Школа безопасности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»
Рассмотрена на
педагогическом совете:
Протокол № 4_ от «26_»_08. 2025 г.

Утверждена
приказом директор
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
№_86 от «29»__08. 2025 г.

.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Школа безопасности»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок освоения: 1 год

Разработчик программы:
Куимова Елена Михайловна педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 2025 г.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.

1.1.Информационные материалы, направленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы . . . . . . . . . . . . . 3
1.3.Новизна и отличительные особенности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.4.Адресат программы и сроки освоения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.5.Форма обучения, режим занятий, объём . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6.Цель и задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Раздел II. Организационно – педагогические условия
2.1.Учебный план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2.Содержание учебного плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3.Календарный учебный график . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.4.Учебно – тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5.Планируемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Раздел III. Условия реализации
3.1Формы аттестации оценочные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.3.Материально-технические условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4.Кадровое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.5.Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.6.Приложения
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа безопасности». Автор составитель: Карачев
Евгений Александрович, педагог дополнительного образования).
Направленность программы – физкультурно-спортивная
Актуальность: заключается в том, что в условиях современного мира, повышения уровня
опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование
знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого
необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня,
до уровня специальной подготовки в условиях деятельности дополнительного
образования. Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области
безопасности и спасательного дела. Она призвана расширить кругозор ребенка и дать ему
соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в
чрезвычайных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой
доврачебной помощи, изучить правила противопожарной и дорожной безопасности, вести
здоровый образ жизни.
Новизна программы заключается в том, что традиционные темы, такие как пожарная,
дорожная безопасность, первая помощь интегрируются с актуальными направлениями:
информационная безопасность и психологическая устойчивость при ЧС. В программу
включены практико – ориентированные занятия: моделирование ситуаций, тренировки,
практикумы по оказанию первой помощи. Используются интерактивные методы: кейсметоды, ролевые игры, цифровые викторины.
Программа предполагает использование ресурсов электронной библиотеки.
Отличительной особенностью программы является то, что ключевой идеей программы
является воспитание личности безопасного типа, а так же подготовка обучающихся к
реальной жизни. Комплексность данной программы дает возможность обучающимся
осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить
профессию и, может быть, жизненный путь.
Адресат программы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности» предназначена для обучения школьников в возрасте 13-14 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-12 лет.
Подростки в силу своих возрастных психологических особенностей в
повседневной жизни не всегда могут правильно оценить возникающие риски и во многих
ситуациях завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии
становления, многие процессы подвижны и неустойчивы. В экстремальной, трудной
ситуации у подростка происходит торможение в центральной нервной системе, и он в
большинстве случаев не может своевременно принимать правильные решения, совершать
оперативные действия. Возникает необходимость познакомить детей с правилами
безопасного поведения и выживания в различных ситуациях.
3

Реализация Программы «Школа безопасности» позволит обучающимся получить
возможность повысить свой интерес к наукам, расширить знания, научиться
практическим умениям и навыкам в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности.
Сроки освоения программы: дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «Школа безопасности» рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Уровень – базовый.
Общий объем программы и режим: Программа «Школа безопасности» рассчитана на 72
учебных часа, из расчета 1 раз в неделю по 2 академических часа (продолжительность
занятий 40 минут, перерыв между занятиями не менее 10 минут).






Цель: сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной
и общественной безопасности, практические навыки и умения поведения в экстремальных
ситуациях, стремление к здоровому образу жизни.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной
и общественной безопасности;
формировать представление об опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
формировать умения оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья и принимать
правильное решение в соответствии с ситуацией;
формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
Раздел 2. Организационно – педагогические условия
Учебный план
№
п/п
I
II
III

Тема
Улица и мы
Безопасность в быту и
общественных местах
Пожарная
безопасность

Теорет.
занятия
3

Практич. Всего
занятия
часов
9
12

3

10

13

2

12

14

IV

Безопасность в
природной среде

2

7

9

V

Первая помощь

1

7

8

VI

Ребенок и природа

1

4

5

VII

Здоровье

1

5

6

4

Формы контроля и
аттестации
Входящий контроль.
Собеседование
Тестирование
Тестирование
Промежуточная
аттестация.
Тест .
Тестирование
Наблюдение
Наблюдение, тесты.
Сдача нормативов.

