Застывшее искусство

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена

Утверждена

на педагогическом совете

приказом директора МБУДО «ДДТ г. Алзамай»

Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г.

№ 69 от «29» 08. 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Застывшее искусство»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик:
Ибрагимова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
,

г. Алзамай, 2024 год

Содержание
Раздел I. Пояснительная записка…………………………………. стр
1.1.Информационные материалы, направленность……………….....
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы..
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы……………..
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...
1.6. Цель и задачи программы…………………………………………
Раздел II. Комплекс основных характеристик программы…….. стр
2.1.

Учебный план 1 год……………………………………………..

2.2.

Содержание учебного плана…………………………………….

2.3

Учебный план 2 год………………………………………………

2.4

Содержание учебного плана…………………………………….

Раздел III. Организационно-педагогические условия…………… стр.
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………
3.2.

Календарный учебный график ………………………………….

Раздел IV.Условия реализации
4.1.

Материально- технические условия…………………………….

4.2. Кадровое обеспечение программы……………………………….
Раздел V. Список литературы ………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………

Раздел I. Пояснительная записка
1.1.Информационные материалы, направленность
Лепка- один из любимых видов художественной деятельности
дошкольников. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Она расширяет
кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей
жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение
наблюдать, выделять главное, характерное; учат не только смотреть и видеть, но
и
создавать
собственные
произведения,
отражающие
творческую
индивидуальность, представления ребенка об окружающем мире.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки
ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Занятия лепкой комплексно
воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность (тонкое восприятие формы, фактуры,
цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость,
мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в
первоначальный замысел;
- обогащают ребёнка в художественном и творческом плане.
Дополнительная общеразвивающая программа по лепке- «Застывшее искусство»
Написана на основе дополнительной общеразвивающей образовательной
программы «Лепка», (автор Крупнова Л.А.) и рабочей программы для детей
старшего дошкольного возраста «Веселый пластилин», (автор Каратаева Г.В.)
Дополнительная общеразвивающая программа «Застывшее искусство»
составлена в соответствии с действующим законодательством в сфере
образования.
Учреждение организует работу с обучающимися в течение всего учебного года.
Образовательная деятельность составляет не менее 36 учебных недель.
Направленность программы- художественная.
Занятия лепкой
комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность (тонкое восприятие формы, фактуры,
цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость,
мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в
первоначальный замысел;
обогащают
ребёнка
в
художественном
и
творческом
плане.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
определяется современным запросам общества, которое ориентируется на
творчество, самостоятельность в поисках творческих решений. Овладевая
полученными умениями, дети учатся создавать свои конструкции. Они с
удовольствием создают плоские панно, объёмные фигурки животных, людей,
сказочных героев, машинки, фрукты, мебель, тематические композиции.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что наряду с
лепкой, дети получают углубленные знания по основам изобразительной грамоты,
истории искусств, декоративно-прикладному искусству. Важным и ценным
является то, что лепка вместе с другими видами изобразительного искусства
развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и
созидать по законам красоты.
1.3. Новизна и отличительные особенности программы заключается в том,
что она содержит новые подходы к проведению занятий по лепке, включающие в
себя не только процесс изготовления изделий, но и процесс изготовления самого
материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно
изменять, использовать появляющиеся новинки, а также появляется возможность
постоянно экспериментировать с процессом изготовления изделий из соленого
теста, пластилина, папье-маше, воздушного пластилина и глины.
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Застывшее
искусство» предназначена
для
детей
среднего
дошкольного возраста от 5 до 6 лет, рассчитана на 2 года обучения. Программа
рекомендована как дополнительная образовательная услуга в ДОУ. На занятиях
необходимо применять наглядный материалом, который позволит обучающимся
легче понять и освоить тему, поможет в работе. Включение игровых моментов дает
возможность детям обучаться легко и с интересом.
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем
Форма проведения занятий- очная. Срок освоения программы 2 года - 144
часа. Продолжительность занятий проводится согласно СанПину и составляет 25–
30 минут. Для профилактики переутомления между занятиями устраивается
перемена – 10 минут. Количество учебных занятий – 2 занятия в неделю.
Домашние задания программой не предусматриваются.
1.6. Цель и задачи программы

