Разноцветные кляксы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г.

Утверждена приказом
директора МБУ ДО «ДДТ
г. Алзамай»
Приказ № 69 «29» 08. 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветные кляксы»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик:
Бегунович Ирина
Александровнапедагог дополнительного
образования

г. Алзамай, 2024 г.
1

Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка

стр.

1.1.Информационные материалы, направленность……………….....
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы..
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы……………..

.

1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...
1.6. Цель и задачи программы…………………………………………
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1.

Учебный план…………………………………………………….

2.2.

Содержание учебного плана…………………………………….

2.3. Планируемые результаты…………………………………………
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1.

Календарный учебный график…………………………………..

3.2.

Формы аттестации и оценочные материалы……………………

3.3.

Методические материалы ………………………………………

Раздел 4. Условия реализации программы
4.1. Материально- технические условия…………………………….
3.3.

Кадровое обеспечение……………………………………………

Раздел 5. Список литературы ……………………………………..

2

I.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая

программа

«Разноцветные

разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования

кляксы»

на основе программы М.

С. Митрохиной «АдекАРТ» (школа акварели) и типовых программ по изобразительному
искусству и рассчитана на два года обучения с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей (второй младшей группы).
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные кляксы» составлена
в

соответствии

с

действующим

законодательством

в

сфере

образования.

Направленность программы: художественная.
Изобразительное творчество является одним

из древнейших направлений

искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить
в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники

рисования демонстрируют

необычные сочетания

материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных

материалов,

удивляет

своей

непредсказуемостью.

Оригинальное

рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать
краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Новизна

и

оригинальность программы

заключается

в

целенаправленной

деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности,
необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких
мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают
возможными

усложнения

всех

видов

деятельности

(игровой,

художественной,

познавательной, учебной).
Актуальность программы «Разноцветные кляксы» заключается в том, что в
процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные
способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот
почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития
3

творческих

способностей

в

изобразительной

деятельности,

эмоциональность,

непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожал
уй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги –
уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты,
предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить,
показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому
же, изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной
техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть
столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественнотворческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного
процесса.
Главное, развивая, у детей творческие способности изобразительной деятельности
самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в
инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей,
поддерживать

их

интерес,

именно

в

этом

заключается педагогическая

целесообразность программы «Разноцветные кляксы».
Отличительные особенности программы. Особенности программы – это
развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к
ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к
осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка
появляется умение изображать предметы. Это свидетельствует о дальнейшем развитии
способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности
работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки,
подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
4

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей.
В ходе реализации программы «Разноцветные кляксы» дети знакомятся со
следующими техниками рисования:


Печать листьями



«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);



монотипия;



рисование свечой;



рисование по мокрой бумаге;



рисование путем разбрызгивания краски;



оттиски штампов различных видов;



«точечный рисунок»;



батик (узелковая техника);



граттаж;



кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);



рисование жесткой кистью (тычок);



рисование на полиэтиленовой пленке.



И т.д.
Адресат

программы:

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Разноцветные кляксы» предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 2 года обучения,
72 недели, 18 месяцев
Форма обучения: очная.
Режим занятий: Периодичность занятий – два раза в неделю. Длительность
занятий: средняя группа - 15-20 минут; старшая группа- 20 - 25 минут;
Цель Программы: Развитие художественно-творческих способностей детей,
мелкой моторики через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно
знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
5

2. Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными
материалами.
Развивающие:
1. Развивать

творчество

и

фантазию,

наблюдательность

и

воображение,

ассоциативное мышление и любознательность;
2.

Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:

1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
2. Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить красоту.
3.

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

4. Воспитывать

внимание,

аккуратность,

целеустремлённость,

творческую

самореализацию.

II.

