Командообразование. Верёвочный курс

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена

Утверждена

на педагогическом совете

приказом директора МБУДО

Протокол № 4 от «28» 08. 2024 г

«ДДТ г. Алзамай»
№ 69 от «29» 08. 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Командообразование. Верёвочный курс»
Направленность программы:
социально- гуманитарная
Возраст обучающихся: 11-15 лет

Разработчик: Ставер Наталья Сергеевна
педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 20234 год

Содержание
Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
1.1. Информационные материалы
1.2.Цели и задачи программы
1.3. Объем, сроки освоения
1.4. Актуальность, адресат
2. Планируемые результаты
3.Учебный план
4.Содержание
5. Календарный учебный график
6. Организационно- -педагогические условия
6.1. Учебно- методическое обеспечение
6.2. Материально- технические условия
6.3.Кадровое обеспечение…
7.Формы аттестации и оценочные материалы
8.Методические материалы
9. Иные материалы
9.1.Основная терминология
9.2.Дополнительная информация
10 Литература для педагога…
11Литература для родителей и обучающихся

Пояснительная записка
«Никакая иная сила не сделает человека
великим и мудрым, как это делает сила
труда – коллективного, дружного,
свободного».
Максим Горький
1.1. Информационные материалы
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для
достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив
добивается многих вершин и побед!». Почему важна сплоченность: возможность
окунуться...,

возможность

увидеть...,

возможность

услышать...,

возможность

ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом,
который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Командная работа так важна — она помогает решать сложные проблемы,
формировать инновационные идеи и эффективнее взаимодействовать друг с другом.
Игры для укрепления команды — хороший способ развивать чувство
товарищества, коммуникативные и лидерские навыки. Проведение коллективных
мероприятий — один из лучших способов повысить уровень доверия и стимулировать
желание работать вместе. Мероприятия можно проводить как на воздухе, так и в
помещении. Игры способствуют снятию напряжения, развивают отношения в
коллективе.
Данная

программа

общеобразовательной

составлена

программы

на

основе

«Школа

материалов

инструкторов

дополнительной

верёвочного

курса»

Мурышовой С.В., Стегалиной Л.А., методической разработки «VерёвКа (верёвочный
курс) для летнего оздоровительного лагеря», Ярахтиной О.С.
Программа соответствует требованиям нормативно - правовых документов:


приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018

года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18

ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;



распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 №

1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;


распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №

996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;


санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14

от 04 июля 2014 года № 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного образования детей".
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование способностей

работы в группе в процессе преодоления

трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Задачи:
- развивать ответственность и вклад каждого участника в решении общих задач;
- способствовать эмоциональному и физическому удовлетворению от результатов
коллективной работы;
- научить осознавать себя командой.
Обучающие:


знакомить обучающихся с технологиями создания атмосферы творческого

поиска, прорабатывания возможности принятия нестандартных решений,


учить создавать условия взаимопонимания, взаимопомощи и поддержки в

коллективе,


учить обучающихся решать общие задачи, вырабатывать тактику и стратегию

её решеия,


формировать и усиливать общий командный дух путем сплочения группы

обучающихся;
Развивающие:


развивать

умения

работать

в

группе,

эффективно

со сверстниками в процессе выполнения упражнений и действий;

взаимодействовать



развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания, находить

ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях,


развивать способность свободно и грамотно излагать свои мысли, используя

богатство русского языка, умение выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
Воспитательные:


воспитывать

потребность

в

самопознании

и

саморазвитии,

формировать мотивацию к творческому труду, работе на конечный результат.
1.3. Объем, сроки освоения
Срок освоения программы – 1 год.
Объем: 144 часа.
Режим занятий - 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа, перерыв между занятиями
15 минут).
Продолжительность занятия - 40 минут.
Количество обучающихся: не менее 15 человек. Для формирования списков
не предъявляется особых требований. Дети с ОВЗ могут заниматься в общей группе,
при необходимости составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Форма обучения – очная. При возникновении эпидемических ситуаций
возможны лекционные занятия через Viber и WhatsApp, Сферум, где созданы группы
для связи с обучающимися и родителями. Данные messenger позволяют напоминать
об участии в конкурсах и ориентировать на просмотр познавательных материалов по
ссылкам.

