и гуашью (5ч)
Тема 1. Знакомство с техникой восковые мелки +акварель. Практическое задание:
«Космос»
Тема 2. Беседа о весне. Практическое задание. «Весенние цветы»
Тема 3. Беседа о ежах. Практическая работа. «Ёжик».
Тема 4. Беседа о видах рыб. Практическая работа. Рыбка в аквариуме.
Тема 5. Ирис Ревю сказка про черепаху. Практическое задание: «Черепаха».
Тема 6. Сказка цветик-семицветик. Практическое задание: «Цветик-семицветик».
Тема 7. Беседа о бабочках. Практическая работа. «Бабочки»
Раздел 18. Ниткография (3ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования ниткография. Практическое задание.
«Фантазия»
Тема 2. Практическое задание: Рисунок «Домик»
Тема 3. Беседа о рыбках. Практическая работа. «Рыбка»
Раздел 19. Набрызг (4ч.)
Тема 1. Знакомство с разнообразными видами. Знакомство с техникой рисования.
Практическое задание: «Мой любимый котенок».
Тема2. Учимся делать фон. Набрызг. Практическая работа: «Ночное небо».
Тема 3. Беседа о бабочках. Практическая работа. «Бабочки»
Тема 4. Беседа о цветах. Практическая работа. «Тюльпаны»
Раздел 20. Рисование мыльной пеной (8)
Тема 1. Техника 1. Техника рисования мыльной пеной. Беседа о насекомых. Практическое
задание: «Веселая гусеничка».
Тема 2. Техника рисования мыльной пеной. Беседа о сладостях. Практическое задание:
«мороженое в стаканчике»
Тема 3. Коллективная работа.» Праздничный салют».
Тема 4. Коллективная работа.» Праздничный фейверк»
Тема 5. Беседа о цветах. Практическая работа. «Цветы»
Тема 6. Практическое занятие. «Воздущные шарики»
Тема 7. Беседы о весне «Одуванчики»
Тема 8. Беседа о рыбках. Практическая работа. «Рыбки».

17

2.5 Планируемые результаты
К концу освоения программы обучающийся должен знать:




о разнообразии техник нетрадиционного рисования
о свойствах и качествах различных материалов;
о технике безопасности во время работы.
К концу освоения программы обучающийся должен знать:
о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
обучающийся будут уметь:
создавать индивидуальные работы;
использовать различные техники и способы создания рисунков;
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга
правильно расположить рисунок
выражать свою фантазию в рисунке
анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей
фантазировать
договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
сочетать различных техники рисования.

18

Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график 1 год обучения
Раздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель Май

итого

месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7
Раздел 8
Раздел 9
Раздел 10
Раздел 11
Раздел 12
Раздел 13
Всего

1
4
3
3
4
1

8 ч.

8 ч.

8

8 ч.

8

6
2

8 ч.

8 ч.

19

2
3
3

8 ч.

4
4

8 ч.

2
5
1
8ч.

3
5
8ч.

1
4
3
3
4
23
4
3
7
6
5
4
5
72

Календарный учебный график 2 год обучения
Раздел
Сентябрь
месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7
Раздел 8
Раздел 9
Раздел 10
Раздел 11
Раздел 12
Раздел 13
Раздел 14
Раздел 15
Раздел 16
Раздел 17
Раздел 18
Раздел 19
Раздел 20
Всего

1
4
3

Октябрь

1
3
4

Ноябрь

1
3
3
1

Декабрь

Январь

1
4
2
1

Февраль

8

8

Апрель

Май

итого

1
2
5
3
2
3

8

Март

8

8

20

8

2
6

8

1
3
4
8

8
8

72

21

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Система оценки результатов освоения обучения по данной программе включает в себя
уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития обучающихся,
включающий индивидуальные качества и личностный рост.
Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая помогает выявить
уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия
прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу:
-определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной программе.
-выявить степень сформированности практических умений и навыков.
-соотнести прогнозируемые результаты учебно-воспитательной работы.
-определить положительную (отрицательную динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований)
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
После каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного
материала через фронтальный опрос, мини выставки, мини тесты. Успехи могут быть
оценены по трем уровням: высокий, средний, низкий.
3.3. Методические материалы (Приложение 1)
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована
методическими, дидактическими и демонстрационными материалами.
Конспекты занятий: Стихи о рисовании, Загадки о рисовании и художественных
инструментах, найди пару
Основные формы, методы и технологии
Форма работы: групповая, индивидуальная
Методы: словесные, демонстрационные, объяснительно – иллюстрированный, наглядный,
практический, метод успеха

22

Организационно- педагогические условия 1 год обучения

№ Раздел, тема

Форма
занятий

Приёмы, методы

Дидактический
материал

Методическое
обеспечение

Техническ Форма
ое
подведения
оснащение итогов
занятий

Давыдова Г.И.
«Нетрадиционн
ые техники
рисования в
детском саду»,
Москва
«Издательство
Скрипторий
2003», 2008г.
Казакова Р.Г.
«Рисование с
детьми
дошкольного
возраст.
Нетрадиционн
ые техники»,
Москва,
издательство
«Творческий

Презентац
ия
«Можно
рисовать
не только
…»

Устный
опрос

Компьюте
р

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

1

Вводное занятие.

