Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Алзамай Рассмотрена на педагогическим совете Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г. Утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ г. Алзамай» Приказ № 69 «29» 08. 2024 г. Дополнительная общеразвивающая программа «Непоседы» (детско-родительский клуб) Адресат программы: обучающиеся 11- 17 лет Срок реализации: 3 года Разработчик программы: Садыкова А.Ф., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Алзамай, 2024 год Содержание. Комплекс основных характеристик 1.Пояснтельная записка …………………………………………………………………… стр. 3 - источники, объем, сроки…………………………………………………………………стр.3 - цели, задачи………………………………………………………………………..….….стр.5 - планируемые результаты…………………………………………………………..….…стр.5 - Учебный план……………………………………………………………………..………стр.7 - содержание ………………………………………………………………………….....…стр.8 - календарный учебный график……………………………………………………..…….стр.14 2. Организационно- педагогические условия…………………………………………..….стр.16 - материально- технические условия - учебно- методическое обеспечение - оценочные материалы - формы аттестации, критерии оценки - методические материалы 3. Иные компоненты - учебно-тематический план……………………………………………………………стр.30 - материалы промежуточного контроля…………………………………………….…стр.40 - список литературы…………………………………………………………………….стр.43 2 Пояснительная записка Статус программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Непоседы» составлена на основе материала учебно – методических пособий авторов: Павлова М.А. Моделирование воспитательной системы в 5-9 классе планирование, диагностика, досуговая деятельность – Волгоград: Учитель, 2009 – 238с. Третьякова Л.В., Хромова И.В.Коган М.С., Малюшина Т.Г., Мироедова М.И. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования. – Волгоград: Учитель, 2009 – 218с. Яценко И.Ф.Родительские собрания – М.ВАКО, 2014 – 224с. Программа соответствует следующим нормативно-правовым основаниям: Программа соответствует следующим нормативно-правовым документам: - Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023); - Приказ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области, / Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. – Иркутск, 2016 г.; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..."); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022г. № ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций“ Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - Методические рекомендации «Организация дистанционного обучения по дополнительным общеобразовательным программам», Иркутск, ГАУ ДПО ИРО, 2020. Направленность программы: социально-культурная. Актуальность программы. Дети в возрасте взросления, когда детство уже переходит в стадию осмысления своего назначения на жизненном пути, являются предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент становления личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, уже активно взрослеющий человек осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этом этапе развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детскородительских отношений. Ведущее значение в системе отношений ребёнка среднего школьного возраста с окружающими людьми имеют отношения с взрослыми, в процессе общения с которыми происходит усвоение опыта накопленного предшествующими поколениями. Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. 3 Детский психолог Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны. Гармоничность личности с педагогической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Отличительными особенностями данной программы являются: Программа написана по запросу проведённого анкетирования среди детей 11-12 лет и их родителей. Результаты анкеты показали, что дети и их родители нуждаются в общении не только внутри семьи, но и внутри сообщества, среди своих сверстников и их родителей. Сообщества, направленного на вовлечение их в творческую деятельность, позволяющую не только проводить совместное досуговое время, но и всесторонне развиваться, иметь общие интересы, общие цели, приводящие к результату, сплачивающему родителей и их детей. Причем мероприятия, по запросу опрошенных, были желательны и с привлечением старшего поколения: бабушек, дедушек и других родственников. Сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из потенциальных возможностей детей. В центре находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители и курирующий их педагог. Благоприятное взаимодействие детей, родителей и педагогов (помимо курирующего педагога к работе клуба привлекаются классные руководители) способствует гармоничному развитию личности, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. К наиболее ценным качествам личности относятся следующие качества гармоничного развития личности ребенка: - умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия; - принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих возможностей; - принятие других людей, осознание ценности каждого; - стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации. Среди традиционных форм организации общения с педагогами и родителями выделены следующие: наглядно-информационные, познавательные, информационноаналитические, досуговые: -консультации с родителями и педагогами; -беседы с детьми; -семинары-практикумы для родителей; -занятия с элементами тренинга; релаксационные упражнения; -практические занятия с родителями; -выпуск газет; -конкурс рисунков; -деловые игры для педагогов; -опрос детей, родителей и педагогов. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие системы «ребенокродитель-педагог», которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, необходимо выстроить диалог «педагог – ребёнок - родитель», диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, по созданию единого пространства развития каждого ребенка, посещающего детско-родительское объединение «Непоседы». Программа адресована подросткам от 11 до 17 лет. Предполагает активное участие их родителей. Срок освоения программы – 3 года обучения, в год – 72 часа. 4 Форма обучения – очная. Режим занятий – 2 часа в неделю, перерыв между занятиями 10 минут. Цель программы: создать условия для формирования сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогом, развития творческого потенциала участников образовательных отношений и реализации собственных идей объединения «Непоседы» Задачи программы: Относительно обучающихся по программе: - Реализовать мероприятия, направленные на гармоничное, всестороннее развитие обучающихся; - Формировать творческие навыки обучающихся: сочинять, оформлять, организовывать, участвовать в различных мероприятиях; - Формировать умение работать в группе; - Формировать организаторские способности и навыки; - Реализовать исследовательскую и проектную деятельность Относительно родителей обучающихся - Выявить интересы родителей и детей среднего и старшего возраста; - Приобщить родителей к участию в жизни обучающихся через внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества; - Повысить педагогическую культуру родителей. Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей. Планируемые результаты. К концу первого года обучения обучающиеся научатся: - Оформлять тематические альбомы. - Сочинять стихи, частушки, тексты песен. - Составлять сценарии. - Организовывать праздники и вечеринки. - Организовывать розыгрыши. - Читать выразительно со сцены. - Быть ведущими на мероприятиях. К концу первого года обучения родители получат возможность научиться: - Организовывать досуг детей. - Организовывать тематические вечера, праздники, познавательные беседы. - Организовывать поездки и экскурсии. - Организовывать мастер - классы. К концу второго года обучения обучающиеся научатся: - Организовывать и проводить тестирования, анкетирования, опросы. - Организовывать и проводить релаксационные тренинги, игры и упражнения. - Вести исследовательскую деятельность в кругу семьи. К концу второго года обучения родители получат возможность научиться: - Организовывать беседы, часы общения, встречи с другими родителями, для объединения детского коллектива. 5 К концу третьего года обучения обучающиеся научатся: - Организовывать, проводить мероприятия экологической направленности. - Организовывать, проводить развивающие мероприятия для младших братьев и сестер. - Правилам «хобби», «коллекционирования». - Основам здорового образа жизни в семье. - Организовывать, проводить мероприятия патриотической направленности. К концу третьего года обучения родители получат возможность научиться: - Организации семейных традиций. - Привлекать и сотрудничать с организациями города для сплочения семейных коллективов. Контроль и учет знаний и умений обучающихся: Промежуточный: Контроль знаний в процессе обучения, позволяющий выяснить, насколько хорошо обучающиеся усвоили материал, как свободно им владеют: - тестовые задания - устный опрос - анкеты Время проведения Промежуточная (в течение всего учебного года) аттестация Виды контроля Цель проведения Форма контроля Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Контрольные устные и письменные задания, тестирование, устный опрос. Процент выполнения 0 -10% - не выполнение контрольных заданий; 11 – 30% - средний уровень выполнения контрольных заданий; 31 – 69% - выше среднего уровень выполнения контрольных заданий; 70 – 100% - высокий уровень выполнения контрольных заданий. 6 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 Название разделов и тем Учебный план Количество часов 1- год обучения Вводное занятие. История чая. Чайные традиции. Альманах «Чайные традиции». Семейные вечёрки «Праздник чая». Частушка – неотъемлемая часть семейного отдыха в российской глубинке. Жанры устного народного творчества. Рифмование частушек. Подготовка к игровому семейному «Празднику частушек на новый лад». День воздушного шарика. Подготовка к встрече-конкурсу команд «День воздушного шарика». Весь апрель – никому не верь. Месяц шуток и смеха. Месячник «Розыгрыши». Подготовка к празднику шуток и смеха «Да здравствуют чудаки!». Итого: 2- год обучения Вводное занятие. Познакомимся поближе. По секрету сто советов. Семейные вечёрки «Осеннее кафе». Заботе о безопасности нужно учиться. Семейные вечёрки «История возникновения фамилии». Общаемся! Играемся! Развиваемся!. Семейные вечёрки «Пуговичный калейдоскоп». Развивающие и сплачивающие мероприятия «Алые паруса». Две недельки интересных конкурсных семейных мероприятий. Семейные вечёрки «В мире кино». Итого 3 год обучения Вводное занятие. Всего Теори я Практи ка 1 6 6 6 6 0,2 2 2 2 2 0,8 4 4 4 4 6 6 6 2 2 2 4 4 4 6 6 2 2 4 4 6 2 4 6 2 4 5 1,5 3,5 72 23,7 48,3 1 7 7 8 7 8 0,2 2 3 3 2 2 0,8 5 4 5 5 6 7 8 2 3 5 5 6 2 4 6 2 4 7 72 2 23,2 5 48,8 1 0,2 0,8 Форма промежуточ ной (итоговой) аттестации Конкурс команд Викторина 7 2 3 4 5 6 7 8 9 Родители понемногу учатся у своих детей Экологическое воспитание. Хочу всё знать. Я, друзья и мои увлечения. Я и труд. Я и здоровый образ жизни. Я и Отечество. Заключительное занятие. Итого 10 4 6 10 10 10 10 10 10 1 72 3 3 2 3 2 4 0,2 21,4 7 7 8 7 8 6 0,8 50,6 Тест Содержание занятий. 1- год обучения Вводное занятие. Планирование работы на учебный год. Составление расписания, гибкого графика (с учетом разновозрастности группы). История чая. Чайные традиции (6) Напиток, который ценил Гиппократ. Историческая справка. Позвольте представить…русский самовар. Игра «Вопрос - ответ» Оформление календаря «Высказывания о чае». Творческая мастерская. А давайте, поиграем! «Чай в русской литературе». Игра «Вопрос - ответ» Брейн – ринг «Пословицы и поговорки о гостеприимстве». Игра «Вопрос - ответ» Чай в поэзии разных стран. Литературный час. Альманах «Чайные традиции» (6) В гостях у разных народов. Экскурс в историю чая. Чайные традиции. Просмотр фильма, обсуждение темы в виде викторины(2). Пряники русские. Фотовыставка, отгадывание кроссворда. Чайные традиции в семьях Сибиряков. Просмотр видео фильма(2). Семейные вечёрки «Праздник чая» (6) «Праздник чая». Составление сценария. Оформляем и не скучаем зал к празднику. Творческая мастерская. Краткость - сестра таланта, работа с текстом. Составление исторической справки. Музыкальная пауза. Подбор музыкального оформления. «Праздник чая». Конкурсно – игровая программа (2). Частушка – неотъемлемая часть семейного отдыха в российской глубинке (6) Новые народные песни. Экскурс в историю жанра устного народного творчества 20 век. Игра «Поле чудес» на тему «Язык частушки». Экскурсия в д/библиотеку. Книжная выставка «Родина частушки — деревня». Игра «Вопрос - ответ», просмотр книжной выставки. 400 частушек Сирафимы. Час общения об особенностях русской (деревенской) культуры. Частушечный диалог. Игра - инсценировка Бамовские частушки Марии Мордасовой. Музыкальный час. Жанры устного народного творчества (6) Нет лучшего дружка, чем родная матушка. История частушки. Знакомство с жанром. Устный журнал. Частушки «детские», «политические», «лирические». Сочинение частушки на тему. Частушки «свадебные», «деревенские», «городские». Иллюстрирование частушки. Частушки региональные. Создание мини - книжки. 8 Частушки «календарные», «страдания». Просмотр обучающего ролика. Частушки «комические», «пародии – нескладушки». Конкурс мастерства среди Непосед. Рифмование частушек (6) Скороговорки – говори, говори, да не заговаривайся! Знакомство с жанром. Конкурс говорунов. «Белые» стихи. Необычно об обычном. Знакомство с жанром. Конкурс чтецов. Стишки – перевёртыши. Знакомство с жанром. Рифмование второй и четвёртой строк. Литературная мастерская. Рифмоиды типа: «тебя—меня; меня—я; окна—ума». Литературная мастерская. Глагольные рифмы: «дала—взяла; пришла—нашла». Литературная мастерская. Подготовка к игровому семейному «Празднику частушек на новый лад» (6) Праздник частушек на новый лад. Составление сценария. Оформляем и не скучаем зал к празднику. Творческая мастерская. Плакаты для вечера. Творческая мастерская. Краткость - сестра таланта, работа с текстом. Составление исторической справки. Праздник частушек на новый лад. Конкурсно – игровая программа (2). День воздушного шарика (6) Неуправляемый летательный аппарат, который легче воздуха. Экскурс в историю. Дирижабли – родственники шаров. Первые шары. Просмотр медиа-файла. Игра «Вопрос ответ». Конкурсно – игровая программа «Чудо – дерево, украшенное подарками». Учащиеся проводят конкурсно - игровую программу. Воздушные шарики сложной формы, резиновые, каучуковые. Час интересной истории. Волшебная книга «Истории всезнайки». Игра «Хочу всё знать» Встреча мишек в гостях у коротышек. Познавательные викторины о научных открытиях. Подготовка к встрече-конкурсу команд «День воздушного шарика» (6) День воздушного шарика. Составление сценария. Оформляем и не скучаем зал к празднику. Творческая мастерская. Плакаты для команд – болельщиков. Творческая мастерская. Куклы из шариков. Творческая мастерская. День воздушного шарика. Встреча – конкурс команд (2). Весь апрель – никому не верь. Месяц шуток и смеха (6) 1 апреля - День смеха. Экскурс в историю. Французы и «Старый Новый год». Беседа о традициях. Мнение первое. В Древнем Риме - «Праздник глупых». Беседа о традициях. Мнение второе. В Восточной Индии - «День шуток». Беседа о традициях. Мнение третье. «День шутников» по воле неаполитанского короля. Беседа о традициях. Мнение четвертое. Древние корни праздника. Рассказ истории из времен античности. Месячник «Розыгрыши» (6) История любви, или розыгрыш с цветной фольгой. Экскурсия. Проведение игр - розыгрышей с коробкой. Экскурсия. Проведение игр - розыгрышей с нитками. Экскурсия. Розыгрыш с табличками. Посещение начальной школы №3, проведение там весёлого мероприятия. Розыгрыш с верёвкой. Занятие – прогулка. 9 Розыгрыши добрые, разные и необычные Работа по группам. Подготовка к празднику шуток и смеха «Да здравствуют чудаки!» (5) Работа над сценарием «Да здравствуют чудаки!». Составление сценария с ребятами, посещающими объединение. Оформители и мечтатели. Творческая мастерская. Маски, рожицы, улыбки… Творческая мастерская. «Да здравствуют чудаки!». Встреча – конкурс команд (2). Содержание занятий. 2- год обучения Вводное занятие. Планирование работы на учебный год. Составление расписания, гибкого графика (с учетом разновозрастности группы). Познакомимся поближе (7) Детская агрессивность и её причины. Семинар – практикум. Релаксационный тренинг. Психологические игры. Как научить ребенка общаться. Семинар – практикум. Если дома проблемы… Психологические игры. Протяни мне руку. Игры на сплочение. Взрослые и дети на пути к пониманию. Диагностический час. Готов ли ваш ребёнок к общению? Семинар – практикум. По секрету сто советов (7) 10 практических советов: как вырастить книгочея. Памятка. «Плюсы» и «минусы» возраста. Памятка. Словарик для хороших родителей. Памятка. Кризисы взросления. Устный журнал. Причины подросткового кризиса. Викторина. Поговорим о важном. Беседа с библиотекарем. Самостоятельность - начни и продолжи. Итоговая игра. Семейные вечёрки «Осеннее кафе» (8) Осеннее кафе. Составление сценария. Оформляем не скучаем зал к празднику. Творческая мастерская. Плакаты для вечера. Творческая мастерская. Краткость - сестра таланта – пишем сценарий. Составление исторической справки. Музыкальная пауза. Подбор музыкального оформления. Осенний показ мод. Подготовка дефиле. Оформление стенгазеты «Овощной сюрприз». Работа с литературой. Подбор народного фольклора. Творческая мастерская. Праздник «Осеннее кафе». Конкурсно – игровая программа. Заботе о безопасности нужно учиться (7) Забота о ребёнке. Семинар – практикум. Порядок в доме для безопасности. Игровой тренинг. Опасные ситуации дома. Заседание с элементами театрализованной деятельности. Правила безопасности для детей. Оформление семейного опыта. Безопасный отдых на каникулах. Игротека. Подари безопасную игрушку. Проведение акции. Построим безопасный дом. Конкурс плаката 10 Подготовка к семейному празднику «История возникновения фамилии» (8) История возникновения фамилии. Составление сценария. Оформляем красиво и стильно. Творческая мастерская. Плакаты для вечера. Творческая мастерская. Краткость - сестра таланта, работа с текстом. Составление исторической справки. Музыкальная пауза. Подбор музыкального оформления. Фамильная песенка. Конкурс. История возникновения фамилии. Семейный праздник (2). «Общаемся! Играемся! Развиваемся!» (7) Рисуем с детьми. Восковые мелки +акварель. Мастер – класс от руководителя изостудии. Настроение в творчестве. Защита выставки работ участников клуба. Игры нашего детства. Обмен опытом от родителей. Игры современности. Мастер – класс от детей. Театр - как возможность лучше узнать своего ребенка. Беседа. Очумелые ручки. 1 тур. Конкурс- встреча трех поколений. Очумелые ручки. 2 тур. Конкурс- встреча трех поколений. Семейные вечёрки «Пуговичный калейдоскоп» (8) Пуговичный калейдоскоп. Составление сценария. Оформляем красиво и стильно. Творческая мастерская. Плакаты для команд – болельщиков. Творческая мастерская. Конкурс капитанов. Работа в группах. Краткость - сестра таланта, работа с текстом. Составление исторической справки. Музыкальная пауза. Подбор музыкального оформления. Конкурс капитанов. Работа в группах. Пуговичный калейдоскоп. Встреча – конкурс команд. Развивающие и сплачивающие мероприятия «Алые паруса» (6) Посвящение в «Алые паруса». Начало серии мероприятий «Алые паруса». Путешествие в страну тайн по островам. Остров мифов. КТД с элементами игры – путешествия. Путешествие в страну тайн по островам. Остров здоровья. КТД с элементами игры – путешествия. Путешествие в страну тайн по островам. Остров доверия. КТД с элементами игры – путешествия. Путешествие в страну тайн по островам. Остров предсказаний. КТД с элементами игры – путешествия. Путешествие в страну тайн по островам. Остров запретов. КТД с элементами игры – путешествия. Две недельки интересных конкурсных семейных мероприятий. (6) Я и моя семья. 1 тур. Конкурс рисунков. Я и моя семья. 2 тур. Конкурс рисунков. Тропинка к своему Я. Литературный конкурс. Радужная игра – это мой мир. Соревнования. Мир моих увлечений 1 тур. Организационный час. Мир моих увлечений 2 тур. Оформление выставки. Семейные вечёрки «В мире кино» (7) 11 В мире кино. Составление сценария. Как оформить зал к празднику. Творческая мастерская. О должности режиссёра, кинооператора. Мини – квн – экспромт. О должности звукорежиссера, костюмера. Познавательный час. О должности актера. Игра – викторина. О работе массовки. Познавательный час. В мире кино. Проведение праздника. Подведение итогов работы клуба. Награждение. Содержание занятий. 3 год обучения Вводное занятие (1). Распределение по рабочим группам. Составление расписания. Проведение инструктажей. Родители понемногу учатся у своих детей (10) Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности. Родительский ринг. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родительские чтения. Первые проблемы подросткового возраста. Психологическая мастерская. Агрессия, её причины и последствия. Родительские чтения. Как избежать стресса и улыбнуться новому дню?!. Мастер- класс. Трудиться – не значит скучно и не интересно. Родительские чтения. Вот какие бабушки у нас! Праздник. Всему начало – отчий дом. Праздник. Кулинарный поединок. Праздник. Корни рода твоего. Праздник. Экологическое воспитание (10) Берегите эти земли, эти воды. Час общения с презентацией. Природа Иркутского района. Беседа. Мир вокруг нас. Брейн – ринг. Моё место в природе. Круглый стол. Конкурс знатоков природы. Игровая программа. Береги лес от пожаров. Час общения. Берегите землю, берегите. Защита проекта. Экскурсия в природу. Экскурсия. Внимание: бытовые отходы. Беседа. Цивилизация - начало борьбы с природой. Защита проекта. Хочу всё знать (10) Весёлый интеллект. Интеллектуальный турнир. Весёлые посиделки. Конкурсно-развлекательная программа. Ученье с увлечением. Интеллектуальный час общения. Что значит учиться мыслить? Занятие – рассуждение. Работа в группах. Счастливый случай. Познавательная конкурсно-игровая программа. Военно-историческая викторина. Вопросы для участия в конкурсе. Интеллектуальный марафон. Вопросы на общую эрудицию. Необычное путешествие. Фольклорная конкурсно-игровая программа. Правовой турнир. Конкурсно-игровая программа. Это мы не проходили…. Интеллектуально-познавательная игра. Я, друзья и мои увлечения (10) Внешний вид человека. Беседа. Нет уз святее товарищества. Практикум. Этикет и мы! Проблема разговорной речи. Беседа. 