Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № 4 от «28» августа 2024 г. Утверждена приказом директора МБУДО «ДДТ г. Алзамай» № 69 «29» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Расчудесье» Адресат программы: 8-13лет Срок реализации: 1 год Направленность: художественная Разработчик: Лебедева Анна Алексеевна педагог дополнительного образования г. Алзамай, 2024 год 1 Содержание Раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Информационные материалы, направленность………………......................3 1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы…...............3 1.3. Новизна и отличительные особенности программы………………………3 1.4. Адресат программы и сроки освоения программы………………………..4 1.5. Форма обучения, режим занятий, объем…………………………...............4 1.6. Цель и задачи программы……………………………………………………5 Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1. Учебный план………………………………………………………………6 2.2. Содержание учебного плана…………………………………………........6 2.3. Планируемые результаты…………………………………………………..7 Раздел 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график……………………………………………8 3.2. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………….9 3.3. Методические материалы ……………………………………………….10 Раздел 4. Условия реализации программы 4.1. Материально- технические условия……………………………………..13 3.2. Кадровое обеспечение……………………………………………………. Раздел 5. Список литературы ………………………………………………15 2 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Расчудесье» составлена в соответствии с действующим законодательством в сфере образования. Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Расчудесье» имеет художественную направленность. Актуальность Актуальность данной программы в том, что она предоставляет возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать наиболее подходящее направление и максимально реализовать себя в нем. Большинство обучающихся проявляют любознательность, они открыты к восприятию нового и интересного, и, занимаясь по данной программе, могут проявлять эти качества. В процессе освоения программы учащиеся развивают трудовые умения и навыки, кроме того, они приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы. При изготовлении изделий декоративноприкладного творчества у детей развивается познавательный интерес, эмоциональная сфера, эстетические чувства, что оказывает большое влияние на раскрытие творческих способностей. В ходе освоения программного материала обучающиеся приобретают знания и умения, которые находят практическое применение при изучении школьных дисциплин: технологии, черчения, изобразительного искусства. При работе над декоративными композициями обучающиеся знакомятся с миром искусства, изучают традиции и народные промыслы России, что способствует более успешному освоению таких дисциплин, как история и литература. Новизной данной программы является системный подход преподавания декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с конструированием, моделированием и изготовлением сувениров в необычных жанрах. Отличительной особенностью программы является то, что использование различных материалов и технологий способствует расширению художественной культуры детей, воспитывает трудовые навыки и умения, ведет практическую подготовку к выбору профессии. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Адресат программы Программа «Расчудесье» адресована детям 11-15 лет. При комплектовании допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. 3 Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Объем и срок освоения программы Продолжительность образовательного процесса по программе –1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы –72. Режим занятий: 36 рабочих недель в год, 2 часа в неделю. 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, занятия проводятся со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально. Формы обучения Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятие состоит из теоретической и практической частей, большее количество времени отведено практической части. В процессе реализации программы используются следующие формы организации занятий: занятие-экскурсия; теоретическое занятие; практическое занятие; коллективная работа; викторины; создание проектов; защита проекта; итоговое занятие; выставка творческих работ. Содержание программного материала подобрано согласно возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся и направлено на выявление, формирование и развитие творческого потенциала детей. В процессе освоения программного материала используются различные методы обучения: - объяснительно – иллюстративный (объяснение, беседа, рассказ, показ иллюстраций и наглядных пособий), - репродуктивный (изготовление сувенира по образцу, схеме или шаблону, демонстрация приемов работы с разными материалами и инструментами), - проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной композиции, индукция – дедукция), - исследовательский (творческие проекты, самостоятельная коллективная и индивидуальная работа). Цель программы: развитие творческого потенциала и личностных качеств обучающихся через декоративно-прикладное творчество. 