Интеллектуальные игры

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена на
педагогическом совете
Протокол № 4 от «28» 08.2024 г.

Утверждена
приказом директора
МБУ ДО «ДДТ г. Алзамай»
Приказ № 69 «29» августа 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Интеллектуальные игры»
Адресат программы: обучающиеся:11- 15 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:
Садыкова А.Ф., педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Алзамай, 2024 год

Содержание.
Комплекс основных характеристик
1.Пояснтельная записка …………………………………………………………………… стр. 3
- источники, объем, сроки…………………………………………………………………стр.3
- цели, задачи………………………………………………………………………..….….стр.4
- планируемые результаты…………………………………………………………..….…стр.5
- Учебный план……………………………………………………………………..………стр.6
- содержание ………………………………………………………………………….....…стр.7
- календарный учебный график……………………………………………………..…….стр.8
2. Организационно- педагогические условия…………………………………………..….стр.9
- материально- технические условия
- учебно- методическое обеспечение
- оценочные материалы
- формы аттестации, критерии оценки
- методические материалы
3. Иные компоненты
- календарно-тематический план………………………………………………………стр.16
- материалы промежуточного контроля…………………………………………….…стр.23
- список литературы…………………………………………………………………….стр.26

2

Пояснительная записка
Статус
программы:
дополнительная
общеразвивающая
программа
к
курсу
«Интеллектуальные игры» составлена на основе учебного пособия для занятий во внеурочное
время Агаповой И.А., Довыдовой М.А. «Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во
внеурочное время» / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
Программа соответствует следующим нормативно-правовым документам:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (ред. от
17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
- Приказ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области, / Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. –
Иркутск, 2016 г.;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года
№ 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...");
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022г. № ДГ-245/06 "О направлении
методических рекомендаций“ Методические рекомендации по реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
- Методические рекомендации «Организация дистанционного обучения по дополнительным
общеобразовательным программам», Иркутск, ГАУ ДПО ИРО, 2020.
Направленность программы: социально - гуманитарная.
Актуальность программы. На основе диагностических исследований (Н. А. Криволаповой,
И. Ю. Цибаевой, О. А. Холодовой (М.: РОСТкнига, 2013), был сделан вывод, что у
обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания,
наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы можно развивать в
процессе игр, но игр не простых, а интеллектуальных.
В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили
интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления
учащихся, была создана данная программа, которая направлена на развитие
интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять
процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных
проблемных ситуаций. Программа дает ребёнку - подростку возможность раскрыть многие
качества, лежащие в основе творческого мышления, она призвана помочь учащимся стать
более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс,
который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее
3

участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного
взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами
партнеров, это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей.
Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий.
Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, то есть о способности
отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в
этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого
интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения
особенностей общения и обучения общению.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
Игра по программе организовывается педагогом во время большой перемены, 2 раза в
неделю. Эти занятия интеллектуальными играми отличаются тем, что имеют неучебный
характер. Серьезная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает
школьников разного возраста.
Программа адресована подросткам от 11 до 15 лет. Детям сообразительным, находчивым,
склонным к догадкам и умеющим рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и
постепенно развивать решениями задач, рассчитанных на применение первичных навыков
смекалки и начальных логических действий.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: большая перемена (20-25 минут), 2 раза в неделю.
Цель программы: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы
интеллектуальных игр.
Задачи:
1) развивать
-мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного
восприятия, воображения;
- языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли,
давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
-познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
2) формировать
- навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
- навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то
конкретных знаний и умений.