Цель программы: Учить основным приемам лепки. Развивать художественнотворческие способности изобразительного творчества, посредством овладения
скульптурных материалов.
Задачи:
1. Учить работать с различными скульптурными материалами: соленое тесто,
паье- маше, пластилин, воздушный пластилин, глина, владеть скульптурными
инструментами.
2.Познакомить с конструктивным и пластическим способами лепки.
3. Формировать понимание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «композиция».
4. Развивать память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение
мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, образное и логическое
мышление, художественный вкус.
5.Воспитывать
трудолюбие,
терпение,
аккуратность,
усидчивость,
целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от
совместной работы.
Раздел II. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Учебный план 1 год
Учебный план первого года обучения
Форма
№
Тема Занятий
Теоритич Практич Всего аттестации
.
Входящий
1
Вводное
занятие. 2
2
контроль
Ознакомление с техникой
Вопрос
безопасности.
ответ
Работа с пластилином 7.5
22.5
30
(пластилинография)
Работа с соленым тестом
6
18
24
Техника папье-маше
3
11
14
Итоговый урок
0.5
1.5
2
Итого:
19
53
72
2.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие. Ознакомление с техникой безопасности(2).
Работа с пластилином (30)
Пластилинография- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в
«рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму изображений на

горизонтальной поверхности. Овладение
техникой
пластилинографии
предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов.
При скатывании кругообразными
движениями
ладошек
происходит
формирование шарика. Оттягивание – получение заостренного кончика предмета
с помощью движений кончиками пальцев. Сплющивание – сдавливание шарика в
форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно
придать изгибы, углубления. Заглаживание, надавливание и размазывание,
которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они
выполняются усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно
может выполняться сверху вниз либо слева направо. Кроме того, при создании
картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета
пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но
интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина
можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант —
пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются
поочередно и размазываются на поверхности.
Мозаика из пластилина- это увлекательная детская игра, в которой ребенок с
интересом познает новый мир искусства.
«Радуга», «Осенний натюрморт», «Чудо дерево», «Рыбки», «Лепим сказку»
Работа с соленым тестом (24)
Солёное тесто – идеальный материал для лепки с детьми, ведь он на 100%
является натуральным продуктом. Малыши стремятся всё попробовать на вкус.
С солёным тестом это не будет проблемой! Оно просто не вкусное. И даже если
ребёнок съест кусочек, это не нанесёт ему никакого вреда (в отличии от
пластилина или других современных материалов для лепки). Для
занятий тестопластикой не нужны какие – то специальные инструменты и дорогое
оборудование. Всё необходимое найдётся дома – разделочная доска, скалка,
чесночница, чайное ситечко, расчёстка, пластиковый нож, трубочка для коктейля,
зубочистка, и другие, самые необычные предметы.
«Гусеничка», «Совушка», «Три кота», «Волшебная корзинка», «Чаепитие»,
Рождественский пряник.
Техника папье-маше (14)
Папье-маше — древняя и очень увлекательная техника, которая позволяет
при незначительных затратах создавать необычные изделия. Эта древнейшая
техника потребует от вас сразу несколько навыков: немного от скульптора,
немного от художника.
Итоговый урок(2)

Учебный план первого года обучения

№

Тема Занятий

1

Вводное
занятие,
техника безопасности. 2

2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19

2.3

Работа
с
пластилином
(пластилинография)
«Радуга»
«Осенний натюрморт»
«Чудо дерево»
«Рыбки»
«Лепим сказку»
Работа с соленым
тестом
«Гусеничка»
«Совушка»
«Три кота»
«Волшебная
корзинка»
«Чаепитие»
«Рождественский
пряник»
Техника папье-маше
«Снегирь»
«Котенок»
«Смешарики»
«Пингвин»
«Пасхальный зайчик»
«Ангел»
«Чайный сервиз»
Итоговый урок
Итого:

Теоритич
.

Практич Всего

Форма
аттестации

-

Входящий
контроль

2
30

0.5
1
1
1
2
6

1.5
3
3
3
6
18

2
4
4
4
8
24

0.5
0.5
1.5
1.5

1.5
1.5
4.5
4.5

2
2
6
6

1
1

3
3

4
4

3
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

11
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5

14
2
2
2
2
2
2
2
2

Учебный план 2 год
Учебный план второго года обучения
Форма аттестации

№

1

2.4

Тема Занятий

Вводное
занятие.
Ознакомление
с
техникой безопасности.
Работа с пластилином
Работа
с
соленым
тестом
Техника папье-маше
Работа с глиной
Итоговый урок
Итого:

Теоритич
.

