Юные инспектора дорожного движения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена на педагогическом
совете:

Утверждена
приказом директора МБУДО
«ДДТ г. Алзамай»
№ 69 от «29 » 08. 2024 г.

Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Юные инспектора дорожного движения»
Направленность: физкультурно-спортивная»
Возраст обучающихся: 6-10лет
Срок освоения: 2 года

Составитель:
Красовская Оксана Юрьевна
Педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 2024 г.

Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Информационные материалы, направленность………………....
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы..
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы…………….
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...
1.6. Цель и задачи программы…………………………………………
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Учебный план 1 год………………………
2.2. Содержание учебного плана…………………………………….
2.3. Учебный план 2 год………………………………………………
2.4. Содержание учебного плана………………………………..
2.5 Планируемые результаты……………………...
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1.

Календарный учебный график…………………………………..

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы……………………
3.3.

Методические материалы ………………………………………

Раздел 4. Условия реализации программы
4.1. Материально- техническое оборудование………………………….
3.3.

Кадровое обеспечение……………………………………………

Раздел 5. Список литературы ……………………………………..
Раздел 6. Приложения
Приложение 1…………………………………………………………..

Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Информационные материалы, направленность.
Программа объединения «Юные инспектора движения» относится к социальнопедагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа
предназначена для всех желающих изучать правила безопасного поведения на дорогах
оказания первой медицинской помощи в процессе систематических занятий. Данная
программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей
жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда
будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому
школа первой должна поддержать идею создания отряда "Юные инспекторы дорожного
движения", целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в
снижении дорожно-транспортного травматизма.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий,
объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья
обучающихся. Программа обучения построена по принципу от "простого к сложному" и
углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей
и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что
основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе
- детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно,
оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил
дорожного движения.
Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах,
в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях, а также умения и навыки
пропагандисткой работы.
Исходя из этого и разработана программа на более углубленное изучение правил
дорожного движения для школьников, занимающихся в учреждении дополнительного
образования, рассчитанная на 72 часа на 1 год обучения возраст 6 – 11 лет. Данная
программа призвана помочь обучающимся овладеть основными правилами пешехода,
адаптироваться в дорожных ситуациях.
Игровые технологии на занятиях дают возможность включиться ребенку в
практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
На данных занятиях обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице;
усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты
регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
учатся пользоваться услугами автотранспорта; знакомятся со значением важнейших
дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
1.3. Новизна и отличительные особенности программы
Новизна программы заключается в использовании новых форм и методов обучении
правилам дорожного движения: коллективное творческое дело, игровые технологии,

театрализованные
представления,
работа
с
видеоматериалами.
Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это «права», но пешеходами мы становимся
с малых лет, и никто не требует от нас сдать экзамен и получить «права» пешехода. Вот
почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице города.
Поэтому с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к
Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого
культурного человека. Данная программа позволяет систематически знакомить с
обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно. Занятия помогут
обучающимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности
движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают
дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы
Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся возраста от 6-10 лет. На
создание условий для личностного развития, формирования навыков здорового и
безопасного образа жизни подростков средствами обучения правилам дорожного
движения, рассчитана на 2 года обучения.
Сроки освоения: 2года,
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем
Форма обучения: очная
Режим занятий: Периодичность занятий – два раза в неделю по 1 академическому часу.
Занятия кружка начинаются с 1сентября и заканчиваются 31 мая
Объём: Общее количество учебных часов необходимых для освоения программы всего
144 часа. 1 год обучения 72 часа, 2 год обучения 72 часа.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения,
расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить обучающихся соблюдать правила дорожного движения;
- усвоить правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.
Развивающие:
- развить у обучающихся быстроту реакции, внимание, наблюдательность, самообладание,
находчивость.
Воспитательные:
- воспитать грамотного пешехода, дисциплинированность и сознательное выполнение
правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Отличительные особенности программы.
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального
взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования
мыслительной деятельности. В программе делается акцент на особенности работы
детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием
профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного
движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил
дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность
включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Работа объединения направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и
навыков безопасного поведения на дорогах. На занятиях учащиеся приобретают знания и
навыки поведения на улице, усваивают правила движения по дороге; учатся понимать
сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры,
ездить на велосипедах; изучают правила пешеходов и пассажиров; знакомятся со
значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части
дороги. На занятиях объединения дается дополнительный материал, обучение связывается
с наблюдением самих учеников на примерах повседневной жизни. Занятия помогут детям
систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует
у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных
пешеходов, пассажиров, а возможно будущих водителей.
Ребята посещающие объединение «ЮИД» не только обучаются сами, они передают свои
знания другим: участвуют в различных соревнованиях, разрабатывают безопасные. Таким
образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и
здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. Знания и
навыки, полученные учащимися на занятиях объединения «ЮИД» применяется в
последующие годы обучения.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Учебный план 1 год
№
п/п

