Мир путешественников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»
Рассмотрена на
педагогическом совете:
Протокол № 4 от «26»__08. 2025 г.

Утверждена
приказом директор
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
№ 86 от «29»__08. 2025 г.

.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Мир путешественников»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок освоения: 1 год

Разработчик программы:
Куимова Елена Михайловна педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 2025 г.

Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

стр.

1.1.Информационные материалы, направленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы . . . . . . . . . . . . .3
1.3.Новизна и отличительные особенности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.4.Адресат программы и сроки освоения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.5.Форма обучения, режим занятий, объём . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.6.Цель и задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Раздел II. Организационно – педагогические условия
2.1.Учебный план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2.Содержание учебного плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2.3.Календарный учебный график . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.4.Учебно – тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5.Планируемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Раздел III. Условия реализации
3.1Формы аттестации оценочные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3.Материально-технические условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3.4.Кадровое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.5.Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.6.Приложения
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа
составлена
на
основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мир путешествий» (автор – составитель: Багрова
Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования).
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность программы направлена на расширение знаний детей о родном крае.
Увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны,
воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию духовной
памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках,
записывая биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, расширение знаний о своем крае усиливает восприятие обучающимися
исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие, помогает расширять
кругозор обучающихся, дает новые знания. Походы и экскурсии очень привлекательны
для детей, так как в них есть возможность изучения природного, культурного и
исторического наследия своей малой родины. Программа способствует формированию
социализации в обществе.
Знакомясь с прошлым и настоящим родного края, с его замечательными людьми, у
обучающихся развивается самостоятельность и инициатива, чувство дружбы и
коллективизма. Позволяет выполнять общественно - полезную работу, приобретать
навыки наблюдения, исследования.
Новизна данной программы
Программа предполагает посещение виртуальных и реальных экскурсий, выездов.
Обучающиеся попробуют выступить в роли туриста, гида, менеджера, что позволит с
интересом изучать свой город и разнообразить занятия ролевыми играми. Программа
предполагает активное участие детей в процессе обучения: составление маршрутов,
создание презентаций, изучение интересных мест.
Программа направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного
времени.
Программа предполагает использование ресурсов электронной библиотеки.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что обучающиеся
могут выступить как в роли туриста, так и в роли экскурсовода. Учебные занятия также
могут проводиться в библиотеке, в музеях, на прогулках.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа «Мир путешественников» рассчитана на обучающихся 12-15 лет, так
как мир подростка-это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто
меняются интересы и увлечения. Активно идет процесс социализации ребенка.
Формируется его миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры. Поэтому
данная программа может сыграть решающую роль в его решеньях и поступках.
3

Программа не предъявляет требований к содержанию и уровню стартовых знаний, умений
и навыков, а также к уровню развития ребенка. Группы могут быть разновозрастными.
Любой ребенок, проявляющий интерес к путешествиям, в том числе одаренные дети и
дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивно в объединении
дополнительного образования могут заниматься дети с ОВЗ и дети-инвалиды с сохранным
интеллектом, имеющие легкую форму нарушения развития (слабовидящие,
слабослышащие). В данном случае для обучающихся учитываются индивидуальные
особенности с учетом специфики заболевания.
Сроки освоения программы: дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «Мир путешественников» рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Уровень – базовый.
Общий объем программы и режим: Программа «Мир путешественников» рассчитана на
72 учебных часа, из расчета 1 раз в неделю по 2 академических часа (продолжительность
занятий 40 минут, перерыв между занятиями не менее 10 минут).
Цель программы: приобщение обучающихся к познанию истории, культуры, природы
родного края.
Задачи:


формировать представления об историческом прошлом и настоящем города, о
людях, оставивших заметный след в истории города, о вкладе, который внесли
жители города в историко-культурное наследие родного края.



формировать осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром,
сопричастности к делам и традициям земляков;



формировать понятия о профессиях гида/экскурсовода, менеджера; о
туристических агентствах;



пропагандировать идеи защиты окружающей среды;



развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности,
навыки и умения в поисково-исследовательской работе;
воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему
краю.



Организационно – педагогические условия
Учебный план

I

Необъятный мир
путешествий.

Теория
(мин)

Практика
(мин)

Всего
часов

1

5

6

4

Формы
контроля и
аттестации
Входящий
контроль.
Опрос.

II

Край ты мой любимый.

5

15

20
Собеседование.

III

Жизнь замечательных
людей.

2

8

10

IV

Зодчество на Руси.