VIII

Безопасность на дороге
в разное время года
Итого:

1

4

5

14

58

72

Итоговая аттестация.

Содержание учебного плана
I. Улица и мы
Теория. Вводное занятие. Населённый пункт, в котором мы живём. Инструктаж по
технике безопасности. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Дорога и скрытая
опасность. При переходе проезжей части дороги главное соблюдать безопасность. Что
такое ДТП? ГИБДД — помощник и друг. Особенности профессии сотрудника ГИБДД.
Транспортные средства оперативных служб. Поведение при чрезвычайных ситуациях на
транспорте. Электросамокаты, электровелосипеды, моноколёса, сегвеи. Мотоцикл,
кроссовый мотоцикл, питбайк. Мопед, скутер, квадроцикл.
Практика. Встреча с работником ГИБДД. Безопасность передвижения на средствах
индивидуальной мобильности.
II. Безопасность в быту и общественных местах.
Теория. Один дома. Домашние животные. Бытовая химия. Правила пользования
газом и электричеством. Безопасность на железнодорожном транспорте и в метро.
Безопасность на водном и воздушном транспорте. Источники опасности в общественных
местах. Основные риски
в ситуациях криминогенного характера в общественных местах. Основные риски
в ситуациях криминогенного характера в общественных местах. Конфликты, их
предупреждение и выход из них. Ответственность несовершеннолетних. Опасные и
вредоносные компьютерные программы. Опасный контент. Роль личности в
профилактике вовлечения в деструктивные течения и группы.
Практика. Пожарная безопасность в жилых домах. Правила поведения в толпе, при
массовых беспорядках, панике.
Пожарная безопасность в общественных местах.
Культура взаимодействия с окружающими людьми. Буллинг и троллинг в школьной
среде. Как не стать жертвой манипуляторов и мошенников. Опасные увлечения молодёжи.
III. Пожарная безопасность.
Теория. Причины возникновения пожаров. Знаки пожарной безопасности. Понятие
о пожарной профилактике. Противопожарный режим в школе. Действия при
возникновении пожара. Весенний и летний пожароопасные сезоны. Люди огненной
профессии. Люди огненной профессии. Люди огненной профессии.
Практика. Средства пожаротушения. Пожарное оборудование. Система пожарной
сигнализации и автоматического пожаротушения. Встреча с человеком профессии
пожарный. Просмотр видеороликов на тему «Возникновение пожароопасной ситуации».
IV. Безопасность в природной среде.
Теория. Причины вынужденной автономии. Съедобные и ядовитые растения.
Добыча и очистка воды. Добыча и очистка воды. Съедобные и ядовитые растения.
Экстремизм. Терроризм.
Практика. Виды автономного существования. Организация отдыха на природе.
Способы ориентирования. Добыча и очистка воды. Сигналы бедствия и способы подачи.
V. Первая помощь.
5

Теория. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути. Первая
помощь при травмах опорно - двигательного аппарата. Первая помощь при термических и
химических ожогах, попадании агрессивных жидкостей в глаза. Первая помощь при
обморожении и переохлаждении. Первая помощь при укусах насекомых и змей.
Транспортировка пострадавших.
Практика. Транспортировка пострадавших. Первая помощь при ранениях и
возникновении наружных кровотечений.
VI. Ребенок и природа
Теория. Правила поведения при грозе. Контакты с животными.
Практика. Съедобные и несъедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые
растения. Сбор грибов и ягод
VII Раздел.
Теория. Здоровье. Ценность здорового образа жизни. Микробы и вирусы. Вредные
привычки. На воде, на солнце. Одежда и здоровье.
Практика. Личная гигиена. Одежда и здоровье.
VIII Раздел.
Теория. Безопасность на дороге в разное время года. Безопасность на дороге в
осеннее время года. Безопасность на дороге в зимнее время года. Безопасность на дороге
весной. Безопасность во время летних каникул.
Практика. Оценка знаний: игра-турнир «Юные знатоки безопасности
жизнедеятельности». Подведение итогов за учебный год.
Календарный учебный график
Тема
сен
окт
1. Улица и мы
8
4
2