1

2
3
4

Тема
Вводное занятие. Зачем нужно
знать
правила
дорожного
движения?
Просмотр мультфильма

Теорет.
занятия

Практич.
занятия

Всего
часов

Формы контроля и
аттестации
Входящий контроль,
устный опрос

0,5

0,5

1

История
правил
дорожного
3
16
19
движения
Фигурное вождение велосипеда
1
5
6
Традиционно-массовые
16
30
46
мероприятия
2.2. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Зачем нужно знать правила дорожного движения?
Просмотр мультфильма про правила дорожного движения.
История правил дорожного движения.
1.Улица полна неожиданностей. Наш город и его транспорт. Элементы улиц и дорог. Где и
как переходить дорогу.
2. Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Запрещающие знаки.
Предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Роль дорожных
знаков в безопасности движения пешеходов.
3. Опасные ситуации на дорогах. Правила поведения на улице и дороге. Знай правила
дорожного движения как таблицу умножения. Где можно и где нельзя играть. Правила
поведения во дворе, места для игр. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
4. Мы - пассажиры. Виды общественного транспорта. Понятие «пассажиры». Обозначение
мест ожидания общественного транспорта. Правила поведения на остановках и в салоне
транспорта. Правила посадки в транспорт и выход из него.

5. Про разметку на дороге. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные
переходы, дорожная разметка и знаки их обозначающие. Пешеходные переходы,
расположенные рядом со школой.
6. Мы знаем правила дорожного движения (викторина)
7. Маленькие секреты транспорта. Виды транспортных средств и дорожное движение.
Понятие «транспортные средства», виды транспорта: автомобильный, водный, воздушный,
железнодорожный. Их назначение, преимущества и недостатки. Дорожный этикет.
8. Основные правила поведения обучающихся на улице дороги. Город, в котором мы
живём. Как и зачем мы передвигаемся. Улица - место, где движется транспорт, идут
пешеходы. Элементы улиц и дорог. Почему дети попадают в дорожные аварии.
Практическая часть: разбор дорожных ситуаций «Нарушитель на дороге
9. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Правила безопасного перехода улиц и дорог.
Места, установленные для перехода проезжей части. Новое об улицах, дорогах и дорожных
знаков. Правила перехода перекрёстка.
10.Оценка ситуаций, возникающих на дороге. Правила дорожного движения пешеходов.
Правила поведения на улице, в общественном транспорте. Практическая часть: беседа
ответственность за нарушение ПДД.
11. История появления правил дорожного движения. История развития транспорта,
появление первых автомобилей. История возникновения правил дорожного движения от
Петра I до наших дней.
12. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения. Поведения
пассажиров при ДТП. Анализ причин возникновения ДТП. Правила поведения пассажиров
при ДТП. Дорога и её составные части. Какие бывают дороги.
Практическая часть: чтение рассказа «Приключения озорных обезьянок» рассказ первый.
13. Первые дорожные знаки. Когда и где появились первые дорожные знаки. Знаки сегодня,
их значение. Угадай дорожный знак.
14. Знай правила движения, как таблицу умножения. Викторина.
15. Основные правила поведения на улице, дороге. Безопасность на улице. Как правильно
переходить дорогу. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Практическая часть: подвижные игры «Пешеход, на дороге не зевай, правила соблюдай»
16. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Места, установленные для перехода
проезжей части. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаков. Правила перехода
перекрёстка.
17. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Конкурсы, игры.
18. Правила дорожного движения знать каждому положено - викторина. Проверка знаний
по правилам безопасного дорожного движения.
19. Перекрёстки и их виды. Правила перехода улиц на перекрёстках. Перекрёстки и их
виды. Дорожная разметка. Виды перекрёстков. Дорожная разметка. Назначение разметки
проезжей части улиц и дорог. Виды разметки.
Практическая часть: аппликация «Перекресток»
3.Фигурное вождение велосипеда
1.Правила езды на велосипеде. Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде.
Составные части велосипеда, история его возникновения. Сигналы велосипедистов.
Специальные места для катания на велосипеде.
2.Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде.
3. Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде.
4. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Правила проезда
перекрестков.
5. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Практическое занятие.
6. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.