1.4.

Актуальность программы

Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и
эффективности

групповой

работы.

Только

сплоченная

группа

способствует

самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений, что в
сочетании с конструктивным отношением к критике является одним из средств
коррекции установок, изменения в поведении и позициях участников. Групповой
сплоченности

содействуют:

соперничество

с

другими

группами;

правильно

организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении

личностно значимых для участников задач; удовлетворение личных потребностей
участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая
атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками;
ожидание ими несомненной пользы от участия в упражнениях; престиж группы;
положительная мотивированность участников и др.
Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники
обретают уверенность, стремятся работать и творить. Игры – один из самых
эффективных способов создания такой атмосферы.
Программа

адресована

обучающимся

11-15

лет.

Возвратная характеристика обучающихся:
Активно формируется характер, идет развитие волевых качеств вместе с тем,
одни качества явно преобладают над другими, что приводит к возникновению
акцентуаций

характера

и

дезадаптационных

форм

поведения.

Отмечается

неустойчивость эмоциональной сферы, «всплески» эмоций и настроений. Появляется
«чувство взрослости» (подросток уже не ребенок, но еще не взрослый). Наблюдается
стремление к самостоятельности, самоутверждению, самовыражению, познанию
собственных возможностей. Подросток стремится познать себя и других людей.
Развивается самосознание, склонность к рефлексии. Происходит переход от
некритического усвоения оценок себя взрослыми к самооценке. Для подростка важно
признание и уважение сверстников, особенно тех, кто представляет его социальную
группу, которая формирует ценностные ориентаций и нормы поведения.
Формируются собственные взгляды, осваиваются новые нормы поведения и
отношений с людьми. Подросток весьма критично оценивает окружающих, в
особенности взрослых, «соперничает» с ними, стремится действовать наперекор их
желаниям и требованиям. Он противопоставляет себя родителям, отделяется от их
мира, требует независимости, уважения к своим тайнам, что часто приводит к
конфликтам.

В

поведении

подростка

проявляются

негативизм,

грубость,

агрессивность, жестокость. Поэтому, важно в данном возрасте научить подростков
принимать

решения

поставленных задач на практическом уровне. Научить

классифицировать действия, поэтапно осуществлять намерения и воспроизводить
обратные действия, понимать и принимать возможности использования различных
подходов решения необходимых задач. Наряду с формальными решениями
появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Кропотливая

работа по созданию интерактивных игр, анимационных сюжетов в период 11-15 лет
способствует развитию абстрактного, критического, гипотетического, рефлексивного
мышления. В результате работы над проектом создания интерактивных материалов
подросток отвлекается от негативизма, грубости, агрессивности, жестокости, а
получив положительный результат – радуется. Что способствует самовоспитанию,
самоосмыслению поступков, положительных эмоций.
2.Планируемые результаты
Программа выдвигает следующие требования к результативности:
– освоение прогнозируемых результатов программы;
– презентация результатов на уровне образовательной организации.
Контроль

за

результативностью

освоения

программы

обучающимися

проводится педагогом постоянно в течение реализации программы (наблюдение за
ходом выполнения работ). В процессе реализации программы педагог отслеживает
предметные, метапредметные, личностные результаты.
Предметные результаты: правила техники безопасности на занятиях при участии в
программных мероприятиях; правила тренинга; правила выполнения упражнений;
особенности и виды общения; принципы работы на результат в команде,
объединенных общей компании; эффективные приемы решения для команды:
«здесь-и сейчас».
Метапредметные результаты: наблюдение и педагогическая диагностика.
Личностные результаты: воспитывать такие качества как: дружелюбность;
чувство товарищества; инициативность; умение слушать и слышать педагога;
самоорганизацию в процессе деятельности, самооценка обучающихся своих знаний и
умений.
предметные:


знание правил безопасности и работы в группе;



умение

создавать

дружелюбный

микроклимат

в

группе

и

команде,

анализировать действия после завершения выполнения упражнения;
метапредметные:


развитие умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе

совместной деятельности, развитие способности и готовность к самостоятельному

поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания и общения;


повышение уровня развития владения языковыми средствами - умение ясно,

логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
личностные:


повышение уровня мотивации к выработке стратегии группы или команды,

согласно своих действий; сформированность потребности в самовыражении и
саморазвитии, чувства коллективизма, результативного лидерства, уверенность в себе.
3.Учебный план
Наименование тем
№

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Физическая культура, спорт,
здоровый образ жизни

2

2

Раздел 1 Веревочный курс
История развития веревочного
3.
курса

16
4

58

4.

Проведение
командообразующих
упражнений

10

44

54

5.

Правила командообразующих
упражнений

2

14

16

Раздел 2. Общая подготовка

10

74
4

56

Формы
аттестации/конт
роля
Входящее
тестирование,
анкетирование
опрос - текущий
контроль
Контрольные
упражнения;
Социометрия
Дж. Морено
вначале и конце
учебного года, с
целью изучения
уровня
сплоченности
коллектив;

66

наблюдение;
тесты;
психологосоциальный
тренинг.
открытое
занятие в форме
показа и
демонстрации
навыков и
умений;
наблюдение;
тесты;
психологосоциальный
тренинг.

6.

Основы выживания.
Медицинская подготовка

2

16

18

7.

Общая и специальная
физическая подготовка

2

14

16

Туристическая подготовка

6
30

26
114

32
144

8.
Итого:

наблюдение;
тесты;
психологосоциальный
тренинг.
наблюдение;
тесты;
психологосоциальный
тренинг.

4.Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Введение в программу. Знакомство с членами группы. Особенности
образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности.
Тема № 1. Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни
Теория: Значение физической культуры и спорта на формирование здорового
образа
жизни человека. Физическая культура в повседневной жизни. Нормативы ОФП и
СФП. Туризм – основа всестороннего развития личности.
Раздел 1. Веревочный курс
Тема № 2. История развития веревочного курса
Теория: Тренинг командообразования «Верёвочный курс».
Тема № 3. Особенности проведения командообразующего тренинга
«Веревочный курс»
Теория: «Веревочный курс» представляет собой систематизированный активный
тренинг командообразования и личностного роста, в основе которого комплекс
упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия,
ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения
состоят из интересных задач, которые можно выполнить только всей командой с
полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если
упражнение выполнено каждым участником на 100 %. «Веревочный курс»
стимулирует участников к командной работе и командному взаимодействию,
вырабатывает чувство уверенности в собственных силах, повышает самооценку.
Практика: Правила выполнения упражнений. Выполнение упражнений.
Короткие упражнения –упражнения, которые запускаются в начале
программы со следующими целями:

 Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся
 Работа в коллективе
 Обсуждение формы обращения
 Мониторинг физического развития и физической подготовлденности.
Упражнения на диагностику предназначены для выявления/измерения важных
для программы характеристик группы и качеств участников. Чаще всего бывает
нужно диагностировать следующие компоненты:
 Эмоциональное состояние группы
 Уровень агрессии и конфликтности
 Отношение к тренеру и теме занятия
 Культурный уровень группы
 Уровень коммуникативной компетентности участников
 Уровень сплоченности
 Компетентность группы по теме занятия
Тема № 4. Правила командообразующего занятия
Теория: Наличие правил создает возможность для команды выработать свою
уникальную стратегию для выполнения упражнения, создать свое решение, увидеть
возможности, которые «спрятаны» в правилах. Команда учится слушать правила и
выходить за рамки стандартных решений — ведь универсальные решения, как
правило, просты, но малоэффективны.
Для безопасного и эффективного проведения всех упражнений есть общие
правила, те, которые действуют во время всего занятия и программы, обязательны для
исполнения.
Координатор программы проговаривает эти правила перед всеми участниками в
самом начале программы. Их выполнение позволяет команде безопасно получить
максимум результатов во время работы.
Практика: Упражнения для разминки и разогрева - выполнение правил и умение
самостоятельно контролировать их выполнение без участия руководителя.
Раздел 2. Общая подготовка
Тема № 5. Основы выживания. Медицинская подготовка
Теория: Безопасность - основное и обязательное требование при проведении
тренировочных занятий. Опасности в туризме субъективные и объективные. Действия
группы в аварийных ситуациях. Тактические приемы выхода группы из аварийных