3
4

5
6
7
8

Безопасность
в быту и
общественных
местах
Пожарная
безопасность
Безопасность
в природной
среде
Первая
помощь
Ребенок и
природа
Здоровье
Безопасность
на дороге в
разное время
года
Итого:

6

нояб декаб

янв

фев

март

Итого
12
13

8

5
3

14
6

2

9

6
2

10

май

7

1

8

апр

8

8
6

8

8

8

8
3

5

5

1
5

6
5

8

6

72

Учебно – тематический план
Тема

Теория Практика Всего Дата
(мин)
(мин)
(часы)

Контроль и
индивидуальные
занятия

I Раздел. Улица и мы
1

Вводное занятие.
Населённый пункт, в
котором мы живём.
Инструктаж по технике
безопасности.

10

30

1

2-7 сен.

2

Безопасный путь в школу и
домой. Практические
задания: составление
маршрутного листа
«Дорога в школу».

10

30

1

2-7 сен.

3

Играй, но о дороге не
забывай.

10

30

1

8-14
сен.

4

Остановочный и тормозной 10
путь автомобиля.

30

1

8-14
сен.

5

Дорога и скрытая
опасность.

10

30

1

15-21
сен.

6

При переходе проезжей
части дороги главное
соблюдать безопасность.

10

30

1

15-21
сен.

7

Что такое ДТП?

10

30

1

8

ГИБДД — помощник и
друг. Особенности
профессии сотрудника
ГИБДД. Встреча с
работником
ГИБДД.

10

30

1

22-28
сент.
22-28
сент.

9

Транспортные средства
оперативных служб.

10

30

1

29сент.5 окт.

10

Поведение при
чрезвычайных ситуациях
на транспорте.

10

30

1

29сент.5 окт.

7

Входящий
контроль
Наблюдение.
Устный опрос.

11

Безопасность
передвижения на средствах
индивидуальной
мобильности.
Электросамокаты,
электровелосипеды,
моноколёса, сегвеи.

10

30

1

6-12
окт.

12

Мотоцикл, кроссовый
10
мотоцикл, питбайк.
Мопед, скутер, квадроцикл.

30

1

6-12
окт.

II Раздел. Безопасность в
быту и общественных
местах
13

Один дома. Домашние
животные. Бытовая химия.

10

30

1

13-19
окт.

14

Правила пользования газом
и электричеством.
Пожарная безопасность в
жилых домах.

10

30

1

13-19
окт.

15

Безопасность на
железнодорожном
транспорте и в метро.

10

30

1

20-26
окт.

16

Безопасность на водном и
воздушном транспорте.

10

30

1

20-26
окт.

17

Источники опасности в
общественных местах.

10

30

1

27 окт.2 нояб.

18

Основные риски
в ситуациях
криминогенного характера
в общественных местах.

10

30

1

27 окт.2 нояб.

19

Пожарная безопасность в
общественных местах.

10

30

1

3-9
нояб.

8

20

Правила поведения в
толпе, при массовых
беспорядках, панике.

10

30

1

3-9
нояб.

21

Культура взаимодействия с
окружающими людьми.
Конфликты, их
предупреждение и выход
из них.

10

30

1

10-16
нояб.

22

Буллинг и троллинг в
школьной среде. Как не
стать жертвой
манипуляторов и
мошенников.

