Путешествие по стране Этикета

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена

Утверждена

на педагогическом совете

приказом директора МБУДО

Протокол № 4 от «28» августа 2024 г.

«ДДТ г. Алзамай»
№ 69 от «29» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Путешествие по стране Этикета»
Возраст обучающихся : 7-11 лет
Срок реализации : 3 года

Разработчик: Киктева Марина Владимировна педагог дополнительного образования,
I квалификационная категория

г. Алзамай, 2024 год

Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка

стр

1.1.Информационные материалы, направленность………………..... …………..…. 3
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы…………….…. 3
1.3. Новизна и отличительные особенности программы………………………….... 4
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы…………………………….. 4
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………........................... 4
1.6. Цель и задачи программы……………………………………………………...… 5
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1.

Учебный план……………………………………………………….………… 6

2.2.

Содержание учебного плана………………………………………………… 6

2.3.

Планируемые результаты…………………………………………………… 18

Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1.

Календарный учебный график……………………………………………..…21

3.2.

Формы аттестации и оценочные материалы………………………………….21

3.3.

Методические материалы …………………………………………………….24

Раздел 4. Условия реализации программы
4.1.

Материально- технические условия……………………………………………….…28

4.2.

Кадровое обеспечение…………………………………………………………28

Раздел 5.

Список литературы …………………………………………………..29

Раздел 6. Приложения
Приложение 1………………………………………………………………………..….31
Приложение 2 …………………………………………………………………………..33
Приложение 3………………………………………………………………………..….37
Приложение 4 …………………………………………………………………………..40
Приложение 5 …………………………………………………………………………..41

2

Раздел 1. Пояснительная записка
«Мы не выживем физически,
если погибнем духовно»
Лихачёв

Д.С.

Меняются времена, меняются вкусы, интересы, жизненные цели. Новое поколение не похоже
на своих бабушек и дедушек, они не похожи на нас, родителей. А мы не похожи на своих предков.
Мы часто считаем, что успешны и владеем всеми хорошими манерами современного человека. Так
почему же теряемся порой в самой простой жизненной ситуации? В данном случае нам на помощь
может прийти только этикет, имеющий столько тонкостей и нюансов. Именно он придает
уверенности и помогает решить возникающие проблемы. Поэтому нами выбрана дополнительная
общеразвивающая

программа

«Путешествие

по

стране

Этикета».

Процессы развития нашего общества, ориентированные на рыночную экономику, привели не
только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались
нравственные нормы жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека, что
влечет потерю внутренних духовных ценностей человеческой жизни. А воспитание Человека в
человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость постоянного совершенства
человека. Начинать приобщать к духовному богатству необходимо с дошкольного возраста,
развивая данную потребность на протяжении всей жизни.
Приобщение обучающихся к духовным богатствам человечества будет способствовать
формированию

гармоничной,

творческой

личности

будущего

человека,

способной

к

сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему
окружающему, овладению своими чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению
найти своё место в ней.
Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много
знающей,

сколько

легко

ориентирующейся

в

сложных

проблемах

современности,

высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для
будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики.
Данная программа актуальна и социально значима, так как призвана помочь растущему
человеку в постижении норм человеческих отношений.
Направленность программы: социально- гуманитарная.
В основу программы положены материалы Шемшуриной А.И. «Этическая программа в
начальных классах» (М.: «Школа- Пресс»,2013г.) и дополнительной программы Козлова Э.,
Петровой В., Хомяковой И. «Азбука нравственности» (Воспитание школьников, 2007г.)
Программа составлена в соответствии с действующим законодательством в сфере
образования.
Данная программа призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих
3

отношений и на основе их формировать в дальнейшем путь самовоспитания, саморазвития, тем
внесет лепту выхода из кризиса человечности- дефицита духовности общества и человека. Ни одно
из приоритетных направлений социально- экономического развития города, района, региона не
может обойтись без правил взаимоотношений человека с человеком, обществом, коллективом и т.д.
Реализация общеразвивающей программы «Путешествие по стране Этикета» возможна в сетевой
форме с МКУК БИЦ «Детская библиотека», МКУК ДК «Сибиряк» и МБУ ДО «Алзамайская
детская школа искусств». Для этого в начале учебного года заключаются договора о сетевом
взаимодействии, в которых определяются темы занятий привлеченных педагогов. Это находит
отражение в календарно- тематическом плане. Данная программа реализуется в течение всего
календарного года. В программу включены совместная деятельность «Педагог, учитель, родитель,
обучающийся» и массовые мероприятия
Программа

адресована

обучающимся

7-11

лет.

Возрастная характеристика обучающихся.
Дети 7-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью,
постоянным стремлением к активной практической деятельности. Дети этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они
легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом
выпадает. Именно эти обучающиеся охотно принимают руководство педагога. К его предложениям
относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие
педагога вносят оживление в любую деятельность обучающихся и вызывает их активность.
Особенности поведения:
- энергичны, инициативны. Это поможет педагогу привлечь большое число обучающихся для
выполнения практических заданий, для проведения досуговых мероприятий
-

любят коллективные игры. Это поможет в о р г а н и з а ц и и

и проведении и массовых

мероприятий в каникулярное время
-

начинают осознавать нравственные нормы, поэтому педагогу л е г к о будет организовать

работу в группах и индивидуально.
- пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Это можно использовать в организации
содержательного досуга обучающихся.
Характерные

особенности

возраста

обучающихся

дают

широкую

возможность

растить

воспитанных, культурных, образованных, соблюдающих правила этикета во всех жизненных
ситуациях граждан города, региона, страны.
Срок освоения программы – 3 года.
Объем: 108 учебных часов: 1 год обучения – 36 час., 2 год обучения – 36 час., 3 год обучения – 36
час.
4

Количество обучающихся: не менее 15 человек. Дети с ОВЗ могут заниматься в общей группе,
при необходимости составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Форма обучения – очная. При возникновении эпидемических ситуаций возможны лекционные
занятия через Viber и WhatsApp, где созданы группы для связи с обучающимися и родителями.
Данные messenger позволяют напоминать об участии в конкурсах и ориентировать на просмотр
познавательных материалов по ссылкам.
Режим занятий - 1 час в неделю.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Программа строится с учетом возрастных особенностей.
При реализации данной программы уместны следующие методы:
1 год обучения, возраст 7-8 лет – объяснительно- иллюстративный и репродуктивный
( рассказ, использование иллюстраций, таблиц, дидактический материал), сюжетно- ролевые игры,
мини- представления, праздники, просмотр мультфильмов, конкурсы.
2год обучения, возраст 8- 9 лет - дополняются частично- поисковый, затруднительных ситуаций,
убеждения и внушения.
3 год обучения, возраст 9- 10, 11 лет внедряются этические диалоги, элементы дискуссии и
игровой тренинг, поручение, выполнение заданий по алгоритму, работа с научной литературой.
Метод

создания

ситуации

успеха

рекомендуется

по

всем

годам

обучения.

