Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № 4 от «28» 08 2024 г. Утверждена приказом директора МБУДО «ДДТ г. Алзамай» № 69 «2 9 » 08. 2024 г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальная группа «Забава» Возраст обучающихся: 6-14 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Нарулина Олеся Александровна, педагог дополнительного образования Алзамай, 2024 г. Оглавление 1. Пояснительная записка 3 2. Комплекс основных характеристик программы 8 2.1 Обьем, содержание программы 8 2.2 Планируемые результаты 11 3. Комплекс организационно-педагогических условий 12 3.1 Учебный план 12 3.2. Календарный учебный график 13 3.3 Оценочные материалы 14 3.4 Методические материалы 16 4. Иные компоненты 20 4.1 Условия реализации программы 20 4.2 Список литературы и Интернет-источников для педагога 21 1. Пояснительная записка Дополнительная «Забава» является общеразвивающая программа модифицированной, имеет вокальная группа художественную направленность, может быть подготовительной ступенью для детей, желающих реализовать себя в вокальном творчестве. Актуальность программы связана с необходимостью приобщения детей к музыкальному искусству посредством вокально–певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности. Кроме этого, актуальной остается проблема духовного воспитания детей и подростков, отвлечение их от улицы, компьютеров. Так же важным является вопрос о здоровье детей: профилактика вредных привычек, заболеваний ОРВИ, соблюдение режима, хорошая физическая форма. Эстрадное искусство – вид сценического искусства, объединяющий так называемые малые формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка. Понятие «эстрадный вокал» происходит от итальянского слова «voche» голос. Понятие вокала, как певческого искусства, связывают с легкой и доступной к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, которое сочетает в себе множество песенных направлений, а именно: поп, рок, хип-хоп и другие направления. Программа предполагает раскрытие у обучающихся певческих способностей, способствует развитию личности, с опорой на основные моральные и нравственные понятия добра, и зла. Такие качества, как доброта, искренность, обаяние в сочетании с мастерством должны сопровождать артиста в жизни. Пение на темы дружбы, мира, военная и лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, пейзажная лирика: все это способствует глубокому проникновению детей в мир прекрасного, пробуждает такие чувства, как доброта, отзывчивость, которое помогает формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей. Основной особенностью эстрадного пения являются поиск и формирование индивидуального неповторимого, уникального голоса вокалиста. Во время занятия вокалом голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче. Весь процесс обучения по программе вокальная группа «Забава» направлен на творческий процесс в интересах детей, цель которого - поиск своего оригинального исполнения, своей собственной характерной, легко узнаваемой манере поведения, становления своего индивидуального сценического образа. Педагогическая перспективное целесообразность развитие программы предусматривает навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, увлекательным делам и концертам. В основу программы положен индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка и к особенностям его голоса. Программа предполагает обучение вокальному мастерству детей 6-14 лет и предусматривает сочетание групповых, индивидуальных занятий и сводных репетиций. Программой предусмотрены следующие направления деятельности: 1. Музыкально–теоретическая подготовка. 2. Вокально–хоровая работа. 3. Концертно–исполнительская деятельность. Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Отличительная особенность данной программы Программа предполагает обучение детей без музыкальной подготовки. В системе дополнительного образования, обучающимся детского вокального объединения даются начальные знания по нотной грамоте, с использованием игровых методов обучения, превращая процесс изучения сложной дисциплины сольфеджио в увлекательную игру. Кроме развивающих и обучающих задач, занятия вокальным пением решает важную оздоровительно – коррекционную задачу. Пение помогает детям строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение является хорошим средством для смены деятельности, психологической разгрузки, снятия эмоционального напряжения. Для всех детей занятия в вокальном ансамбле является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Задача педагога связана с обще эстетическим развитием детей, с расширением знаний в области вокального искусства, музыки и творчества. Большое значение в работе отводится развитию активности самих детей, воспитанию инициативы, творческого отношения к делу. Адресат программы: программа составлена для детей дошкольного и школьного возраста. У детей 6-7 лет формируется речевое развитие. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминают слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминают то, что чем-то мотивировано, значимо. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В начальных жизнерадостностью, классах ребенок внутренней активен, отличаются уравновешенностью, большой постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. У детей младшего подросткового возраста появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. Для младших подростков резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками. Обучающийся стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка. В этом возрасте их тянет к романтике. Подросток пытается понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Реализация данной программы связана с развитием у обучающихся творческих способностей. Одной из главных задач является эстетическое воспитание обучающихся. Срок освоения программы - 1 год. Форма обучения – очная. Форма занятий: групповые, индивидуальные. Режим занятий: вокальная группа «Забава» (младший состав) 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут; вокальная группа «Забава» (старший состав) 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут. Цель программы: развитие личности ребенка через обучение основам вокального эстрадного пения и приобретение ими компетенций сценической культуры. Задачи программы: Предметные (обучающие): - изучить терминологию вокалистов; - познакомить с техникой вокального исполнения, элементарной нотной грамотой, - овладеть навыками сценического мастерства; - научить работать с микрофоном; - способствовать формированию эстетического вкуса. Метапредметные (развивающие): - развивать музыкальные способности у обучающихся: певческий голос, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; навыки сценической культуры, пение в ансамбле; - развивать артистические способности; - развивать исполнительское мастерство обучающихся. Личностные (воспитательные): - воспитывать устойчивый интерес к музыке, вокальному искусству; - воспитывать музыкальный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру; - воспитывать чувство ответственности при взаимодействии в коллективе, трудолюбие, самодисциплину; - воспитывать личность, обладающую чувством собственного достоинства и толерантным сознанием; - оказывать положительное эмоциональное влияние посредством музыки; - воспитывать у обучающихся духовность и патриотизм. на ребенка 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1 Объём, содержание программы Объём программы: 136 часов, из них 45 часов теоретических занятий и 91 час практических занятий. Содержание программы 1 год обучения № п/п Теоретическая часть (учебный материал, которым Практическая часть сможет овладеть обучающийся) (формы практической деятельности детей) раздел тема 1. Введение. 2. 3. Безопасность на занятиях. Инструктажи по ТБ, ППБ, ПБ. ПДД. Вводное занятие. Знакомство с коллективом. Прослушивание, Режим занятий. Вокальное диагностика данных эстрадное пение. Музыкальная игра Музыкально– Понятие голосового аппарата. Беседа теоретическая Элементарное строение: подготовка дыхательная система; речевой Голосовой аппарат; гигиена голоса, аппарат профилактика ОРВИ. Артикуляцион Дикция и артикуляция. Чтение стихов, ный аппарат Вокальная дикция – четкое и скороговорок. Упражнения ясное произношение слов во по развитию речи. время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Дикция. Развитие дикции и артикуляции. Дыхание – основа Строение дыхательной системы. Упражнения для вокальной Дыхательная гимнастика. Где и выработки правильной техники как мы дышим при пении. певческой установки. Развитие певческого дыхания. Элементы дыхательной гимнастики. Основы певческой Пение стоя прямо или сидя Выполнение упражнений установки прямо, плечи расправлены, на ощущение внутренней и спина прямая, голова поднята внешней подтянутости. вверх, шея свободная Музыкальная Объяснение понятий: «нотный Музыкальные игры, грамота знак», «нота», нотный стан, упражнения на развитие скрипичный ключ. представлений у детей о Предназначение. Ритмическое простейших способах воспитание. графической фиксации звуков. Используются 4. Вокально– хоровая работа Начальные вокально– хоровые навыки Распевание Работа репертуаром Распевание. Развитие певческого голоса в эстрадной манере исполнения. Развитие навыков двухголосного пения. Отличие эстрадной манеры исполнения от классической (академической). Распевание-пение вокально– интонационных упражнений. Распевание, выполняет двойную функцию: 1) разогрев и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокально– хоровых навыков с целью достижения и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме этого, они раскрывают возможности детского голоса: звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Распевание способствует развитию чистоты интонации, ладогармонического слуха. Каждое упражнение транспонируется постепенно по полутона вверх. над Подбор и разучивание более сложных детских песен. Знакомство с песней (показ голосом или в записи). Информация об авторах, исполнителе. Разбор текста, содержания. Распределение дыхания по фразам. Работа над чистотой интонации: индивидуально, в дуэтах, в трио и т.