10

30

1

10-16
нояб.

23

Опасные увлечения
молодёжи.
Ответственность
несовершеннолетних.

10

30

1

17-23
нояб.

24

Опасные и вредоносные
компьютерные программы.
Опасный контент.

10

30

1

17-23
нояб.

25

Роль личности в
10
профилактике вовлечения в
деструктивные течения и
группы.

30

1

24-30
нояб.

III Раздел. Пожарная
безопасность
26

Причины возникновения
пожаров.

10

30

1

24-30
нояб.

27

Средства пожаротушения.

10

30

1

28

Знаки пожарной
безопасности.

10

30

1

1-7
декаб.
1-7
декаб.

29

Понятие о пожарной
профилактике.

10

30

1

8-14
дек.

30

Противопожарный режим в 10
школе.

30

1

8-14
дек.

31

Действия при
возникновении пожара.

30

1

15-21
дек.

10

9

32

Оказание первой
медицинской помощи
пострадавшим на пожаре.

10

30

1

15-21
дек.

33

Весенний и летний
пожароопасные сезоны.

10

30

1

22-28
дек.

34

Пожарное оборудование.

10

30

1

35

Система пожарной
сигнализации и
автоматического
пожаротушения.

10

30

1

22-28
дек.
5-11
янв.

36

Люди огненной профессии.

10

30

1

37

Люди огненной профессии.
«Встреча с человеком
профессии пожарный».

10

30

1

38

Просмотр видеороликов на
тему «Возникновение
пожароопасной ситуации».

10

30

1

12-18
янв.

39

Обсуждение ситуаций,
приводящих к
пожароопасной ситуации.

10

30

1

19-25
янв.

5-11
янв
12-18
янв.

IV Раздел. Безопасность в
природной среде
40

Виды автономного
существования. Причины
вынужденной автономии.

10

30

1

19-25
янв.

41

Организация отдыха на
природе. Способы
ориентирования.

10

30

1

26-1
фев.

42

Добыча и очистка воды.
Съедобные и ядовитые
растения.

10

30

1

26-1
фев.

43

Правила безопасного
поведения на водоёмах.

10

30

1

2-8 фев.

44

Правила безопасного
поведения в горах и в лесу.

10

30

1

2-8 фев.

10

Промежуточная
аттестация.
Тестирование.

45

Сигналы бедствия и
способы подачи.

10

30

1

9-15
фев.

46

Основы противодействия
экстремизму и терроризму.

10

30

1

9-15
фев.

47

Экстремизм.

10

30

1

48

Терроризм.

10

30

1

16-22
фев.
16-22
фев.

V Раздел. Первая помощь
49

Первая помощь при
попадании инородных тел
в дыхательные пути.

10

30

1

23-28
фев.

50

Первая помощь при
ранениях и возникновении
наружных кровотечений.

10

30

1

23-28
фев.

51

Первая помощь при
травмах опорнодвигательного аппарата.

10

30

1

1-8
марта

52

Первая помощь при
термических и химических
ожогах, попадании
агрессивных жидкостей в
глаза.

10

30

1

1-8
марта

53

Первая помощь при
обморожении и
переохлаждении.

10

30

1

9-15
марта

54

Первая помощь при укусах
насекомых и змей.

10

30

1

9-15
марта

55

Транспортировка
пострадавших.

10

30

1

16-22
марта

56

Практика.
Транспортировка
пострадавших.

10

30

1

16-22
марта

VI Раздел. Ребенок и
11

природа
Съедобные и несъедобные
грибы.
Съедобные ягоды и
ядовитые растения.

10

30

1

10

30

1

59

Сбор грибов и ягод.

10

30

1

60

Правила
грозе.

при 10

30

1

61

Контакты с животными.

10

30

1

13-19
апр.

57
58

поведения

23-29
марта
23-29
марта
6-12
апр.
6-12
апр.

