Умелые ручки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена на
педагогическом совете:

Утверждена
приказом директора
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
№ 69 от «29» 08. 2024 г.

Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Умелые ручки»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок освоения: 4 года

Разработчик программы:
Усатюк Ирина Витальевна
Педагог дополнительного образования
I квалификационная категория

г. Алзамай, 2024 г.

1

Содержание
Раздел I. Пояснительная записка………………………………….

стр.

1.1.Информационные материалы, направленность……………….....

2

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы..

2

1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………

2

1.4. Адресат программы и сроки освоения программы……………..

3

1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...

3

1.6. Цель и задачи программы…………………………………………

3

Раздел II. Комплекс основных характеристик программы…….. стр.
2.1.

Учебный план 1 год……………………………………………..

4

2.2.

Содержание учебного плана…………………………………….

4

2.3

Учебный план 2 год………………………………………………

6

2.4

Содержание учебного плана…………………………………….

6

2.1.

Учебный план 3 год……………………………………………..

7

2.2.

Содержание учебного плана…………………………………….

8

2.3

Учебный план 4 год………………………………………………

9

2.4

Содержание учебного плана…………………………………….

9

2.5

Планируемые результаты………………………………………… 10

2.6 Формы аттестации и оценочные материалы……………………..

12

Раздел III. Организационно-педагогические условия……………

стр.

3.1.

Календарный учебный график………………………………….. 12

3.2.

Методические материалы ………………………………………

15

Раздел IV. Условия реализации программы
4.1.

Материально- технические условия…………………………

4.2.

Кадровое обеспечение программы

16

РазделV. Список литературы ………………………………………… 18

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» составлена на основе
программы О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Программа реализуется в линии учебников по
технологии для 1 - 4 классов, входящих в систему учебно-методических комплектов
«Планета знаний». Соответствует Примерной основной образовательной программе
начального общего образования 2017 г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии
с действующим законодательством в сфере образования.

Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа “Умелые ручки”, имеет художественную
направленность.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в системе эстетического
и творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
художественному творчеству и его разновидностям. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств и развитию
художественного вкуса, а способность воспроизвести увиденное посредством различных
материалов и техник – развитию не только творческой, но и трудовой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой
самореализации. Особенность программы состоит в ее многопрофильности, т.е. изучении и
освоении разных видов и техник декоративно-прикладного творчества, и умении применять
знания на практике. Овладев умениями, навыками и приемами ДПИ обучающийся в
дальнейшем самостоятельно сможет воплотить свой творческий замысел от возникновения
образа до итогового результата.
Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного возраста, но и
разной уровневой подготовки. Построение программы по календарным праздникам делает
процесс обучения эмоционально- насыщенным, поскольку позволяет обучающимся заранее
пережить радость в процессе продуктивной деятельности по изготовлению подарков к
предстоящим праздникам, ощутить себя социально значимым. Отличительной
особенностью программы является то, что в ходе её реализации на отдельных занятиях,
используются элементы арт-терапии, которые позволяют обучающимся выразить свой
внутренний мир через творчество.
Новизна
Заключается в применении дидактического материала, который подготовили выпускники
для младших обучающихся в период промежуточной аттестации, как зачетных работ.
Срабатывает принцип: «Делай, как я, делай лучше меня!» Это позволяет создавать условия
для более успешного развития творческого потенциала каждого обучающегося.
Обучающиеся учатся основным техникам: аппликации, лепке, плетению и т.д. - работе с
самыми различными материалами. Для обеспечения развития творческих способностей,
обучающихся необходимо побуждать, поддерживать и поощрять стремление обучающихся
понимать основные принципы конструирования и моделирования игрушки, основы
композиции и формообразования в аппликации, принимать самостоятельные решения по
3