2

8

10

Промежуточная
аттестация.
Беседа
Тестирование

V

Символы России.

2

6

8

Тестирование

VI

Вклад в ВОВ.

1

6

7

VII

Экотуризм.

1

3

4

Опрос

VIII

Итоговые мероприятия.

1

6

7

Итоговая
аттестация.
Викторина
«Я вырос
здесь, и край
мне этот
дорог».

Итого

15

57

72

Содержание учебного плана
I. Необъятный мир путешествий.
Теория. Введение. «Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был
раньше…». Техника безопасности. Волшебный мир путешественников. «Нет мудрее и
прекрасней средства от тревог…».
Целительная сила путешествий. Кто такие
путешественники и с чем их «едят». Способы путешествий. Виды туристического
путешествия. «Здравствуйте, я приглашаю вас…». Турист. Гид. Менеджер по
туристическим путешествиям. «Объять необъятное». Менеджер по туризму.
Практика. Рассматривание иллюстраций «Способы путешествий». Квест – игра
«Турагентство». Презентация «найди сходство и отличие между путешественником и
туристом».
II. Край родной, навек любимый.
Теория. История возникновения поселения Старый Алзамай. История
возникновения города Алзамай. Топорок – малая река большой Сибири. История
возникновения улиц города Алзамая. Чьи имена хранят улицы нашего города? Природные
особенности Нижнеудинского района. Нижнеудинские пещеры. Фотовыставка «Осень в
городе». Я и мой город через 10 лет. Природные особенности Нижнеудинского района.
Уковский водопад. Фотоальбом «Алзамай сегодня». Цветные камни. Экскурсия
(Иркутск). «Славное море, священный Байкал». Реки Иркутской области. Красная книга
5

Иркутской области. Заповедные места Иркутской области. Национальные парки
Иркутской области. Серебряный родник. Памятники города Нижнеудинска. СвятоНикольский храм в г. Нижнеудинске. Природный уголок – Тофалария. Краеведческий
Музей в г. Нижнеудинск.
Практика. Экскурсия в музей в село Старый Алзамай. Работа в библиотеке – поиск
материала по теме «Чьи имена хранят улицы нашего города?». Оформление фотовыставки
«Осень в городе». Рисунки, сочинения обучающихся «Я и мой город через 10 лет».
Фотоальбом Алзамай сегодня». Экскурсия на «Серебряный родник».
III. Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ).
Теория. Как подготовиться к встрече. Подготовка к встрече «Разговор по душам» с
замечательным человеком. Встреча «Разговор по душам», «Связанные творчеством».
Статья в газету по итогам встречи. Подготовка к встрече «Разговор по душам» с
замечательным человеком. Встреча «Разговор по душам». «Диалог поколений». Статья в
газету по итогам встречи. Встреча «Разговор по душам». «Время перемен».
Практика. Встречи в гостиной.
IV. Зодчество на Руси.
Теория. Знакомство с русской избой. Освещение на Руси. Одежда на Руси.
Традиционная кухня на Руси. Праздники на Руси. Русские народные игры. Обычаи и
обряды на Руси. Русская матрешка. Народные промыслы Руси. Хохлома, Гжель.
Народные промыслы Руси (Жостовская роспись, Городецкая роспись).
Практика. Экскурсия в музей «Русская изба» (школа №3). Разучивание русских
народных игр. Рисование орнамента русской одежды. Презентация «Русские обряды и
обычаи». Видеоролик о русских промыслах».
V. Символы России.
Теория. Герб моей семьи. Геральдика – наука о гербах. Гербы городов России.
Символы России, герб, флаг, гимн. Столица Страны. Народы России. Храмы – символы.
Устное народное творчество.
Практика. Виртуальная экскурсия по Москве.
VI. Вклад в ВОВ.
Теория. Города воинской славы. Наш край в годы войны. Знаменитые люди в
истории г. Алзамая .Черняев В.В., М. Габелкова. Вещи войны. Бессмертный полк.
Акция «Память жива». Города воинской славы.
Практика. Виртуальная экскурсия по городам воинской славы. Перевернутый
класс: просмотр видеофильмов на Федеральном портале История России о ВОВ, с
последующим обсуждением. Участие в шествии Бессмертный полк.
VII. Экотуризм.
Теория. Как путешествия влияют на окружающую среду. Бережное отношение к
ресурсам в путешествии. Принципы бережного потребления. Готовим дом к отъезду.
Берем в путешествие самое необходимое. Число 7 для путешественников.
Практика. Уборка территории парка. Составление плаката-рекомендации
бережного потребления.
VIII. Итоговые мероприятия.
Теория. Первые шаги экскурсовода. Техника проведения экскурсий.