4 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие: - дать теоретические знания и умения по изучаемым видам декоративноприкладного творчества; - познакомить обучающихся с историей изучаемых видов рукоделия; - научить детей приемам и способам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок и элементов дизайна; - освоить приемы формообразования и построения художественной композиции. Воспитательные: - приобщить детей к художественным ценностям своего народа; - привить положительное отношение к труду; - воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, чувство ответственности за начатое дело; - воспитывать доброе отношение к товарищам. Развивающие: - развивать зрительно-моторную координацию; - развивать познавательный интерес к творческой деятельности; - развивать культуру общения в коллективе, совместный труд с элементами взаимопомощи. В ходе образовательного процесса в рамках освоения программы «Расчудесье» открываются неограниченные возможности для познавательной деятельности обучающихся. На занятиях творческого объединения «Расчудесье» дети могут максимально удовлетворить свои потребности в общении, найти новых друзей, научиться взаимодействию в коллективе, самовыражению и самоутверждению. Таким образом, создаются условия для эмоционально-психологической нагрузки, влияющей на воспитание характера, воли и способствующей социальной адаптации, что плодотворно влияет на раскрытие, формирование и развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся. Учебно-тематический план Наименование раздела № Всего часов Теор. Практ. Всего 1 Введение. 1 - 1 2 Кинусайга. 4 10 14 3 Мастерилка. 4 26 30 4 Стринг – арт. 2 10 12 5 Сухое валяние. 1 7 8 5 6 Мокрое валяние. 1 6 7 13 59 72 Содержание учебного плана: 1.Введение. Знакомство с детьми. ТБ. Знакомство с различными видами рукоделия, способами оформления сувениров. 1 раздел. Кинусайга. Знакомство с техникой кинусайга. ТБ. Изготовление панно: «Совушки», «Лето», «Стрекозы». 2 раздел. Мастерилка. Знакомство с техниками изготовления сувениров. «Дачный домик», «Летающие коты», «Фантазийное перо», «Спящие лисы», «Замок лесной феи», «Лесные грибочки». 3 раздел. Стринг-арт. Знакомство с техникой стринг-арт. ТБ. Изготовление панно: «Лисенок», «Воздушный шар», «Ангел», «Кактусы». 4 раздел. Сухое валяние. Знакомство с техникой сухое валяние. ТБ. Изготовление поделок: «Букет цветов», «Домик на опушке». 5 раздел. Мокрое валяние. Знакомство с техникой мокрое валяние. ТБ. Изготовление сувениров: «Валеночки», «Рукавички». Планируемые результаты: К концу обучения по данной программе обучающиеся должны: Знать: - виды декоративно – прикладного творчества; - основную терминологию; - законы и правила построения композиции, принципы художественного конструирования; - основные принципы создания творческого проекта; Уметь: - грамотно подбирать цветовую гамму при разработке творческой работы; - анализировать творческую деятельность; - пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, схемами; - работать с разными материалами и в разных техниках. 6 7 Раздел 3. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Раздел, месяц Сентябрь Раздел 1 1ч Раздел 2 3ч Раздел 3 4ч Октябрь Ноябрь Декабрь 8ч 4ч Январь Февраль Раздел 5 4ч 6ч 2ч Раздел 6 8ч Апрель Май 6ч 6ч 10ч 8ч 8ч 6ч 10 ч 8ч 8ч Раздел 4 Всего Март 8ч 8ч 8ч 6ч 8 Формы аттестации и оценочные материалы: -выставка, проект. Для отслеживания результативности используются следующие виды контроля: образовательного процесса Входная диагностика результатов обучения проводится с помощью собеседования, определяющего уровень развития интеллектуальных способностей ребенка, его мотивацию и склонность к техническому творчеству. Текущий контроль результатов обучения осуществляется в процессе систематического наблюдением педагога за практической, творческой и поисковой работой обучающихся. Итоговая диагностика результатов происходит через организацию мониторинга образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Моделирование 3d-ручкой», выражающейся в количественных и качественных показателях. В процессе мониторинга образовательной деятельности происходит фиксация предметных результатов и анализ их динамики (или её отсутствия). Выявляется высокий, средний или низкий уровень освоения программы обучающимися. Контроль за освоением учебного материала осуществляется после прохождения раздела программы, где отслеживается степень овладения определенным способом конструирования и программирования. Знания проверяются через беседу, опрос, викторину, тест. Практические результаты оцениваются через просмотр и анализ работ, при этом обсуждаются: отношение к процессу и результату практической работы, творческий замысел авторов, самостоятельность в практической работе, выбор оригинальных средств выразительности. Результаты работы обучающихся (демонстрация моделей, готовых изделий, композиций) представляются на выставках и конкурсах различного уровня в виде готовых моделей, либо их фотографий. 