ситуаций.
Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования
к

обуви,

одежде,

снаряжению.

Медицинская

аптечка.

Первая

медицинская

доврачебная помощь.
Практика: Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных
условиях. Практическое освоение современных средств и способов страховки и
самостраховки. Выработка тактики действия группы в конкретной сложившейся
ситуации. Тренинг по выработке решений по ликвидации сложившейся ситуации.
Тема № 6. Общая и специальная физическая подготовка
Теория: Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья,
работоспособности.
Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Требования к
физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных
возможностей организма, в разностороннем физическом развитии. Характеристика
средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения.
Практика: Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи.
Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со
скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты.
Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.
Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты.
Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание
и расслабление мышц.
Тема № 7. Туристская подготовка
Теория: Туризм в современном мире. Виды туризма. Начальная туристская
подготовка. Снаряжение туриста. Виды туристской подготовки. Обеспечение
безопасности.
Практика: Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных
походов. Походы «выходного дня».
Тема № 8. Особенности упражнений «Веревочного курса»
Теория: Все классификации так или иначе зависят от целей и задач, которые
решаются с помощью того или иного упражнения, времени их проведения и уровня
подготовки, который необходим тренеру для профессионального и безопасного
проведения этих упражнений.

Все упражнения «Веревочного Курса» можно разделить на такие группы:
Упражнения для разминки и разогрева. Они, как правило, не требуют
специального оборудования. Такие упражнения проводятся перед началом занятий,
решением совместных задач, для создания рабочей атмосферы и внутренней
мобилизации каждого из участников для эффективной работы.
Основные упражнения. Некоторые из которых также могут быть использованы
во время занятий, мероприятий.
Высокие упражнения индивидуального прорыва. Для их проведения требуются
специальные навыки и опыт. Эти упражнения называются высокими, потому что их
выполнение связано с личным преодолением страхов, в частности - страха высоты.
Каждый участник здесь самостоятельно принимает решение.
Заключительные упражнения. Они проводятся для всех учащихся. Это
обязательное упражнение, которое дает ощущение «команды» для всех слушателей.
Упражнения на отработку командных навыков предназначены для получения и
анализа опыта командного взаимодействия. Выполняя заключительное упражнение,
каждый участник командного взаимодействия «Веревочный Курс» начинает
осознавать, что группа становится цельной командой, начинает действовать слаженно
и сплоченно для достижения общего командного результата.
Практика: Выполнений упражнений.
Тема № 9. Организация самоанализа
Теория: Варианты организации самоанализа:
1. После каждого упражнения. В ходе обсуждения участники группы делятся
своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при
выполнении упражнения.
2. В середине «Веревочного курса» и после него. Этот вариант наиболее
распространен и используется при проведении курса с целью сплочения коллектива,
находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники
группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые
группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления
при выполнении последующих упражнений.
3.

После

всего

«Веревочного

курса».

Данный

вариант

рекомендуется

использовать в том случае, когда время на проведение курса очень ограничено. В ходе
обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности,

которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы
мешало их быстрому преодолению.
Практика: Выполнение участниками группы заданий ведущего группового
проведении анализа (командность работы группы, смена настроений, изменение
степени участия в распределении ролей, в принятии решений, на индивидуальные
реакции (преобладающие эмоции, реакция на неудачи, реакция на сложность
упражнения и пр.)
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов за учебный год, обобщение изученного.
Практика: Контрольное тестирование. Выполнение контрольных упражнений.