д. Выстраивание унисона. Анализ текста и мелодии. Соединение текста с мелодией. наглядные пособия «Цветные ноты» из методики музыкального развития детей М.Л Лазарева «Интоника» Упражнения для выработки речевой манеры исполнения. Работа над чистотой интонирования Для распевания используются несложные детские считалки, песенки, народные попевки. Упражнения: Чтение текста вне ритма, в ритме, беззвучно «громким шепотом». Разучивание мелодии: по мотивам, по фразам. Пение на слоги (ду, ля, ю и др.). Проговаривание «нараспев» с соблюдением ритмического рисунка на одном звуке Дирижерский жест Строй. Унисон как основа ансамблевой звучности 5. Концертно– исполнительска я деятельность Работа над репертуаром Работа микрофоном Основы сценической культуры 6. Итоговая аттестация с Как следить за дирижерским жестом; менять по руке темп, характер звуковедения, динамику. Необходимо точное выполнение жестов дирижера: «внимание», «дыхание», «снятие звука» Понятие унисона. Вокально– интонационная работа, направленная на выравнивание чистоты интонации, как у каждого участника группы в отдельности, так и на слияние голосов в ансамбле. Работа над песнями включает в себя: - знакомство с песней (показ голосом или в записи), информация об авторах, исполнителе; разбор текста, содержания, настроения, чтение текста вне ритма, в ритме; Распределение дыхания по фразам. Работа над чистотой интонации: индивидуально, в дуэтах, в трио и т.д. Выстраивание унисона. Микрофон. Его назначение, принцип работы. Правильное положение при пении. Культура поведения на сцене. Подбор и отработка танцевальных движений к песням. Подготовка к выступлению на отчетном концерте. Репетиционно – постановочные занятия. Серия репетиций, на которых оттачиваются навыки поведения на сцене, разучиваются несложные танцевальные связки, отрабатываются концертные номера. Концертные выступления. Отработка жестов: внимание, дыхание с задержкой, снятие звука. Работа над горизонтальным строем. Приучение к пению в единой манере. Упражнения: - разучивание мелодии: по мотивам, по фразам. Пение на слоги (ду, ля, лё). Упражнения с муляжами микрофонов для овладения навыками пользования. Отработка сценических действий: выход– исполнение– поклон–уход за кулисы. Репетиции на сцене. Индивидуальная работа. Работа с малыми формами. Дети принимают участие в текущих и отчетном концерте в конце учебного года. 2.2 Планируемые результаты К концу 1-го года обучения обучающийся будет: ЗНАТЬ: 1. элементарную нотную грамоту; 2. терминологию вокалистов; 3. технику вокального исполнения; 4. правила поведения на сцене; УМЕТЬ: 1. улыбаться во время пения, 2. отличать на слух мажор от минора, 3. чётко произносить согласные в конце фраз, 4. одновременно с партнёром(ами) начинать и заканчивать музыкальную фразу. БУДУТ РАЗВИТЫ: 1. музыкальные способности 2. певческий голос, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память; 3. навыки сценической культуры, пение в ансамбле. БУДУТ СФОРМИРОВАНЫ НАВЫКИ: 1. петь в микрофон на стойке, 2. свободно двигаться у микрофонной стойки (например, хлопать в ладоши вместе со зрителем в проигрышах песни), 3. отработать выход и уход со сцены, поклон после выступления. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1 Учебный план 1 год обучения (6-14 лет, 4 часа в неделю) № п/п Название раздела, темы 1 Количество часов всего теория Введение. Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД, правилами поведения в образовательном учреждение и в объединении Вводное занятие. Вокальное эстрадное пение Музыкально–теоретическая подготовка 2 0,5 практи ка 1,5 4 1 3 44 13 31 4 Вокально–хоровая работа 44 12 32 5 Концертно–исполнительская деятельность 40 6 34 6 Итоговая аттестация 2 1 1 Итого 136 33,5 102,5 2 3 Формы аттестации/ контроля Игра Викторина Наблюдение, беседа Устный опрос, тест, практическое занятие, открытое занятие Концертное выступление, тест, тематический концерт Участие в конкурсах и фестивалях, концертные выступления Концертное выступление 3.2. Календарный учебный график Раздел/ месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1. Введение 2 2. Вводное занятие 4 3. Музыкально–теоретическая подготовка 10 16 16 4. Вокально–хоровая работа 5.Концертно–исполнительская деятельность 2 14 15 16 12 18 Промежуточная аттестация Всего 10 1 16 16 16 16 15 16 12 18 11 3.3 Оценочные материалы Программой предусмотрены диагностические методики тестирования; выявления результатов обучения по программе. входящего Таблица входящего тестирования обучающихся: № ФИ Дата Основные показатели Чувство ритма. Музыкальный слух Критерии Повторение заданного ритма: а) четкое, правильное; б) частично правильное; в) не смог повторить. Повторение заданной знакомой мелодии: а) исполнение мелодии самостоятельно; б) исполнение отдельных звуков без помощи педагога; в) исполнение отдельных звуков с помощью педагога или инструмента; г) невыполнение задания. Исполнение заданной незнакомой мелодии: а) интонационно чистое, ритмически точное исполнение; б) интонационно приблизительное, ритмически верное исполнение; в) с заданием не справился. Баллы 10 5 0 10 8 4 0 10 5 0 Музыкальная память Узнавание знакомой мелодии: а) узнал сразу; б) узнал не сразу; в) узнал с подсказкой. Запоминание незнакомой мелодии: а) запомнил и воспроизвел сразу; б) запомнил и воспроизвел частично; в) не запомнил. 