12 Мальчики и девочки. Час общения. Сам себя воспитать должен. Занятие по нравственности. Как научиться управлять собой. Час общения. Мимика и жесты. Час общения. Сладкая жизнь. КВН. Внешний облик – внутренний мир. Диспут. В чём смысл жизни? Дискуссия. Я и труд (10) Я в мире профессий. Устный журнал. Труд в нашей жизни. Беседа. Подари книге вторую жизнь. Акция. Мир профессий и твоё место в нём. Защита проекта. Разделение труда. Классификация профессий. Защита проекта. Путешествие в Город мастеров. Час общения с презентацией. Сто дорог — одна твоя. Экскурсия на предприятия города. Профессии. Которые мы выбираем. Экскурсия на предприятия города. Чем пахнут ремёсла. Экскурсия на предприятия города. Профессия моих родителей. Презентация. Я и здоровый образ жизни (10) Мы – против курения. Акция. Внешний вид человека. Мастер – класс. Здоровье – бесценное богатство. Лекторий. Вино вину творит. Час общения с презентацией. Кожа человека и её здоровье. Беседа. Формула здоровья. Дискуссия. Не сломай судьбу свою. Час общения с презентацией. Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Беседа 1. Причины суицида среди подростков. Беседа. Как уберечься от гриппа? Мастер – класс. Я и Отечество (10) Пионеры-герои. Экскурс в историю. Он первый. День космонавтики. Экскурс в историю. Символика России. Своя игра. Защитник Отечества — каков он? Ролевая игра. Этих дней не смолкнет слава! Экскурс в историю. Счастливый случай. Игра на патриотические темы. Горжусь тобой, моя Россия. Просмотр социального ролика. Идут по войне девчата. Экскурс в историю. На войне детей не бывает. Экскурс в историю. Я ребенок – я гражданин. Час общения с презентацией. 13 Календарно – учебный график 1-й год обучения Раздел/месяц сентябрь 1 занятие 1 раздел 6 занятий 2 раздел 4 занятия 3раздел 4 раздела 5 раздел 6 раздел 7 раздел 8 раздел 9 раздел 10 раздел 11 раздел 12 раздел 13 раздел Итоговое Промежуточная аттестация Всего: 11 часов 2-й год обучения Раздел/месяц сентябрь 1 1 раздел 7 2 раздел 2 3раздел 4 раздела 5 раздел 6 раздел 7 раздел 8 раздел октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 2 занятия 6 занятий 6 занятий 2 занятия 4 занятия 6 занятий 6 занятий 6 занятий 2 занятия 4 занятия 2 занятия 8 часов 8 часов 10 часов 6 часов 8 часов октябрь ноябрь декабрь январь февраль март 3 5 3 5 3 5 3 4 6 2 4 6 часов 4 занятия 4 занятия 2 занятия 5 занятий 2 занятия 1 занятие 8 часов 10 часов апрель май 14 9 раздел 10 раздел 11 раздел Промежуточная аттестация Всего: 10 часов 3-й год обучения Раздел/месяц сентябрь 1 1 раздел 9 2 раздел 3раздел 4 раздела 5 раздел 6 раздел 7 раздел 8 раздел 9 раздел Промежуточная аттестация Всего: 10 часов 3 8 часов октябрь 1 7 8 часов 10 часов 6 часов 8 часов ноябрь декабрь январь февраль март 5 1 8 1 5 3 5 8 часов 3 5 8 часов 5 5 10 часов 6 часов 8 часов 6 часов 1 7 1 занятие 8 часов апрель 5 3 6 часов 9 часов май 7 1 1 занятие 8 часов 9 часов 15 Организационно - педагогические условия №п/п Раздел 1 Вводное занятие 2 История чая. Чайные традиции 3 Оформление альбома «Чайные традиции» Форма занятий Организационный час Историческая справка. Викторина. Брейн- ринг. Познавательный час. Игра «Вопрос ответ». Фотовыставка. Игра «Вопрос ответ». Час этикета. Устный журнал. Викторина. Творческая мастерская. Литературный час. Опрос. Творческая мастерская Приемы методы организации УВП 1- й год обучения беседа Методический материал Техническое оснащение Форма подведения итогов Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение. 1.Объяснительноиллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийны е материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Тест. Анкета. Интернет ресурсы Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Выставка. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. 16 4 Подготовка к семейному вечеру «Праздник чая» Творческая мастерская. 5 Частушка – неотъемлемая часть семейного отдыха в российской глубинке Экскурс в историю. Соревнования. Игра «Поле чудес» Экскурсия в д/библиотеку. Книжная выставка. Час общения. Игра – инсценировка. Музыкальный час. 6 Жанры устного народного творчества Устный журнал. Проба пера. Конкурс. Игра. Конкурсно – игровая программа. Овладение детьми методами самостоятельной творческой. Частичнопоисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение. 1.Объяснительноиллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения.5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение. 1.Объяснительно- дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Реферат дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Беседа. Тест. 17 Литературная мастерская. иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. 7 Рифмование частушек 8 Подготовка к игровому Творческая семейному «Празднику мастерская. частушек на новый лад» Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. 9 День воздушного шарика. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение. Экскурс в историю. Игра «Вопрос ответ». Конкурсно – игровая программа. мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Презентация Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник 18 Игра. Игра – соревнование. КТД. Познавательная лаборатория. Соревнования на свежем воздухе. 10 Подготовка к встречеконкурсу команд «День воздушного шарика» Творческая мастерская. Литературный час. Музыкальная пауза. 11 Весь апрель – никому не верь. Месяц шуток и смеха Экскурс в историю. Беседа. Рассказ. Круглый стол. Час театральных игр. 1.Объяснительноиллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение. 1.Объяснительноиллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. КТД Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Реферат 19 методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. 12 Месячник «Розыгрыши» Работа с источниками СМИ. Экскурсия. Игра. Занятие – прогулка. Веселый . Игры на свежем воздухе. 13 Подготовка к празднику шуток и смеха «Да здравствуют чудаки!» Творческая мастерская. Литературный час. Музыкальная пауза. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объяснительно -иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Презентация. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник 20 №п/п Раздел 1 Вводное занятие 2 «Познакомимся поближе» 3 «По секрету сто советов» Форма занятий Организационный час Семинар – практикум. Релаксационный тренинг. Психологические игры. Игры на сплочение. Диагностический час. Анкетирование. Релаксационно сближающее занятие. Опросник. Игра «Вопрос ответ». Памятка. Устный журнал. Викторина. Тренинговые игры. Беседа. Итоговая игра. Диспут. Беседа с психологом. Круглый стол. Приемы методы организации УВП 2- й год обучения беседа Методический материал Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объяснит ельно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийны е материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Техническое оснащение Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Форма подведения итогов Тест. Олимпиада. 21 4 Подготовка к семейному вечеру «Осеннее кафе» Творческая мастерская. 5 «Заботе о безопасности нужно учиться» Интервьюирование. Анкетирование. Семинар – практикум. Тестирование. Игровой тренинг. Выпуск газеты. Заседание с элементами театрализованной деятельности. Творческая мастерская. Акция. Презентация. Фотогаллерея. методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Реферат. 22 6 Подготовка к семейному празднику «История возникновения фамилии» Творческая мастерская. 7 «Общаемся! Играемся! Развиваемся!» Мастер – класс. Игра. Презентация. Обмен мнениями. Беседа. Театр – экспромт. Театральная постановка. Творческая мастерская. Выставка. Конкурс. 8 Подготовка к встречеконкурсу команд «Пуговичный калейдоскоп» Творческая мастерская. самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Выставка. Конкурс. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник. 23 9 Развивающие и сплачивающие мероприятия «Алые паруса» 10 Две недельки интересных конкурсных семейных мероприятий. 11 Подготовка к празднику «В мире кино» Игра – путешествие. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ КТД с элементами видеоматериалов, игры – путешествия. иллюстраций; наблюдение.1.Объяснитель но-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частичнопоисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Конкурс рисунков. Овладение детьми Литературный методами самостоятельной конкурс. творческой работы. Соревнования. Выставка. Творческая мастерская. Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. КТД. Конкурс. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Выставка. Конкурс. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник. 24 №п/п Раздел Форма занятий 1 Вводное занятие Организационный час 2 Работа с родителями. Тематическая консультация. Педагогическая гостиная. Родительский ринг. Родительские чтения. Психологическая мастерская. Лекторий. Мастер- класс. Просмотр видеофильма. Родительский тренинг. Праздник. 3 Экологическое воспитание. Час общения с презентацией. Беседа. Брейн – ринг. Круглый стол. Игровая программа. Приемы методы организации УВП 3- й год обучения беседа Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. Методический материал - Техническое оснащение Форма подведения итогов Ноутбук, проектор, фотоаппарат. - дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Праздник. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Защита проекта. 25 4 Хочу всё знать. Игра-турнир по экологии. Занятие – путешествие. Тематический утренник. Занятие памяти. Час общения с просмотром видеофильма. Игра – лото. Поле чудес. Экскурсия. Интеллектуальный турнир. Конкурсноразвлекательная программа. Час общения. Мини-викторина. Интеллектуальный час общения. Тест. Занятие – рассуждение. Познавательная конкурсно-игровая программа. Беседа. Фольклорная конкурсно-игровая программа. Конкурсно-игровая программа. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. материалы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Интеллектуальнопознавательная игра. 26 5 Я, друзья и мои увлечения. 6 Я и труд. Деловая игра. Беседа. Беседа-диалог. Час общения. Практикум. Занятие по нравственности. Диспут. Деловая игра. Дискуссия. Час общения. Час общения с презентацией. Беседа. Досуговое мероприятие. Устный журнал. Акция. Экскурсия на предприятия города. Презентация. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. КВН. дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Защита проекта. 27 7 Я и здоровый образ жизни. Акция. Мастер – класс. Беседа с элементами инсценировки. Лекторий. Дискуссия. Час общения с презентацией. Просмотр социального ролика. Обсуждение. Час ОБЖ.. Ролевая игра. 8 Я и Отечество. Беседа. Своя игра. Ролевая игра. Правовая беседа с презентацией. Игра на патриотические темы. Просмотр социального методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. Устное изложение; беседа; анализ текста. Показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение.1.Объясните льно-иллюстративные методы обучения. 2.Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Тест. Опрос. Анкета (сравнение результатов) дидактические карточки с заданиями, подборка периодических изданий, мультимедийные материалы. Ноутбук, проектор, фотоаппарат. Круглый стол. 28 ролика. Экскурс в историю. Дискуссия. Урок мужества. Час общения с презентацией. Деловая игра. методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. 4.Исследовательские методы обучения. 5.Овладение детьми методами самостоятельной творческой работы. 29 Дата Тема занятия Учебно-тематический план. 1 год обучения Содержание занятия Вводное занятие. История чая. Чайные традиции (6) Напиток, который ценил Гиппократ. Позвольте представить…русский самовар. Оформление календаря «Высказывания о чае». А давайте, поиграем! «Чай в русской литературе». Брейн – ринг «Пословицы и поговорки о гостеприимстве». Чай в поэзии разных стран. Альманах «Чайные традиции» (6) В гостях у разных народов. Чайные традиции. Чайные традиции. Пряники русские. Чайные традиции в семьях Сибиряков. Чайные традиции в семьях Сибиряков. Подготовка к семейному вечеру «Праздник чая» (6) «Праздник чая». Как оформить зал к празднику. «Краткость - сестра таланта». Музыкальная пауза. Праздник чая. Праздник чая. Частушка – неотъемлемая часть семейного отдыха в Всего Теория Планирование работы на учебный год. 1 Составление расписания, гибкого графика (с учетом разновозрастности группы). 0,2 Практи ка 0,8 Историческая справка. Игра «Вопрос - ответ» Творческая мастерская. Игра «Вопрос - ответ» Игра «Вопрос - ответ» 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Литературный час. 1 0,3 0,7 Экскурс в историю чая. Просмотр фильма, обсуждение темы в виде викторины. Просмотр фильма, обсуждение темы в виде викторины. Фотовыставка, отгадывание кроссворда. Просмотр видео фильма. Просмотр видео фильма. 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 Составление сценария. Творческая мастерская. Составление исторической справки. Подбор музыкального оформления. Конкурсно – игровая программа 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 30 российской глубинке (6) «Новые народные песни». Игра «Поле чудес» на тему «Язык частушки». Книжная выставка «Родина частушки — деревня». «400 частушек Сирафимы». Частушечный диалог. «Бамовские частушки» Марии Мордасовой. Жанры устного народного творчества (6) «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». Частушки «детские», «политические», «лирические». Частушки «свадебные», «деревенские», «городские». Частушки региональные. Частушки «календарные», «страдания». Частушки «комические», «пародии – нескладушки». Рифмование частушек (6) Скороговорки – говори, говори, да не заговаривайся! «Белые» стихи. Необычно об обычном. Стишки – перевёртыши. Рифмование второй и четвёртой строк. Рифмоиды типа: «тебя—меня; меня—я; окна—ума». Глагольные рифмы: «дала—взяла; пришла—нашла». Подготовка к игровому семейному «Празднику частушек на новый лад» (6) «Праздник частушек на новый лад». Как оформить зал к празднику. Плакаты для вечера. «Краткость - сестра таланта». «Праздник частушек на новый лад». «Праздник частушек на новый лад». Экскурс в историю жанра устного народного творчества 20 век. Экскурсия в д/библиотеку. Игра «Вопрос - ответ», просмотр книжной выставки. Час общения об особенностях русской (деревенской) культуры. Игра - инсценировка Музыкальный час. 1 0,3 0,7 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 История частушки. Знакомство с жанром. Устный журнал. Сочинение частушки на тему. Иллюстрирование частушки. Создание мини- книжки. Просмотр обучающего ролика. Конкурс мастерства среди Непосед. 