Комплекс основных характеристик программы
Объём программы – всего -144 часа: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения – 72

часа.
Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Тема 1. Знакомство с содержанием курса, с инструментами и материалами.
Правило поведения на занятиях. Техника безопасности. Практическая работа: Рисунок на
свободную тему.
Раздел 2. Рисование ладошками и пальчиками (11 ч.)
Тема 1. Беседа о технике рисования пальчиками. Прослушивание звуков дождя.
Беседа о дожде. Практическая работа: Рисунок «Дождик».
Тема 2. Беседа о грибах. Практическая работа: Рисунок «Весёлые мухоморы»
Тема 3. Беседа о ягодах. Практическая работа: Рисунок «Ягоды на тарелочке».
Тема 4. Беседа о безопасности. Практическая работа: Рисунок «Светофорик».
Тема 5. Беседа о технике рисования ладошкой. Практическая работа: Рисунок
«Волшебные картинки»
Тема 6. Техника рисования ладонью. Практическая работа: Сказка «Гуси-лебеди» изображения. Практическая работа: Рисунок «Гуси- лебеди».
Тема 7. Беседа о семье. Практическая работа: Рисунок «Свитер для бабушки»
6

Тема 8. Беседа о домашних животных. Практическая работа: Рисунок «Домашние
животные».
Тема 9. Беседа о птицах. Загадки о сове. Практическая работа: Рисунок «Совушка».
Тема 10. Рябина. Практическая работа: Игра «Угадай». Практическое занятие:
Рисунок «Гроздья рябины».
Тема 11. Беседа о грибах. Обрывная аппликация. Практическая работа:
«Грибочки».
Раздел 3. Печать листьями (4 часа)
Тема 1. Беседа о разнообразии листьев. Знакомство с техникой печатания листьями.
Рассмотрение листьев. Практическая работа: Рисунок «Осенний пейзаж».
Тема 2. Тема 2. Беседа об осени. Практическая работа: Рисунок «Грибы».
Тема 3. Д/ и «С какого дерева лист?» Практическая работа: Рисунок «Букет из
осенних листьев».
Тема 4. Тема 4. Загадки об осени. Коллективная работа: «Листопад».
Раздел 4. Рисование ватными палочками (6 ч.).
Тема 1. Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Практическая
работа: Рисунок: «Волшебство наших рук».
Тема

2.

Беседа

о

праздничном

салюте. Практическая

работа:

Рисунок

«Разноцветный салют».
Тема 3. Беседа о диких животных. Практическая работа: Рисунок «Зайчик».
Тема 4. Беседа о диких животных. Практическая работа: Рисунок «Белка».
Тема 5. Беседа «Моя мамочка» Практическая работа: Рисунок «Тюльпаны для
мамы»
Тема 6. Тема 4. Беседа о строении человека. Игра «Веселые человечки».
Практическая работа: Рисунок «Части тела».
Раздел 5. Печать поролоном (4ч.).
Тема 1. Беседа «Что такое поролон и где его применяют». Знакомство с техникой
печатания поролоном. Практическая работа: «Любимый узор».
Тема 2. Беседа о фруктах. Практическая работа: Рисунок «Фрукты».
Тема 3. Беседа о строении дома, его частях. Практическая работа: Рисунок «Домик
в деревне»
Тема 4. Беседа о дружбе. Коллективная работа: «Друзья».
Раздел 6. Тычок жесткой полусухой кистью (6 ч.)
7

Тема 1. Знакомство с разнообразными видами кисточек. Знакомство с техникой
рисования методом тычка. Практическая работа: Рисунок: «Мой любимый котенок»
Тема 2. Беседа об огне. Практическая работа: Аппликация «Огонь-наш друг или
враг».
Тема 3. Беседа о зиме. Практическая работа Рисунок: «Снежные комочки»
Тема 4. Беседа о животных зимой. Практическая работа: Рисунок «Мишка
косолапый»
Тема 5. Беседа о зимних забавах. Практическая работа: Рисунок «Я слепил
снеговика»
Тема 6. Беседа о празднике «Новый год». Практическая работа: Рисунок: «Ёлочка
нарядная на праздник к нам пришла».
Раздел 7. Печать пробками (4ч).
Тема 1. Познакомить с техникой печатания пробками. Практическая работа:
Рисунок «Гусеница»
Тема 2. Смешанная техника. Печать пробками + рисование пальчиками.
Практическая работа: Рисунок «Свитер для мамы»
Тема 3. Беседа о доброте. Практическая работа: Рисунок ««Нарисуй воздушные
шарики»
Тема 4. Беседа о вежливости. Практическая работа: Рисунок «Украшение»
Раздел 8. Ниткография (4ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования. Практическая работа:
«Волшебные узоры».
Тема 2. Объяснение техники. Практическая работа: «Моя любимая чашка».
Тема 3. Ирис Ревю сказка про черепаху. Практическая работа: «Черепашка».
Тема 4. Беседа об одежде. Игра «Подбери под сезон». Практическая работа: «Мои
рукавички»
Раздел 9. Восковые мелки+ акварель. (6ч).
Тема 1. Показ и объяснение работ в данной технике. Беседа по теме «Злаки».
Практическая работа: Рисунок: «Пшеничное поле»
Тема 2. Беседа о хлебобулочных изделиях. Практическая работа: Аппликация из
семян «Колосок»
Тема 3. Беседа о военных профессиях. Практическая работа. Рисунок «Граница»
Тема 4. Беседа о военном транспорте. Практическая работа: Рисунок «Самолёты»
Тема 5. Сказочная птица. Игра «отыщи». Практическая работа: Рисунок «Перья
жар-птицы».
8