4.Традиционно-массовые мероприятия
1. Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрестки и их виды. Правила
перехода регулируемого и нерегулируемого перекрёстка. Практическая часть: игры
«Регулировщик и пешеходы», «Светофор». Выполнение заданий в тетрадях по ПДД.
2. «Наш друг-светофор» Игра.
3. «Безопасная дорога» -стихи, песни, частушки, сказки. Конкурс рифмованных
сочинений
4. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Светофор - наш верный друг. Назначение
светофора и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы
регулировщика. Регулировщик - наш помощник. Его роль в организации дорожного
движения.
5. «Осторожно, дети!». Оформление наглядной информации, листовки
6. «Будь внимателен на дороге!». Конкурс рисунков
7. Мы идём в школу. Дорога в школу. Скрытые опасности на дороге. Наша улица, наш
район. Обсуждение составленных совместно с родителями маршрутов в школу и домой.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Викторина по правилам дорожного
движения.
8. Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС. Встреча с работниками
ГИБДД. Профессия - инспектор безопасного дорожного движения.
9. Правила перехода улиц и дорог. Основной принцип безопасности пешехода - видеть
транспорт, движущийся по дороге, быть хорошо видимым для водителей. Погодные и
атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге, дождь, снег, туман, метель,
сумерки.
10. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Конкурсы, игры.
Практическая часть: проведение викторин, конкурсов по правилам дорожного движения.
11. Экскурсия в
«Страну дорожных знаков» Викторина по правилам дорожного
движения.
12. А знаешь ли ты? Викторина
13. Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка. Виды перекрёстков. Дорожная разметка.
Назначение разметки проезжей части улиц и дорог. Виды разметки.
Практическая часть: аппликация «Перекресток»
14. Мы едем, едем, едем… Презентация «Виды транспорта»
15. Загородная дорога. Заочная экскурсия
16. История возникновения транспортных средств. Может ли сразу остановиться
транспортное средство. Остановочный и тормозной путь транспорта. Сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств.
17. Улица. Тротуар. Проезжая часть. Игровая программа
«Правильное движение»
18. Где и как надо переходить дорогу? Просмотр видеофильмов по правилам дорожного
движения.
19. Регулировщик и его аналоги. Сигналы регулирования дорожного движения. Светофоры.
Сигналы регулирования дорожного движения.
Практическая часть: игра «Красный, желтый, зеленый»
20. Конкурс
рисунков «Правила дорожногодвижения - наши верныедрузья»
21. Игра «Сигналы светофора»
22. Как вести себя на улице, дороге. Оценка ситуаций, возникающих на дороге. Правила
дорожного движения пешеходов. Правила поведения на улице, в общественном транспорте.
Практическая часть: беседа ответственность за нарушение ПДД.
23. «Красный, желтый, зеленый». Развлекательная программа
24. Правила оказания первой медицинской помощи. Содержание аптечки. Правила
наложения повязок на руку, ногу, голову. Первая помощь при ушибах.