1 0,3 0,7 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Знакомство с жанром. Конкурс говорунов. Знакомство с жанром. Конкурс чтецов. Знакомство с жанром. Литературная мастерская. Литературная мастерская. Литературная мастерская. 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Составление сценария. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Составление исторической справки. Конкурсно – игровая программа. Конкурсно – игровая программа. 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 31 День воздушного шарика (6) Неуправляемый летательный аппарат, который легче воздуха. Дирижабли – родственники шаров. Первые шары. Конкурсно – игровая программа «Чудо – дерево, украшенное подарками». Воздушные шарики сложной формы, резиновые, каучуковые. Волшебная книга «Истории всезнайки». Встреча мишек в гостях у коротышек. Подготовка к встрече-конкурсу команд «День воздушного шарика» (6) «День воздушного шарика». Как оформить зал к празднику. Плакаты для команд – болельщиков. Куклы из шариков. «День воздушного шарика». «День воздушного шарика». Весь апрель – никому не верь. Месяц шуток и смеха (6) 1 апреля - День смеха (День дурака). Французы и «Старый Новый год». В Древнем Риме - «Праздник глупых». В Восточной Индии - «День шуток». «День шутников» по воле неаполитанского короля Монтере. Древние корни праздника. Месячник «Розыгрыши» (6) История любви, или розыгрыш с цветной фольгой. Проведение игр - розыгрышей с коробкой. Экскурс в историю. 1 0,3 0,7 Просмотр медиа-файла. Игра «Вопрос ответ». Обучающиеся проводят конкурсно игровую программу. Час интересной истории. 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 Игра «Хочу всё знать» Познавательные викторины о научных открытиях. 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 Составление сценария. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Встреча – конкурс команд. Встреча – конкурс команд. 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Экскурс в историю. Беседа о традициях. Мнение первое. Беседа о традициях. Мнение второе. Беседа о традициях. Мнение третье. Беседа о традициях. Мнение четвертое. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Рассказ истории из времен античности. 1 0,3 0,7 Экскурсия. Организация мероприятия совместно с детской библиотекой. Организация мероприятия совместно с детской библиотекой. Экскурсия. 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 32 Проведение игр - розыгрышей с нитками. Розыгрыш с табличками среди ребят начальной школы. Розыгрыш с верёвкой на улицах города. Розыгрыш по телефону среди дружной компании. Подготовка к празднику шуток и смеха «Да здравствуют чудаки!» (5) Работа над сценарием «Да здравствуют чудаки!». Как оформить зал к празднику. Маски, рожицы, улыбки… «Да здравствуют чудаки!». «Да здравствуют чудаки!». Дата Тема занятия Экскурсия. Организация мероприятия совместно с детской библиотекой. Посещение начальной школы №3, проведение там весёлого мероприятия. Занятие – прогулка. Работа по группам. 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 Составление сценария с ребятами, посещающими объединение. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Встреча – конкурс команд. Встреча – конкурс команд. 1 0,3 0,7 1 1 1 1 72 0,3 0,3 0,3 0,3 23,7 0,7 0,7 0,7 0,7 48,3 Учебно-тематический план. 2 год обучения Содержание занятия Вводное занятие. «Познакомимся поближе» (7) Детская агрессивность и её причины. Релаксационный тренинг Как научить ребенка общаться. Если дома проблемы… Протяни мне руку. Взрослые и дети на пути к пониманию. Готов ли ваш ребёнок к общению? «По секрету сто советов» (7) 10 практических советов: как вырастить книгочея. «Плюсы» и «минусы» возраста. Всего Теория Планирование работы на учебный год. Составление расписания, гибкого графика. 1 0,2 Практи ка 0,8 Семинар – практикум. Психологические игры. Семинар – практикум. Психологические игры. Игры на сплочение. Диагностический час. Семинар – практикум. 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Памятка. Памятка. 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 33 Словарик для хороших родителей. Кризисы взросления. «Причины подросткового кризиса». Поговорим о важном. Самостоятельность - начни и продолжи. Подготовка к семейному вечеру «Осеннее кафе» (8) Осеннее кафе. Оформляем, не скучаем зал к празднику. Плакаты для вечера. Краткость - сестра таланта – пишем сценарий. Музыкальная пауза. Осенний показ мод. Оформление стенгазеты «Овощной сюрприз». Праздник «Осеннее кафе». «Заботе о безопасности нужно учиться» (7) Забота о ребёнке. Порядок в доме для безопасности. Опасные ситуации дома. Правила безопасности для детей. Безопасный отдых на каникулах. Подари безопасную игрушку. Построим безопасный дом. Подготовка к семейному празднику «История возникновения фамилии» (8) История возникновения фамилии. Оформляем, не скучаем зал к празднику. Плакаты для вечера. Краткость - сестра таланта – пишем сценарий. Музыкальная пауза. Фамильная песенка. История возникновения фамилии. Памятка. Устный журнал. Викторина. Итоговая игра. Итоговая игра. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Составление сценария. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Составление исторической справки. Подбор музыкального оформления. Подготовка дефиле. Работа с литературой. Подбор народного фольклора. Творческая мастерская. Конкурсно – игровая программа. 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Семинар – практикум. Игровой тренинг. Заседание с элементами театрализованной деятельности. Оформление семейного опыта. Игротека. Акция для детского сада. Игровой тренинг. Составление сценария. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Составление исторической справки. Подбор музыкального оформления. Конкурс. Семейный праздник 34 История возникновения фамилии. «Общаемся! Играемся! Развиваемся!» (7) Рисуем с детьми. Восковые мелки +акварель. Настроение в творчестве. Игры нашего детства. Игры современности. Театр - как возможность лучше узнать своего ребенка. Очумелые ручки. 1 тур. Очумелые ручки. 