положение-ДОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

«СОГЛАСОВАНО»
на педагогическом совете
Протокол № 4 от «08» .08. 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБУДО
«ДДТ г. Алзамай»
Приказ № 83 от «_13.» 08. 2025 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ

Алзамай, 2025 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для педагогических работников МБУДО «ДДТ
г. Алзамай» с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных
общеразвивающих программ и в соответствии с
-Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» с
изменениями на 01 июля 2025 г;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
1.2.Положение предназначено для педагогов дополнительного образования-разработчиков
дополнительных
общеразвивающих программ,
методистов – консультантов по
разработке программ и для руководителя, утверждающего данные программы.
1.3. Основаниями для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы являются:
-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость образовательных программ
-творческий и продуктивный характер образовательных программ;
-открытый и сетевой характер реализации.
1.4.Дополнительная общеразвивающая программа детей и взрослых
— это вид

образовательной программы в системе дополнительного образования, направленный на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение
индивидуальных образовательных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечивающий их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей
и
не
ведущий
к
повышению
уровня
образования.
1.5.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
– нормативный
документ, определяющий комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в
предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (см. Приложение 5)
1.6. Дополнительная общеразвивающая программа – это учебная программа, которая может быть
разработана
на основе
примерных образовательных программ (для обеспечения

единообразия и соответствия установленным требованиям), потребностей рынка труда
удовлетворения спроса на определенные знания и навыки), запрос обучающихся и

инициативы педагогов дополнительного образования. Программа может быть
одноуровневая ( стартовая, базовая, продвинутая или углубленная) и разноуровневая ( содержит
два или три уровня), краткосрочная, одногодичная двух- и т.д.
1.7. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного
года, включая каникулы, в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные
группы), а также индивидуально. Воспитательные мероприятия, спланированные согласно
содержания дополнительной общеразвивающей программы в отдельный блок или в общий
учебный план, а также представлены календарным планом воспитательной работы, могут
реализоваться в каникулярное время
1.8. Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих
направленностей: техническая, художественная, физкультурно-спортивная, естественнонаучная,
туристко-краеведческая, социально-гуманитарная.
1.9. Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:
-формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном,
художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,
трудового воспитания обучающихся;
-выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию обучающихся;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального
самоопределения и творческого труда обучающихся;
-социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
-формирование общей культуры обучающихся;
-удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
1.10. Содержание дополнительных общеразвивающих программ обновляется с учётом
а) развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
б) целевыми ориентирами (актуальность, новизна, педагогическая целесообразность, цели,
особенности и результаты);
- вариативностью современного образования;
- сетевое взаимодействие и социальное партнерство;
- дистанционное и электронное обучение;
- модульное и разноуровневое обучение;
- обучение по индивидуальному плану обучение (возможно ускоренное в пределах программы).
1.11.Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной директором
МБУДО «ДДТ г. Алзамай». Обновление или дополнение в дополнительные

общеразвивающие программы вносятся ежегодно в соответствии с
- актуальными достижениями науки, техники, культуры, экономики и социальной сферы,
- потребностями и особенностями развития региона,
- ориентацией на формирование современных компетенций,
- образовательных траекторий,
- внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении.
1.12. Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается разными видами
контроля (входной, текущий, итоговый и др.) и промежуточной аттестацией обучающихся,
проводимых в формах, определённых учебным планом и порядком педагогом дополнительного
образования, разработавшим данную программу.

1.13. Реализация дополнительных общеразвивающих программ осуществляется в соответствии с
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возрасти или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие
коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы), а также
индивидуально. При реализации дополнительных
общеразвивающих программ
могут
предусматриваться аудиторные и внеаудиторные занятия. Формы аудиторных и внеаудиторных
занятий определяет педагог самостоятельно.
1.14. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучении (если есть
такая необходимость), в пределах осваиваемой дополнительной общеразвивающей программы
осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом МБУДО «ДДТ г.
Алзамай».
1.15. В процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ занятия могут
проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Количество
обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность занятий в
объединении, их кратность в неделю, режим занятий
зависят от
направленности
дополнительных общеразвивающих программ и определяются локальным актом МБУДО «ДДТ
г. Алзамай. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,

переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
1.16. Дополнительная я общеразвивающая программа
может реализовываться
как
самостоятельно, по традиционной форме, так и посредством сетевых форм их реализации. При
разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ используются различные
образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение, может применяться форма организации образовательной деятельности,
основанная на модульном принципе.
1.17. При реализации дополнительных общеразвивающих программ в работе объединений при
наличии условий и согласия руководителя совместно с несовершеннолетними обучающимися
могут участвовать их родители (законные представители).
1.18. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов
разрабатываются адаптированные дополнительные общеразвивающие программы, разработанные
с учетом особенностей психофизического развития.