При планировании работы по программе «Путешествие по стране Этикета» рассматривается
вопрос о сетевом взаимодействии с детской библиотекой, которая возьмет на себя практическую
часть ряда тем данной программы ( по согласованию и заключению учреждения

Договора о

сетевом взаимодействии).
На занятиях широко используются фото-, видео – и аудиозаписи, словарь С.И. Ожегова, телефон
для связи с «Марусей», «Алисой».
Данная программа обновляется ежегодно с учетом развития культуры, экономики, технологий и
социальной сферы.
Цель программы: формировать воспитанных, культурных, образованных,
соблюдающих правила этикета во всех жизненных ситуациях граждан города,региона, страны.
Задачи: Обучающие:
- Познакомить обучающихся с этикетной терминологией.
- Сформировать представления о нормах этического поведения.
Развивающие:
- Развить
а/ адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и
5

поступков окружающих людей;
б/ навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями
и другими окружающими людьми;
в/ умениеиспользовать «специальные слова» в повседневной жизни.
Воспитательные:
-Воспитать
а/ привычки к социально одобряемому поведению в семье, школе, вобщественных местах;
б/внимание и уважение к людям, доброту и милосердие, тактичность и скромность, вежливость
и деликатность;
и/ чувство взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и
другого человека.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
Учебный план 1 год обучения
№

Перечень разделов и тем

п/п

Кол-во

всего

Часов

Формы аттестации

теория

практика

1.

Этикет

9

2,5

6,5

2.

Этика общения

8

2

6

3.

Этика отношений с

10

3

7

9

2,5

6,5

36

10

26

окружающими
4.

Этика отношений в
коллективе
Итого:

Итоговый контроль.
Тест «Правила
этикета»

Содержание учебного плана 1 год обучения
Раздел 1. Этикет (9 часов)
Тема 1. Простые правила этикета.
Беседа. Из истории правил этикета.
Практическая работа: Решение задач по культуре поведения
Тема 2. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто
«Почему телефон занят». Ответы на вопросы.
Практическая работа: Игра «Можно - нельзя».
6

Тема 3. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах».
Работа с иллюстрациями из книги, свои рисунки-примеры хорошихманер.
Практическая работа: Сценки-миниатюры.
Тема 4. Сказка об Этикете.
Правила поведения за столом.
Практическая работа: Игра «Любимые блюда» и чем их есть.
Тема 5. Продолжение сказки об этикете.
Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжениесказки об Этикете.
Практическая работа: Подготовка к выставке детских рисунков.
Тема 6. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом.
Практическая работа: Игра «Волшебное зеркало».
Тема 7. Просим к столу. Новогодний праздник.
Практическая работа: Применение правил этикета за столом
Тема 8. Я иду в библиотеку
Практическая работа: ролевая игра.
Тема 9. Игра-викторина «Знатоки этикета» Практическая работа:
Знатоки по правилам этикета.
Раздел 2. Этика общения (8 часов)
Тема 10. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день».
Волшебные слова. От улыбки станет всем светлей.
Практическая работа: Игра «Волшебный цветик - семицветик».
Тема 11. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Анализ поступков. Мексиканская сказка «Вежливыйкролик». Сказка
Л.Н. Толстого «Белка и волк»
Практическая работа: Практическая работа: Игра «Вежливо - невежливо».
Небольшие сценки-загадки.
Тема 12. Да здравствует мыло душистое.
Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов.
Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Практическая работа: Игра «В сказочной стране будильника».
Тема 13. Когда идёшь по улице.
7

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Золотое правило этики.
Применение правила. Практическая работа: Разыгрывание сценок.
Тема 14. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном
царстве. Практическая работа: Разыгрывание сюжетов из сказок.
Тема 15. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Беседа.
Практическая работа: Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 16. Подарок коллективу. Урок-сюрприз.
Практическая работа: Игры. Чаепитие.
Тема 17. Экскурсия в библиотеку «Этикет, и мы»
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 18. Путешествие в волшебную сказку.
Золотое правило этикета.
Практическая работа: Игра с доброй феей. Игра с пословицами.
Тема 19. Я могу быть волшебником.
Демонстрация

иллюстраций к

путешествию.

Приём свитка.

Приём

нахождения пословицы по её частям.
Практическая работа: Игра в «Лепесток».
Тема 20. Маленькое дело лучше большого безделья.
Живая картина.
Практическая работа: Создание живых картин
Тема 21. Любимый уголок родной Отчизны.
Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?».
Практическая работа: Рисунки о любимом месте.
Тема 22. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы, поговорки и скороговорки разных народов.Практическая
работа: Отработка скороговорок
Тема 23. Мы соберём большой хоровод.
Практическая работа: Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 24. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине».
Собирательный образ мамы.
Практическая работа: Пишем письмо маме
Тема 25. Поздравляем наших мам.
8

Занятие в виде праздника. Практическая работа: Концерт детей.
Тема 26. Люби всё живое.
Знакомство с картинами, музыкальными произведениями о природе. Народные
изречения о природе. Практическая работа: Игра «на лужайке».
Тема 27. «Хорошие поступки»
Практическая работа: Оформление фотовыставки.
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 28. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций
Тема 29. Мой класс – мои друзья.
Беседа о дружбе. Практическая работа: Работа на листочках «За чтонаказали» и «За
что поощрили».
Тема 30. Самолюб никому не люб.
Рассказ В. Осеевой «Долг». Практическая работа: Игра «Светофор».
Тема 31. Поиграем и подумаем.
Сочинение песенки.
Практическая работа: Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков».
Тема 32. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».
Практическая работа:

Игры на сплочение класса

Тема 33. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Практическая работа: Создание книги мудрости.
Тема 34. Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета
Практическая работа (итоговый контроль): Тестирование «Правила этикета»
Тема 35. «Моделирование ситуаций».
Практическая работа: Самодиагностика «Какой Я?».
Тема 36. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Практическая работа: Игры. Песни.

9

Учебный план 2 год обучения
№

Перечень разделов и

Кол-

тем

во

п/п

всего

Часов

теория

Формы
аттестации

практика

1.

Этикет

9

2,5

6,5

2.