4

3)формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
4) воспитывать чувство единения, команды, чувство «локтя», умение дружить и быть
ответственным.
Коллективная игра формирует понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга,
появляется общественное мнение. Развивается умение дружить, доводить дело до конца,
быть добрым, понимающим, отвечать за свои поступки и решения.
Планируемые результаты.
К концу обучения обучающиеся научатся:
- Правилам решения головоломок, анаграмм, антифраз, логических задач, ребусов,
мегаграмм, шарад, хитрых загадок, судоку.
- Новым способам решения задач с применением творческого (креативного) мышления.
- Быстро включаться в работу с использованием психических механизмов.
- Выполнять задания с отсроченным вопросом,
-интегративные задания,
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти,
внимания, воображения, наблюдательности),
- творческие задачи.
- Решать частично-поисковые задачи разного уровня.
- Сформируют память, внимание, воображение, логическое мышление;
- Разовьют интеллектуальные умения и навыки.
- Разовьют мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности: умение
анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать,
делать умозаключения;
- Разовьют пространственное восприятие и сенсорно-моторную координацию.
Контроль и учет знаний и умений обучающихся:
Промежуточный:
– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
– рефлексивный, то есть контроль, обращенный на «план действия» и опирающийся на
понимание принципов его построения;
– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Время
проведения
Промежуточный
(в течение всего
учебного года)

Виды контроля
Цель проведения
Форма контроля
Определение степени
усвоения обучающимися
учебного материала.
Определение готовности

Контрольные
устные и
письменные работы

Процент
выполнения
0 -10% - не
выполнение
контрольных
5

детей к восприятию
нового материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении. Выявление
детей отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения.

заданий;
11 – 30% - средний
уровень выполнения
контрольных
заданий;
31 – 69% - выше
среднего уровень
выполнения
контрольных
заданий;
70 – 100% - высокий
уровень выполнения
контрольных
заданий.

Учебный план
№
п/п

Кол-во часов
Название разделов

Всего Теория Практика

1

Вводное занятие.

1

0,2

0,8

2
3
4

Антифразы.
Головоломки.
Задачи на нахождение
закономерностей.
Любопытные особенности
некоторых чисел и действий с
ними.
Загадки со спичками.
Логогриф
Анаграммы. Метаграммы. Шарады.
Хитрые загадки.
Ребусы. Занимательные
головоломки.
«Спрятавшиеся» слова.
Устойчивые сочетания слов.
Вопросы-шутки.
Числовые лабиринты.
Нескучные головоломки для

5
5
5

1,5
1,5
1,5

3,5
3,5
3,5

5

1,5

3,5

5
5
5
5
5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

3,5
3,5
3,5
3,5
3,5

5
5
5
5
5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

3,5
3,5
3,5
3,5
3,5

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Форма аттестации

6

16

Маринки, Сашки, Томки.
Заключительное занятие.

1

0,2

0,8

Итого:

72

21,4

50,6

Командное
соревнование

Содержание программы
Вводное занятие. Распределение работы групп. Знакомство с правилами занятий.
Проведение инструктажей.
Антифразы. Возьмем любое крылатое высказывание или пословицу, все слова заменим на
антонимы (слова, противоположные данным по смыслу), согласуем эти антонимы между
собой так, чтобы получилась относительно осмысленная фраза... антифраза.
Головоломки. Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Разминка «Кто
это? Что это?». Поиск закономерностей. Логические задания «Орехи», «Мальчики и
девочки», «Книги».
Задачи на нахождение закономерностей. Развитие внимания: «Собери словечко», «Закрой
окошко».
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра
«Интеллектуальный дилижанс».
Загадки со спичками. Игры со спичками. Спичечный турнир. Развитие быстроты реакции:
«Алфавит». «Шифровальщик». Логически-поисковые задания: «Пли», «Добавь слог»,
«Шоколадка», «Полкан, Жучка и Барбос». Решаем комбинаторные задачи.
Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или
убавления одной буквы или слога.
Метаграммы - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и
того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так,
чтобы получилось новое слово по смыслу загадки.
Хитрые загадки. Учимся делать логические выводы. Логически-поисковые задания:
«Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки». Игра «Веришь – не веришь».
Шарады - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на
несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное
слово, как правило, односложное.
Ребусы. Занимательные головоломки. Зашифрованы слова, фразы или целые
высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками усложненной
формы.
«Спрятавшиеся» слова. Игра «Блицопрос».
Устойчивые сочетания слов. Игра « Перевёртыши».
Вопросы-шутки. «Спрятавшиеся» слова в вопросе. Игра «Ума палата».
Числовые лабиринты. Игры с числами. Игра «Что? Где? Когда?».
Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Большое число разного вида
заданий – головоломок.
Заключительное занятие. Общественный смотр знаний.