10 5 0 10 5 0 Текущий контроль обучения в вокальном объединении: ФИ Темы Термин Ansamble (фр.) значение, содержан ие. Полож ение корпус а при пении (теория ) Упражн Где и как мы ения для дышим при выравни пении. вания Термин корпуса. «брюшное дыхание» Упражнения на развитие певческого (брюшного) дыхания. Исполнить чисто, наизусть 7-10 несложных детских попевок Б а л л ы Итоговый контроль обучения в вокальном объединении: ФИ Темы Органы, участвую щие в пении. Уметь перечисл ить (губы, язык, гортань, голосовы е связки) Регистр ы: верхний, нижний, средний Что такое «нота»? Уметь нарисова ть знак «нота» вне нотного стана (заштрих ованной, незаштри хованно й, штилем вверх, вниз). Знать названия нот Выполнение сценически х движений: выход под музыку – выступление – поклон – уход за кулисы Исполнить наизусть одну – две несложные песни в сопровожде нии минусовой фонограмм ы Принять участие в отчетном концерте для родителе й Б а л л ы 3.4 Методические материалы Детское вокальное развитие начинается с постановки дикции и дыхания, поскольку слова являются одной из значимых составляющих в песне. На следующем этапе в работу добавляется микрофон и пение под «минус» или живое сопровождение. В программе обучения - запись песен на диске или МР3 носителе для того, чтобы дети могли услышать себя со стороны, а также видеть результаты своих стараний. Важным составляющим аспектом программы является формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве, а именно: - целенаправленного процесса работы над вокалом; - учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - мотивации детской деятельности; - отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка; - включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос, дикцию и слух; - поэтапного усложнения творческих заданий; - раскрытие своих внутренних качеств личности, общение с аудиторией, удерживание интереса и внимания публики; - быть более раскрепощенными и уверенными в себе. Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, парная. Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий, индивидуальная, индивидуально- групповая, групповая Виды занятий: рассказ, беседа, видеопрезентация, мастер-класс, игры, зачёты, выступления, театрализация, экскурсии, праздники, конкурсы, фестивали - беседа (излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами); - практические занятия (осваивают музыкальную грамоту, вокальное исполнительство, разучивают песни, изучают композиторов-классиков, современных композиторов). - занятие-постановка (постановка вокального номера, с привлечением хореографа) - репетиция (отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей), - открытое занятие (проводится для родителей и педагогов), -концерт (проводится для самих детей, педагогов, гостей), - выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей). Учебный процесс по предлагаемой программе включает в себя различные методы и приемы обучения: Методы обучения: - наглядно – практический (качественный показ); -словесно – объяснительный (обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию) - видеометод – показ видео, мультимедиа; - творческий – самостоятельное создание детьми музыкальных образов; - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и способы деятельности; - метод проблемного обучения - создание творческих или проблемных ситуаций; -метод создания проблемных ситуаций – перед ребенком встает проблема выбора определенных решений; - игровой метод - разыгрывание творческих ситуаций: «Я – учитель пения»; «Я – постановщик сценического номера»; «Я – художник по костюмам» и т.д. К основным методам и приемам на занятиях можно отнести: - демонстрационный – прослушивание исполнителей, личный пример; - словесный –беседа, обсуждение; -метод упражнений - разучивание по элементам, по частям, в целом виде; - метод наблюдений – все выступления в процессе обучения снимать на видеозапись и совместно с детьми анализировать ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления. Методы воспитания: - поощрения, -создания ситуации успеха - предоставление каждому ребенку максимальной возможности испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности. Педагогические принципы обучения: -индивидуализация (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка); -систематичность (непрерывность и регулярность занятий); -наглядность; -доступности (упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка); -сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своей творческой деятельности). Педагогические образовательные технологии: Здоровье сберегающие – формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в жизни, забота о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Программа предполагает создание здоровье сберегающих условий образовательной деятельности: занятия пением не должно вредить здоровью обучающихся. В начале занятия дети выполняют несложный комплекс разминочных упражнений – распевки. Во время учебных занятий предусмотрены 10минутные перерывы, физкультминутки, на которых дети имеют возможность свободно подвигаться, отдохнуть, т.