6

Фотовыставка «Родной край». Творческая работа «Там, где был я»(рисунки, фотографии,
рассказы, отзывы). Викторина «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Итоговое занятие.
Презентация творческих работ.
Практика. Возложение цветов к памятнику В.В. Черняеву. Викторина «Здесь я
вырос, и край мне этот дорог».
Календарный учебный график
сен
6

окт

нояб декаб янв

2

10

8

фев

март апр

май

Итого
6

1.

Необъятный
мир
путешествий

2

Край родной,
навек
любимый

3

Жизнь
замечательных
людей

4

Зодчество на
Руси

5

Символы
России

6

Вклад в ВОВ

7

Экотуризм

4

8

Итоговые
мероприятия

1

6

7

8

6

72

Итого

20

8

2

10

6

4

4

10

4

4

8

10

Учебно – тематический план
Тема

8

8

8

8

8

8

3

7

Теория Практика Всего Дата
(мин)
(мин)
(часы)

Контроль и
индивидуальные
занятия

10

Входящий
контроль
Наблюдение.
Устный опрос.

Раздел I. Необъятный мир
путешествий
1

Введение. «Никто не
возвращается из
путешествий таким, каким
он был раньше…». Техника
безопасности.

30

7

1

2-7
сен.

Волшебный мир
путешественников.
2

«Нет мудрее и прекрасней
средства от тревог…»
Целительная сила
путешествий.

10

30

1

2-7
сен.

3

Кто такие путешественники
и с чем их «едят».

10

30

1

8-14
сен.

4

Способы путешествий.
Виды туристического
путешествия.

10

30

1

8-14
сен.

5

«Здравствуйте, я
приглашаю вас…». Турист.
Гид. Менеджер по
туристическим
путешествиям.

10

30

1

15-21
сен.

6

«Объять необъятное».
Менеджер по туризму.

10

30

1

15-21
сен.

7

История возникновения
10
поселения Старый Алзамай.

30

1

22-28

8

История возникновения
города Алзамай.

10

30

1

22-28
сен.

9

Топорок – малая река
большой Сибири.

10

30

1

29-5
окт.

10

История возникновения
улиц города Алзамая.
Чьи имена хранят улицы
нашего города?

10

30

1

29-5
окт.

11

Природные особенности
Нижнеудинского района.
Нижнеудинские пещеры.
Фотовыставка «Осень в
городе».

10

30

1

6-12
окт.

10

30

1

6-12
окт.

Я и мой город через 10 лет.

10

30

1

13-19

II Раздел. Край родной,
навек любимый

12

13

8

Рисунки, сочинения.

окт.

14

Природные особенности
Нижнеудинского района.
Уковский водопад.

10

30

1

13-19
окт.

15

Фотоальбом «Алзамай
сегодня».

10

30

1

20-26
окт.

16

Цветные камни. Экскурсия
(Иркутск)

10

30

1

20-26
окт.

17

«Славное море, священный
Байкал».

10

30

1

27-2
нояб.

18

Реки Иркутской области.

10

30

1

19

Красная книга Иркутской
области.

10

30

1

27-2
нояб.
3-9
нояб.

20

Заповедные места
Иркутской области.

10

30

1

3-9
нояб.

21

Национальные парки
Иркутской области.

10

30

1

10-16
нояб.

22

Серебряный родник.

10

30

1

23

Памятники города
Нижнеудинска

10

30

1

10-16
нояб.
17-23
нояб.

24

Свято-Никольский храм в г.
Нижнеудинске.

10

30

1

17-23
нояб.

25

Природный уголок –
Тофалария.

10

30

1

24-30
нояб.

26

Краеведческий Музей в
г. Нижнеудинск.

10

30

1

24-30
нояб.

III Раздел. Жизнь
замечательных людей
(ЖЗЛ)
27

Как подготовиться к
встрече.

10

30

1

1-7
декаб.

28

Подготовка к встрече
«Разговор по душам» с
замечательным человеком.

10

30

1

1-7
декаб.

9

29

Встреча «Разговор по
душам», «Связанные
творчеством».

10

30

1

8-14
дек.

30

Статья в газету по итогам
встречи.

10

30

1

8-14
дек.

31

Подготовка к встрече
«Разговор по душам» с
замечательным человеком.

10

30

1

15-21
дек.