7

Календарно – учебный график
Раздел/месяц
Вводный урок
1 раздел
2 раздел
3 раздел
4 раздела
5 раздел
6 раздел
7 раздел
8 раздел
9 раздел
10 раздел
11 раздел
12 раздел
13 раздел
14 раздел
Итоговое занятие
Промежуточный
контроль
Всего:

сентябрь
1 занятие
3 занятия
2 занятия
2 занятия

октябрь

1 занятие
1 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия

ноябрь

2 занятия
2 занятия
2 занятия
2 занятия

декабрь

январь

февраль

1 заняти1
3 занятия
2 занятия
2 занятия

2 занятия

март

апрель

1 занятие
2 занятия
2 занятия
2 занятия

1 занятие
1 занятие
2 занятия
2 занятия

1 занятия
2 занятия
2 занятия
1 занятие

1 занятие
1 занятие
2 занятия
2 занятия
2 занятия

1 занятие
1 занятие
2 занятия
4 занятия
1 занятие
1 занятие

8 часов

10 часов

1 занятие
8 часов

8 часов

8 часов

май

8 часов

8 часов

8 часов

6 часов

Организационно – педагогические условия
№п/п

1

Раздел

Вводное
занятие.

2

Антифразы.

3

Головоломки.

Форма занятий

беседа

беседа, игра,
конкурс,
лекция,
практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
практическое
занятие,
презентация,

Приемы методы организации УВП

1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа.
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога.
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,

Методически
й материал

Техничес
кое
оснащени
е

Форма
подведен
ия
итогов

-

-

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Конкурс.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Контроль
ная
работа.

Журнал.

9

эксперимент.

4

Задачи на
нахождение
закономернос
тей.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

5

Любопытные
особенности
некоторых
чисел и
действий с
ними.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Олимпиа
да.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Тест.

10

6

Загадки со
спичками.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
олимпиада.
Практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

7

Логогриф

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс.

Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Викторин
а.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Игра
«Вопрос ответ».

11

8

Анаграммы.
Метаграммы.
Шарады.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс.

9

Хитрые
загадки.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс.

деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Задание
«Семь
шляп».

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Кроссвор
д.

12

10

Ребусы.
Занимательн
ые
головоломки.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

11

«Спрятавшие
ся» слова.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
олимпиада.

1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Тест.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Олимпиа
да.

13

12

Устойчивые
сочетания
слов.

13

Вопросышутки.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,
практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс,

практическое
занятие,
презентация,
эксперимент.

обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

КВН.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Кроссвор
д.

14

14

Числовые
лабиринты.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс.

15

Нескучные
головоломки
для Маринки,
Сашки,
Томки.

беседа, игра,
конкурс, лекция,
мастер – класс.

2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Исследовательские методы обучения.
5.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
1. Словесные методы обучения: устное
изложение; беседа; анализ материала (теории,
практики)
2. Наглядные методы обучения: показ
видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.
3 Практические методы обучения: задача,
проблема, анализ итога:
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы
обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Викторин
а.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Тест.

15

16

Номе
р п/п

1
2

3

4
5

6

7

Заключительн «мозговой
штурм»
ое занятие.

Дата

Тема занятия
Вводное занятие.

3. Частично-поисковые методы обучения. Участие
детей в коллективном поиске решения проблемы.
4.Овладение детьми методами самостоятельной
творческой работы.
Исследовательские методы обучения.

Карточки с
заданиями,
презентация,
учебный
фильм.

Ноутбук,
проектор,
планшет.

Календарно-тематический план
Содержание занятия.

Распределение участников игры по группам. Выбор капитанов команд.
Проведение инструктажа.
Ребусы по истории.
Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей
взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата.
Шарады «Города»
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Окружающий нас мир в Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
метаграммах.
Задание «Вопрос-ответ». Рефлексия.
Шарады на сочетания
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
слов.
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Анаграммы –
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
словосочетания.
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Хитрые загадки.
Загадки-метафоры. Дидактическая игра. Составление загадок по первой,
второй и третьей модели. Рисунки к загадкам. Рефлексия

Всего

Награждение
победителей
(диплом,
грамота,
благодарстве
нное письмо)

Теория

Практ
ика

1

0,1

0,9

1

0,3

0,7

1

0,2

0,8

1

0,3

0,7

1

0,1

0,9

1

0,3

0,7

1

0,2

0,8
16

8

Нескучные
головоломки для
Маринки, Сашки,
Томки.