Учебное
занятие.
Групповая
работа.

Объяснительно
иллюстрированный, словес
ный, наглядный.

Карточки с
картинками
техники
безопасности.

2

Печать листьями.

Учебное
занятие, работа
в парах,
самостоятельна
я работа,
групповая
работа.

Словесный, наглядный,
практический, создание
ситуации успеха.

Белые листы,
гуашь, кисти.
Образцы изделий.

23

3

Отпечаток(овощи,фру
кты)

4

Штампики
пластилина.

5

Ватные палочки

Учебное
занятие,
объяснение,
Обсуждение.
Групповая
работа

из Объяснение,
обсуждение,
учебное
занятие,
групповая
работа.

Учебное заняти
е, объяснение,
Обсуждение.
Групповая
работа

Словесный,
объяснительно
–
иллюстрированный,
наглядный, практический.

Плотная
белого
гуашь,
акварель.

бумага
цвета,
кисть,

Словесный,
наглядный, Гуашь,
практический,
создание акварель,
ситуации успеха.
салфетки.

пробки,
кисти,

центр Сфера»,
2005г.
Казакова Р.Г.
«Рисование с
детьми
дошкольного
возраст.
Нетрадиционн
ые техники»,
Москва,
издательство
Лыкова
И.А.
«Рисуем
без
кисточки».
–
М.: 2001г.
Лахути
М.Д.
«Как научить
рисовать».
–
Москва
«Росмэн»,
2008.-96с.

Словесный,
наглядный, Белые
листы Казакова Р.Г.
иллюстрированный
бумаги, акварель, «Рисование с
практический.
гуашь,
ватные детьми
палочки.
дошкольного
возраст.
Нетрадиционн
24

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Компьюте
р
(ноутбук)
образцы
работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ

ые техники»,
Москва,
издательство
«Творческий
центр Сфера»,
2005г
Лахути
М.Д.
«Как научить
рисовать».
–
Москва
«Росмэн»,
2008.-96с.
6

Кляксография
трубочкой

с Учебное
занятие.

Словесный,
наглядный, Кисть,
практический.
акварель,лист
белой бумаги

25

Лыкова, И.А. Компьюте
«Изобразитель р
ная
(ноутбук)
деятельность в
детском саду:
планирование,
конспекты
занятий,
методические
рекомендации.
Старшая
группа».-М.:
«КАРАПУЗДИДАКТИКА»

Сравнение,
анализ
выполненн
ой работы.

7

Рисование
бумагой

мятой Учебное
занятие.

8

Рисование по мятой Учебное
бумаге
занятие
объяснение,
Обсуждение.
Групповая
работа

Словесный,
наглядный, Акварель,
практический,
создание белой
ситуации успеха
смятые
кисточка

Словесный,
объяснительно
–
иллюстрированный,
наглядный, практический.

26

Акварель,
белой
смятые
кисточка

, 2006, - 208 с..
16 л., вкл.
лист Стр19, зан.1
Компьюте
бумаги, Волчкова В.Н., р
листы, Степанова Н.В. (ноутбук)
«Конспекты
занятий в
старшей группе
детского сада.
ИЗО.
Практическое
пособие для
воспитателей и
методистов
ДОУ. –
Воронеж: ТЦ «
лист Стр.147,
бумаги, Бородкина Н.В.
листы, «Изобразитель
ная
деятельность в
детском саду.
Конспекты
занятий с
детьми от 3 до
7 лет»

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Ярославль:
ООО
«Академия
развития» 2012.
-160с.
9

Рисование втулками

Учебное
занятие.
Групповая
работа.

Словесный,
объяснительно
–
иллюстрированный,
наглядный, практический.

Лист
бумаги,акварель,ки
сть,
картонные
втулки от туалетной
бумаги.

1
0

Рисование вилками.

Учебное
занятие.
Групповая
работа.

Словесный,
объяснительно
–
иллюстрированный,
наглядный, практический.