32

Встреча «Разговор по
душам». «Диалог
поколений».

10

30

1

15-21
дек.

33

Статья в газету по итогам
встречи.

10

30

1

22-28
дек.

34

Подготовка к встрече
«Разговор по душам» с
замечательным человеком.

10

30

1

22-28
дек.

35

Встреча «Разговор по
душам». «Время перемен».

10

30

1

5-11
янв.

36

Статья в газету по итогам
встречи.

10

30

1

5-11
янв

10

30

1

38

Знакомство с русской
избой.
Освещение на Руси.

10

30

1

39

Одежда на Руси.

10

30

1

40

10

30

1

41

Традиционная кухня на
Руси.
Праздники на Руси.

10

30

1

42

Русские народные игры.

10

30

1

43

Обычаи и обряды на Руси.

10

30

1

44

Русская матрешка.

10

30

1

45

Народные промыслы Руси.
Хохлома, Гжель.

10

30

1

12-18
янв.
12-18
янв.
19-25
янв.
19-25
янв.
26-1
фев.
26-1
фев.
2-8
фев.
2-8
фев.
9-15
фев.

IV Раздел. Зодчество на
Руси
37

10

Промежуточная
аттестация
Тестирование.

46

Народные промыслы Руси
(Жостовская роспись,
Городецкая роспись).

10

30

1

9-15
фев.

16-22
фев.
16-22
фев.
23-28
фев.
23-28
фев.
1-8
марта
1-8
марта
9-15
марта
9-15
марта

V Раздел. Символы России
47

Герб моей семьи.

10

30

1

48

Геральдика – наука о
гербах.
Гербы городов России.

10

30

1

10

30

1

10

30

1

51

Символы России, герб,
флаг, гимн.
Столица Страны.

10

30

1

52

Народы России.

10

30

1

53

Храмы – символы.

10

30

1

54

Устное народное
творчество.

10

30

1

49
50

VI Раздел. Вклад в ВОВ
55

Города воинской славы.

10

30

1

56

Наш край в годы войны.

10

30

1

57

Знаменитые люди в
истории г. Алзамая
.Черняев В.В., М.
Габелкова.

10

30

1

58

Вещи войны.

10

30

1

59

Бессмертный полк.

10

30

1

60

Акция «Память жива».

10

30

1

61

Города воинской славы.

10

30

1

10

30

1

16-22
марта
16-22
марта
23-29
марта

23-29
марта
6-12
апр.
6-12
апр.
13-19
апр.

VII Раздел. Экотуризм
62

Как путешествия влияют на
окружающую среду.
Бережное отношение к

11

13-19
апр

ресурсам в путешествии.
63

Принципы бережного
потребления.
Составление плаката
рекомендации
бережного потребления.

10

30

1

20-26
апр.

64

Готовим дом к отъезду.
Берем в путешествие самое
необходимое.

10

30

1

20-26
апр.

65

Число 7 для
путешественников.

10

30

1

27-3
мая

VIII Раздел. Итоговые
мероприятия.
66

Первые шаги экскурсовода.
Техника проведения
экскурсий.

10

30

1

27-3
мая

67

Фотовыставка «Родной
край».

10

30

1

4-10
мая

68

Экскурсия к памятнику
В.В.Черняева и рассказ
ребят

10

30

1

4-10
мая

69

Творческая работа на тему
«Там, где был я»(рисунки,
фотографии, рассказы,
отзывы).

10

30

1

11-17
мая

70

Викторина «Я вырос здесь,
и край мне этот дорог».

10

30

1

11-17
мая

71

«Странствия – лучшее
занятие в мире…».

10

30

1

18-26
мая

72

Итоговое занятие.
Презентация творческих
работ.

10

30

1

18-26
мая

12

Итоговая
аттестация.
Тестирование.
Викторина.