Этика общения

8

2

6

3.

Этика отношений с

10

3

7

9

2,5

6,5

окружающими
4.

Этика отношений в
коллективе

Итоговый
контроль.
Тест «Этикет»

Итого:

36

10

26

Содержание учебного плана 2 год обучения
Раздел 2. Этикет (9 часов)
Тема 1. По правилам этикета.
Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения.
Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». Практическая работа:
Работа в группах (практические творческие задания).
Тема 2. Приглашение к столу.
Занятие- практикум. Разыгрывание сценок, где действующие лица - сказочные герои. Игра
«Концерт для именинников».
Тема 3. Вот школа, дом, где мы живем.
Формулирование правил этикета.
Практическая работа: Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».
Тема 4. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине.
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций.
Тема 5. Дороги, транспорт, пеший путь.
Знакомство с правилами этикета в транспорте. Игра «Светофор».
Тема 6 - 7. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу,на лугу, на
речке.
10

Практическая работа: Творческая работа в паре: Разыгрываем сюжетыповедения в лесу
Тема 8. «Найди волшебные слова». Практическая работа:
игра «Волшебное слово»Тема 9. В гостях у Вежи.
Практическая работа: Новогодний праздник.
Раздел 2. Этика общения (8 часов)
Тема 10. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станетвсем теплей.
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций
Тема 11. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговоро доброте и
смелости.
Практическая работа: Рисуем сюжет о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 12. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Практическая работа:
Выставка рисунков о добре.Тема 13. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова
«Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, какбы ты
хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций
Тема 14. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Практическая работа: Работа в группах (практические задания по карточкам,кроссворд).
Тема 15. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Практическая
работа: Изготовление значка - вежливость. Тема 16. Чего в другом не
любишь, того и сам не делай. Разговор о доброжелательности и
равноправии в отношениях.
Практическая работа: Выставка значков для школы вежливости. Заучиваниеволшебного
правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Тема 17. «Уроки тетушки Совы»
Практическая работа: составляем памятку.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 18. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Беседа на тему: «Кому и как мыможем дарить
радость».
11

Практическая работа: Игра «Подари другому радость».
Тема 19. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами созданияхорошего
настроения.
Практическая работа: Игра «Задай настроение»
Тема 20. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху.
Практическая работа: Создание газеты
Тема 21. Мой дом, моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху иСтаричку лесовичку».
Практическая работа: Рисуем сказочный домик
Тема 22. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 23. Все на белом свете солнышкины дети.
Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Практическая работа: Создаем коллаж
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое

занятие

по

теме

«Этика

отношений

с

окружающими».

Практическая работа: Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Тема 25. Со взрослыми и сверстниками.
Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы одобре. Добрый
совет другу.
Практическая работа: Создание фотогалереи «Мой самый лучший друг».
Тема 26. От чего зависит настроение
Практическая работа: советы, игры.
Тема 27. Поздравляем наших мам.
Занятие- практикум «Праздник». Концерт для мам. Выставка рисунков иподелок.
Этика отношений в коллективе (10 часов)
Тема 28. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Беседа о том, как можно улучшитьнастроение. Песня
«Настоящий друг».
Практическая работа: Общеколлективная цветопись настроения.
Тема 29. Советуем друг другу.
«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуютребята в классе?»
12

Практическая работа: Игра «Разговор с волшебным зеркальцем»
Тема 30. Общее и особенное для мальчиков и девочек.Сбор
советов для мальчиков и для девочек.
Практическая работа: Составление требований к классному коллективу.
Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 31. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету.
Практическая работа по составлению диалога с другом.
Тема 32. Путешествие по весеннему лесу.
Занятие- экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правилаповедения в лесу.
Тема 33. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок долженпроявить себя.
Практическая работа: Игра «Дари свои умения, знания, таланты, мысликоллективу»
Тема 34. Наша газета.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои
впечатления и пожелания, которые после прочтения помещаются в газету. Практическая
работа: Оформление газеты «Будьте вежливы»
Тема 35. «Хорошие манеры»
Практическая работа (итоговый контроль): тест «Знатоки этикета»
Тема 36. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Практическая работа: Игры. Песни.
Учебный план 3 год обучения
№

Перечень разделов и

Кол-во

Часов

Формы
аттестации

тем
п/п

всего

теория

практика

1.

Этикет

8

2,5

5,5

2.

Этика общения

9

2

7

3.

Этика отношений с

11

3

8

8

2,5

5,5

окружающими
4.

Этика отношений в
коллективе

Промежуточная
аттестация
(тест «Знатоки
этикета»)

Итого:

36

10

26
13

Содержание учебного плана 3 год обучения
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!»Что означает это слово? Как начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Практическая работа: Разыгрывание ситуаций
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди
разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть
вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Практическая работа: Игры, разыгрываем сюжеты
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть –
доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость –
нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость –жалостью, сочувствием…
Практическая работа: Ира «Добро и зло»
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Соединение добрых слов и добрыхпоступков в
единую цепочку.
Практическая работа: Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего
того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.
Практическая работа: Запись высказываний на магнитофон
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила.
Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и
считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желаниемдругого, уступать ему.
Практическая работа: Обыгрываем ситуации
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Педагог добавляет, где
необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет
свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Практическая работа: игра «Мы такие разные»
Тема 8. Подарок коллективу.
14

Устраивается общий праздник на природе, где каждый дарит коллективуподарок: выдумку,
песенку, рассказ …
Практическая работа: Поход выходного дня
Раздел 2. Этикет общения (9 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях.

Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Практическая работа: Разыгрываем сюжеты по просьбе дедушки Этикета
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Практическая работа: Коллективное чаепитие.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Дети импровизируют ситуации.
Практическая работа: Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом,
поведение в столовой, на уроке.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в
транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Практическая работа: Обыгрываем ситуации
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не
было крика, чтобы нравилось быть дома.
Практическая работа: Игра «Нравится – не нравится»
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна
быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Практическая работа: Разговор у «костра»
Тема 15. Встречаем Новый год.
Практическая работа: Классный «Огонек» с родителями за праздничным столом.
Тема 16. Хорошие манеры
Практическая работа: чтение и обсуждение стихотворения из книги глава
«Семья».
Тема 17. Какие слова помогают нам общаться?
Практическая работа: обыгрывание ситуаций.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)
Тема 17. Душа – это наше творение.
15