Тема 6. Беседа о театре. Практическая работа: «Я рисую сказку»
Раздел 10. Разные техники (26 ч.).
Тема 1. Беседа о празднике 8 марта. Практическая работа: Рисунок «Бусы для
мамы». (Печать пробками)
Тема 2. Беседа о празднике 8 марта. Практическая работа: Рисунок «Аленький
цветочек» (Рисование ладошками)
Тема

3.

Встречаем

весну.

Практическая

работа:

Рисунок

«Весенние

цветы».(Восковые мелки+ акварель)
Тема 4. Встречаем весну. Практическая работа: Рисунок «Веточка мимозы»
(Рисование ватными палочками)
Тема 5. Встречаем весну. Практическая работа: Рисунок «Весенний дождь»
(Ластик)
Тема 6. Встречаем весну. Коллективная работа «Солнышко лучистое» (Рисование
ладошками)
Тема 7. Вода наше богатство. Практическая работа: Рисунок: «Аквариум»
(Восковые мелки+акварель)
Тема 8. Игра «Угадайка». Практическая работа: Рисунок «Веселые камушки».
(Рисование на камнях).
Тема 9. Беседа о крабе. Показ изображений краба. Практическая работа: Рисунок
«Веселый краб» (Рисование ладошками).
Тема 10. Беседа о видах круп. Практическая работа: «Золотая рыбка» (Рисование
крупой)
Тема 11. Беседа по теме Космос. Практическая работа: Рисунок «Ночь и звёзды»
(Рисование манкой, скатывание салфеток)
Тема 12. Беседа по теме Космос. Практическая работа: Рисунок «Космос»
(Восковые мелки +акварель)
Тема 13. Беседа о птицах. Практическая работа: Рисунок «Стая птичек» (Рисование
штампом)
Тема 14. Загадки о сове. Практическая работа: Рисунок «Сова». (тычок жёсткой
кистью)
Тема 15. Беседа о деревьях. Практическая работа: Рисунок «Елочки». (Зубная
щетка.)
Тема 16. Беседа о безопасности. Практическая работа: «Невиданный зверь»
(Кляксография).
9

Тема 17. Беседа о профессиях (кондитер). Практическая работа: Рисунок
«Мороженое».(Пузырьковая пленка)
Тема 18. Беседа о профессиях (фермер). Практическая работа. Рисунок «Цыплёнок»
(Рисование пшеном)
Тема 19. Беседа о Родине. Практическая работа: Рисунок «Моя родина-Россия».
Восковые мелки.
Тема 20. Беседа о празднике День Победы. Практическая работа: Рисунок «Салют»
(монотипия)
Тема 21. Беседа о насекомых. Практическая работа: Рисунок «Бабочка»
(монотипия)
Тема 22. Беседа о насекомых. Практическая работа: Рисунок «Веселая гусеничка»
(пластилинография)
Тема

23.

Цветочная

страна.