2 тур. Подготовка к встрече-конкурсу команд «Пуговичный калейдоскоп» (8) Пуговичный калейдоскоп. Оформляем, не скучаем зал к празднику. Плакаты для команд – болельщиков. Конкурс капитанов. Краткость - сестра таланта – пишем сценарий. Музыкальная пауза. Конкурс капитанов. Пуговичный калейдоскоп. Развивающие и сплачивающие мероприятия «Алые паруса» (6) Посвящение в «Алые паруса». Путешествие в страну тайн по островам. Путешествие в страну тайн по островам. Путешествие в страну тайн по островам. Путешествие в страну тайн по островам. Путешествие в страну тайн по островам. Семейный праздник Мастер – класс от руководителя изостудии. Защита выставки работ участников клуба. Обмен опытом от родителей. Мастер – класс от детей. Беседа. Конкурс - встреча трех поколений. Конкурс - встреча трех поколений. Составление сценария. Творческая мастерская. Творческая мастерская. Работа в группах. Составление исторической справки. Подбор музыкального оформления. Работа в группах. Встреча – конкурс команд. Начало серии мероприятий «Алые паруса». Остров мифов. КТД с элементами игры – путешествия. Остров здоровья. КТД с элементами игры – путешествия. Остров доверия. КТД с элементами игры – путешествия. Остров предсказаний. КТД с элементами игры – путешествия. Остров запретов. КТД с элементами игры – путешествия 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 1 0,3 0,7 Две недельки интересных конкурсных семейных 35 мероприятий. (6) Я и моя семья. 1 тур. Я и моя семья. 2 тур. Тропинка к своему Я. Радужная игра – это мой мир. Мир моих увлечений. 1 тур. Мир моих увлечений. 2 тур. Подготовка к празднику «В мире кино» (7) В мире кино. Краткость - сестра таланта – пишем сценарий. О должности режиссёра, кинооператора. О должности звукорежиссера, костюмера. О должности актера. О работе массовки. В мире кино. Конкурс рисунков. Конкурс рисунков. Литературный конкурс. Соревнования. Организационный час. Оформление выставки. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 72 23,2 48,8 Всего Теория 1 0,2 Практи ка 0,8 Родительский ринг. 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 Родительские чтения. Психологическая мастерская. Родительские чтения. Мастер- класс. Родительские чтения. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Составление сценария. Творческая мастерская. Познавательный час. Познавательный час. Познавательный час. Познавательный час. Проведение праздника. Подведение итогов работы клуба. Награждение. Итого Дата Тема занятия Учебно-тематический план. 3 год обучения Содержание занятия Вводное занятие (1). Работа с родителями (10) Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Первые проблемы подросткового возраста. Агрессия, её причины и последствия. Как избежать стресса и улыбнуться новому дню?!. Трудиться – не значит скучно и не интересно. Распределение по рабочим группам. Составление расписания. Проведение инструктажей. 36 Вот какие бабушки у нас! Всему начало – отчий дом» Кулинарный поединок. Корни рода твоего. Экологическое воспитание (10) Берегите эти земли, эти воды. Природа Иркутского района. Мир вокруг нас. Моё место в природе. Конкурс знатоков природы. Береги лес от пожаров. Берегите землю, берегите. Экскурсия в природу. Внимание: бытовые отходы. Цивилизация - начало борьбы с природой. Хочу всё знать (10) Весёлый интеллект. Весёлые посиделки. Ученье с увлечением. Что значит учиться мыслить? Счастливый случай. Военно-историческая викторина. Интеллектуальный марафон. Необычное путешествие. Правовой турнир. Это мы не проходили. Я, друзья и мои увлечения (10) Внешний вид человека. Нет уз святее товарищества. Этикет и мы! Проблема разговорной речи. Мальчики и девочки. Сам себя воспитать должен. Праздник. Праздник. Праздник. Праздник. 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 Час общения с презентацией. Беседа. Брейн – ринг. Круглый стол. Игровая программа. Час общения. Защита проекта. Экскурсия. Беседа. Защита проекта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Интеллектуальный турнир. Конкурсно-развлекательная программа. Интеллектуальный час общения. Занятие – рассуждение. Работа в группах. Познавательная конкурсно-игровая программа. Вопросы для участия в конкурсе. Вопросы на общую эрудицию. Фольклорная конкурсно-игровая программа. Конкурсно-игровая программа. Интеллектуально-познавательная игра. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Беседа. Практикум. Беседа. Час общения. Занятие по нравственности. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 37 Как научиться управлять собой. Мимика и жесты. Сладкая жизнь. Внешний облик – внутренний мир. В чём смысл жизни? Я и труд (10) Я в мире профессий. Труд в нашей жизни. Подари книге вторую жизнь. Мир профессий и твоё место в нём. Разделение труда. Путешествие в Город мастеров. Сто дорог — одна твоя. Профессии. Которые мы выбираем. Чем пахнут ремёсла. Профессия моих родителей. Я и здоровый образ жизни (10) Мы – против курения. Внешний вид человека. Здоровье – бесценное богатство. Вино вину творит. Кожа человека и её здоровье. Формула здоровья. Не сломай судьбу свою. Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Причины суицида среди подростков. Как уберечься от гриппа? Я и Отечество (10) Я и моё Отечество. Пионеры-герои. Он первый. День космонавтики. Час общения. Час общения. КВН. Диспут. Дискуссия. 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Устный журнал. Беседа. Акция. Защита проекта. Классификация профессий. Защита проекта. Час общения с презентацией. Экскурсия на предприятия города. Экскурсия на предприятия города. Экскурсия на предприятия города. Презентация. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Акция. Мастер – класс. Лекторий. Час общения с презентацией. Беседа. Дискуссия. Час общения с презентацией. Беседа. 1 1 1 1 1 1 1 1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Беседа. Мастер – класс. 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 Просмотр социального ролика. Обсуждение темы. Рисование коллажа. Экскурс в историю. Экскурс в историю. 1 0,3 0,7 1 1 0,3 0,3 0,7 0,7 38 Символика России. Защитник Отечества — каков он? Этих дней не смолкнет слава! Счастливый случай. Горжусь тобой, моя Россия. Идут по войне девчата. На войне детей не бывает. Итого: Своя игра. Ролевая игра. Экскурс в историю. Игра на патриотические темы. Просмотр социального ролика. Экскурс в историю. Экскурс в историю. 1 1 1 1 1 1 1 72 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 21,4 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 50,6 39 Материалы промежуточного контроля 1. Согласны ли вы с утверждением: «Праздник- важнейший элемент традиционной народной культуры. Отражая жизнь отдельного человека и общества в целом, праздник способствовал формированию духовного уклада жизни, объединял людей, помогал им преодолевать чувство одиночества, сплачивая все слои населения: от бедных и богатых до старых и малых». а) да б) нет 2. Соотнесите термины и их значения. Среди праздников и обрядов различают: 1) религиозные 2) семейно-бытовые 3) календарные 4) общественно-политические а) отражают знаменательные события и основные этапы жизни, от рождения до смерти б) связаны с определенными верованиями человека в) связаны с трудовой деятельностью человека и его отношением к природе г) посвящены важнейшим историческим событиям и явлениям общественной жизни 3. К зиме заканчивался сбор урожая, и в свободное время люди весело отдыхали, принимая участие в многочисленных праздниках. Какие из перечисленных отмечаются зимой? а) Рождество б) троица в) Крещение г) Сретенье д) Покров 4. Какой праздник в народе называют водосвятием, когда происходит освящение воды в храмах; верующие купаются в проруби, смывая все грехи: а) Крещение б) Масленица г) Троица 5. Первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов, потому что, по поверью наших предков именно в этот день зима встречается с Весной: а) Масленица б) Сретение в) Троица 6. По традиции этот праздник длится неделю, у каждого дня- свое название. Люди мастерили куклу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями возили по деревне. Ее сожжение символизирует улетевшие трудности и неприятности. О чем идет речь? а) Троица б) Праздник Ивана Купалы в) Масленица. 