усовершенствованию конструкции изделия или изготовлению панно по собственному
замыслу.
Отличительные особенности
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём
индивидуализации учебных заданий. Программа построена по принципу от простого к
сложному. Овладение данными технологиями требует терпения и аккуратности, а поделки
– тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Обучающийся всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией, лепкой позволяют проявить себя
обучающимся с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы
на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые ручки» должна стимулировать
развитие обучающихся путем тренировки движений пальцев рук (учитывая, что «ум на
кончиках пальцев»..), развивать познавательные потребности и способности каждого
обучающегося, создать условия для самовыражения личности.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительномоторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении.
Занятия в кружке «Умелые ручки» дают возможность для развития зрительно пространственного восприятия, творческого воображения, разных видов мышления,
интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
В процессе обучения применяются творческий и репродуктивный методы обучения
обучающихся. В ходе образовательного процесса у обучающихся формируются
следующие качества личности: коллективизм, взаимопомощь, умение видеть прекрасное,
фантазия, художественно-эстетическая избирательность.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на 4 года обучения обучающихся 7 - 10 летнего возраста,
поэтому при распределении заданий учитывается возраст обучающихся, их
подготовленность, существующие навыки и умения.
Занятия проводятся на базе общеобразовательных учреждений.
Форма объединения – кружок. В кружках занимаются девочки, и мальчики. Группа не
менее 15 человек.
Срок освоения программы. Режим занятий
Рассчитана на 4 года обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей
обучающихся. Количество занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Работа с обучающимися
ведётся в течение всего календарного года.
.
Форма обучения – очная.
В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы
работы.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно прикладного искусства.
Задачи:
•
•
•

Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами.
Развить образное и пространственное мышление, умение импровизировать;
Воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность,
эстетический вкус.
4

Учебно – тематическое планирование
1 год обучения
№
Название раздела
п/п
1
Вводное занятие. Материалы
и инструменты.
Техника безопасности на
занятиях.
2
Работа с природным
материалом.
3
Секреты бумажного
творчества
4
Работа с пластическими
материалами.
5
Рукоделие из ниток.
6
Квиллинг, оригами.

7

Теорет.

Практ.

1

__

Всего

Форма аттестации
и контроль

1
Входящий
контроль
Устный опрос

1

7

6

1

9

10

1

7

8

1
1

3
5

4
6

Итоговое занятие.

1

__

1

Итого:

7

29

36

Текущий контроль
Выставка работ

Итоговый
контроль
(выставка работ)

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.
Сбор природных материалов.
Тема 2. Работа с природными материалами.
1. Моделирование сувениров (с использованием веток, семян, камешков, шишек, листьев).
2. Аппликация из листьев и семян.
3. Мозаика из крупы, семечек, бумаги.
Тема 3. Секреты бумажного творчества
Аппликация полосками, кругами и овалами, рваной бумагой.
Сюжетная аппликация. Наклеивание деталей. Пользование
клеем. Композиция и орнамент. Выбор фона.
Правила работы с мягким бумажным материалом. Свойства
бумажных салфеток. Выполнение узора из комочков. Сушка
изделия под прессом. Сплошное наклеивание.
Наклеивание. Бумагопластика.
Тема 4. Работа с пластическими материалами
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание,
вдавливание, и т.д.) со скульптурным материалом– пластилином. Работа с пластикой
плоской формы (изображение листьев), Лепка фруктов. Рельефное изображение животных.
Лепка из жгутиков. Выпуклая аппликация из пластилина «Ёжик из семечек и пластилина»
Разрезание слоёного пластилина. Торцевание на пластилине. Лепка из теста
Тема 5. Рукоделие из ниток.
1.. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
2. Аппликация из нарезанных ниток.
3. Плетение из ниток, шнурков, лент. Закладка для книги. Браслет.
5

Тема 6. Квиллинг, оригами.
1.Оригами «Рыбка». Объёмная открытка из цветной бумаги
Узоры из бумажных лент.
2. Квиллинг - свободный круг, тугой круг.
Тема 7. Итоговое занятие. Выставка творческих работ.
Оценочные материалы
При реализации программы проводится входящий, текущий, промежуточный и итоговый
контроль за усвоением пройденного материала обучающимися. Входящий контроль
проводится в форме собеседования, или анкетирования. Выявляются умения, навыки и
интересы обучающихся посредством наблюдения при изготовлении изделия на выбранную
тему. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности
применения теоретических знаний и практических умений. Текущий контроль может быть
реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы,
творческие работы, проблемные задачи, практические работы и т. д. Комплексное
применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен
обучающимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую
реализацию программы. Промежуточный контроль проводится в рамках процедуры
промежуточной аттестации для обучающихся первого года обучения в форме выставки
творческих работ. Процедура итоговой аттестации организуется для обучающихся второго
года обучения в форме презентации творческих работ.
Учебно – тематическое планирование
2 год обучения
№
Название раздела
Теорет.
п/п
1
Вводное занятие. Материалы
1
и инструменты.
Техника безопасности на
занятиях. Сбор природных
материалов.
Работа с природным
2
1