5. Календарный учебный график
Сентябрь Октябрь

Вводное
занятиее

2

ФК, ЗОЖ

2

Раздел 1

12

18

Ноябрь

Декабрь

Январь

18

18

8

Раздел 2
Всего

18

18

18

18

Февраль

Март

Апрель

Май

4

16

14

18

12

12

16

14

18

12

6. Организационно--педагогические условия
6.1. Методические материалы
Успех обучения и совершенствования специальных навыков зависит от методов
работы педагога. Только правильное, гибкое и творческое сочетание методических
приемов
материала.

обеспечивает
В

рамках

качественное
программы

овладение

слушателями

«Командообразования.

программного

Верёвочный

курс»

запланированы теоретические и практические занятия. Используются разнообразные
формы проведения занятий: беседы, лекции, игры, упражнения, практические занятия
(тренировки), консультации, учебные и туристские походы. Виды деятельности по
программе: работа с учебной, научно – познавательной, специальной литературой;
работа в группе; индивидуальная работа; практические занятия. В основе программы увлекательные игры и комплекс упражнений веревочного курса. На каждом этапе
участники группы проходят большое количество испытаний, результаты которых
должны вести к выигрышу. Веревочный курс, в отличие от обычных тренинговых

программ, позволяет не только получать теоретические знания, но и участвовать в
заданиях, анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Никакой
специальной спортивной подготовки для участия в веревочном курсе не требуется.
Сам учебный процесс по освоению веревочного курса можно условно разделить на
четыре

основных

стадии:

разминка,

основные

упражнения,

упражнения

индивидуального прорыва и заключительное упражнение, в исключительных случаях
занятие начинается со знакомства. Между основными упражнениями также
проводятся упражнения разогрева и дополнительные упражнения. Обычно сложность
поставленной задачи превышает физические возможности отдельных участников,
поэтому особое внимание уделяется тому, чтобы вся команда выполнила задание,
выработав план, позволяющий преодолеть препятствие общими усилиями всех членов
команды. Таким образом, акцент постепенно смещается с механического выполнения
физических упражнений на активизацию общения, обмен идеями, выработку
совместного плана, взаимную поддержку внутри группы участников.
Программа веревочного курса включает следующие этапы:
Разминочная часть и знакомство участников
Группа разделяются на рабочие пары, выполняют короткие упражнения,
включая «Падение на доверие». Цель упражнений раскрепостить участников,
сплотить команды, выработать доверительные отношения между участниками
команды и подготовиться к основным заданиям.
Активные задачи
Выполнение упражнений подразумевает объединение усилий и создание
стратегических

планов

и

приоритетов

для

достижения

поставленных

результатов.
Участники учатся договариваться, принимать совместные решения,
«слышать» друг друга.
В конце каждого задания веревочного курса тренер проводит анализ
действий и показывает возможности применения навыков в условиях
реальности.
Высокие упражнения
Дают индивидуальный вызов каждому участнику, который учится
побеждать страх, преодолевать препятствия в опасных и непредвиденных
ситуациях.

Заключительный этап
На данном этапе все участники объединяются в одну команду и решают
поставленные задачи. Чтобы достичь победы им необходимо использовать все
приобретенные навыки и знания, полученные в ходе всего мероприятия.
Достижение результатов возможно при полной отдаче каждого участника и
объединенных усилий.
Педагог выполняет 3 основные роли:
 организовывает процесс взаимодействия между участниками во время
тренинга;
 демонстрирует эффективное поведение в командном общении, и тем
самым создает мотивацию для участников, дает им возможность получить и
проанализировать, насколько успешен новый опыт;
 является
психологических

источником

информации.