VII Раздел. Здоровье
62

Ценность здорового образа
жизни.

10

30

1

13-19
апр

63

Микробы и вирусы.

10

30

1

64

Личная гигиена. Одежда и
здоровье.

10

30

1

20-26
апр.
20-26
апр.

65

Вредные привычки.

10

30

1

66

На воде, на солнце.

10

30

1

67

Личная гигиена. Одежда и
здоровье.

10

30

1

Безопасность на дороге в
осеннее время года.

10

30

1

4-10
мая

69

Безопасность на дороге в
зимнее время года.

10

30

1

11-17
мая

70

Безопасность на дороге
весной.

10

30

1

11-17
мая

71

Безопасность во время
летних каникул.

10

30

1

18-26
мая

27-3
мая
27-3
мая
4-10
мая

VIII Раздел. Безопасность
на дороге в разное время
года

68

12

72

Оценка знаний: игратурнир «Юные знатоки
безопасности
жизнедеятельности».
Подведение итогов за
учебный год.

10

30

1

18-26
мая

Итоговая
аттестация.
Тестирование.
Викторина.

Планируемые результаты:
 уметь вызвать экстренные службы;
 уметь применять навыки безопасного поведения в быту и на природе (правила
пользования газом, электроэнергией, поведения при обрушениях, на воде);
 уметь анализировать простые ситуационные задачи и предлагать адекватные
решения;
 уметь демонстрировать основы информационной безопасности: надежные пароли,
подозрительные ссылки, защита персональных данных;
 понимать, как использовать физиологические резервы человеческого организма;
 уметь оказать посильную доврачебную помощь;
 уметь использовать (при необходимости) природные лекарственные средства;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих.
Раздел 3. Условия реализации
Формы аттестации и оценочные материалы
Оценочная деятельность в сентябре осуществляется входящим контролем. Это
оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Входящий
контроль осуществляется в форме опроса обучающихся. Промежуточная аттестация
проводится в конце первого полугодия как оценка качества усвоения программы за
прошедший период обучения в форме теста. Обучающимся будет предложен Тест
«Правила поведения на природе»(Приложение 1). Итоговая аттестация проходит в конце
года. Оценка результатов предполагает выявление уровня освоения теоретических знаний,
практических умений и навыков в соответствии с программными требованиями.
Обучающимся будет предложен «Итоговый тест» (Приложение 2).
Высокий уровень освоения программы: обучающийся умеет вызвать экстренные
службы, оперирует знаниями о том, как поступить в опасной ситуации не только по
отношению к себе, но и к другим. Умеет оказать посильную первую помощь, умеет
использовать (при необходимости) природные лекарственные средства, имеет знания об
информационной безопасности. Имеет навыки пользования приборами в быту.
Средний уровень освоения программы: обучающийся умеет вызвать экстренные
службы, имеет навыки пользования приборами в быту, оперирует тем, как поступить в
опасной ситуации по отношению к себе. Умеет оказать посильную первую помощь. Имеет
знания об информационной безопасности. Низкий уровень: обучающийся может вызвать
экстренную помощь, имеет навыки пользования в быту (Приложение 3).
13

Также в качестве методов диагностики освоения Программы используется
наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, метод рефлексии.
Это дает возможность оценить личностный рост обучающегося. Позволяет выявить
то, каким он пришел, чему научился и каким стал. Позволяют понять, какие основные
знания, умения, практические навыки приобрел обучающийся, какие важнейшие
личностные качества сформированы у него за период обучения и за время общения с
педагогом и сверстниками.

14

Методическое обеспечение
№
Раздел, тема
Форма занятий

1

Улица и мы

2
Безопасность в
быту и
общественных
местах

3
Пожарная
безопасность

4
Безопасность в
природной среде

Приемы и методы
организации
учебновоспитательного
процесса
Учебное занятие. Словесный,
Групповая работа. наглядный,
Индивидуальная
практический
работа.