Практ.
__

Всего
1

5

6

Форма аттестации и
контроль
Входящий контроль
Устный опрос

материалом

3

«Волшебный листок» поделки из бумаги

1

9

10

4

Обработка бросового
материала

1

3

4

5

Чудеса из пластилина и
соленого теста

1

9

10

6

Рукоделие из ниток

1

3

4

7

Итоговое занятие.

1

__

1

8

Экскурсии, встречи,
праздники
Итого:

8

28

36

Текущий контроль
Выставка работ

Итоговый контроль
Практическая работа
Выставка творческих
работ.
По доп. плану.

6

Содержание программы
Вводное занятие
1. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Материалы и
инструменты. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и
материалами. Сбор природных материалов.
2. Работа с природным материалом
1.Флористика. Изготовление панно «Кораблик»;
изготовление панно «Осенний лес».
2. Из семян растений, крупы Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета.
3. Изготовление композиций из природного материала.
4. Аппликация из природных материалов. Аппликации из засушенных листьев
“Бабочки на лугу”.
3«Волшебный листок» - поделки из бумаги.
1. Объемная аппликация (торцевание).
Выполнение торцовки по эскизу «Миниатюры на весеннюю тему».
2. Силуэтно-ленточная аппликация. Техника аппликации: складывание бумаги в
«гармошку», нанесение контура, вырезание.
Коллективная работа « Осенний пейзаж».
3. Аппликация из геометрических фигур.
Выполнение коллективной работы «Пробуждение весны»
4. Аппликация из бумажных салфеток.
Изготовление работы «Ветка мимозы»
5. Обрывная (мозаичная) аппликация. Выполнение аппликации «Бабочка
4. Обработка бросового материала

1. Изготовление ваз из пластиковых бутылок.
2. Изготовление цветов из пластиковых бутылок.
3. Изделия из пакетов. Плетение коврика.
4. Декор компьютерными дисками – панно.
5. Чудеса из пластилина и
соленого теста.

1. Пластилинография на картоне (рисование пластилином).
2. Рисование пластилином животных, птиц, насекомых, растений, на выбор обучающихся.
3. «Магнитик символ нового года» из соленого теста.
4. Изготовление поделок по заданной теме.
5. Лепка сувениров по замыслу обучающихся.

6. Лепка сказочных героев – «Кот Леопольд», «Три богатыря».
7. Мозаика из пластилина «Бабочка»
8. Плоскостная лепка «Грибок»
9. Пластилинография. «Яблоня»
10. Плоскостная лепка «Полет в космос».
6. Рукоделие из ниток
1. Зверюшки из помпонов
2. «Смешарики» из нарезанных ниток
3. Изучение швов «Вперед иголку», «Петельный»
4. Пришивание пуговиц.
7

7. Итоговое занятие.
Выставка творческих работ.
Учебно – тематическое планирование
3 год обучения
Название раздела
Теорит.
Практ
Всего

№
п/п
1
Вводное занятие. Материалы
и инструменты.
Техника безопасности на
занятиях
2
3

4
5
6

7

Форма аттестации
и контроль

__
1

1

Работа с природным
материалом.
Работа с бумагой и
картоном.
Техники: оригами,
аппликации, квилинг
Работа с пластическими
материалами.
Рукоделие из ниток.
Работа с бросовым
материалом.

1

5

6

1

8

9

Итоговое занятие.

1

__

1

Итого:

8

28

36

1

5

6

1
1

5
6

6
7

Входящий
контроль
Устный опрос

Текущий контроль
Выставка работ

Итоговый
контроль
(Практическая
работа)
Выставка
творческих работ.