закономерностях

и

Сообщает

феноменах,

о тех

или

свойственных

иных

"людям

вообще", оказываются мощными средствами влияния на команду.
Каждый член группы в состоянии сделать выбор: "примерять" ли
сообщаемую руководителем информацию на себя, или нет. У каждого педагога
есть своя коллекция историй, притч и высказываний, которые могут подсказать
участникам новые способы решения задач.
Важно, чтобы каждый участник программы осознанно принял правила
веревочного курса и самостоятельно следил за их исполнением в команде.
Правила:
1. Во время тренинга участники обращаются друг к другу на «Ты» и по
имени. Это правило продиктовано, в первую очередь, соображениями
безопасности: иногда нужно быстро отреагировать на возникшую опасность во
время выполнения упражнения.
2. Честность. Руководители честны с участниками и прямо говорят о том,
что происходит во время тренинга. Они обеспечивают участникам обратную
связь, описывая - а не оценивая - происходящие в команде процессы, и
рассказывая о своих ощущениях, но при этом (что очень важно) не давая
советов, не осуждая участников за их действия.
3.

Команда

«Стоп».

По

команде

«стоп»

участники

прекращают

выполнение упражнения. Если в момент команды «Стоп» участник находится

на руках, плечах других членов команды, то его медленно опускают на землю, и
только после этого начинается обсуждение ситуации, возникшей в команде.
4. Использование подручных средств запрещено.
5. Участникам запрещается становиться на плечи и головы друг друга
вовремя выполнения упражнений
6. Телефонные звонки и занятия, не связанные с выполнением задания,
возможны только во время перерывов, которые назначает руководитель.
В каждом предложенном упражнении объясняются специальные обязательные
условия и правила его проведения.
Проведение занятий проводятся

по формам: беседа,

лекция,

конференция,

практические занятия.
Используются методы организаций и осуществления учебно-воспитательной
деятельности:
 по источнику материала: словесные, наглядные, практические;
 по характеру обучени: поисковые, исследовательские, проблемные,
продуктивные, объяснительно-иллюстративные;
 по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и
дедуктивные;
 по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные,
интерактивные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
 методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры,
учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций;
 методы

стимулирования

долга

и

ответственности:

убеждение,

предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований,
поощрение, порицания.
Методы контроля и самокотроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности:
 методы устного контроля и самоконтроля;
 методы письменного контроля и самоконтроля;
 методы практического контроля и самоконтроля.
Словесные методы: объяснение, рассказ, работа с источниками, изложение,
повествование, описание, рассуждение, беседа.

Наглядные методы: демонстрация, показ образца, иллюстрация.
Практические

методы:

наблюдение,

опыт,

упражнения,

объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и
умение находить решение проблемы.
Технология

критического

мышления

–

развивает

коммуникативные

компетенции, умение находить и анализировать информацию, учить мыслить
объективно и разносторонне.
Технология

развивающего

обучения

-

ориентация

на

потенциальные

возможности учащихся.
Групповая технология – активизация познавательной деятельности.
Игровые технологии – эффективная организация взаимодействия педагога и
учащихся.
Технология образовательных событий – способ интеграции образовательного
пространства для успешного развития и социализации воспитанников.
При выборе форм организации занятий отдаются предпочтение: фронтальная
работа, групповая, коллективная, в парах, индивидуальная.
6.2. Материально-техническое условия

Для успешной реализации программы «Командообразование. Верёвочный
курс» имеются:
•

спортивный зал

•

учебная аудитория (для теоретических занятий)

•

стулья

•

3 мотка веревки

•

2 доски по 6 м

•

мел

•

канцелярские принадлежности

Для организации и осуществления учебных действий по данной образовательной
программе используются разнообразные формы, методы, технологии, выбор которых
определяется целями и задачами каждого конкретного занятия, и его содержанием
Форма обучения
Формы

очная;

организации индивидуальная, парная, групповая, фронтальная;