Методический
материал

Дидактический
материал

Дидактические
карточки: рисунки
туристов и
путешественников;

Техническое
оснащение
занятий

Компьютер

Форма
подведения
итогов

Акция «Письмо
водителю».

Учебное занятие. Словесный,
Индивидуальная. наглядный,
Групповая работа. практический.

Историкогеографический
очерк/ Под ред. Г.В.
Грудинина. –
Иркутск: ИГПУ,
2003. – 288 с.: ил.

Карточки по теме
«Открытки.
Заповедные места
Иркутской области
»: «фотографии
красивых мест
Байкала».

Компьютер

Домашнее
задание
«Моделирование
ситуации «Звонок
по телефону»,
«Звонок в дверь».

Встреча.
Индивидуальная
работа.

Словесный,
практический,
Беседа.
Интервью.
Обсуждение.

Как подготовиться к
встрече.

Фотографии,
открытки,
сувениры.

Компьютер

Изготовление
книжки пословиц
по пожарной
безопасности.

Учебное занятие.
Практика.
Групповая работа.
Презентации по

Словесный,
наглядный,
практический,
иллюстративный.

Учебные фильмы
(интернет)

Изображения
изделий народных
промыслов.

Компьютер

«Безопасность
детей зимой».
«Осторожно,
зимняя дорога».

15

темам.

5
Первая помощь
6
Ребенок и
природа
7
Здоровье
8

Безопасность на
дороге в разное
время года

Учебное занятие.
Практика.
Групповая работа.
Индивидуальная.
Групповая работа.
Индивидуальная.
Просмотр
фильмов.
Групповая.
Индивидуальная.
Наблюдение.

Словесный,
наглядный,
практический
методы.
Словесный,
наглядный,
практический
методы.
Словесный,
практический,
Беседа.
Интервью.
Практика.
Словесный,
Групповая работа. практический,
Презентации по
Беседа.
темам.

Герб, флаг, гимн.

Таблицы, карточки

Компьютер

Практикум
«Оказание первой
помощи людям».

Видеоролик «Детям
о Великой
Отечественной
войне».

Фотографии
военных лет.

Компьютер,
презентация.

Фотоконкурс
«Зимняя река»

Презентация.
Рисунки «Береги
живое».

Компьютер,
презентация.

Мероприятие
«Путешествие в
страну
безопасности»
"Соблюдая ПДД,
не окажешься в
беде"

Фотовыставка
«Родной край».

16

Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Плакаты:
• Безопасность дорожного движения
• Пожарная безопасность
• Безопасность в быту
• Активный отдых на природе
• Безопасность на воде.
Средства медицинской защиты: аптечка индивидуальная, бинт марлевый медицинский
нестерильный, размер 7 м x 14 см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м
x 10см, вата медицинская, шина, жгут кровоостанавливающий эластичный.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования».
Список литературы:
1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.
2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание,
1990.
3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.:
Зеркало, 1994.
4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
5. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В.
В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А.
Сербаринов. - М, 1992.
7. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях,
катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
8. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
9. Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
10. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
11. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