Содержание:
Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях.
Сбор природных материалов.
Тема 2. Работа с природными материалами.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения
ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и
формирования первых трудовых навыков.
: Создание поделок, сувениров, предметов интерьера, икебаны.
1. Моделирование сувениров (с использованием веток, семян, камешков, ракушек, шишек,
каштанов, листьев).
2. Аппликация из листьев и семян.
3. Мозаика из крупы, семечек, бумаги.
Тема 3. Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, квиллинг.
Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея.
Бесклеевые технологии создания поделок из бумаги – оригами.
Поделки из разных видов бумаги – аппликации, бумагопластика.
Аппликация из кусочков бумаги – мозаика.
1.
Оригами. «Журавлик», «Лебедь», «Пароход», «Кораблик», «Тюльпан», «Лилия».
8

2. Бумагопластика. Животные. Объемная водяная лилия.
3 . Сюжетная аппликация.
4. Мозаика из кусочков цветной бумаги. «Божья коровка».
5. Квиллинг. «Гроздь винограда», «Цветы».
6. Объёмные ёлочные шары, фонарики.
Тема 4 Работа с пластическими материалами.
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание,
вдавливание, и т.д.) со скульптурным материалом– пластилином. Работа с пластикой
плоской формы (изображение листьев), Лепка фруктов. Рельефное изображение животных.
Лепка из жгутиков. Выпуклая аппликация из пластилина «Ёжик из семечек и пластилина»
Разрезание слоёного пластилина. Торцевание на пластилине. Лепка из теста
Тема 5. Рукоделие из ниток.
Теория: в ходе работы с нитками, лентами учащиеся знакомятся с основами дизайна,
углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус,
формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно
расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус,
формируются профессиональные навыки.
1. Аппликация из нарезанных ниток.
3. Плетение из ниток, шнурков, лент. Закладка для книги.
Тема 6. Работа с бросовым материалом.
1. Поделка из бросового материала "Летнее настроение
2. Аппликация «Слоник» из СД дисков.
3. Тюльпаны. Подарок из одноразовых ложек.
4. Моделирование из пластиковой бутылки. Ваза, цветы.
5. Веер из одноразовых ложек.
Тема 7. Итоговое занятие. Выставка творческих работ.
Учебно – тематическое планирование
4 год обучения
Тема

Теорет.

Практ.

Всего

Форма аттестации,
контроль

1

Входящий контроль
Вопрос - ответ

Текущий контроль
Творческое задание

п/п
1

Вводное занятие.
Материалы и
инструменты.
Техника безопасности на
занятиях

1

-

2

Аппликация и
моделирование

1

14

15

3

Работа с пластическими
материалами.

1

5

6

4

Секреты бумажного
творчества

1

9

10

5

Модульное оригами

1

2

3

Промежуточная
аттестация
9

Выполнение (практических
работ, тестирование )

7

Итоговое занятие.

1

-

1

6

30

36

Содержание:
Вводное занятие.
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Техника безопасности на занятиях
Аппликация и моделирование
Аппликация из природных материалов на картоне.
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из пуговиц.
Аппликация из салфеток. Аппликация из кружев. Аппликация из ткани
Объёмная аппликация.
Работа с пластическими материалами
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание,
вдавливание, и т.д.) со скульптурным материалом– пластилином. Работа с пластикой
плоской формы (изображение листьев), Лепка фруктов. Рельефное изображение животных.
Лепка из жгутиков. Выпуклая аппликация из пластилина «Ёжик из семечек и пластилина»
Разрезание слоёного пластилина. Торцевание на пластилине. Лепка из теста
Секреты бумажного творчества
Аппликация полосками, кругами и овалами, рваной бумагой.
Сюжетная аппликация. Наклеивание деталей. Пользование
клеем. Композиция и орнамент. Выбор фона.
Правила работы с мягким бумажным материалом. Свойства
бумажных салфеток. Выполнение узора из комочков. Сушка
изделия под прессом. Сплошное наклеивание.
Наклеивание. Бумагопластика.
Модульное оригами
Треугольный модуль оригами. Замыкание модулей в кольцо.
Объёмные фигуры на основе формы «чаша». Игрушки объёмной формы.
Новогодние украшения. Подвески из кругов и квадратов (ребристые формы).
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
– научатся работы с бумагой, природным материалом, фантиками, соленым тестом,
цветными нитками;
– научатся следовать инструкциям, создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
10

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться
Первый год обучения
Обучающиеся должны знать:
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на
практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять
самостоятельность.
Второй год обучения
Обучающиеся должны знать:




название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка
для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными
инструментами.