Практическая

работа:

Рисунок

«Пушистые

одуванчики» (Ватные палочки)
Тема 24. Сказка цветик-семицветик. Практическая работа: Рисунок «Цветиксемицветик» (пластилинография).
Тема 25. Демонстрация рисунков из мятой бумаги. Практическая работа: Рисунок
«Чебурашка».
Тема 26. Беседа об игрушках. Практическая работа: Рисунок «Мишка» (Рисунки на
мятой бумаге).
2 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Тема 1. Знакомство с содержанием курса, с инструментами и материалами.
Правило поведения на занятиях. Техника безопасности. Практическая работа: Рисунок на
свободную тему.
Раздел 2. Рисование ладошками и пальчиками (11 ч.)
Тема 1. Беседа о технике рисования пальчиками. Прослушивание звуков дождя.
Беседа о дожде. Практическая работа: Рисунок «Дождик».
Тема 2. Беседа о грибах. Практическая работа: Рисунок «Весёлые мухоморы»
Тема 3. Беседа о ягодах. Практическая работа: Рисунок «Ягоды на тарелочке».
Тема 4. Беседа о безопасности. Практическая работа: Рисунок «Светофорик».
Тема 5. Беседа о технике рисования ладошкой. Практическая работа: Рисунок
«Волшебные картинки»
Тема 6. Техника рисования ладонью. Практическая работа: Сказка «Гуси-лебеди» изображения. Практическая работа: Рисунок «Гуси- лебеди».
10

Тема 7. Беседа о семье. Практическая работа: Рисунок «Свитер для бабушки»
Тема 8. Беседа о домашних животных. Практическая работа: Рисунок «Домашние
животные».
Тема 9. Беседа о птицах. Загадки о сове. Практическая работа: Рисунок «Совушка».
Тема 10. Рябина. Практическая работа: Игра «Угадай». Практическое занятие:
Рисунок «Гроздья рябины».
Тема 11. Беседа о грибах. Обрывная аппликация. Практическая работа:
«Грибочки».
Раздел 3. Печать листьями (4 часа)
Тема 1. Беседа о разнообразии листьев. Знакомство с техникой печатания листьями.
Рассмотрение листьев. Практическая работа: Рисунок «Осенний пейзаж».
Тема 2. Тема 2. Беседа об осени. Практическая работа: Рисунок «Грибы».
Тема 3. Д/ и «С какого дерева лист?» Практическая работа: Рисунок «Букет из
осенних листьев».
Тема 4. Тема 4. Загадки об осени. Коллективная работа: «Листопад».
Раздел 4. Ватные палочки (6 ч.).
Тема 1. Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Практическая
работа: Рисунок: «Волшебство наших рук».
Тема

2.

Беседа

о

праздничном

салюте. Практическая

работа:

Рисунок

«Разноцветный салют».
Тема 3. Беседа о диких животных. Практическая работа: Рисунок «Зайчик».
Тема 4. Беседа о диких животных. Практическая работа: Рисунок «Белка».
Тема 5. Беседа «Моя мамочка» Практическая работа: Рисунок «Тюльпаны для
мамы»
Тема 6. Тема 4. Беседа о строении человека. Игра «Веселые человечки».
Практическая работа: Рисунок «Части тела».
Раздел 5. Печать поролоном (4ч.).
Тема 1. Беседа «Что такое поролон и где его применяют». Знакомство с техникой
печатания поролоном. Практическая работа: «Любимый узор».
Тема 2. Беседа о фруктах. Практическая работа: Рисунок «Фрукты».
Тема 3. Беседа о строении дома, его частях. Практическая работа: Рисунок «Домик
в деревне»
Тема 4. Беседа о дружбе. Коллективная работа: «Друзья».
Раздел 6. Техника Эбру (6 ч.)
11