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет
обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я
радуюсь, когда …»
Практическая работа: Рисуем сказочного героя
Тема 18. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро
украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и
доверия.
Практическая работа: Игра «Верю - не верю»
Тема 19. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Выставка рисунков.
Практическая работа: Рисуем любимых героев песен.
Тема 20. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого своего мироощущения и
представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы
задумываемся о хорошем и плохом.Практическая работа: Игра «Рассказ по фотографии»
Тема 21. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время,
какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Практическая работа: Игра «Я, ты, он она…»
Тема 22. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И
это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют
наши отношения ко всему окружающему. Практическая работа: Игра «Верю – не верю»
Тема 23. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираются и обсуждают общие и наболевшие проблемы? Тепло дома
должно согревать всех его обитателей.
Практическая работа: Разыгрываем сценки
Тема 24-25. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки.
Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Практическая работа: Игры,
песни, поздравления
Тема 26. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка,
связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
16

Практическая работа: Делаем аппликацию «Цветы»
Тема 27. Когда солнце тебе улыбается.
Практическая работа: Делаем аппликацию «Солнышко»
Тема 28. Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 29. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь,
каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Практическая работа:
Самостоятельная работа по составлению списка плохого поведения в группе. Поиск путей
выхода из конфликтных ситуаций
Тема 30. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что
плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества,
которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение;
вызвать симпатию.
Практическая работа: Пишем письмо одноклассникам
Тема 31. Подарок коллективу.Экскурсия
в библиотеку.
Практическая работа: Свод правил поведения в библиотеке
Тема 32. Секретные советы девочкам и мальчикам.Вопросник
отдельно для мальчиков и девочек.
Практическая работа: заполнение секретных карточек.
Тема 33. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему.
Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Практическая работа: Пишем и обсуждаем самостоятельные работы
Тема 34. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя,
других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и
добрей.
Практическая работа (промежуточная аттестация): Тест «Этикет и мы»
Тема 35. Вежливая просьба
Практическая работа: викторина, игры.
Тема 36. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
17

Практическая работа: Праздник: сценки, игры.
Планируемые результаты:
В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное
отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам
взаимоотношения с окружающими.
Первый год обучения
Обучающиеся должны знать:
-

Отличие понятий «этика» и «этикет»;

-

Правила вежливости и хороших манер.

Обучающиеся должны уметь:
-

Соблюдать правила этикет за столом, вести себя достойно в общественные места

-

Придерживаться «золотого правила» в общении с другими;

-

Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в

чистоте свои книги и тетради.
Второй

год

обучения

-

получение

обучающимися

опыта

переживания ипозитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1.

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне учебной группы, где
каждый получает практическое подтверждение приобретенных знаний и
начинает их ценить.

2.

Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими

и

младшими обучающимися,

взрослыми

в

соответствии

с

общепринятыми нравственными нормами.
В результате прохождения программного материала к концу 2 года, обучающиесябудут
знать:
- Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями,
- Заповеди и правила этикета.
Обучающиеся будут уметь:
- Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;
- Писать приглашение, встречать гостей, правильно вести себя в гостях,
- Дарить и принимать подарки, благодарить.
Третий год обучения - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной
деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
18

В результате прохождения программного материала к концу 3 года, обучающиеся будут
знать:
-

Ранее изученные заповеди и афоризмы;

-

Каким должен быть воспитанный человек;

-

Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону;

-

Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;

-

Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к людям разного возраста,

разного пола.
Обучающиеся будут уметь:
-

Соблюдать правила вежливости и хороших манер;

-

На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;

-

Разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета;

-

Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;

-

Проявлять тактичность и доброжелательность в общении;

-

Быть сострадательными к чужому горю.

Для его достижения необходимо:


сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями

различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:


на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом

воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;


на

третьем

уровне

создаются

необходимые

условия

для

участия

обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постоянным.
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие
воспитательные результаты:


начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного

поведения;


нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и

младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;


неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
19

человеку, находящемуся в трудной ситуации;


способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском

обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;


уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к

младшим;


знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное

отношение к ним.

20

Раздел 3. Организационно- педагогические условия
Календарный учебный график
Раздел,

Сентябрь

Октябрь Ноябрь Декабрь

Январь Февраль Март Апрель Май Итого

месяц
Раздел 1

4ч

5ч

Раздел 2

9
4ч

4ч

8

Раздел 3

4ч

4ч

3ч

11

Раздел 4
Всего

4ч

5ч

4ч

4ч

4ч

4ч

3ч

4ч

4ч

8

4ч

4ч

36

Дополнительные каникулы: для обучающихся 1 классов- 26-я неделя
Дополнительные дни отдыха, связанные с праздниками: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

Формы аттестации и оценочные материалы
Система

оценки

результатов

освоения

обучения

по

данной

дополнительной

общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений,
навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и
личностный рост.
Формы контроля
1 год обучения – входящий контроль даёт педагогу понимание готовности ребёнка к
восприятию предлагаемого материала и необходимости внесения изменений и
дополнений в общеразвивающую программу.
Формы организации контроля: групповой, индивидуальный.
Методы контроля: наблюдение, собеседование
Текущий контроль – промежуточные результаты для уточнения правильности вектора
работы, методов, способствующих максимальному достижению результата
Формы организации контроля: групповой.
Методы контроля: наблюдение, решение ситуационных задач, рисунок-схема.
Итоговый контроль – результаты за учебный год
Форма организации контроля: фронтальный
Методы контроля: тестирование.
Сроки проведения: сентябрь, декабрь- январь, апрель-май.
2 год обучения – входящий контроль для повторения изученного материала 1 года
обучения, для уточнения качества запоминания, изученного и использование знаний в
реальности.
21

Форма контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Методы: наблюдение и фронтальный опрос.
Текущий контроль нацелен на анализ поведения обучающихся по изученным темам
Формы контроля: фронтальный.
Методы контроля: анализ.
Форма проведения: воспитательные мероприятия (час общения, викторины, игры).
Привлечение детской библиотеки.
Итоговый контроль – результаты за учебный год.
Форма: фронтальный
Методы: тестирование.
3 год обучения – входящий контроль для определения качества восприятия и выяснения,
на сколько изученное стало нормой поведения обучающихся
Форма контроля: комбинированный
Методы контроля: наблюдение, практические задания.
Форма проведения: экскурсии, походы, мероприятия в общественных местах с целью
ненавязчивого наблюдения, видеозаписи отдельных коллективных положительных
моментов.
Текущий контроль проводится с целью доступности материала, анализа содержания
общеразвивающей программы и диагностики ее усвоения.
Форма: деловые игры, наблюдение, фронтальный опрос, просмотр видеоматериалов,
ребусы и др.
Промежуточная аттестация – результаты за 3 года обучения.
Форма контроля: фронтальная или групповая, возможна индивидуальная.
Методы: тестирование, участие в конкурсах, соответствующих профилю программы.
Оценочная деятельность 1 и 2 года обучения осуществляется в ходе итогового контроля,
3 года обучения – в виде промежуточной аттестации, которая помогает выявить уровень
развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия
прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу:
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной
образовательной программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков
обучающихся;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы
- определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований (1 год обучения, 2
год обучения);
22