Возможно
обучение детей с ОВЗ по адаптированным программам в обычном
объединении (инклюзивное образование) совместно с другими обучающимися и в
отдельных группах, а также по индивидуальному учебному плану. При разработке
адаптированной дополнительной общеразвивающей программы необходимо учесть
специфику заболевания и специальные условия для получения обучающимся данного
образования.
2.Структура дополнительной общеразвивающей программы
Структура программы включает в себя следующие элементы:
1.Титульный лист
2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Пояснительная записка
2.2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.3. Содержание структурных компонентов программы
2.4.Иные компоненты программы:
2.5. Приложения.
3.Содержание структурных компонентов программы
3.1. Титульный лист – структурный элемент программы (Приложение 1), который должен
содержать следующую информацию:
 наименование образовательной организации;

 где рассмотрена данная программа, номер протокола, дата;
 гриф утверждения программы: дата и номер приказа;
 название программы;
 возрастная категория (возраст обучающихся, контингент);
 срок её реализации;
 ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
 Место и год разработки;
3.2. Комплекс основных характеристик программы
3.2.1. Пояснительная записка
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается
отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам
работы с детьми и условиями реализации программы.
*Информационные материалы и литература-разработчик программы указывает информацию,
источники и литературу, на основе которых разработана программа;
*Направленность программы – художественная, физкультурно-спортивная, естественнонаучная,
туристко-краеведческая, военно - патриотическая, социально-гуманитарная;
*Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы –
своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;
*Отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от
других; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; указать,
как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления;
*Адресат программы – краткая характеристика обучающихся, которые будут обучаться по
данной программе, возрастные особенности, медико-психолого-педагогические характеристики;
*Объём программы – общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы
(всего 180 часов: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения- 108 часов).
*Срок освоения программы - определяется содержанием программы – количество лет, недель,
месяцев, необходимых для ее освоения (например: 1 год обучения, не менее 32 недель);
*Форма обучения – очная;
*Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий: количество часов в год;
количество часов и занятий в неделю в соответствии с СанПиН, с указанием перерыва между
занятиями (например: 1 год обучения; 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут);
*Цель и задачи программы:
Цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Цель должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима.
Задачи:
-поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий;
-это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и
является поставленная цель.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой
глагольной формы (познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать,
предоставить, возможность, и т.п.).
*Учебный план содержит:
-название разделов и тем программы;
-всего часов, из них количество теоретических и практических часов;
-учебный план оформляется в табличной форме (Приложение 2). Рекомендуется учебный план
составлять на каждый год обучения;
-формы промежуточной аттестации (итоговая аттестация, если установлено в организации,
осуществляющей образовательную деятельность). Например: тест, викторина, опрос,
фронтальный опрос, устные ответы на один или несколько вопросов, письменная проверка –

письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий), проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы, сочинения, рефераты и другое.
За промежуточную аттестацию могут быть приняты результаты участия в конкурсах, викторинах,
фестивалях, конференциях, иных мероприятиях.
*Содержание программы – реферативное описание разделов и тем программы на весь период
обучения в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание
теоретической и практической частей, соответствующих каждой теме. Рекомендуется указать
количество часов на раздел, тему. Материал следует излагать назывными предложениями. В
содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты. Содержание
каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
*Планируемые результаты – планируемые результаты рекомендуется прописать по итогам
каждого года обучения. Они должны соотноситься с целью и задачами обучения, развития,
воспитания; определять основные знания, умения, навыки. Планируемые результаты
ориентируются
на
метапредметные
и
личностные
результаты
образования.
3.3. Комплекс организационно-педагогических условий:
*Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273ФЗ, гл. 1, ст.2, ч. 9), определяющий количество учебных часов, распределённых по месяцам
учебного года. Календарный учебный график составляется на каждый год обучения (Приложение
3).
*Оценочные материалы – в данном разделе программы отражается перечень (пакет)
диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых
результатов (1, ст. 2, п. 9), а также материалы к промежуточной (итоговой при наличии)
аттестации.
*Методические материалы – в настоящем разделе рекомендуется представить:
-обеспечение программы методическими видами продукции: разработки игр, бесед, экскурсий,
конкурсов, викторин и другое;
-рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов
или опытов и т.д.;
-дидактический материал: раздаточный материал, инструкционные и технологические карты,
задания, упражнения, образцы изделий и др.;
-лекционный материал;
-методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы;
-методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный,
проектный и др;
-формы обучения и виды занятий: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные
работы, круглые столы, мастер-классы, др;
-групповые и (или) индивидуальные методы обучения;
-педагогические технологии;
-алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
-воспитательная компонента программы, в т.ч. организация и проведение массового мероприятия;
план и методика проведения родительских собраний; сценарные планы, другое;
-другие методические материалы. (Приложение 4)
3.2.2. Иные компоненты программы:
*Условия реализации программы – совокупность условий реализации программы: помещения,
площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы: аудио-, видео-, фото-источники и
т.п.
*Список литературы – список литературы включает источники, обязательные для освоения
программы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом (в т.ч. к оформлению
библиографических
ссылок)
для
педагога,
родителей
и
для
обучающихся
Примечание. В дополнительной общеразвивающей программе допустимо на усмотрение педагога