Тема 1. Знакомство с техникой рисования Эбру. Практическая работа: Рисунок:
«Орнамент»
Тема 2. Беседа об огне. Практическая работа: Рисунок «Огонь-наш друг или враг».
Тема 3. Беседа о зиме. Практическая работа Рисунок: «Морозные узоры»
Тема 4. Беседа о животных зимой. Практическая работа: Рисунок «Мишка
косолапый»
Тема 5. Беседа о зимних забавах. Практическая работа: Рисунок « Я слепил
снеговика»
Тема 6. Беседа о празднике «Новый год». Практическая работа: Рисунок: «Ёлочка
нарядная на праздник к нам пришла».
Раздел 7. Печать пробками (4ч).
Тема 1. Познакомить с техникой печатания пробками. Практическая работа:
Рисунок «Гусеница»
Тема 2. Смешанная техника. Печать пробками + рисование пальчиками.
Практическая работа: Рисунок «Свитер для мамы»
Тема 3. Беседа о доброте. Практическая работа: Рисунок ««Нарисуй воздушные
шарики»
Тема 4. Беседа о вежливости. Практическая работа: Рисунок «Украшение»
Раздел 8. Ниткография (4ч.)
Тема 1. Знакомство с новой техникой рисования. Практическая работа:
«Волшебные узоры».
Тема 2. Объяснение техники. Практическая работа: «Моя любимая чашка».
Тема 3. Ирис Ревю сказка про черепаху. Практическая работа: «Черепашка».
Тема 4. Беседа об одежде. Игра «Подбери под сезон». Практическая работа: «Мои
рукавички»
Раздел 9. Восковые мелки+ акварель. (6ч).
Тема 1. Показ и объяснение работ в данной технике. Беседа по теме «Злаки».
Практическая работа: Рисунок: «Пшеничное поле»
Тема 2. Беседа о хлебобулочных изделиях. Практическая работа: Аппликация из
семян «Колосок»
Тема 3. Беседа о военных профессиях. Практическая работа. Рисунок «Граница»
Тема 4. Беседа о военном транспорте. Практическая работа: Рисунок «Самолёты»
Тема 5. Сказочная птица. Игра «отыщи». Практическая работа: Рисунок «Перья
жар-птицы».
Тема 6. Беседа о театре. Практическая работа: «Я рисую сказку»
12

Раздел 10. Разные техники ( 26 ч.).
Тема 1. Беседа о празднике 8 марта. Практическая работа: Рисунок «Бусы для
мамы». (Печать пробками)
Тема 2. Беседа о празднике 8 марта. Практическая работа: Рисунок «Аленький
цветочек» (Рисование в технике Эбру)
Тема

3.

Встречаем

весну.

Практическая

работа:

Рисунок

«Весенние

цветы».(Восковые мелки+ акварель)
Тема 4. Встречаем весну. Практическая работа: Рисунок «Веточка мимозы»
(Рисование по-мокрому)
Тема 5. Встречаем весну. Практическая работа: Рисунок «Весенний дождь»
(Ластик)
Тема 6. Встречаем весну. Коллективная работа «Солнышко лучистое» (Рисование в
технике монотипия)
Тема 7. Вода наше богатство. Практическая работа: Рисунок: «Аквариум»
(Восковые мелки+акварель)
Тема 8. Игра «Угадайка». Практическая работа: Рисунок «Веселые камушки».
(Рисование на камнях).
Тема 9. Беседа о подводном мире. Показ изображений медузы. Практическая
работа: Рисунок «Медузы» (акварель + цветная соль).
Тема 10. Беседа о видах круп. Практическая работа: «Золотая рыбка» (Рисование
крупой)
Тема 11. Беседа по теме Космос. Практическая работа: Рисунок «Ночь и звёзды»
(Рисование манкой, скатывание салфеток
Тема 12. Беседа по теме Космос. Практическая работа: Рисунок «Космос»
(Восковые мелки +акварель)
Тема 13. Беседа о птицах. Практическая работа: Рисунок «Стая птичек» (Рисование
штампом)
Тема 14. Загадки о сове. Практическая работа: Рисунок «Сова». (техника
граттаж)
Тема 15. Беседа о деревьях. Практическая работа: Рисунок «Елочки». (Зубная
щетка.)
Тема 16. Беседа о безопасности. Практическая работа: «Невиданный зверь»
(Кляксография).
Тема 17. Беседа о профессиях (кондитер). Практическая работа: Рисунок
«Мороженое».(Пузырьковая пленка)
13

Тема 18. Беседа о профессиях (фермер). Практическая работа. Рисунок «Цыплёнок»
(Рисование пшеном)
Тема 19. Беседа о родине. Практическая работа: Рисунок «Моя родина-Россия».
Восковые мелки.
Тема 20. Беседа о празднике День Победы. Практическая работа: Рисунок «Салют»
(монотипия)
Тема 21. Беседа о насекомых. Практическая работа: Рисунок «Бабочка»
(монотипия)
Тема 22. Беседа о насекомых. Практическая работа: Рисунок «Веселая гусеничка»(
пластилинография)
Тема

23.