-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Формы аттестации
Промежуточная

аттестация проводится в конце апреля по окончанию программы

-3 год обучения - начале мая, - это оценка уровня достижений, обучающихся по
завершении образовательного курсапрограммы, то есть третьего года обучения.
Если обучающийся в течение обучения добивается успехов на внутренних или внешних
профильных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.), то он считается
автоматически аттестованным.
Критерии оценки аттестации:
уровень теоретической подготовки:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
уровень практической подготовки:
- качество выполнения практического задания (кроссворд, игра);
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программнымтребованиям.
Задания даются в письменной форме.
Оценочные материалы
Тестирование представлено по годам обучения.
Для 1 года обучения – 15 вопросов, для 2 года обучения – 20 вопросов, для 3 года
обучения – 25 вопросов. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.
Оценивание знаний определяется следующим образом:
1 год обучения:
8 баллов и меньше –53% правильного выполнения заданий (низкий уровень)
9-11 баллов – 73% правильного выполнения заданий (средний уровень)
12-15 баллов – 80-100% правильного выполнения заданий (высокий уровень)
2 год обучения:
11 баллов и меньше – 55% правильного выполнения заданий (низкий уровень)
12-16 баллов – 60-80% правильного выполнения заданий (средний уровень)
17-20 баллов – 85-100% правильного выполнения заданий (высокий уровень)
3 год обучения:
14 баллов и меньше – 56% правильного выполнения заданий (низкий уровень)
15-21 балл – 68-84% правильного выполнения заданий (средний уровень)

22-25 баллов – 88-100% правильного выполнения заданий (высокий уровень)
23

Методические материалы
№
п/п

Форма
Раздел

Методы

занятий

Дидактический

Методическое

Техническое

Форма

материал

обеспечение

оснащение

подведения

программы

1.

Этикет

итогов
Коллективная,
групповая

Словесный,

Игра «Дари свои

Богданова О.ССодержание

Компьютер,

Тестирование,

наглядный,

умения,

знания,

и методикаэтических бесед

проектор

викторины,

практический.

таланты,

мысли

смладшими школьниками.

коллективу», Игра Москва, «Просвещение»,
«Волшебный

1982 г.

цветик-

Кульневич С.В.,

семицветик».

Лакоценина Т.П.

кроссворды,
игры

“Современный урок”. Часть
1. Научно-практ. пос. для
учителей, методистов.
Ростов-на-Дону: Изд-во
“Учитель”,
2006

24

Шорыгина Т.А. Беседы об
этике с детьми 5 – 8 лет. –
М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.

Этика

Коллективная,

общения

групповая

Словесный,

Карточки

Белопольская

Н.А.

и

Компьютер,

Наблюдение,

наглядный,

«Вежливые

другие “Азбуканастроения:

проектор

тестирование,

практический.

слова», игры

Развивающаяэмоционально-

викторины,

«Верю – не

коммуникативная игра”,

кроссворды,

верю»,

Косачёва И.П.Нравственное

игры

развитие

«Нравится – не
нравится», Игра

младшего

школьника

в

«Вежливо -

процессе

обучения

и

невежливо».

воспитания.

–

М.:

издательство«АРКТИ»,
2005.
Малкова Ю. “Умный
читатель”. Серия “Через
игру к совершенству”. М.:
“Лист”, 1999.

25

Этика
отношений с
3.

окружающи

Коллективная,
групповая

Словесный,

Игра «Разговорс

Сухомлинский

наглядный,

волшебным

Хрестоматика по этике. –

практический.

зеркальцем»,

М.: Педагогика, 1990.

Игра «Можно -

Лихачева Л. Уроки этикетав

нельзя».

рассказах, картинках и

ми

В.А.

Компьютер,

Анкетирование

проектор

, игры

задачках. Екатеринбург,
Средне - Уральское
издательство, 1996.
Смирнов Н.А. Пособие для
учителей и родителей
учащихся

начальных

классов «Этика и этикет
младших школьников».
Москва, «Школьная

4.

Этика

Коллективная,

Словесный,

отношений в

групповая

наглядный,

коллективе

практический.

Игра «Задай

Пресса», 2002 г.
Богусловская Н.Е.,Купина

Компьютер,

Тестирование,

настроение»,

Н.А. Веселый этикет. –

проектор

викторины,

«Любимые

Екатеринбург:

кроссворды,

блюда», Игра

«АРД ЛТД», 1998.

игры

26

«Светофор».

Буйлова Л.Н.
“Современные
педагогические
технологии в
дополнительном
образовании детей”. М.:
ЦРСДОД, 2000.
Симановский А.Э.“Развитие
творческогомышления
детей”.Популярное пособие
дляродителей и педагогов.
Ярославль: Гринго,1996.

27

Раздел 4. Условия реализации программы
Материально- технические условия
Занятия проходят в оборудованном учебном кабинете:

- достаточное количество столов и стульев,
- шкаф и стеллаж для хранения дидактических пособий и материалов для
занятий, детских работ.
Технические средства обучения:

- мультимедийная установка или экран, проектор;
- компьютер и мобильный телефон;
- микрофон и фотоаппарат.
Инструменты и материалы:
- ножницы, зубочистки и другие мелочи (зубные щетки, чайные пары и др.)

- цветная бумага, пластилин, клей ПВА.
Кадровое обеспечение:
Программу

реализует

квалификационным

педагог

дополнительного

характеристикам

по

образования,

должности

«педагог

соответствующий
дополнительного

образования». Программа рекомендована педагогам дополнительного образования,
имеющим

опыт

работы

по

реализации

программ

социально-гуманитарной

направленности, способным анализировать, делать выводы и вносить ежегодно
изменения. Для ведения данной программы педагогу необходимо обладать такими
качествами, как артистизм, доброта, любовь к детям, должен уметь правильно расставлять
приоритеты,

обладать

организаторскими

способностями,

умением

быстро

ориентироваться и находить быстрые грамотные решения.

28

Раздел 5. Список литературы
Для педагога

1. Белопольская

Н.А.