7. Этот праздник получил свое название в память благой вести, которую принес Деве Марии архангел Гавриил. Он возвестил о том, что у нее должен родиться сын, который будет наречен именем Иисус: а)Рождество б)Крещение в) Благовещение 40 8. Праздник начинался с посещения церкви. К ужину готовились торжественно: дома все было по- праздничному, наряжали елку, готовили подарки. На стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочник, кутья, блины. О чем идет речь? а) Рождество б)Крещение в)Покров 9. этот праздник посвящен одному из первых красиво цветущих деревьев весной. Освященные в храме ветви, по мнению верующих, обладают магической и целебной силой. а)Вербное воскресение б)Троица 10. Пасха – праздник праздников, к которому готовятся весь год. Что является его символом? а)красное яйцо б)кулич в)свеча 11. На этот праздник плели венки из цветов и веток березы. Считалось, что к тем, кто их мастерит, обязательно придет счастье. О каком празднике идет речь? а)Благовещение б)Покров в)Троица 12. Первый праздник – на воде стоят, второй – яблоки едят, третий – орехи едят да на холсты глядят. а)Спас б)Рождество в)Пасха 13. С этого осеннего праздника начинались девичьи посиделки. Они продолжались на Руси две недели, и все собирались на работу. Что делали? а) пряли, вышивали б) квасили капусту в) водили хороводы, пели 14. Назовите праздник, который считается покровителем свадеб. а) Покров б) Рождество в) Пасха. 15. Соотнесите название праздника и время их проведения. а) Рождество 1) осень б) Покров 2) лето в) Троица 3) зима г) Пасха 4) весна Пример устного опроса 1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? 2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы - генератор идей? 3. В какой степени вы относите себя к людям решительным? 4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? 5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание? 41 6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо? 7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? 8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения? 9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение? 10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем? 11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения? 12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем? 13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? 14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь? 15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по учебе? 16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным? 17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело? 18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем? Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?» (могут быть на различные темы) 1. 3анимаюсь спортом: 2. Как я питаюсь: З. Курю: 4. Выпиваю: 5. Употребление наркотиков: 6. Режим дня 7. Соблюдаете ли гигиенический режим: 8. Делаете ли по утрам зарядку: 9. Проводятся ли физкультпаузы на уроках: 10. Как много времени тратится на выполнение домашнего задания: Постоянно 9 Хорошо 18 постоянно часто постоянно строго соблюдаю Постоянно 11 Иногда 9 не очень Редко 2 Иногда 1 иногда иногда нарушаю 14 Иногда 7 Постоянно 5 Постоянно 10 Иногда 9 Иногда 6 Никогда 4 Никогда 2 от 1 часа до 3-х 8 до 1 часа 8 3 часа и более 2 не занимаюсь плохо не курю 16 Никогда 17 никогда не соблюдаю 4 никогда 42 Литература для педагогов: 1. Арсенина Е.Н. Развлечения со значением: внеклассные мероприятия для младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007 2. Алымова Н.А. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работыВолгоград: Учитель, 2008 3. Ватаман В.П. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия– Волгоград: Учитель, 2009 4. Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты– Волгоград: Учитель, 2009 5. Иманова В.Д. Родительские собрания 5 классы- Волгоград: Учитель, 2008 6. Лупоядова Л.Ю. и др. Родительские собрания 8-9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей - Волгоград: Учитель, 2008 7. Леликова Г.А. Система работы с родителями: разработка внеклассных мероприятий и родительских собраний– Волгоград: Учитель, 2007 8. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребёнок. – М.: Вента – Граф, 2005 9. Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества: программы работы, разработки мероприятий– Волгоград: Учитель, 2009 10. Павлова О.В. Родительские собрания 7 классы: тренинги, консультативные вечера, творческие лаборатории, игровые практикумы– Волгоград: Учитель, 2009 11. Работа с семьёй в учреждениях ДО: аукцион методических идей .В.Третьякова Вогоград: Учитель, 2009 12. Свиридова О.В. Работа с родителями в средней школе- Волгоград: Учитель, 2008 13. Синько И. Как правильно называть родственников? - М.: АСТ; Спб: Сова, 2007 14. Тесленкова И.А. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для уч. 9-11 классов– Волгоград: Учитель, 2007 15. Чурина Л. игры, конкурсы, задания (Семейные праздники и традиции) – М.: АСТ; Спб: Сова, 2007 Литература для детей и родителей: 1. Анн Л.Ф. Игры с подростками. СПб., 2003 2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996 3. Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1984 4. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»М., 2006 5. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999 6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ,2007 7. Григори Н. Связующая нить «Мама, папа, я…» № 1,2001 8. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. СПб.,1997 9. Марковская И.М.Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2,1998 10. Овчарова Р.В. «Всё обо всём!!!» М.:ТЦ «Сфера», 2001 11. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002) 12. Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под ред.Т.Л.Бука,М.Л.Митрофановой) М.,2008 13. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера,1998 №п/п 1 Интернет – ресурсы для детей, родителей, педагогов: Раздел программы Ресурсы «По секрету сто советов» Родительские фразы, опасные для детей : Воспитание... 43 2 «Заботе о безопасности нужно учиться» 3 «Общаемся! Играемся! Развиваемся!» 4 Развивающие и сплачивающие мероприятия «Алые паруса» 5 Две недельки интересных конкурсных семейных мероприятий. subscribe.ru›digest/children/education… ПочемуЧка - Сайт для детей и их родителей - Каталог... pochemu4ka.ru›Полезные сайты ...Памятка для детей и родителей... - сайт для родителей mamainfo.ru›news/601.html Новые дети - сайт для детей и родителей novye-deti.ru ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - Сайт для детей и их родителей friendship.com.ru›articles.shtml 44