Практическая часть: игра «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!»
25. «Мы за безопасность на дорогах». Викторина
26. Что такое –хорошо? Игра «Дисциплинированный пассажир».
27. Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний по ПДД. Движение
обучающихся группами и в колонне. Правила движения по улицам и дорогам группами.
Правила перехода проезжей части обучающихся группами.
Практическая часть: конкурс рисунков «Мой безопасный путь в школу»
28. Гимн ЮИД. Прослушивание и разучивание песни.
29. «Какой ты пассажир?». Тест
30. Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка».
31. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Игра
«Знаете ли вы правила дорожного движения?».
32. «Средства передвижения прошлого». Конкурс рисунков
33. «Аукцион знаний». Игра
34. Автомобиль – друг или враг?». Просмотр мультфильма
35. Движение группами и в колонне. Правила движения по улицам и дорогам группами.
Правила перехода проезжей части обучающихся группами. Железнодорожные переезды.
Виды железнодорожного транспорта, история возникновения. Знаки, соответствующие
железной дороге
36. «Я – участник дорожного движения». Игра-конкурс
37. «Тише едешь, дальше будешь». Разработка памяток для водителей
38. Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными
сигналами. Познакомить обучающихся с предупреждающими сигналами автомобиля.
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Практическая часть: мастер-класс, изготовление светоотражающих элементов
39. «У дорожных правил каникул нет». Викторина
40. Игры и соревнования по правилам безопасного дорожного движения. Организация
викторин, соревнований по правилам безопасного дорожного движения.
Правила поведения на железной дороге.
41. Безопасность на улице. Экскурсия на проезжую часть. Игра «Я – пешеход
42. Мы пассажиры общественного транспорта. Игра
43. Запрещающие знаки: «опасность». Игра-конкурс по правилам дорожного движения.
44. Встреча с инспектором ГИБДД
45. Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени
46. Итоговое занятие. Проект «Транспорт будущего». Проверка знаний по правилам
безопасного дорожного движения.

№
п/п
1
2
3
4

2.3 Учебный план 2 год
Тема
Наш путь в школу и новые
маршруты. Проверка знаний по
ПДД
Основные правила поведения на
улице, дороги
Перекрёстки и их виды. Правила
перехода улиц на перекрёстках
Правила перехода проезжей части
дороги

Теорет.
занятия

Практич.
занятия

Всего
часов

1

1

2

2

6

8

3

2

5

1

3

4

Формы контроля и
аттестации
Входящий контроль
устный опрос,
практикум

Текущий контроль
тестирование

5
6
7
8
9

Движение группами и в колонне.
Железнодорожные переезды
Правила езды на велосипеде
Предупредительные сигналы
водителя, оборудование автомобиля
спец сигналами
Дорожные знаки
Я - пешеход. Игра

4

8

12

2

1

3

2

4

6

2
2

6
2

8
4

10

Игры и соревнования по правилам
безопасного дорожного движения

5

8

13

11

Правила дорожного движения знать
каждому положено - викторина

2

5

7

26

46

72

Итоговый контроль
праздник «В гостях
у светофора»
Викторина
«Правила
дорожного
движения знать
каждому положено»

2.4. Содержание учебного плана
1. Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний по ПДД. Движение обучающихся
группами и в колонне. Правила движения по улицам и дорогам группами. Правила перехода
проезжей части обучающихся группами.
Практическая часть: конкурс рисунков «Мой безопасный путь в школу»
2. Основные правила поведения на улице, дороге. Безопасность на улице. Как правильно
переходить дорогу. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Практическая часть: подвижные игры «Пешеход, на дороге не зевай, правила соблюдай»
3. Перекрёстки и их виды. Правила перехода улицы на перекрёстках. Повторить
изученные правила дорожного движения. Типы перекрёстков.
Практическая часть: игра «Угадай, какой знак»
4. Правила перехода проезжей части дороги.
Практическое занятие «Улицы города».
5. Движение группами и в колонне. Правила движения по улицам и дорогам группами.
Правила перехода проезжей части обучающихся группами. Железнодорожные переезды.
Виды железнодорожного транспорта, история возникновения. Знаки, соответствующие
железной дороге.
Практическая часть: игра «Счастливый случай»
6. Правила езды на велосипеде. Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде.
Составные части велосипеда, история его возникновения. Сигналы велосипедистов.
Специальные места для катания на велосипеде.
Практическая часть: обсуждение дорожных ситуаций
7. Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными
сигналами. Познакомить обучающихся с предупреждающими сигналами автомобиля.
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Практическая часть: мастер-класс, изготовление светоотражающих элементов
8. Дорожные знаки. Названия групп дорожных знаков. Знаки сегодня, их значение.
Придумать новый знак.