и

другие.

“Азбука

настроения:

Развивающая

эмоционально-коммуникативная игра”.

2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшимишкольниками. Москва,
«Просвещение», 1982г.

3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРДЛТД», 1998.
4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительномобразовании
детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5.

Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессеобучения и воспитания.
– М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для
учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос.для учителей.
Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

9. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,Средне - Уральское
издательство, 1996.

10.

Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

11. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.:“Лист”, 1999.
12.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

13.

Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

14. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.:
Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

15. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

16. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет
младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002 г.

Для обучающихся и родителей

1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРДЛТД», 1998.
2. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.:Укитувчи.
1989.
29

3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды,2006.
4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/ Вступ. ст.Л.З. Лунгиной;
ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

5. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
6. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
7. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
8. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
9. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
10. Я познаю

мир.

Детская

энциклопедия.

Этикет

во все времена.

М.,

Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000

30

Раздел 6. Приложения
Приложение 1. Тест 1 года обучения «Правила этикета»
1. Что не следует делать на улице
а) свистеть.
б) громко смеяться.
в) показывать на что-либо, тыкая пальцем.
2. Как поступить, если на улице у вас развязался шнурок, оторвалась ручка сумки или произошла
другая неприятность
а) не обращая внимания, идти дальше.
б) отойти в сторону и поправить.
в) обратится за помощью к людям.
3. Как вести себя, когда вы встретили хорошего знакомого на улице
а) Поговорить с ним прямо на дороге.
б) Отойти в сторону и поговорить.
4. Какой стороны следует держаться, идя по улице
а) левой.
б) правой.
в) середины тротуара
5. Можно ли есть на улице
а) можно
б) нельзя
6. Находясь на улице, куда деть мусор
а) бросить в урну
б) выбросить в укромное место
7. Возможна ли громкая беседа на улице
а) да
б) нет

31

8. Как поступить, если необходимо что-либо сказать через улицу
а) крикнуть погромче
б) подойти поближе и сказать
9. Где на улице можно при необходимости привести себя в порядок
а) где пожелаете
б) только в уединённом месте
10. Как лучше реагировать на комплименты?
а) Скромно поблагодарить.
б) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.
в) Скромнее – усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение.
11. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?
а) В любом случае это недопустимо.
б) Это допустимо только в среде сверстников.
в) Это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу.
12. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
а) Это недопустимо.
б) Конечно, можно, особенно если она безупречна и вызывает восхищение.

13. Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом?
а) Недопустимо; лучше уединиться и поговорить.
б) Допустимо, особенно если предмет разговора глубоко личный.
в) Допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов.
14. В телефонном разговоре важнее всего:
a) вежливость;
б) доброжелательность;
в) краткость;
г) чёткость.
15. Это бывает большим и огромным, никто не называет это маленьким. В XXI веке это встречается
так же часто, как и ранее, но ленивые люди сократили это слово. Назовите это слово полностью:
32

a) привет;
б) спасибо;
в) до свидания;
г) простите.
Приложение 2. Тест 2 года обучения «Этикет»
1. Где важно соблюдать правила этикета?
а) в гостях
б) в школе
в) везде
г) в магазине
д) нигде
2. Каким должен быть культурный человек?
а) учтивым
б) опрятным
в) благородным
г) вежливым
д) ничего из перечисленного
е) всё перечисленное
3. Вы пришли на день рождения подруги и сели за стол вместе со всеми пить чай с
тортом. Торт украшает красивая розочка. Вы хотите, чтобы кусок торта с розочкой
достался вам. Как вы поступите?
а) Попросите хозяйку: «Пожалуйста, дайте мне тот кусочек торта, где розочка».
б) Промолчите и съедите другой кусок торта, ведь день рождения не у вас, а розочка
пусть достанется подруге, чей день рождения вы отмечаете.
в) Поковыряете торт ложкой и отодвинете. Без розочки торт невкусный.

4. Вам подали горячий чай. Как вы поступите?
а) Нальете чай из чашки в блюдце.
33

б) Будете дуть на чай.
в) Подождете, когда он немного остынет.
5. Вы очень проголодались и сели за стол с немытыми руками. Бабушка советует вам
вымыть руки с мылом. Как вы поступите?
а) Послушаетесь бабушку и тщательно вымоете руки.
б) Вытрете руки салфеткой.
в) Не обратите внимания на совет бабушки.
6. Представьте, что в вагон электрички вошел пожилой человек и встал напротив вас.
Как вы поступите?
а) Сразу встанете и уступите место пожилому человеку.
б) Сделаете вид, что не замечаете его, откроете книгу и станете ее перелистывать или
читать.
в) Попросите сидящего рядом человека уступить место дедушке.
7. Вы едете в трамвае. Вот и ваша остановка. Многие люди здесь выходят. Вы очень
спешите! Как вы поступите?
а) Станете проталкиваться вперед, не замечая никого вокруг.
б) Пропустите вперед пожилых людей, мам с маленькими детьми, людей с тяжелой
ношей. Ведь несколько минут ничего не решают, а вежливый поступок поможет
другим людям!
8. Вы получили подарок на день рождения. Как вы поступите?
а) Развернете, покажете всем присутствующим, похвалите.
б) Поблагодарите и отложите в сторонку, чтобы рассмотреть потом, когда гости
разойдутся.
в) Уберете под подушку и никому не покажете.
9. Вы съели на улице шоколадку. Как поступите с бумажной оберткой, если рядом не
окажется урны для мусора?
а) Свернете бумажку и положите в карман или сумку, чтобы выбросить дома в мусорное
ведро.
б) Незаметно бросите бумажку в траву или кусты возле тротуара или прямо на тротуар.
34

в) Подарите бумажную обертку прохожему.
10. Вы катаетесь на новеньком велосипеде во дворе. Друг попросил у вас разрешения
немножко покататься. Как вы поступите?
а) Прибавите скорость и умчитесь в соседний двор.
б) Дадите другу покататься на новеньком велосипеде.
в) Скажете, что велосипед нужен вам самому, вы еще не накатались на нем вдоволь, а
другу дадите покататься завтра.
11. Вы подходите к двери подъезда одновременно с вашей соседкой. Как вы поступите?
а) Откроете дверь и, придерживая ее, пропустите соседку вперед, и только потом
войдете сами.
б) Войдете в дверь первым и захлопните ее перед носом у соседки.
в) Будете ждать, когда перед вами откроют дверь.
12. Ваш дедушка угостил вас чипсами. Как вы поступите?
а) Забыв сказать «спасибо», развернете пакет с чипсами и станете их есть.
б) Поблагодарите дедушку и, развернув пакетик, предложите и ему похрустеть вкусной
поджаренной картошкой.
в) Спрячете чипсы и съедите их, когда никого не будет рядом.
13. В вашей тарелке осталось немного вкусного соуса. Как вы поступите?
а) Оставите тарелку с остатками соуса.
б) Кусочком хлеба вытрете тарелку дочиста.
в) Оближете тарелку языком.
14. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?
а) Сделать вид, что не расслышали.
б) Поблагодарить
в) Извиниться.
15. Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?
а) Представить родителей друзьям.
35