9

Развитие речи в
антифразах.
Интеллект-турнир.
Увлекательная игра в
метаграммы.
Зрительный облик
слова в логогрифах.
Увлекательные и
развивающие тесты анаграммы

10
11
12
13

14

Развитие речи в
загадках.

15

Нескучные
головоломки для
Маринки, Сашки,
Томки.
«Спрятавшиеся» слова
– развиваем память.

16

17

Шарады «Птицы»

18

Шарады и ребусы на
основе чисел.

19

Анаграммы с

Авторы учебника: Агапова Ирина Анатольевна, Давыдова Маргарита
Алексеевна. Работа с головоломками на различные темы: «Невнимательная
Маша». «Краски». «В спортивном зале». «Семейный альбом». «Наш
провожатый». «День рождения». «Художник в зоопарке» (рисунок).
«Месяцы года». «Соберите названия». «Окончания слов».
Антифразы на тему «Русские пословицы». Игра в диалоги. Заполнение
карточки. Обсуждение результатов.
Проведение турнира среди команд
Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
Задание «Вопрос-ответ». Рефлексия.
Построение фразы таким образом, чтобы количество букв или звуков в
исходном слове или словосочетании постепенно убывало.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Загадки-противопоставления. Эвристическая беседа. Учащимся раздаются
карточки с текстами загадок. Беседа. Выполнение задания. Закрепление.
Признаки загадки. Редактирование загадок с опорой на плакат “Признаки
загадки”.
Авторы учебника: Агапова Ирина Анатольевна, Давыдова Маргарита
Алексеевна. Работа с головоломками на различные темы: «Нарядите куклу
Наташу». «Клубки и иголки». «Игры в небылицы». «Лена и ее сестры»
(рисунки). «Вспомните материалы». «Стихи кошечки Мурки».
Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей
взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

1
1

0,1
0,2

0,9
0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8
17

картинками - пазлами.

20

Загадки для
любознательных.

21
22

Интеллект-турнир.
Числовые лабиринты
для развития внимания.
Ребусы для игры в
паре.

23

24

Загадки со спичками
для развития
логической памяти.

25

Анаграммы – найди
лишнее.

26

Загадки-обманки.

27

Расширение кругозора
и внимательности в
вопросах-шутках.

систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата. Загадки с
напрашивающейся рифмой. Загадки логические. Смешные про
мультипликационных героев, про сказочных героев для детей, про
предметы гигиены для детей.
Проведение турнира среди команд.
Знакомство с новинками. Разгадывание кроссвордов – лабиринтов (судоку).
Обсуждение трудностей. Работа над ошибками.
Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей
взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата. Загадки на
логику, с подвохом. Задания на логическое решение головоломок с
использованием спичек.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: загадки, имеющие прямой смысл. Загадки,
построенные на иносказании.
Загадки, содержащие прямые и образные смыслы. Прямые и переносные
смыслы в загадках как единое целое. Построение рассуждения на тему по
заданию, комментирование результата.
Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры с шарадами.
Задание «круглый стол». Рефлексия.

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

18

28

Ребусы по русскому
языку.

29

Шарады «Хвойные
деревья»

30

Игры со словами.

31
32

Интеллект-турнир.
Логические тесты с
использованием
различных анаграмм.

33

Загадки-шутки.

34

Задачи со спичками.

35

Заключительное
занятие.
Интеллект-турнир.
Вводное занятие.

36
37
38

39
40

41
42

Развитие
вариативности
мышления в новых
ребусах.
Интеллект-турнир.
Шарады «Города»
Метаграммы «О цветах
и цвете».
Интеллект-турнир.

Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей
взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа. Игра в группе. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
Игра «Ромашка». Рефлексия.
Проведение турнира среди команд
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа. Работа в парах. Составление памятки. Работа над разгадыванием
загадок – шуток. «Составление книжки – малышки». Представление
книжки – малышки про с загадками.
Аналитическая работа над выполнением задания, самопроверка в карточке,
игры со спичками: «Верное равенство», «Развернуть рыбку».
Работа над ошибками.