образовательного

процесса
Форма

проведения традиционная, мастер-класс, творческая мастерская,

учебного занятия

самостоятельная работа, работа в рамках проекта, защита
проекта, «мозговой штурм», игра (ролевая, сюжетно - ролевая,
игра-путешествие, деловая игра), конкурс, презентация,
консультация, тренинг;

Форма

подведения опрос, викторина, тест, конкурс на лучшую работу, рефлексия

итогов, контроля

содержания учебного материала, рефлексия деятельности на
занятии, презентация творческой работы, защита проекта,
выставка;

Педагогические

игровые технологии, технология сотрудничества, технология

технологии

обучения в сотрудничестве, технология дифференцированного
обучения, информационные технологии, технология
формирования критического мышления, ТРИЗ-технологии,
коммуникативные технологии, здоровьесберегающие
технологии, технология проблемного обучения, технология
исследовательского обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения;

Методы обучения

словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный, поисковый, исследовательский, проблемный,
репродуктивный, проектный, метод дифференцированного
обучения, самостоятельная работа (в том числе под
руководством педагога, с дозированной помощью педагога);

Методы

формирования критическое мышление: анализ учебной информации (схем,

ключевых компетенций

композиций, текста); обсуждение предложений, в том числе
поступивших в результате проведения «мозгового штурма»,
работа в рамках проектной деятельности, рефлексия
содержания учебного материала и деятельности на занятии,
анализ недостатков и достоинств творческих работ;
креативность: создание проблемных ситуаций, «мозговой
штурм», работа в рамках творческих, исследовательских
тренинги и упражнения на развитие креативных навыков,
импровизация и т.д;
коммуникативные навыки: ролевые и деловые игры,
диспуты, выступление в качестве оппонентов на защите работ,
проектов, обсуждение предложений, рефлексия содержания

учебного материала и деятельности на занятии;
умение работать в команде (координация, кооперация):
ролевая и деловая игра, коллективные проекты, участие в
составе команды в играх, конкурсах, тренинги и упражнения на
формирование навыка работы в команде;
Средства обучения

словесные: книги, тексты, раздаточный материал: схемы,
задания,
визуальные: предметы, фотографии, иллюстрации,
аудиальные: магнитофон, аудиозаписи,
аудиовизуальные: ноутбук, кинофильмы, видеозаписи,
средства автоматизации процесса обучения: ноутбук,
компьютерные программы, учебно-тренажерные комплексы,
электронные учебники, системы контроля знаний, системы
дистанционного обучения

Форма

реализации Оказание помощи в освоении материала ДООП; подготовка к

целевой

модели участию в конкурсах, оказание консультативной помощи в

наставничества «ученик рамках проектной деятельности.
- ученик»

6.3. Кадровое обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа составлена и рассчитана на
педагога

дополнительного образования, имеющего опыт работы по реализации

программ социально-гуманитарной направленности, способного анализировать,
делать выводы и вносить ежегодно изменения. Для ведения данной программы
педагогу необходимо обладать такими качествами, как артистизм, доброта,
любовь к детям, должен уметь правильно расставлять приоритеты, обладать
организаторскими способностями, умением быстро ориентироваться и находить
быстрые грамотные решения.
7.Формы аттестации и оценочные материалы
Критерии оценки результатов контроля и промежуточной аттестации
В течение программного курса обучения осуществляется контроль усвоения
материала:
1. Предварительный контроль – имеет диагностические задачи и осуществляется
в начале курса программы. Цель – зафиксировать начальный уровень подготовки

обучающихся, имеющиеся знания, умения, навыки.
2. Текущий контроль – систематическая проверка и оценка образовательных
результатов по конкретным темам на отдельных занятиях. Такой контроль
происходит на каждом занятии в форме опроса выполнения заданий, взаимодействия
в парах, самоконтроля слушателей и т.д.
3. Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, имеет форму
зачета, творческого задания, теста в зависимости от показателей группы (активность,
самостоятельность).