Практич Всего

2

-

2

5
4

15
12

20
16

3.5
4.5
0.5
19

11.5
13.5
1.5
53

14
18
2
72

Входящий
контроль
Вопрос - ответ

Содержание учебного плана

Работа с пластилином (20) на втором году занятий подразумевает более
сложную работу- пластилиновую живопись, лепка которая направлена на
живописное выполнение работ. Лепку в полуобъеме-барельеф и горельеф.
Объемную лепку разными способами лепки- из целого куска, подетальную, что
способствует развитию образного мышления «Пейзаж «Родной край», «мир у
воды», «Автопортрет», «Лепка розетки», «Ноев ковчег».
Работа с соленым тестом (16) усложняется работой в объеме с изготовлением
каркаса, формы для лепки- Панно «Яблоки», «Снеговики», «Мыши на сыре»,
«Птицы Сибири».
Дети продолжают работать в технике папь-маше (14), закрепляя навыки работы
со скульптурным материалом. Во второй год обучения усложняется работа с
данным скульптурным материалом, добавляются объемные работы -«Курочка»,
Барашек, изготавливаются работы в виде шкатулок, используя дополнительные
материалы в виде трубок, шаров и других предметов-«Сказочный домик»,
«Вазы».
Работа с глиной (18)
Лепка из глины – это увлекательное занятие, которое может стать хобби для
любого человека.
Цели занятий с глиной для начинающих могут включать:

- Развитие мелкой моторики. Занятия лепкой требуют сложных манипуляций с
материалом, тонких действий с мелкими предметами.
- Развитие творческого и пространственного мышления. В процессе лепки
ребёнок учится превращать в действительность свой зрительный образ.
- Развитие чувства ритма, пропорции, координации и согласованности движений.
- Активация умственных процессов. Ребёнок старается быть усидчивым,
аккуратным и внимательным.
- Реализация творческого потенциала. Занятия с глиной помогают поднять
самооценку, реализовать творческий потенциал, расслабиться и снять нервное
напряжение.
Начиная работать с глиной, прежде всего дети знакомятся с правилами работы,
инструментами, техникой безопасности на уроках. На первом году ознакомления
дети выполняют простые работы закрепляя понятия вытягивания формы: сувенир
«Колокольчик», учатся работать с пластом по шаблонам- «Игрушки- подвесы»,
изучают жгутовый метод лепки- «Чайник», знакомятся с подетальным методом
лепки в объеме – фигура человека.
Учебно тематический план второго года обучения
Форма
№ Тема Занятий
Теоритич Практич Всего аттестации

1

Вводное
занятие,
техника безопасности. 2

-

2

15

20

4

6

3

Работа
с 5
пластилином
«Пейзаж
«Родной 2
край»
«Мир у воды»
1

3

4

4
5
6

Автопортрет
Лепка розетки
Ноев ковчег

1
0.5
1

3
1.5
3

4
2
4

Работа с соленым
тестом
Панно «Яблоки»
«Снеговики»
«Мыши на сыре»
«Птицы Сибири»
Техника папье-маше

4

12

16

1
1
1
1
3.5

3
3
3
3
11.5

4
4
4
4
14

2

7
8
9
10

Входящий
контроль

11
12
13

«Курочка»
«Барашек»
«Сказочный домик»

0.5
1
1

1.5
3
3

2
4
4

14

«Вазы»
Работа с глиной
Правила работы с
глиной,
материалы,
инструменты.
Основные делали в
лепке,
нанесение
узора.
Сувенир
«Колокольчик»
«Чайник»
«Игрушки- подвесы»
Фигура человека
Итоговый урок

1
4.5
0.5

3
13.5
1.5

4
18
2

0.5

1.5

2

0.5
2
0.5
0.5

1.5
4
1.5
1.5

2
6
2
2

Итого:

19

53

72

15

16
17
18
19
20

Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения
Знать
- названия материалов и инструментов для скульптуры
- названия деталей в лепке.
Уметь
- пользоваться материалами, инструментами, предназначенными для лепки;
- основные приемы лепки;
- организовывать свое рабочее место;
- подбирать цветовую гамму, соответствующую выбранной теме и композиции;
В конце первого года обучения
Знать
- название и назначение инструментов, материалов, их элементарные свойства,
использование, - применение и доступные свойства обработки;
- правила организации рабочего места, правила безопасности труда и личной
гигиены при работе с пластилином.
- приемы лепки.
Уметь
- пользоваться инструментами ручного труда;
- выполнять работы самостоятельно;

- владеть навыками работы со скульптурным материалом (скатывание прямыми
движениями, скатывание круговыми движениями, расплющивание, соединение в
виде кольца, защипывание края формы, лепка из нескольких частей, пропорции,
оттягивание части от основной формы, сглаживание поверхности формы,
присоединение части, прижимание, примазывание).
- владеть передачей формы предмета, передачей пропорций предмета,
- уметь подбирать цветовую гамму к изделию;
- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять товарищескую помощь .
Раздел III. Организационно-педагогические условия.
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы
По данной программе предполагается очная форма аттестации: занятие- игра,
выставка работ, контрольный опрос, выполнение итоговой работы.
3.2.

Календарный учебный график

3.2. Календарный учебный график
Первый год обучения
Раздел/
месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5

сентябрь

ноябрь
октябрь

2
6

10

январь
декабрь

8

6
2

март
февраль

6

8

май
апрель

6

2
8

6
2

Второй год обучения
Раздел/
месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6

сентябрь

ноябрь
октябрь

2
6

8

январь
декабрь

6
2

8

март
февраль

6
2

8

4
4

Раздел IV.Условия реализации
4.1.

май
апрель

Материально- технические условия

Для реализации образовательной программы необходимо иметь:
- светлое просторное помещение;
-у каждого ребенка есть рабочее место,
- набор необходимых инструментов и материалов:

8

6
2

скульптурные материалы, стеки, штампы для оттисков узоров на
скульптурном материале.
-образцы изделий,
-шаблоны,
-технологические карты, схемы, последовательного выполнения работы;
-диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих
способностей детей;
-новые педагогические технологии (технология развивающего обучения, которая
предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективнораспределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных
задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и
поисковой деятельности обучающихся.)
4.2. Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования»,

Раздел V. Список литературы
1. Алексахин Н.Н. Методика преподавания лепки в детском кружке / Н.Н.
Алексахин. – М., Агар, 1998.
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина» / М. Глазова // Начальная школа. – 2003.
- № 28.
3. Карт В., Петров С. Учимся лепить из пластилина / В. Карт, С. Петров. – М.,
АСТ, 2006.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С.
Комарова. – М., Просвещение, 1991.
5. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С.
Комарова. – М., Альма-матер, 1994.

1.
2.
3.
4.
5.

Интернет ресурсы
https://infourok.ru/shablony-dlya-zanyatij-po-plastilinografii-dlya-detejdoshkolnogo-vozrasta-5259768.html
https://dzen.ru/a/ZHmLtxMDahQmYGHp
https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinovaja-mozaika-662162.html
https://hmtpk.ru/ru/press-center/news/for-students/mozaichnaya-plastilinografiyavid-netraditsionnoy-tekhniki-raboty-s-plastilinom/
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/lepka-iz-solenogo-testa/

6. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2022/11/22/metodicheskoe-posobie-po-rabote-s-solenymtestom
7. https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-tiestoplastika-kak-odno-.html
8. https://www.kp.ru/family/hobbi/chto-slepit-iz-vozdushnogo-plastilina/
9. https://sam.mirtesen.ru/blog/43714278548/Glina-dlya-lepki-ot-A-do-YAosnovnyie-navyiki-rabotyi-s-raznyimi
10. https://podelki-doma.ru/podelki/iz-plastilina-i-glinyi/sekretyi-rabotyi-s-glinoy
11. https://izomak-push-cdt.edumsko.ru/folders/post/2771313
12. https://interesarium.ru/blog/kak-lepit-iz-gliny
13. https://vorotrdk.ru/2020/08/07/v-mire-tvorcheskih-idej-13/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».