17

Приложения
Приложение 1
Тест на тему: «Правила поведения на природе»
1.Что необходимо знать в походе? (выбрать правильный ответ)
а) правила личной гигиены; б) дисциплину; в) правила личной безопасности.
2. Какая задача при подготовке и проведении похода является главной? Укажите
правильный ответ:
а) выполнение целей и задач похода; б) обеспечение безопасности; в) полное прохождение
маршрута; г) все верно.
3. Что необходимо предпринять, если во время маршрута вы заблудились?
а) искать тропу или дорогу обратно; б) найти возвышенное место; в) успокоиться и
оценить обстановку
4. Наиболее удобной обувью в походе являются:
а) туристические ботинки; б) сапоги резиновые; в) туфли на высокой платформе;
г) кроссовки;
5. Как высушить промокшую обувь в походе? Укажите правильный ответ:
а) вытащить из обуви стельки и протереть внутри досуха тряпкой; б) набить обувь сухой
травой или бумагой и поставить их недалеко от костра; в) поставить обувь к теплу, но не к
открытому огню; г) вбить в землю около костра колышки и повесить на них обувь
6. Обеззараживание воды в походных условиях осуществляется:
а) кипячением; б) очисткой через песочный фильтр; г) очисткой через марлю и вату.
7. Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы?
Ваши действия в правильной последовательности:
а) искать следы своих товарищей; б) ждать, когда за вами вернутся; в) не сходить с места;
д) развести костер.
8. Что необходимо предпринять если во время маршрута на вашем пути встретился дикий
зверь?
а) кричать очень громко; б ) размахивать руками; в)застыть на месте.
9. При прохождении маршрута в лесу ваша группа попала в экстремальную ситуацию?
Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их
очередность:
а) при наличии в группе пострадавших направить их в сопровождении нескольких человек
искать населенный пункт с целью оказания помощи; б) если есть пострадавшие,
ослабленные, больные, оказать им первую медицинскую помощь;
в) подавать аварийные сигналы поисковым группам; г) при помощи компаса определить
направление выхода и послать группу разведки для определения расстояния до
ближайшего населенного пункта; д) при отсутствии запаса продуктов питания
организовать поиск воды и пищи;
10. В походе ваш товарищ слегка поранил руку. Что вам необходимо сделать?
а) наложить шину; б) обработать рану; в ) дать успокоительное.
11 .Что делать при укусах насекомых?
а) дать таблетку; б) позвонить близким; в) плакать; г) ничего не делать.
Что значит оставаться « один на один с природой»?
а) отдых на море ; б) выезд в другую страну; в ) поход в лес.
18

Как правильно разводить костер? Разместите предложенные ниже действия в правильном
порядке:
а) положить на почву растопку; б) на растопку положить ветки; в) поджечь костер двумя –
тремя спичками; г) приготовить растопку и дрова; д) сверху веток положить поленья,
дрова; е) соблюдать правила пожарной безопасности.
14. Назовите, какие растения можно использовать, чтобы заварить чай:
а) листья березы; б) листья малины и земляники; в) волчьи ягоды; г) бузина;
д) черника; е) брусника; ж) полынь;
15. Какие главные правила должны соблюдать на природе?
а) громко кричать; б) не разорять гнезда; в) не вырывать растения с корнями .
Правильные ответы на тесты:
1-абв. 2-г. 3-в. 4-абг. 5-абвг. 6-а. 7-вабд. 8-в. 9-бгвад. 10-в. 11-а. 12-в. 13-агдве. 14-бде. 15бв.