Обучающиеся должны уметь:






правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время
работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение,
материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей,
последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое,
вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали
из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».
Третий год обучения

Обучающиеся должны знать:


правила ТБ;
11



название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольноизмерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений
(шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;



правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;



правила общения;



названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в работе;



что такое деталь (составная часть изделия);

Обучающиеся должны уметь:
 находить и использовать дополнительную информацию из различных источников
(в том числе из Интернета);


наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;



различать материалы по их назначению;



качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание
ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать
изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;



безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы,
иглы);
Четвёртый год обучения

Обучающиеся должны знать:
• виды материалов;
• способы разметки: сгибание и по шаблону;
• последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;
• виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты
• способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких в ерёвочек;
Обучающиеся должны уметь:






правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время
работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение,
материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей,
последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое,
вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали
из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».

Формы аттестации и оценочные материалы
Оценочные материалы
12

При реализации программы проводится входящий, текущий, промежуточный и итоговый
контроль за усвоением пройденного материала обучающимися. Входящий контроль
проводится в форме собеседования, или анкетирования. Выявляются умения, навыки и
интересы обучающихся посредством наблюдения при изготовлении изделия на выбранную
тему. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности
применения теоретических знаний и практических умений. Текущий контроль может быть
реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы,
творческие работы, проблемные задачи, практические работы и т. д. Комплексное
применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен
обучающимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую
реализацию программы. Промежуточный контроль проводится в рамках процедуры
промежуточной аттестации для обучающихся первого года обучения в форме выставки
творческих работ. Процедура итоговой аттестации организуется для обучающихся второго
года обучения в форме презентации творческих работ.
Знания
№

Ф.И.
Обучающегося

Умения
№ Ф.И.
Обучающе
гося

Знать
Т.Б.

Наблюдать
,
сравнивать

Название
Названия и
инструментов свойства
материалов

Различать
Техники:
конструкци оригами,
и
аппликаци
и, квилинг

Что
такое
деталь?

Экономные
способы
разметки
деталей

Работа с
пластическими
материалами

Работа с
бросовым
материалом

Уровни развития:
Высокий уровень – 70 – 100%
Средний уровень – 50 – 69%
Низкий уровень – ниже 50%
Условные обозначения диагностики:
1,2,3 балла (от низкого к высокому).
Подсчет баллов производится путем математического сложения.
Низкий уровень (А) - 6-9 баллов,
Средний (В) – 10-14 баллов,
Высокий (С) 16-18 баллов.
Показатели владения ручными умениями:
- Умеет сгибать лист бумаги пополам в одну и другую стороны, сворачивать по
диагонали.
- Правильно держит ножницы. Умеет резать по прямой. Плавно срезать и закруглять углы.
- Может делать постройки конструктивным способом из бумаги в соответствии с
заданием взрослого.
- Может лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным способами
использовать стеку.

13

Календарный учебный график
Раздел, месяц

Сентябрь

Раздел 1

1ч

Раздел 2

2ч

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

5ч

4ч

1ч

Февраль

Март

4ч

1ч

Апрель

Май

4ч

3ч

4ч

Раздел 3
Раздел 4

3ч

Раздел 5

3ч

Раздел 6
Раздел 7
Всего

1ч
3ч

4ч

5ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

.

14

Организационно- педагогические условия

№ РАЗДЕЛ, ТЕМА

ФОРМА
ЗАНЯТИЙ

ПРИЕМЫ
И
МЕТОДЫ
ОРГАНИЗАЦИ
И УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛ
ЬНОГО
ПРОЦЕССА
Словесный:
беседа

МЕТОДИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ

ДИДАКТИЧЕС
КИЙ
МАТЕРИАЛ

Журнал
“Детское таблицы
творчество”.
алгоритмами
Прекрасное
своими работы
руками, М., Детская
литература, 1989.

ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ
ЗАНЯТИЙ

с Компьютер
(ноутбук)

ФОРМА
ПОДВЕДЕНИ
Я ИТОГОВ

1

Вводное
занятие. Учебное занятие.
Историческая
справка. Инструкции
и правила по технике
безопасности.

2

Инструменты
и Учебное занятие, Словесный,
материалы.Работа с групповая работа. практический.
пластилином

Пластилинография
–
детский
дизайн
Давыдова
Г.Н.
М.
Волшебная бумага, или
бумажные
фокусы
Скрипторий, 2012.