Практическая часть: конкурс рисунков «Мой дорожный знак»
9. Я - пешеход. Игра. Пешеходные переходы. Как правильно переходить дорогу. Игры на
улице.
Практическая часть: подвижные игры на специально оборудованной площадке
10. Игры и соревнования по правилам безопасного дорожного движения. Организация
викторин, соревнований по правилам безопасного дорожного движения.
Правила поведения на железной дороге.
11. Правила дорожного движения знать каждому положено - викторина. Проверка знаний
по правилам безопасного дорожного движения.
2.5

Планируемые результаты

К концу обучения по данной программе обучающиеся должны четко знать:
- составные части улицы и дороги;
- основные правила поведения на улице;
- права и обязанности пассажиров;
- правила поведения в общественном транспорте;
- пути снижения дорожно- транспортных происшествий;
- правила безопасного поведения на загородных участках дороги;
- правила поведения при выходе из общественного транспорта;
- причины роста интенсивного движения;
- причины дорожно-транспортных происшествий;
- что такое тормозной и остановочный путь и от каких факторов зависит;
- правила перехода железной дороги;
- правила езды на велосипеде и сигналы велосипедистов;
- правила перевозки людей и грузов на велосипеде.
Обучающиеся должны уметь:
- показать на иллюстрированной картинке, схеме составные части дороги:
- показать место для игр и прогулок;
- различать безопасные места для перехода улиц;
- выполнять обязанности пассажира;
- вести себя на дорогах с двусторонним и односторонним движением;
- использовать знания безопасного движения на загородных участках дорог;
-использовать правила пассажиров и пешеходов;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- анализировать поступки пешеходов;
- оказать первую медицинскую помощь;
- определять места, отведенные для езды на велосипеде;
- переходить железно – дорожные пути;
- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в тёмное время суток.
К концу 1 года обучения, обучающиеся должны знать:
- составные части улицы и дороги;
- основные правила поведения на улице;
- права и обязанности пассажиров;
- правила поведения в общественном транспорте.
Уметь:
- показать на иллюстрированной картинке, схеме составные части дороги:
- показать место для игр и прогулок;
- различать безопасные места для перехода улиц;
- выполнять обязанности пассажира.

К концу 2го года обучения, обучающиеся должны знать:
- пути снижения дорожно- транспортных происшествий;
- правила безопасного поведения на загородных участках дороги;
- правила поведения при выходе из общественного транспорта.
Уметь:
- вести себя на дорогах с двусторонним и односторонним движением;
- использовать знания безопасного движения на загородных участках дорог;
- использовать правила пассажиров и пешеходов.
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график 1 год обучения
Раздел
Сентябрь
месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Всего

1
7

8

Ноябрь Декабрь

Январь

2
6

Октябрь

2
5
1

Февраль

Март

Апрель Май

8
8 ч.

8
8 ч.

8
8ч.

Февраль

Март

Апрель

итого

4
4

2
6
8
8 ч.
8 ч.
8 ч.
8 ч.
8 ч.
Календарный учебный график 2 год обучения

Раздел
Сентябрь
месяц
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7
Раздел 8
Раздел 9
Раздел 10
Раздел 11
Всего

Октябрь

Ноябрь Декабрь

3
5

Январь

8
8ч.

Май

72

итог
о
2
8
5
4

7
1

2
6
8

8 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.

4
4

8

8 ч.

8ч.

1
7
8ч.

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его
продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения –
устные
суждения
педагога,
письменные
качественные
характеристики,
систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и
рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся
минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающихся,

3
3
8
2
13
2
72

которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных
программах обучающихся.
Обучение по данной Программе реализуется посредством расширения и
закрепления знаний по Правилам дорожного движения. По итогам обучения по Программе
юные инспектора движения смогут оценить дорожную ситуацию и принять правильное
решение
Формой аттестации являются:

входное тестирование: проверка теоретических знаний и практических
навыков;

промежуточный контроль: проверка практических навыков, полученных в
ходе освоения. Программы (интернет-тестирование, зачет, выступления

участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов,
стихов, газет);

итоговая аттестация: участие в агитбригадах.

Соревнование
 Результативность это прежде всего достижение обучающимися тех целей и задач,
которые поставлены в образовательной программе педагога. Контроль или проверка
результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения,
позволяющий определить эффективность обучения по конкретной дополнительной
общеразвивающей программе. Определение уровня результативности обучения
обучающихся по реализуемым программам осуществляется в соответствии с
Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся», принятом в учреждении и
утвержденном
приказом
директора
№
110
от
21.10.2016
г.









Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной
общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений,
навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и
личностный
рост.
Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая помогает выявить
уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия
прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной
программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы
- определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.