Цветочная

страна.

Практическая

работа:

Рисунок

«Пушистые

одуванчики» (рисование по-мокрому)
Тема 24. Сказка цветик-семицветик. Практическая работа: Рисунок «Цветиксемицветик» (пластилинография).
Тема 25. Демонстрация рисунков из мятой бумаги. Практическая работа: Рисунок
«Чебурашка».
Тема 26. Беседа об игрушках. Практическая работа: Рисунок «Мишка» (Рисунки на
мятой бумаге).
Планируемые результаты:
1год обучения
Будут знать
- различные способы нетрадиционной техники рисования;
- элементы нетрадиционной техникой – монотипия;
- элементы нетрадиционных техник рисования с использованием нетрадиционных
средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение
Будут уметь
-самостоятельно использовать нетрадиционные материалы, инструменты;
-рисовать пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с разной
структурой, понимать изобразительно –выразительные возможности различных
материалов;
-рисовать техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой жесткой кистью;
-рисовать нетрадиционными техниками с жидкой краской: раздувание краски,
набрызг, кляксография.
2год обучения
Будут знать
- различные нетрадиционные техники и способы создания рисунков;
элементы нетрадиционных техник рисования с использованием нетрадиционных
средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение;
- элементы нетрадиционной техникой – монотипия;
- элементы нетрадиционных
техник со смешением материалов: граттаж,
проступающий рисунок.
Будут уметь
14

- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- самостоятельно применять нетрадиционные материалы и инструменты в рисовании
разными техниками;
-рисовать пальчиками, ладошкой, листьями, поролоном, печатками из различных
материалов с разной структурой;
-рисовать в технике Эбру;
- фантазировать, сочетать различные техники рисования;
-выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
-давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

III.

Организационно-педагогические условия

Учебный план
№

Раздел

Количество часов
Теория

Форма
промежуточной
аттестации

Практика

Всего

0,5
10

1
11

3
5,5

4
6

3
5

4
6

3,5
3
5

4
4
6

25
63,5

26
72

0,5
10

1
11

3
5,5
3
5
3,5
3
5
25
63,5
144

4
6
4
6
4
4
6
26
72

1 год обучения
Вводное занятие (1 ч.)
0,5
Рисование
ладошками и
1
пальчиками (11 ч.)
3
Печать листьями (4 часа)
1
4 Рисование ватными палочками
0,5
(6 ч.)
5 Печать поролоном (4ч.).
1
6 Тычок жесткой полусухой
1
кистью (6 ч.)
7 Печать пробками (4ч).
0,5
8 Ниткография (4ч.)
1
9 Восковые мелки+ акварель.
1
(6ч).
10 Разные техники (26 ч.).
1
8,5
Итого:
2 год обучения
1 Вводное занятие
0,5
2 Рисование
ладошками и
1
пальчиками
3 Печать листьями
1
4 Рисование ватными палочками
0,5
5 Печать поролоном
1
6 Техника Эбру
1
7 Печать пробками
0,5
8 Ниткография
1
9 Восковые мелки+ акварель
1
10 Разные техники
1
8,5
Итого:
Всего количество часов по
1
2

Выставка

15

программе:

Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7
Раздел 8
Раздел 9
Раздел
10
Всего