3

Работа с бумагой и Учебное занятие, Словесный,
картоном
объяснение
наглядный,
практический.

Белякова О.В., Щеглова таблицы
с Компьютер.
опрос,
Интерактивная доска упражнение,
А.В., – Ростов н/Д: алгоритмами
работы
при
просмотр работ
Феникс, 2006г.
изготовлении
поделок

Образцы
вязаных изделий, Компьютер
набор шаблонов (ноутбук)
для лепки

Текущий
контроль
(собеседование
, игра)

Творческие
задания

15

4

Работа с тканью

5

Работа
тестом

6

Работа с бросовым Объяснение,
материалом
обсуждение,
учебное занятие.

7

Итоговое
занятие
Общая коллективная
тематическая работа
для выставки.

с

Объяснение,
обсуждение,
учебное занятие.

Словесный,
наглядный,
работа.

соленым Учебное занятие, Словесный,
групповая работа практический

Беседа,
демонстрация,
практическая
работа

Словесный,
практический

________

Прекрасное
своими Ткани,
мех
руками, М., Детская нитки,
литература, 1989.
пуговицы, иглы,
ножницы,
булавки, линейка
для разметки
«Солёное
тесто»
И. Готовое солёное
Хананова 2008г
тесто,
картон,
досточка
для
работы с тестом,
краски
«Чудесная мастерская» Канцелярский
Н. Конышева 2005г
нож,
скотч,
Д.Чистти Оригинальные проволока,
поделки из бумаги. М., цветы, листья.
Мир книги, 2009
Образцы
готовых
изделий, готовые
изделия.
Готовые модели,
проекты
________

Компьютер.
Творческие
Интерактивная доска задания

Компьютер.
Интерактивная доска опрос,
упражнение,
просмотр работ
Компьютер
(ноутбук)

Творческое
задание

_______

Итоговый
контроль УУД
(защита
проекта,
выставка
поделок)

16

IV.Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- природный материал, пластилин, стеки, доска для лепки, гофробумага, бумага офисная
белая, бумага цветная, картон цветной, гофрокартон, картон белый, салфетки, кисточки,
карандаши, фломастеры, клей ПВА, клей-карандаш, зубочистки, ножницы.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно –
гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо
осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и
педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Оборудование кабинета
1. Столы рабочие
2. Стулья детские
3. Доска
4. Аптечка
5. Шкаф для хранения инструментов
6. Шкаф для хранения поделочного материала
7. Стол для перевода трафаретов, шаблонов
8. Шкаф для хранения демонстрационного материала
9. Полки для выставки готовых работ
Инструменты и материалы
1. Ножницы
2. Кисти
3. Ластик
4. Линейка
5. Карандаш ТМ
6. Шило
7. Скальпель
8. Наждачная бумага мелкозернистая, крупнозернистая
9. Конструктор
10. Плоскогубцы
12. Краски акварель
13. Альбомная бумага
14. Цветная бумага
15. Картон
16. Набор гуаши
17. Клей ПВА
Кадровое обеспечение программы. Программу реализует педагог
дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по
должности «педагог дополнительного образования».
Литература для педагога
1. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд.
«Кристалл», 1999г.
2. Кузнецова М. «Украшение блюд. Цветы из овощей», М., 2003г.
3. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
4. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез»,
2007г.
17

5. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
6. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М.,
«Просвещение», 1989г.
7. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», 2-е издание, изд-во «Учебная
литература», 2004г.
8. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки
из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного
досуга», 2012 г.
Литература для обучающихся
С. Гардт. 2005г. «Разноцветные поделки из природных материалов»
А. Блондель, С. Деон.2006г. «Игрушки – помпоны своими руками»
И. Хананова 2008г. «Солёное тесто»
Н. М.Конышева 2005г «Чудесная мастерская»
Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М.,
1991.
7. Детям о традициях народного мастерства.
8. Д.Чистти Оригинальные поделки из бумаги. М., Мир книги, 2009
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Литература для родителей
1. Трепетунова Л. И «Природный материал и фантазия» автор - составитель. 2009 г.
2. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
3. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / М., 1991.
Детям о традициях народного мастерства.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».