Промежуточная аттестация проводится в конце апреля - начале мая, включает в
себя проверку знаний теоретического материала и выявление уровня освоения
практических навыков, по сложности соответствующих году обучения. Материалы
для проведения промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются
педагогом самостоятельно. Задания даются как в устной, так и в письменной форме
(в зависимости от возрастных особенностей обучающихся. Если обучающийся в
течение учебного года принимает активное участие в конкурсах разного уровня,
добивается успехов, то он считается автоматически аттестованным.
Тестирование. В основу оценивания результатов теста положена десятибалльная
система оценки:
от -91 -100% - 9-10 баллов -высокий уровень;
от 71- 90-- 7-8 баллов -средний уровень;
от 51- 70%- 5- 6 баллов ниже среднего;

от 50% И НИЖЕ – менее 5 баллов - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.
Викторина. от 85-100%- -высокий уровень;
от 60-84%- баллов -средний уровень;
от 51-59% - ниже среднего;
от 50% и ниже – низкий уровень.
Наблюдение, вопрос – ответ, контрольная работа. Согласно проверяемых тем
составляется таблица знаний и путем отметок + или – ставится пробел знаний для
дальнейших консультаций.
Проекты, презентация оцениваются жюри ( комиссия) из совета обучающихся,
родителей.
Выставка рисунков - оценка посетителей, гостей ( путем тайного голосованиябюллетень в урну для голосования.)














3.3.

Вопросы итогового контроля знаний обучающихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по
которой …»
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа»
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
Где следует ожидать общественный транспорт?
Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
Методические материалы

Теоретические занятия сочетаются с практическими, обменом опытом, индивидуальными
собеседованиями, выполнением творческих заданий. Методы практического обучения:
«Проигрывание ситуации», деловые игры, решение организаторских задач, анализ
конкретной ситуации, подготовка, участие, посещение мероприятий. Задача практических
занятий - поставить ребенка в активную позицию непосредственного участника дела,
выделить и показать его позицию организатора, подсказать несколько педагогических
приемов, позволяющих действовать наиболее эффективно, развить творческие
способности, организаторские умения, способность принимать самостоятельные решения.

№
п/п

1

Организационно- педагогические условия 1 год
Раздел
Форма
Приемы,
занятий
методы,
Тема
организации
УВП
Вводное занятие Групповая Словесный,
Зачем нужно
наглядный
знать правила
дорожного
движения?»

Методический материал

Дидактический материал

Техническое
оснащение

Форма подведения
итогов

Игровой модульный курс
по ПДД, В. И. Ковалько
Москва «вако»2014

демонстрационный
материал «Соблюдай
правила дорожного
движения»

Компьютер
(ноутбук)

Составить рассказ
действия
пешеходов в
конкретных
дорожных
ситуациях
Составить рассказ
действия
участников
дорожного
движения по
конкретным
дорожным знакам
игры
«Регулировщик и
пешеходы»,
«Светофор»

2

История равил
дорожного
движения.

Групповая,
индивидуа
льная

Игровой,
познавательный,
наглядный, игры
на развитие
внимания

Игровой модульный курс
по ПДД, В. И. Ковалько
Москва «вако»2014

демонстрационный
материал «Соблюдай
правила дорожного
движения»

Компьютер
(ноутбук)

3

Фигурное
вождение
велосипеда

Групповая,
индивидуа
льная

Игровой,
Познавательный,
Игры на
развитие
внимания

Поурочные разработки по
основам безопасности
жизнедеятельности Е. А.
Поторочина Москва
«вако»2008

демонстрационный
материал «Соблюдай
правила дорожного
движения»

Компьютер
(ноутбук)

4

Традиционномассовые
мероприятия

Групповая,
индивидуа
льная

Игровой,
Изучение правил
демонстрационный и
Познавательный, дорожного движения Е. А. раздаточный материал
словесный
Гальцова Волгоград
«Знаки на дорогах»
Учитель,2007

Компьютер
(ноутбук)

игра «Угадай
дорожный знак»

Организационно- педагогические условия
№
п/
п

1

2

3

4

Раздел
Тема
Наш путь в
школу и новые
маршруты.
Проверка
знаний по
ПДД
Основные
правила
поведения на
улице,
дороги.

Перекрестки и
их виды.
Правила
перехода улиц
на
перекрестках.