19

Приложение 2
Итоговый тест
1.При наличии велосипедной дорожки…
А) нужно ехать только по ней; Б) ехать только по тротуару; В) ехать по проезжей части; Г)
ехать в крайнем левом ряду вместе с автомобилями; Д) верно все вышеуказанное.
2. Чего нельзя делать во время грозы?
А) все ответы верные; Б) купаться в водоёмах; В) касаться металлических сооружений; Г)
держать в руках длинные металлические предметы; Д) стоять рядом с высокими
деревьями.
3. В какое время года реки и озёра опасны?
А) в любое время года; Б) весной; В) зимой; Г) летом; Д) осенью.
4. Чрезмерное понижение температуры тела человека под воздействием холода – это…
А) переохлаждение; Б) болевой шок; В) отморожение; Г) перелом; Д) обморок.
5. Сколько времени подросткам можно находиться у монитора компьютера?
А) 60 мин; Б) 3 часа; В) 30 мин; Г) 6 часов; Д) сколько хочешь.
6. Что делать если укусил клещ?
А) аккуратно расшатать и потянуть насекомое против часовой стрелки; Б) раздавить
насекомое; В) залить кипятком; Г) приложить бинт с бензином; Д) смазать клеща
вареньем.
7. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры, называется
…
А) ожогом; Б) отморожением; В) тепловым ударом; Г) ушибом; Д) разрывом связок.
8. Правила поведения на воде.
А) купание в разрешённых местах; Б) плавание во время грозы; В) разрешено глубоко
нырять и заплывать за буйки; Г) можно цепляться за судно; Д) можно купаться ночью.
9. Какой должна быть толщина льда, чтобы по нему можно было передвигаться человеку?
А) не менее 10 см.; Б) не менее 15 см.; В) не менее 18 см.; Г) не менее 20 см.; Д) не менее
25 см.
10. Для чего человеку нужны витамины?
А) витамины способствует нормальному росту и развитию организма; Б) это таблетки,
стимулирующие бодрость; В) они заменяют еду человеку; Г) чтобы играть; Д) они не
нужны.
11. Вечерний приём пищи должен быть за…
А) 2-3 часа до сна; Б) 30 минут до сна; В) 4 часа до сна; Г) 1 час до сна; Д) 5 минут до сна.
12. Ты получил ушиб. При этом:
А) появилась боль; Б) появилась сыпь на коже; В) видны кости на месте повреждения; Г)
продолжаешь активно двигаться; Д) ничего не происходит.
13. Чтобы остановить кровь и для обеззараживания раны на улице можно использовать:
А) подорожник; Б) листья тополя; В) листья берёзы; Г) плоды яблони; Д) плоды рябины.
20

14. Что делать при укусах насекомых:
А) дать таблетку от аллергии и промыть ранку раствором марганцовки; Б) позвонить
родителям; В) громко кричать; Г) ничего не делать; Д) позвонить в службу спасения.
15. Назови признак теплового удара у детей:
А) сухая горячая кожа, учащенный пульс; Б) ведёт себя активно; В) кожные покровы
холодные; Г) появление сыпи по всему телу; Д) у детей не может быть теплового удара.
16. Что делать при ожоге в домашних условиях?
А) убрать с повреждённого участка тела горячий предмет; Б) проколоть появившийся
волдырь иглой; В) обработать сам ожог зеленкой; Г) смазать обожженную кожу маслом;
Д) вызвать пожарных.
18. С какого возраста можно ездить на велосипеде по краю проезжей части?
А) с 14 лет; Б) с 10 лет; В) с 16 лет; Г) с 18 лет; Д) с любого возраста.
19. Назовите международный сигнал бедствия.
А) SOS; Б) DOS; В) KOS; Г) SOC; Д) KOS;
20. Что делать, если пристаёт незнакомый человек?
А) кричать: «Я вас не знаю! Я никуда с вами не пойду!»; Б) сесть в машину к незнакомому
человеку; В) пойти с ним за гаражи, в подвал; Г) позовёте его играть; Д) поведёте его к
себе домой.
Ключ к тесту: 1-А; 2-А; 3-А; 4-А; 5-А; 6-А; 7-А; 8-А; 9-А; 10-А; 11-А; 12-А; 13-А; 14-А;
15-А; 16-А; 17-А; 18-А; 19-А; 20-А.

21

Приложение 3.
Уровни освоения программы
Уровни

Характеристика уровня

Высокий
85-90%

Обучающийся умеет вызвать экстренные службы, оперирует
знаниями о том, как поступить в опасной ситуации не только по
отношению к себе, но и к другим. Умеет оказать посильную
первую помощь, умеет использовать (при необходимости)
природные лекарственные средства,
имеет знания об
информационной безопасности. Имеет навыки пользования в
быту.

Средний
70-85%

Обучающийся умеет вызвать экстренные службы, имеет навыки
пользования в быту, оперирует о том, как поступить в опасной
ситуации по отношению к себе. Умеет оказать посильную первую
помощь. Имеет знания об информационной безопасности.

Низкий
40-50%

Обучающийся может вызвать экстренную помощь, имеет навыки
пользования в быту.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».