б) Представить друзей родителям.
в) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине — пускай
познакомятся сами
16.Что сначала должен сделать учащийся, придя в школу?
а) сразу пройти в класс
б)снять верхнюю одежду, переобуть уличную обувь и пройти в класс
в)сразу зайти в буфет
17. Когда нужно приходить в школу?
а) Со звонком;
б) опаздывать;
в) за 10 минут до начала занятий;
г) после звонка.
18. Что нужно делать, если опоздали на урок?
а) Тихо занять свое место;
б) не приходить;
в) зайти с возгласом: «Я пришел!»;
19. В школьной столовой можно:
а)быстро перекусить;
б)не убирать за собой;
в)заходить в верхней одежде;
20. 8. Во время еды НЕ нужно:
а) жевать с закрытым ртом;
б) сидеть прямо;
в) громко чавкать

36

Приложение 3. Тест 3 года обучения «Знатоки этикета»
1. Если вы пришли к кому-либо в гости случайно и вас приглашают пообедать или угощают
чем-либо, как вы поступите?
а) Откажитесь.
б) Примите приглашение.
в) Примите приглашение, но вскоре уйдёте, не обременяя хозяев долгим пребыванием.
2. Можно ли прийти в гости с совершенно незнакомым для хозяев человеком?
а) Нельзя – это невежливо.
б) Можно, предварительно спросив разрешение у хозяев.
3. Придя в гости, с кем вы должны прежде всего поздороваться
а) С хозяевами.
б) С пожилыми гостями.
4. На праздничном костюме собеседника вы заметили волос. Как поступить?
а) Постараться незаметно снять.
б) Сделать вид, что не заметили.
в) Снять с разрешения собеседника.
5. Когда можно сесть за праздничный стол?
а) Как только вы зашли в комнату, где находится стол.
б) Только после того, как сядут важные гости.
в) После приглашения хозяев и после того, как сядут женщины.
6. Вам предложили сесть. Как вы расположитесь на стуле?
а) На краешке сиденья.
б) На половине сиденья, не касаясь спинки стула.
в) Заняв почти всё сиденье и опираясь на спинку стула.
7. Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае себя вести?
а) Следует поочерёдно обойти всех гостей, поздороваться и пожать руку.
б) Пройти к месту за столом и занять его как ни в чём не бывало.
в) Поздороваться с хозяйкой и извиниться за опоздание.
37

8. Можно ли критиковать угощения, приготовленные хозяйкой?
а) Ни в коем случае – это невежливо.
б) Можно, иначе хозяйка не узнает о своей неумелости.
9. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные хозяйкой?
а) Совсем необязательно, если и так очевидно, что хозяйка - хорошая мастерица
б) Обязательно- это дань вежливости
10. Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку?
а) Незаметно поднять её с пола и продолжать есть.
б) Попросить у хозяйки другой прибор.
11. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы очень не любите?
а) Отказаться, назвав причину отказа.
б) Взять немного и поблагодарить.
12. Что делать с полотняной салфеткой после окончания еды?
а) Сложить и оставить на стуле.
б) Небрежно положить на стол.
13. В каких случаях, что и как поют за праздничным столом?
а) Сначала поют патриотические песни, потом- русские народные
б) Песенный репертуар определяется вкусами участников вечера.
14. Как поступить, если нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить хозяев объявить о вашем уходе, после чего распрощаться с гостями.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами.
15. Если в машине, кроме водителя, только один пассажир, куда он должен сесть?
а) Рядом с водителем
б) Место должен указать водитель
16. Может ли пассажир делать замечания водителю?
а) Не может
38

б) Может, но не часто
17. Может ли пассажир попросить водителя снизить скорость?
а) Может
б) Может, но не больше 2 раз
в) Не может
18. Нужно ли представляться попутчикам и беседовать с ними?
а) Обязательно
б) Нет
в) Это делается по взаимному согласию
19. Какую одежду надеть в дорогу?
а) Праздничную
б) Спортивную
в) рабочую
г) Повседневную
20. Как садятся в автомобиль?
а) Сначала садятся на край сиденья, поворачиваясь, заносят обе ноги
б) Сильно пригнувшись, входят в автомобиль
в) Боком, садясь на сиденье, и одновременно ставя ноги
21. Кто кого должен пропустить при входе в магазин?
а) Тот, кто входит
б) Тот, кто выходит
22. Можно ли входить в магазин с собакой?
а) Нет
б) Можно
в) Смотря по обстоятельствам
23. Как обратится к официанту в кафе?
а) "Эй, шеф!"
б) Парень или девушка
39

в) По имени
24. Как приветствуют в кафе знакомых, проходящих мимо вашего стола?
а) Поклоном головы
б) Встать и пожать руку
в) Громко поприветствовать
25. Можно ли пользоваться за столом зубочисткой?
а) Да
б) Нет
в) По мере необходимости

Приложение 4. Основная терминология
Этикет- это набор общепринятых правил личного поведения в вежливом обществе,
обычно в форме этического кодекса, который определяет ожидаемое и принятое
социальное

поведение,

соответствующее

конвенциям

и

нормам,

соблюдаемым

обществом, социальным классом или социальной группой.
Виды этикета- Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей
этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:


Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в
общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.);



Гостевой (нормы поведения в гостях);



Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в
общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.);



Гостевой (нормы поведения в гостях);



Столовый (правила поведения за столом);



Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и
электронные письма);



Учебный (правила поведения в учреждениях образования, школах и т.д.)

Этические нормативы-

социальные правила поведения человека,

представление

о

общества

добре

и

зле,

справедливости

и

выражающие

несправедливости.
40

Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы.