Предполагает

комплексную

проверку

образовательных

результатов по всем ключевым направлениям.
Система оценивания
Выбор системы оценивания успешности занятия зависит от метода обучения
использованного на занятии.
Формы контроля. Контрольно-оценочная деятельность:
– проведение контрольных упражнений;
– проведение Социометрии Дж. Морено вначале и конце учебного года, с целью
изучения уровня сплоченности коллектива;
– наблюдение;
– открытое занятие в форме показа и демонстрации навыков и умений;
– тесты;
– психолого-социальный тренинг.
Формы подведения итогов
– контрольное занятие;
– открытое занятие в форме зачета.
9. Иные материалы
9.1.Основная терминология
Тренинг — провести для одной команды, участников которой нужно быстро
сплотить;
Соревнование — выявления победителей, укрепления командного духа;
Низкие упражнения проводятся на земле или небольшой высоте (максимум 1
метр);
Высокие упражнения - задания значительной сложности — высотных
испытаний, которые требуют от участников определенной подготовки. Полоса

препятствий может быть поднята на 3–15 метров над уровнем земли.
9.2.Дополнительная информация
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему
развитию личности. Она направлена на совершенствование интеллектуального,
духовного

и

физического

развития.

В

процессе

туристской

деятельности

формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество,
взаимовыручка. Верёвочный курс - эффективная технология формирования команды
и развития лидерства.
Верёвочный

курс

предусматривает

преодоление

интеллектуальных,

эмоциональных и физических препятствий для улучшения навыков работы в команде
и отношений внутри коллектива.
Верёвочный курс – способствует эффективности групповой деятельности в
любых профессиональных областях, любых коллективах, любой деятельности.
Навыки и опыт эффективного общения постигаются человеком постепенно, в
процессе долгого взаимодействия с окружающими в команде. При этом достигнет ли
команда организации успеха, во многом зависит от того, насколько грамотно
организовано ее обучение и обеспечен личностный рост каждого из участников
группы.
10. Литература для педагога:
1

1.

Бурмако

Е.П.,

Уйманова

Е.А.

«Веревочный

курс»

(разработан

американской фирмой Barron Adventures) г. Владивосток
2

Гревцов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе / Учебно –

методическое пособие- СП, СБбНИИ физической культуры,2006.-52 с.
3

Игры- обучение, тренинг, досуг…/Под редакцией Петрусинского М.Н.,М6

Новая школа, 1994-82 с.
4

Карякин А. М. Командная работа: основы теории и практики / Иван. гос.

энерг. ун-т. — Иваново, 2003. — 136 с.
5

Лутошин А.Н. Как вести за собой. Москва, Просвещение,1986

6

Методика проведения веревочного курса // http://lider21 veka.ru

7

Савинов Д.В., Фоменко Т.С.,Кривенко А.В. Веревочный курс: от простого к

сложному. 8.Фаткин Л.А., Морозова К.Н. Командообразование как фактор
эффективности совместной деятельности. М:ВШК,2013.-58с.

8

Эффективные инструменты работы с персоналом. М.,2008
Электронные источники:

1. Упражнения

для

тренинга

по

командообразованию

Веревочный

курс

https://teamb.ru/uprazhneniya-dlya-treninga-po-komandoobrazovaniyu-verevochnyijkurs/?ysclid=lnojpaz6tx384840612
2. Верёвочный курс https://summercamp.ru/Веревочный_курс
11. Литература для обучающихся:
1. Грецов А. Г. Лучшие игры для сплочения команды : учеб.-метод. пособие /
2. Жуков Ю. М. Технологии командообразования / Ю. М. Жуков, А. В.
3. Козыряцкая, О. В. Тимбилдинг: необычный способ сплотить коллектив /
4. Надточий Ю. Б. Командообразование : учеб. пособие / Ю. Б. Надточий. – М. :
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 238 с. – Текст :
непосредственный.
5. Шинина Т. В. Командообразование: традиции и современность / Т. В. Шинина. –
Текст : непосредственный // Современная социальная психология: теоретические
подходы и прикладные исследования. – 2011. – № 3. – С. 39–48.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».