1

0,1

0,9

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1
1

0,2
0,2

0,8
0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

Проведение турнира среди команд
Распределение участников игры по группам. Выбор капитанов команд.
Проведение инструктажа.
Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей
взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата.
Проведение турнира среди команд
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
Задание «цветик-семицветик» для работы в команде. Рефлексия.
Проведение турнира среди команд

1
1

0,2
0,1

0,8
0,9

1

0,3

0,7

1
1

0,2
0,2

0,8
0,8

1

0,3

0,7

1

0,2

0,8
19

43

Шарады на сочетания
слов.

44

Анаграммы из готовых
слов.

45

Хитрые загадки.
Загадки-метафоры.

46

Нескучные
головоломки для
Маринки, Сашки,
Томки.

47

Антифразы на тему
«Русские пословицы»
Метаграммы о чудесах
природы.
Логогрифы о тайнах
живой планеты Земля.
Анаграммы из
хаотично собранного
набора букв.

48
49
50

51

Загадкипротивопоставления.

52

Нескучные
головоломки для
Маринки, Сашки,
Томки.

53

Интеллект-турнир.

Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа. Работа в парах. Составление памятки. Работа над разгадыванием
загадок – метафор, построение рассуждения на тему по заданию,
комментирование результата.
Авторы учебника: Агапова Ирина Анатольевна, Давыдова Маргарита
Алексеевна. Работа с головоломками на различные темы: «Бабушка в
магазине». «Фантастическая история». «Страшный сон». «Котенок
нашалил». «Письмо про каникулы». «Виды спорта». «Зимние каникулы».
«Назовите имена». «Найдите слова».
Беседа. Работа в группах. Игра в диалоги. Заполнение карточки.
Обсуждение результатов.
Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
Задание «цветик-семицветик» для работы в команде. Рефлексия.
Построение фразы таким образом, чтобы количество букв или звуков в
исходном слове или словосочетании постепенно убывало.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа. Работа в парах. Составление памятки. Работа над разгадыванием
загадок – противопоставлений, построение рассуждения на тему по
заданию, комментирование результата.
Авторы учебника: Агапова Ирина Анатольевна, Давыдова Маргарита
Алексеевна. Работа с головоломками на различные темы: «Впишите слова в
сетки». «Отгадайте загадки по другим загадкам». «Соревнование на
бросок». «Пожарный». «Юннаты, отвечайте!». «Произведения Чехова».
«Кто разбил кувшин?» (рассказ-загадка с рисунками). «Гуси-гуси, га-га-га»
(болгарская загадка). «День рождения».
Проведение турнира среди команд

1

0,1

0,9

1

0,3

0,7

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8
20

54

Ребусы
«Спрятавшиеся» слова.

55

Шарады «Птицы»

56

Шарады и ребусы на
основе чисел.

57

Анаграммы шифровки.

58

Загадки с
напрашивающейся
рифмой.
Числовые лабиринты.
Ребусы по физическим
явлениям природы.

59
60

61

Загадки со спичками.

62

Анаграммы с
подсказками.

63
64

Интеллект-турнир.
Загадки-обманки.

65

Вопросы-шутки.

66

Ребусы – пословицы.

Беседа. Работа в группах. Составление памятки. «Вопрос-ответ» по теме.
Работа над разгадыванием ребусов, построение рассуждения на тему по
заданию, комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа. Круглый стол. Работа в карточке. Работа над разгадыванием
загадок с напрашивающейся рифмой, построение рассуждения на тему по
заданию, комментирование результата.
Беседа. Работа в команде. Кроссворды – лабиринты (судоку). Рефлексия.
Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей
взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата..
Аналитическая работа над выполнением задания, самопроверка в карточке,
игры со спичками: «Подобрать ключ», «Поле для крестиков-ноликов».
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Проведение турнира среди команд
Беседа. Работа в парах. Составление памятки. Работа над разгадыванием
загадок – обманок, построение рассуждения на тему по заданию,
комментирование результата.
Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
Задание «цветик-семицветик» для работы в команде. Рефлексия.
Изучение содержания задания, запись материала, подбор аргументов для
рассуждений на тему, работа в парах сильный-слабый с последующей

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1
1

0,2
0,1

0,8
0,9

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1
1

0,2
0,2

0,8
0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9
21

67

Шарады «Хвойные
деревья»

68

Метаграммы.