Организационное поведение- базисная научная дисциплина о причинах и факторах
поведения людей в организации; область научных исследований, при которых используют
теорию, методы и принципы различных дисциплин, с целью изучения индивидуальных
представлений, ценностей, поступков при работе в группах и в целой организации.
Культура речи - это совокупность знаний, умений, навыков, которые обеспечивают
оптимальное решение задач общения. Применение этих знаний в процессе общения
делает речь эффективной, успешной, убедительной.
Повседневный этикет- набор определенных действий, общение с людьми, поведение на
улице, в здании и т.д.
Приложение 5. Конспект открытого занятия «Вежливая просьба»

Тема: «Вежливая просьба»
Цель: сформировать у обучающихся навыки вежливой просьбы
Задачи:
- познакомить с формами выражения просьбы, адресованной взрослому или ровеснику в
разных ситуациях;
- научить обучающихся выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через
мимику, жесты, интонацию.
- повторить формы приветствия, формы обращения.
- воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе.
Тип занятия: комбинированный
Методы: словесный (беседа о хороших манерах, диалог о формах приветствия), наглядный
(просмотр видеоматериалов), практический (игра, работа с книгой)
Приёмы: вопрос-ответ, работа со словарём, работа с наглядным и дидактическим
материалом, игра, придумывание идей, сравнение, анализ
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
41

После звонка входит ученица-помощница Ирина.
- Ну что, сидите , скучаете? Давайте хоть мультик посмотрим.
Включает мультфильм «Рыбология». Звука нет
- И здесь тишина! рыбы то почему? Может здесь что-то сломалось? (осматривает ноутбук,
колонки…)
- а вы чего молчите? делаете вид, что воспитанные? Кому это нужно! Давайте пошалим ,
пока Марины Владимировны нет!
- Это кто шалить собирается? Вы забыли, что находитесь в школе? У нас гостей много, у
ребят уроки начались, а у нас – занятие вежливых ребят.
Что это на экране? Решили мультфильмы посмотреть?
- Ой, у меня проблема, у меня беда! Рыбки молчат, ребята тоже ничего не говорят.
- Давайте разберёмся, что здесь не так…
- Ну, вы тут разбирайтесь, а я побегу
- Постой, куда побежишь? За свои поступки отвечать надо, оставайся с нами, мы тебя научим
хорошим манерам
- Каким ещё манерам? Я и слов таких не знаю
- А вот сейчас и начнёшь с хорошими манерами знакомиться
- Во-первых, нужно со всеми поздороваться (здоровается с каждым за руку: привет,
здорово…)
- Ребята, мне сейчас так стыдно. Давайте всё исправлять. Поприветствуем гостей без слов,
поздоровайтесь: головой – наклон вперёд, друг другу руками помахали, улыбнулись,
(поцелуй послали самому дорогому человеку)
- Ребята, скажите, что такое «хорошие манеры» (ответы детей). А ещё мы хотим познакомить
тебя с Марусей – голосовым помощником. Она очень много знает и поможет, если ты в чёмто сомневаешься! (разговор с Марусей о хороших манерах)
- Вернёмся к рыбкам. О чём просят рыбки друг друга? (предположения детей). У меня есть 2
помощника, они представят вам небольшую сценку(дети с помощью мимики и жестов просят
друг друга поменяться местами). Что хотели сказать ребята? Что они делали? (просили о чёмто). Да, тема нашего занятия «Вежливая просьба»
- А что вы сможете узнать на занятии? (Что такое просьба).
- А как обращаться к взрослым и вашим ровесникам вы сможете узнать?(ответы детей)
Ребята, вам приходилось к кому-нибудь обращаться с просьбой? А всегда ли выполняли
ваши просьбы?
Не приходилось ли вам слышать такие слова: «И попросить-то толком не умеешь?».
А хотелось бы вам, чтобы все ваши просьбы были услышаны другими?
42

Предлагаю сегодня на нашем занятии научиться вежливо просить о чем-либо.
- Кто может сказать, что означает слово «просьба»? (ответы детей. Затем найдём значение в
толковом словаре. Сравним с ответом Маруси)
- А какие слова просьбы вы знаете? Ответить на этот вопрос вам помогут конвертикиподсказки. Выберите слова-просьбы, составьте с ним предложение-просьбу (на доске – слова,
предложения - устно)
- как же нам научиться выражать вежливо свои просьбы не только при помощи слов и
интонации, но и при помощи мимики и жестов?
Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Мимика
поможет нам, если мы обратимся к кому-то с просьбой? Конечно, если она будет
доброй(улыбка, радость…)
Наши помощники кроме слов и мимики – жесты. Жесты – это движения рукой или другие
телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
- Мы с вами каждый день пользуемся языком мимики и жестов, иногда не замечая этого
- Покажите мне жестом, что ваши дела идут хорошо, и нет проблем. А если дела идут
неважно…
А сейчас выполните мою просьбу, которую я сообщу вам с помощью жестов (поднимаю обе
руки ладонями вверх. Дети встают. Опускаю руки. Дети садятся. Показываю закрыть глаза
рукой, дети выполняют)
Итак, что надо делать, чтобы вашу просьбу услышали и захотели исполнить? Нужно
запомнить простые правила:


Смотри на собеседника



Говори вежливым тоном



Используй волшебные слова



Следи за жестами и выражением лица

А теперь поиграем. Давайте вспомним сказку «Репка». Посадил дед репку. Выросла репка
большая-пребольшая. Стал дедушка репку тянуть, но вытянуть не смог.
Позвал дед бабку на помощь. По сказке мы помним, что все герои с удовольствием помогли
дедушке. (Просмотр слайдов). А давайте пофантазируем, почему бабушка и все остальные
герои могли отказать?
А вот здесь сказочные правила меняются на правила нашей игры.
43

И вам надо постараться уговорить бабку и других героев, чтобы они помогли
дедушке…(инсценировка сказки детьми)
Может дед не так звал? Может бабка совсем старенькая была и не услышала? (действия
деда)
Может внучка с телефоном и в наушниках сидела? (слова бабки)
Жучка , кошка, мышка……(фантазируют дети)
- повторим ещё раз слова, выражающие просьбы. Проговорим все вместе.
- Ребята, давайте вспомним, что мы хотели узнать на нашем занятии? Нам это удалось?
Какие новые слова узнали? Где можно применить новые знания?
Если вам понравилось занятие - покажите жестом правой руки «лайк».
Если вы немного расстроились на занятии - погладьте себя по голове, приговаривая: « В
следующий раз все получится».
Если занятие скучное, и ты устал - покажи «дизлайк» .
Сейчас мы поблагодарим всех за работу на занятии – хлопают.
Теперь вы знаете, в каких случаях и как нужно употреблять вежливые слова, жесты и
мимику. Я думаю, вы с сегодняшнего дня станете более вежливыми и внимательными друг к
другу.
Спасибо за работу! До свидания!

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».