9 Методические материалы № п/п 1 2 Тема или Формы раздел Методы занятий Дидактический Методическое Техническое Форма материал обеспечение оснащение подведения программы итогов Вводное занятие Коллективн ая Объяснительн оиллюстративн ый Кинусайга. Индивидуал Словесный, ьная, наглядный, групповая практический. Фотографии работ. Ляукина М. Ноутбук Основы художественного ремесла. М.: «Аст-Пресс»,1998 Входящий контроль Фотографии готовых работ. Браиловская Л.В. Ноутбук Арт-дизайн: красивые вещи « Hand made» Ростов-наДону:«Феникс»,2 005 15. Никологорска я О. Волшебные краски М.: « АстПресс», 1997 Текущий контроль 10 3 Мастерилка. ьная, групповая 4 Терешкович Т.А. Ноутбук Рукодельница наглядный, готовых работ, Мн.: практический. схемы, видео «Полымя»,1993 Стильные мастер - классы штучки для вашего дома. М.: «Аст-Пресс книга»,2006 Индивидуал Словесный, Стринг – арт. Индивидуал Словесный, Фотографии Стильные штучки Ноутбук для вашего дома. работ, М.: «Аст-Пресс видео книга», 2006 Фотографии ьная, наглядный, готовых групповая практический. схемы, Текущий контроль Текущий контроль мастер - классы 5 Евстратова Л.М. Ноутбук наглядный, готовых работ, Цветы из ткани, бумаги, шерсти, практический. схемы, видео кожи, бисера, мастер – классы. перьев, раковин.М.: «Культура и традиции»,1997 Сухое Индивидуал Словесный, валяние. ьная, групповая Фотографии Текущий контроль 11 6 Белова Н.Р, Ноутбук Кононович наглядный, готовых работ, Т.П.Энциклопеди практический. схемы, видео я рукоделия М.: «Рипол классик», мастер – классы. 2000 Мокрое Индивидуал Словесный, валяние. ьная, групповая Фотографии Итоговый контроль 12 Материально - технические условия Занятия проходят в учебном кабинете, где есть достаточное количество столов и стульев, шкаф и стеллаж для хранения дидактических пособий и материалов для занятий, детских работ. Для реализации программы потребуются следующие материалы: - цветная бумага, белая бумага; - цветной картон; - шерсть для валяния; -нитки; -пенопласт; -ткань; -керамика; -воздушный пластилин. При выполнении работ потребуются инструменты: - иглы для валяния; - зубочистки; -мыло; - ножницы; - карандаш простой; - - салфетки; - клеенка; - коробочка для мелких деталей Для занятий необходимы дидактический и раздаточный материалы: а/ наглядные пособия: - по правилам техники безопасности; Если занятия проводятся в помещении, следует соблюдать санитарногигиенические требования: - до начала занятий и после их окончания необходимо проводится сквозное проветривание помещения; - место занятия ребенка должно быть хорошо освещено. Технические средства обучения: - мультимедийная установка или экран, проектор; - компьютер и мобильный телефон; Дидактическое обеспечение: - методические разработки по темам программы; - подборка информационной справочной литературы; - наглядные пособия по темам; 13 - карты индивидуального пользования по темам; - образцы творческих работ; - инструктаж последовательного выполнения работы; - диагностические карты для определения уровня знаний, умений, навыков и творческих способностей обучающихся; - видео и фотоматериалы. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности педагог дополнительного образования. Список литературы: 1. Ляукина М. Основы художественного ремесла. М.: «Аст-Пресс»,1998 2. Магина А. Бисер: Плетение и вышивка. М.: «Олма-Пресс»,1998 3. Суканова Н., Ермакова И. Оригинальные украшения М.: «Аст-Пресс», 2001 4.Уильямс М. Шелковая лента. Эксмр-Пресс,2000 5. Тюрина Н. Основы художественного ремесла (чудо-кожа) М.: «АстПресс»,1998 6.Махмутова Х. Домашний дизайн. Используем кожу, стекло, металл, дерево. М.: «Эксмо», 2007 7.Блинов И.И. Искусственные цветы (кожаные цветы) Спб.: «Триада», 1996 8.ФедотовГ. Сухие травы. Основы художественного ремесла. М.: «АстПресс»,1997 9. Ханаева И.Н. Соленое тесто. М.: «АСТ-Пресс книга»,2006 10. ПаццыЛ. Фантазии из соленого теста. М.: Мой мир, 2007 11. Кудрявцевой М. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги. М.: Мой Мир, 2006 12. Кискат И. Соленое тесто. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998 13. Шептуля А.Обереги своими руками ООО Издательство «Эксмо»,2007 14. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «Hand made» Ростов-наДону: «Феникс»,2005 15. Никологорская О. Волшебные краски М.: « Аст-Пресс», 1997 16. Евстратова Л.М.. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин.М.: «Культура и традиции»,1997 17. Белова Н.Р, Кононович Т.П.Энциклопедия рукоделия М.: «Рипол классик», 2000 18.Терешкович Т.А. Рукодельница Мн.: « Полымя»,1993 19. Стильные штучки для вашего дома. М.: «Аст-Пресс книга»,2006 20. Фидио.д.К. Изысканные цветы. М.: Мой мир,2007 Список литературы, рекомендуемый для родителей 1.Калинич М, Павловская Л. Рукоделие для детей. Ми.: «Полымя»,1997 14 2.Городкова Т.В Нагибина М.И. «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки». Ярославль «Академия развития»,1997 5. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. М.: «Аст-Пресс»,1998. 6.Калинич М.М. Рукоделие для детей. Мн.: Полымя,1997 15