69

Анаграммы перевертыши.

70

Загадки-шутки.

71

Загадки со спичками.

72

Заключительное
занятие.
Итого:

взаимопроверкой по памятке, коллективное выполнение задания,
комментирование результата.
Беседа для определения компонентов ситуации задания, составление схемы
работы по образцу, разгадывание сложных моментов, самостоятельная
работа, работа над ошибками, комментирование результата.
Беседа. Игра в парах. Игра на внимание. Игра на память. Игры со словами.
Задание «цветик-семицветик» для работы в команде. Рефлексия.
Беседа, деятельность на формирование способностей к структурированию и
систематизации изученного: анализ анаграммы по алгоритму выполнения
задания, построение рассуждения на тему по заданию, комментирование
результата.
Беседа. Работа в парах. Составление памятки. Работа над разгадыванием
загадок – шуток, построение рассуждения на тему по заданию,
комментирование результата.
Аналитическая работа над выполнением задания, самопроверка в карточке,
игры со спичками: «Бокал с вишенкой», «Пять из девяти», «Зайка и
корзинка»
Работа над ошибками.

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,1

0,9

72

21,4

22

50,6

Материалы промежуточного контроля
Разгадай ребусы:
Ребус 1.

______________________________________
Ребус 3

__________________________________________

Ребус 2.

_______________________________________
Ребус 4.

_____________________________________

Отгадай филворд "Звери". Найди 8 зверей. 7 лесных и 1 среди них спрятался домашний. Кто это?

23

24

Реши логические задачи.
Оленьке купили тетрадь. Она решила пронумеровать страницы и начала с первой. Ей пришлось
написать 39 цифр. Сколько же страниц пронумеровала Оля?
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
2) К числу X прибавили 1/3 X, а потом ещё 25. Получилось 33. Чему равно число X?
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
3) Как написать число 50 с помощью трёх одинаковых чисел. Получилось? А теперь с помощью трёх
одинаковых цифр.
Напишите число 100 с помощью трёх сотен.
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
4) Что больше, третья часть половины или половина трети?
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
5) Мне в школе задали пример, в котором все нечётные числа написаны синим, а все чётные - жёлтым. А
я подумал: " Какого цвета будет число-- сумма чётного и нечётного чисел?"
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
6) Саша положил на одну чашу игрушечных весов 3 одинаковых круглых детали от конструктора. На
другую чашу-- 5 прямоугольных деталей. Весы уравнялись. Потом он положил вместо круглых 6
квадратных деталей. Весы снова показали состояние равновесия. Сколько круглых деталей нужно
положить на одну чашу, если на другой стоят 12 квадратных деталей?
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
7) Вы - водитель автобуса. На первой остановке вошли 6 мужчин и 3 женщины и вошли двое женщин с
детьми. На второй - вышел один мужчина и вошла одна женщина с собакой. На третьей остановке
вошли ещё двое женщин. Сколько лет водителю?
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________

1.

25

Список литературы (для педагога, обучающихся):
Агапова И.А., Довыдова М.А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное
время/ И.А. Агапова, М.А. Довыдова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 343 с.
2. Москвич Иван. Самая большая книга логических игр/ Иван Москвич; пер. с английского
А.В. Банкрашкова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 303, ил.
3. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд. 3-е, без изменений. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.
1.

Интернет – ресурсы:
№
п/
п
1
2

3
4

Раздел
программы

Ресурсы

Шарады.
Ребусы.
Метаграммы.

ShkolaBuduschego.ru›konkursy/dlya…
molodezhi.html
| Гусевский...
admgusev.ru›city/education/articles/det
ail.php
student.zoomru.ru›soc…intellektualnog
o…molodezhi…
yandex.ru/images›сайты

Анаграммы.
Логогрифы.
Загадки.

Примечание
Веселые игры...
Интеллектуальные игры для
молодёжи
Развитие интеллектуального
потенциала молодежи...
интеллектуальные для
молодежи

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».