тарелка,
вилка,
клеенка, салфетки,
краски
(гуашь),
баночка с водой,
презентация,
проектор

1
1

Рисование
пеной

Словесный,
объяснительно –
иллюстрированный,
наглядный, практический.

емкости с водой;
-жидкое мыло;
-тюбики с
разведенной
гуашью разных
цветов;

мыльной Учебное
занятие,
групповая
работа

27

Казакова Р.Г.
«Нетрадиционн
ые техники»,
Москва,
издательство
«Творческий
центр Сфера»,
2005г
Казакова Р.Г.
«Нетрадиционн
ые техники»,
Москва,
издательство
«Творческий
центр Сфера»,
2005г.
Харрисон
Х.
Энциклопедия
техник
рисования. М.:
АСТ Астрель.
2005.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ.

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ.

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ.

Обмен
мнениями.
Выставка
работ.

-бумага формат А4.
1
2

Рисование губкой

Учебное
занятие,
групповая
работа

1
3

Рисование из ладошек Учебное
и пальчиков
занятие,
групповая
работа

Словесный,
наглядный,
практический

Лист бумаги, губка, Лыкова
И.А.
краски.
«Рисуем
без
кисточки».
–
М.: 2001г.
Лахути
М.Д.
«Как научить
рисовать».
–
Москва
«Росмэн»,
2008.-96с.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ.

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Словесный,
объяснительно –
иллюстрированный,
наглядный, практический

Лист
краски.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ.

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

28

бумаги, Стр.11
Давыдова Г.Н.
«Нетрадиционн
ые техники
рисования в
детском саду.
Часть1»- М.:
Издательство
скрипторий
2003» 2007, 80с.

1
4

Ниткография

Учебное
занятие.
Групповая
работа

Словесный,
Нитки по 25-30 см,
объяснительно
– сложенные вдвое,
иллюстрированный,
гуашь, бумага.
наглядный, практический.

1
5

Пластилинография

Учебное
занятие.
Групповая
работа.

1
6

Набрызг

Учебное
занятие.
Групповая
работа.

Словесный,
Картон
с
объяснительно
– контурным
иллюстрированный,
рисунком;
наглядный, практический.
Набор пластилина;
Салфетка для рук;
Стеки;
Словесный,
Лист бумаги, кисть,
объяснительно
– краски.
иллюстрированный,
наглядный, практический.

29

Казакова Р.Г.
«Рисование с
детьми
дошкольного
возраст.
Нетрадиционн
ые техники»,
Москва,
издательство
«Творческий
центр Сфера»,
2005г.
Шкидская И.О.
Аппликации из
пластилина. –
Ростов н/Д :
Феникс, 2008. –
87
Стр.61, зан.38
Комарова Т.С.
«Занятия по
изобразительно
й деятельности
в старшей
группе
детского сада.
Конспекты
занятий. –

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ.

Компьютер
(ноутбук),
образцы
работ.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

М.: МозаикаСинтез, 2008. –
128 с.: цв.вкл
1
7

Рисование солью

Учебное
занятие.
Групповая
работа

Словесный,
цветной
картон,
объяснительно
– краски
иллюстрированный,
акварельные, соль,
наглядный, практический
вода,
кисточки,
клей
ПВА,
карандаш простой

1
8

Восковые
мелки+акварель

Комбинирован Словесный,
наглядный,
ное
занятие, практический,
создание
групповая
ситуации успеха
работа,
обсуждение

30

Плотная
бумага
белого
цвета,
восковые
мелки,
кисть, акварель

Стр.38
Давыдова Г.Н.
«Нетрадиционн
ые техники
рисования в
детском саду.
Часть2»- М.:
Издательство
скрипторий
2003» 2007, 72с

Компьюте
р
(ноутбук),
образцы
работ

Лыкова И.А.
Компьюте
«Рисуем
без р
кисточки».
– (ноутбук)
М.: 2001г.
Лахути
М.Д.
«Как научить
рисовать».
–
Москва
«Росмэн»,
2008.-96с.

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ.

Выставка
работ

1
9

Монотипия

Комбинирован
Бумага,
ное
занятие,
краски.
групповая
Словесный,
наглядный,
работа,
практический,
создание
обсуждение
ситуации успеха

20

Обрывная аппликация

Комбинирован Словесный,
наглядный, Цветная
бумага,
ное
занятие, практический,
создание клей, шаблон
групповая
ситуации успеха
работа,
обсуждение

31

кисть, Стр.37
Компьюте
Давыдова Г.Н. р
«Нетрадиционн (ноутбук)
ые техники
рисования в
детском саду.
Часть1»- М.:
Издательство
скрипторий
2003» 2007, 80с.
Стр.78, зан.32
Лыкова, И.А.
«Изобразитель
ная
деятельность в
детском саду:
планирование,
конспекты
занятий,
методические
рекомендации.
Старшая
группа».-М.:
«КАРАПУЗДИДАКТИКА»

Компьюте
р
(ноутбук)

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ

Сравнение,
анализ
выполненн
ых работ

, 2006, - 208 с..
16 л., вкл.