Правила
перехода

Форма занятий

Приемы, методы,
организации УВП

Групповая,
индивидуальная

Игровой;
познавательный

Групповая

Групповая

Групповая,
индивидуальная

(2 год обучения)
Методический материал

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Форма подведения
итогов.

Изучение правил
дорожного движения Е.
А. Гальцова Волгоград
Учитель,2007

плакаты
«Соблюдай
правила
дорожного
движения»

Компьютер

Оформление
маршрутных
листов «Мой
безопасный путь в
школу»

Игровой;
познавательный

Внеклассная работа по
изучению правил
дорожного движения В.
Е. Амелина Москва
«глобус»2008

плакаты
«Соблюдай
правила
дорожного
движения»

Компьютер

Подвижные игры
«Пешеход на
дороге не зевай,
правила соблюдай»

Игровой;
познавательный

Игровой модульный курс просмотр
по ПДД, В. И. Ковалько
мультфильма
Москва «вако»2014
«Уроки тетушки
Совы»

Компьютер
(ноутбук),

Игра «Угадай
дорожный знак»

Игровой;
познавательный

Внеклассная работа по
изучению правил
дорожного движения В.

флажки

« Улицы города»
практикум

демонстрационны
й и раздаточный

5

проезжей
части дороги.
Движения
Групповая
группами и в
колонне.
Железнодорож
ные переезды.

Правила езды
на велосипеде.

Групповая,
индивидуальная

Познавательный,
игровой

Игровой;
познавательный

6

7

8
9

Предупредите Групповая
льные сигналы
водителя,
оборудование
автомобилей
спецсигналами
.

Игровой;
познавательный

Дорожные
знаки.

Групповая

Игровой;
познавательный

Я – пешеход.
Игра

Групповая

познавательный

Е. Амелина Москва
«глобус»2008
Игровой модульный курс
по ПДД, В. И. Ковалько
Москва «вако»2014

материал «Знаки
на дорогах»
Наглядные
Компьютер
пособия,
«Соблюдай
правила
дорожного
движения пособия

Игра «Счастливый
случай»

Игровой модульный курс плакаты
по ПДД, В. И. Ковалько
«Соблюдай
Москва «вако»2014
правила
дорожного
движения»
демонстрационны
Внеклассная работа по
й и раздаточный
изучению правил
материал «Знаки
дорожного движения В.
на дорогах»
Е. Амелина Москва
«глобус»2008

Компьютер

Обсуждение
дорожных
ситуаций

Компьютер

Мастер-класс
«Изготовление
светоотражающих
элементов»

Изучение правил
дорожного движения Е.
А. Гальцова Волгоград
Учитель,2007
Внеклассная работа по
изучению правил
дорожного движения В.

Компьютер

Конкурс рисунков
«Мой
дорожный
знак»

Флажки,
фотоаппарат

Подвижные игры
на
специально
оборудованной
площадке

демонстрационны
й и раздаточный
материал «Знаки
на дорогах»
«Азбука
безопасности»
обучение с
увлечением

10 Игры и
соревнования
по правилам
безопасного
дорожного
движения
11 Правила
дорожные
знать каждому
положено –
викторина.

Групповая

Игровой;
познавательный

Групповая,
индивидуальная.

Познавательный

Е. Амелина Москва
«глобус»2008
Изучение правил
дорожного движения Е.
А. Гальцова Волгоград
Учитель,2007

Игровой модульный курс
по ПДД, В. И. Ковалько
Москва «вако»2014

«Азбука
безопасности»
обучение с
увлечением

Компьютер

игры и
соревнования по
правилам
дорожного
движения

Компьютер
(ноутбук)

Викторина «Азбука
безопасности»

Условия реализации программы
4.1. Материально- техническое оборудование
Помещение и оборудование:
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Учебное оборудование
кабинета должно включать комплект мебели, шкаф и полки для хранения наглядных
пособий, а также учебных работ детей. Помещение для занятий должно быть светлым,
теплым, по объему и по размерам полезной площади соответствовать числу обучающих
Размещение учебного оборудования должно соответствовать санитарно-гигиеническим
требованиям и нормам.
Наглядные пособия:
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся:


работы учащихся;



таблицы;



творческие карточки-задания;