1
7

8

10

8

8

10

72

2
6
4
2

8

8

8

6

2
6

8

итого

май

апрель

март
8

1
11
4
6
4
6
4
4
6
26

4
4
6
2

8

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/
месяц

сентябрь

Календарный учебный график

16

Оценочные материалы
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• Удовлетворенность обучающихся, осваивающих общеразвивающую программу;
• Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий);
• Поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
дошкольников обеспечивают положительные результаты знаний;
Система оценки результатов освоения обучения по данной программе включает в себя
уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития обучающихся,
включающий индивидуальные качества и личностный рост.
Оценочная деятельность осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая
помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их
соответствия прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу:
-определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной программе.
-выявить степень сформированности практических умений и навыков.
-соотнести прогнозируемые результаты учебно-воспитательной работы.
-определить положительную (отрицательную динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований)
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
После каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного
материала через фронтальный опрос, мини выставки, мини тесты. Успехи могут быть оценены
по трем уровням: высокий, средний, низкий. Дополнением к результатам промежуточной
аттестации - выставка детских работ.
Методические материалы
Беседа «Домашние животные».
Цель: Закрепление представлений детей о домашних животных - внешнем виде,
образе жизни, проживании, уходе за ними.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением домашних животных Ход:
Дети рассаживаются на стульчики полукругом.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, а каких, вы узнаете, когда
отгадаете мои загадки. Если правильно отгадаете загадку, я покажу картинку с отгадкой.
Любит рыбку и сметану,
И поёт так сладко "мяу",
И мурлычет у окошка,
Кто же это дети? (Кошка).
***
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков Дом хранить от чужаков. (Собака)
***
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока (Корова)
***
Быстрее ветра я скачу,
’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,
Я громко ’’иго-го’’ кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

Молодцы, какие ребята, все загадки отгадали и всех животных вы узнали.Как одним
словом можно назвать всех этих животных?
Дети: Домашние
Педагог: А почему их так называют?
Дети: Потому что они живут дома, рядом с человеком.
Пеагог и дети: (Хором повторяют.) Домашние животные.
Педагог: Посмотрите, животные чем- то похожи друг на друга или нет, как вы
думаете?
Дети: Да они похожи. У них есть четыре лапы, уши, хвост, шерсть, мордочка.
Педагог: Правильно, почти все животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои
отличия: У коровы – рога, у курицы - гребешок, у кошечки – пушистый хвостик.
Кто такие домашние животные?
Домашними называют животных потому что:
-их разводят люди;
-кормят и защищают люди;
-люди строят для них жилища;
-люди заботятся об их детенышей.
Ребята, вы слышите какие-то звуки? Что за шум?
Педагог: Посмотрите мамы плачут,давайте им поможем.
(На магнитной доске дети соединяют мам с детенышами и называют их)
-Молодцы, а теперь мамы и их детеныши довольны.
-Ребята, все мамы -животные говорят вам спасибо за помощь и предлагают нарисовать
их на память.
Материалы и инструменты необходимые для работы:
Бумага разного формата и цвета, гуашь, акварельные краски, листья деревьев,
целлофановые пакетики, мятая бумага, поролон, манная крупа, пшено, соль, трубочки от
коктейля, восковая свеча, восковые мелки, одноразовые вилочки, ватные палочки, крышки от
минеральной воды или сока, набор Эбру, кисточки, клей, пластилин, чашечки для гуаши,
баночки для воды, заготовки рисунков, салфетки влажные.
Техническая оснащенность:
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Дидактические материалы:
- технологические карты или конспекты занятия
- картотека игр;
- цветные иллюстрации, картинки;
- фотографии;
- образцы;
- материалы для оформления родительских уголков (в соответствии с комплекснотематическим планированием);
IV. Иные компоненты
Условия реализации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Важную роль в реализации программы «Разноцветные кляксы» играет тщательно
продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда,
18

которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять
личностно-ориентированные технологии обучения.
Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом
принципа интеграции образовательных областей и является:
- содержательно-насыщенной;
- развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут
использоваться в ходе реализации
других областей. Среда не ограничивает детскую
инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления развития и реализации
разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает
уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому
радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует
подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое
стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».

Список литературы
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МоскваСинтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва
«Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраст. Нетрадиционные
техники», Москва, издательство «Творческий центр Сфера», 2005г.
4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез,2008.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: издательство
«Карапуз – Дидактика», 2007г.
6. Лыкова И.А. «Рисуем без кисточки». – М.: 2001г.
7. Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008.-96с.
8. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»./Пособие для
воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. -96с.
9. Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва,
2005
10. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
11. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
12. Таришняя О.А. «Я рисую ладошками». – С.П.: 2001г.
13. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37лет: рисуем и познаем окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64с.»
14. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 87
15. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».