32

Раздел 4. Условия реализации программы
4.1. Материально- технические оборудование
Материально - техническое оборудование
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Учебное оборудование
кабинета должно включать комплект мебели, шкаф и полки для хранения наглядных
пособий, а также учебных работ детей. Помещение для занятий должно быть светлым,
теплым, по объему и по размерам полезной площади соответствовать числу обучающих.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать санитарно-гигиеническим
требованиям и нормам.
Наглядные пособия:
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся:

работы учащихся;

таблицы;

творческие карточки-задания;

презентации в программе POWER POINT,
Инструменты и приспособления: зубочистки, трубочка для резерва, кнопки
канцелярские, ножницы, канцелярский нож.
Бросовый материал: стаканы для воды, свечи, трубочки, коробки и др.
4.2. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования».
Раздел 5.

Список литературы

Список используемой литературы:
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МоскваСинтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва
«Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраст. Нетрадиционные
техники», Москва, издательство «Творческий центр Сфера», 2005г.
4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез,2008.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: издательство
«Карапуз – Дидактика», 2007г.
6. Лыкова И.А. «Рисуем без кисточки». – М.: 2001г.
7. Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008-96с.
8. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». /Пособие для
воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. -96с.
9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37лет: рисуем и познаем окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. –
64с.»
10. Таришняя О.А. «Я рисую ладошками». – С.П.: 2001г.
11. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 87
12. Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г. Казаковой Москва,
2005
13. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
14. «Яркие ладошки» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2004
33

15. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007 г. В.Л. Стрелкина
2. Флористика, 2003г.
3. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998 г.
4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
Раздел 6. Приложения
Приложение 1
Стихи о рисовании
До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую – покажу.
На лугу зеленый клён,
Черный грач сидит на нём.
Речки синий поясок,
Жёлтый рядышком песок.
Белый парус, как плакат,
Солнца красного закат
И коричневые тропки
По овражку, где ручей…
Вынимаю из коробки
Семь цветных карандашей.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
Нарисую я тропинку,
На тропинке – мама,
Нарисую я малинку,
А в малинке – папа.
Нарисую я лужок,
На лужке том – я,
Нарисую я лесок,
А в нём – мои друзья.
Получилась у меня
Вот такая красота!
И друзья здесь, и семья,
И любовь, и доброта!
Был ярко-красный человек
Весёлым
И здоровым,
Но встретил
Тёмно-синего Сразу
Стал лиловым.
А тёмно-синий человек
34

В лесу,
Под старым клёном,
Вчера увидел
Жёлтого И сразу
Стал зелёным.
Не веришь
Этой сказке?
Смешай
На блюдце
Краски.
Начинаем рисовать
Рисовать, как всем известно,
Очень-очень интересно!
Открывай альбом, тетрадку,
Начинаем по порядку.
На листочке я рисую,
Я рисую, как умею:
То вверху я, то внизу я,
То правее, то левее.
На меня глядят, красуясь,
Загогулинки, кружочки…
Потому что я рисую,
Их рисую на листочке.
Я трудилась до обеда,
Карандашики сломала…
Надо бы спросить у деда:
Что я здесь нарисовала?
Я художник хоть куда,
Нарисую поезда
И железные дороги
Проведу сквозь города.
И не просто рельсы-шпалы,
А шлагбаумы, вокзалы.
Жалко, для моей картины
Не хватает стен в гостиной,
Ничего – я в коридоре
Нарисую сине море…
Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.

35

Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Ответ: карандаш)
Разноцветные страницы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой.
(Ответ: краски и кисть)
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку . (карандаш)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится...
(Ответ: Ластик)
В этом домике живет.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле.
(Ответ: Ручка, ластик, пенал).
Коль ему работу дашь,
Зря трудился карандаш
(Ответ: Ластик)
У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.
(Ответ: Ластик - резинка)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
(Ответ: Ластик - резинка)
Глоссарий
Акваре́ль (фр. Aquarelle —
водянистая; итал. acquarello) — живописная техника,
использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие
прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект
лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности
живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная
роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка,
характерной для живописной поверхности).
36

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём
процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа,
отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию
или линогравюру.
Творческая деятельность детей– это новые оригинальные преобразования
известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей,
музыкальных звуков.
Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому
она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы,
неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».