презентации в программе
4.2. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования».
Раздел 5.
Список литературы
1. Безопасность дорожного движения для школьников 2000г. методическое пособие.
2. Безопасность дорожного движения под редакцией П.В. Ижевского. Москва
«Просвещение», 2009 г.
3. Изучение правил дорожного движения. «Просвещение» 1976г.
4. Изучение правил дорожного движения. Изд-во «Учитель» 2006г.
5. «Правила и безопасность дорожного движения» Изд-во «Скрипторий 2003» 2006 г.
6. Правила безопасного поведения на дороге Г.Н. Элькин. Санкт-Петербург, 2008 г.
Список литературы для обучающихся
1.Безопасность на дорогах. (1-4 кл. в двух частях), Под/ред. Н.Ф.Виноградовой.- М.:
ЭНАС-КЛАСС, 2006
2. Дорожная азбука. Ф.Ш.Щахиева. – Майкоп: «Полиграф-Юг», 2009г.
3. Занятия по правилам дорожного движения. Под. ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Красный. Желтый. Зеленый! Е.А.Воронова.- Ростов н/Д: Феникс, 200
5. Учебно-методический комплект Р. П. Бабина тесты правила дорожного движения 1
класс издательство «Экзамен» Москва, 2015год.
6. Учебно-методический комплект Р. П. Бабина тесты правила дорожного движения 2

класс издательство «Экзамен» Москва, 2015год.
7.Учебно-методический комплект Р. П. Бабина тесты правила дорожного движения 3
класс издательство «Экзамен» Москва, 2015год.
8.Учебно-методический комплект Р. П. Бабина тесты правила дорожного движения 4
класс издательство «Экзамен» Москва, 2015год.
Список литературы для родителей
1.«Безопасность дорожного движения» под редакцией П.В. Ижевского. Москва
«Просвещение» 2009 г.
2. Программа внеурочной деятельности, Москва «Просвещение» 2011 г. под редакцией В.К.
Горского автор Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора дорожного движения»
3.Игровой модульный курс по ПДД. В.И. Ковалько Изд-во «Вако» 2014г. соответствует
ФГОС
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы.
Раздел 6. Приложения
Что такое автогородок?
Автогородок или площадка по ПДД - это организованное пространство на улице или в
помещении, создающее игровую среду для обучения детей правилам безопасности на
дорогах, формирующее условия для профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма.
Мы предлагаем мобильные и стационарные автогородки, игровое оборудование по ПДД,
методические материалы, уголок ПДД
Светофор

У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый - проходи!
Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай правила движенья.
Л.Лущенко
Пешеход
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Ю. Яковлев
Веселый светофор».
Я объясняю условия. В этом конкурсе принимают участие, 4 человека от команды. Каждая
команда должна зажечь светофор, для этого вам предоставляется три воздушных шара и
нитки. А на расстоянии 3 метров, обратите внимание, находятся помощники, они будут
выполнять роль стойки, на которую вы с помощью прищепки повесите все три шара.
Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее зажжет веселый светофор. Итак, на
старт, внимание, марш!
Вопросы:
У посадочных площадок пассажиры транспорт ждут, установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
(«Место остановки автобуса»)
Этот знак такого рода: Он на страже пешехода. Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте. («Пешеходный переход»)
На дорогах пешеходам стало проще с переходом. Под землею даже площадь
Перейти гораздо проще.
(«Подземный переход»)
Ездят здесь одни машины, грозно их мелькают шины. У тебя велосипед?
Значит, стоп! Дороги нет! («Движение на велосипеде запрещено»)
Человечек в синем круге – это ясно всей округе: Здесь машины не пойдут,
Пешеходы – в добрый путь. («Пешеходная дорожка»)
Лида с куклою в тревоге: нужен доктор им в дороге. Не смотрите грустным взглядом Помощь близко! Доктор рядом! («Пункт первой медицинской помощи»)
Землю роет человек. Почему проезда нет? Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты в сундуке большом лежат? Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. («Дорожные работы»)
Шли из школы мы домой видим знак на мостовой круг, внутри велосипед
ничего другого нет
(«велосипедная дорожка»)
Я хочу спросить про знак нарисован знак вот так в треугольнике ребята
со всех ног бегут куда-то.
(«дети»)
Если ты поставил ногу на проезжую дорогу обрати внимание друг:
Знак дорожный - красный круг человек, идущий в черном, красной черточкой зачеркнут и
дорога вроде, но здесь ходить запрещено
(«Движение пешеходов запрещено»)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».