дополнительного образования (если это не противоречит последовательности и логичности
изложения материала) перенесение элементов структуры в другие разделы (перестановка
местами), но включение всех элементов обязательно.
4. Заключительные положения
4.1.Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, поэтому
должна пройти проверку на утверждение на заседании педагогического совета - органа,
полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы
МБУДО «ДДТ г. Алзамай» и детского объединения дополнительного образования. Решение об
утверждении
программы
заносится
в
протокол
педагогического
совета.
4.2.Утверждение дополнительной общеразвивающей программы осуществляется приказом
директора МБУДО «ДДТ г. Алзамай» на основании решения педагогического совета.
4.3.Только после утверждения дополнительной общеразвивающей
программы приказом
директора, она считается полноценным нормативно- правовым документом детского объединения
дополнительного
образования.

Приложение 1
Титульный лист
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена
на педагогическом совете:
Протокол № ____от «___»______202__г
.

Утверждена
приказом директора МБУ ДО
«ДДТ г. Алзамай»
№___от «____»_______202___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

__________________(название)___________________
Возрастная категория:
Срок реализации:

Разработчик
___________________,
педагог дополнительного образования
______категория

Алзамай, 202__ г.

Приложение 2
Учебный план
№

Название разделов, тем
Всего
12
6
6
16
8
8

Раздел 1.
1.1. Тема
1.2. Тема
Раздел 2.
4.1. Тема
4.2. Тема
Пример промежуточной
(итоговой) аттестации
Итого:

Количество часов
Теория
Практика
3
9
2
4
1
5
4
12
2
6
2
6

Форма
аттестации

Выставка,
реферат, опрос

Приложение 3
Календарный учебный график
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
Май
Раздел/месяц
Раздел 1
4ч
4ч
Раздел 2
4ч
4ч
Раздел 3
3ч
Раздел 4
4ч
Раздел 5
4ч
Раздел 6
4ч
2ч
Выставка
Промежуточная
аттестация
Всего
4ч
4ч
4ч
4ч
3ч
4ч
4ч
4ч
2ч

Методическое обеспечение программы
№ Раздел,
тема

Форма
занятий

Приёмы и
методы
организации
учебновоспитательного
процесса

Методический
материал

Дидактический
материал

Техническо Форма
е
подведения
оснащение итогов
занятий

Приложение 4
Календарно-тематическое планирование – (КТП) раскрывает последовательность изучения
разделов, тем программы, количество часов, отводимых на каждую из них, соотношение времени
теоретических и практических занятий.
КТП содержит: название раздела, общей темы (при наличии);
темы занятия; объём часов; планируемую дату проведения занятия;
форму контроля и промежуточной аттестации.
образец

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»
Утвержден___________
«_____»_____ 202__ г.

Календарно - тематическое планирование
дополнительной общеразвивающей программы
______________________________________

Составитель______________,
педагог дополнительного образования,
________ квалификационная категория.

г. Алзамай, 202__г.

№
п/п

Тема (Раздел, тема)

Теоретические Практические Всего часов
часы
часы

Примечание. Возможны пометки индивидуальных занятий.

Форма
контроля,
промежуточной
аттестации

Приложение 5
При разработке и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы структура будет выглядеть следующим образом:
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность ДОП
1.2. Характеристика обучающихся по программе
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
1.4. Основные особенности программы
1.5. Формы и технологии образования детей
1.6.Объем и срок реализации программы
1.7. Режим занятий
2. Обучение
2.1. Цель и задачи обучения
2.2.Учебный план
2.3.Содержание учебного плана
2.4. Планируемые результаты
2.5. Способы и формы определения результатов обучения
3. Воспитание
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
3.2.Формы и методы воспитания
3.3.Условия воспитания, анализ результатов
3.4. Календарный план воспитательных мероприятий
4. Организационно - методические условия реализации программы
4.1, Методическое обеспечение программы
4.2.Материально- техническое обеспечение программы
Список литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».