е. сменить вид деятельности. В работе с подростками особое внимание уделяется гигиене и охране детских голосов в период мутации. В целях охраны здоровья и жизни все обучающиеся в вокальном объединении проходят инструктаж по различным видам техники безопасности. Игровые технологии - позволяют раскрыться порой еще не реализованным способностям и задаткам личности, расширяет границы для проведения творчества, легко и непринужденно, с использованием игрового моделирования. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Технология индивидуального обучения – учёт индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Информационные технологии, использующие технические информационные средства (мультимедиа, аудио, кино, видео), способствуют развитию современных компетенций обучающихся в использовании современных технических средств и делает процесс обучения увлекательным, познавательным и насыщенным. Структура построения занятий: - организационный момент; - дыхательная гимнастика; - упражнения на дикцию и артикуляцию; - вокально-тренировочные упражнения, - распевание; - теоретическая часть; - работа над репертуаром - подведение итога занятия 1. Вокальная работа – беседа, объяснение, показ (фонопедические, ритмические, дикционные наглядные пособия, музыкальное сопровождение); 2. Игра и движение под музыку - познавательные игры, импровизации, музыкальное сопровождение; 3. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения – аудио и видеозаписи выступлений. Концертная деятельность – музыкальное сопровождение, творческий процесс. Организация образовательного процесса: очное. 4. Иные компоненты Для 4.1 Условия реализации программы реализации дополнительной общеразвивающей программы вокальная группа «Забава» имеются условия: Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий: концертный зал Алзамайской ДШИ. Для занятий имеются технические средства: рояль, звуковое оборудование (микшерный пульт, микрофоны, ноутбук для воспроизведения звукозаписей, активные акустические колонки). Для проведения занятий с детьми имеются наглядные пособия: - презентации по вокальному пению, этикету, безопасности; - видеозаписи занятий (выступлений) ведущих детских вокальных коллективов; Дополнительные дидактические материалы. Аудио записи эстрадных исполнителей и коллективов; Аудио-видео записи телевизионных передач шоу, концертов; Видео презентации традиционных концертных мероприятий. 4.2 Список литературы и Интернет-источников для педагога 1. Горбань Т.В. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии». -М., 2014г. 2. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д., Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972. 3. Емельянов В.В. «Развитие голоса: координация и тренинг». - С-Пб., 2000г. 4. Еременко С.И «Распевание в детском хоре». - М., 1982г.; 5. Кабалевский Д. Прекрасное преобладает, доброе. - М. Просвещение, 1973. 6. Малишава В.С. «Практическая школа эстрадного пения». Архангельск, 2011г.; 7. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М., 2002. 8. Огороднов Д.Е. Методика обучения пению детей младшего и старшего возраста. 9. Орлова М.М., Быкина С.И. Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет).-М.: Просвещение, 1987. 10. Плужников К.В. «Механика пения», С-Пб, 2004г. 11. Сообщество вокалистов Start Vocal. Режим доступа – www.startvocal.ru Список литературы для детей 1. Басина Н.Э. Суслова О.А. «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М.:Линка –пресс, 1997г. 2. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс, 2007. 3. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л.: 4. Зебряк Т. «Дразнилки, пословицы, скороговорки, пословицы. 35 песенок на 5. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г. 6. Калинина Г.Ф. «Музыкальные прописи» М. 1999 7. Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков». Музыка. – Свердловск . 1991г. 8. Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., Ростов н/Д: Феникс, 2009. 9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986г. 10. Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003. 11. Романец Д. «Нотная грамота: тетрадь – раскраска для младших школьников». 12. Ростов на Дону. «Фникс»2012г. 13. Энциклопедия для юных музыкантов. Автор – составитель И.Ю.Куберский. – СПб.