Планируемые результаты:
 будут иметь представления об историческом прошлом и настоящем города, о
людях, оставивших заметный след в истории города, о вкладе, который внесли
жители города в историко-культурное наследие родного края;
 обучающиеся осознают свою связь с окружающим их “малым” миром, будут
проявлять сопричастность к делам и традициям земляков;
 выступят в роли гида/экскурсовода, менеджера, будут иметь представление о
работе туристических агентств;
 будут пропагандировать идеи защиты окружающей среды;
 продолжат развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности.
Условия реализации
Формы аттестации и оценочные материалы
Оценочная деятельность в сентябре осуществляется входящим контролем. Это
оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Входящий
контроль осуществляется в форме опроса обучающихся. Промежуточная аттестация
проводится в конце первого полугодия как оценка качества усвоения программы за
прошедший период обучения в форме собеседования. Итоговая аттестация проходит в
конце года. С обучающимися будет проведена викторина «Я вырос здесь, и край мне
этот дорог». (Приложение 1).
Оценка результатов предполагает выявление уровня освоения теоретических
знаний, практических умений и навыков в соответствии с программными требованиями.
Высокий уровень освоения программы: у обучающегося хорошая эрудиция, он оперирует
данными, фактами. Умеет достаточно свободно рассказать об исторических событиях
своей малой родины. Средний уровень: достаточная эрудиция. С помощью наглядности
или с помощью наводящих вопросов может рассказать об исторических событиях своей
малой родины. Низкий уровень: обучающийся испытывает серьезные затруднения в
беседе (Приложение 2).
Также в качестве методов диагностики освоения Программы используется
наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии.
Данные формы дают возможность оценить личностный рост обучающегося, позволяет
выявить то, каким он пришел, чему научился и каким стал. В совокупности они позволяют
понять, какие основные знания, умения и практические навыки приобрел обучающийся.
Какие важнейшие личностные качества сформированы у него за период обучения, и за
время общения с педагогом и сверстниками.

13

Методическое обеспечение
№ Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы
организации учебновоспитательного
процесса
Словесный,
наглядный,
практический

Методический
материал

Дидактический
материал

Форма
подведения
итогов

Необъятный мир
путешествий.

Учебное занятие.
Групповая работа.
Индивидуальная
работа.

2

Край родной,
навек любимый.

Учебное занятие.
Индивидуальная.
Групповая работа.

Словесный,
наглядный,
практический.

Историкогеографический
очерк/ Под ред.
Г.В. Грудинина. –
Иркутск: ИГПУ,
2003. – 288 с.: ил.

Карточки по теме
«Открытки.
Заповедные места
Иркутской области
»: «фотографии
красивых мест
Байкала».

Компьютер

Фотографии
«Там, где был
я».

3

Жизнь
замечательных
людей

Встреча.
Индивидуальная
работа.

Словесный,
практический,
Беседа.
Интервью.
Обсуждение.

Как подготовиться
к встрече.

Фотографии,
открытки,
сувениры.

Компьютер.

Проект
«Разговор по
душам».

4

Зодчество на
Руси

Учебное занятие.
Практика.
Групповая работа.
Презентации по

Словесный,
наглядный,
практический,
иллюстративный.

Учебные фильмы
(интернет)

Изображения
изделий народных
промыслов.

Компьютер

Праздник
Масленицы на
Руси.

1

Дидактические
карточки: рисунки
туристов и
путешественников;

Техническое
оснащение
занятий

14

Компьютер

Квест – игра
«Здравствуйте, я
приглашаю
вас..».

темам.

5

Символы России

Учебное занятие.
Практика.
Групповая работа.
Индивидуальная.
Групповая работа.
Индивидуальная.
Просмотр
фильмов.

Словесный,
наглядный,
практический
методы.
Словесный,
наглядный,
практический
методы.

6

Вклад в ВОВ.

7

8

Герб, флаг, гимн.

Таблицы, карточки

Компьютер

Раскрашивание
символов.

Видеоролик
«Детям о Великой
Отечественной
войне».

Фотографии
военных лет.

Компьютер,
презентация.

Словесный,
практический,
Беседа.
Интервью.

Презентация.
Рисунки «Береги
живое».

Компьютер,
презентация.

Акция «Память
жива».
Экскурсия к
памятнику
В.В.Черняева.
Плакатрекомендация
бережного
потребления.

Экотуризм

Групповая.
Индивидуальная.
Наблюдение.

Итоговые
мероприятия

Практика.
Групповая работа.
Презентации по
темам.

Словесный,
практический,
Беседа.

Фотовыставка
«Родной край».

15

Викторина «Я
вырос здесь и
край мне этот
дорог».

Материально-техническое обеспечение
1. Помещения, необходимые для реализации программы:
Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для
занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК).
2. Оборудование, необходимое для реализации программы:
1). Компьютер;
2). Мультимедийная интерактивная доска;
3). Фотоаппарат;
4). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты,
тетради; бумага разных видов (ксероксная, цветная, картон, ватман и т.д.) и формата (А4);
клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, канцелярский нож.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования,
квалификационным характеристикам по должности «педагог
образования».

соответствующий
дополнительного

Список литературы
1. Алзамай: Историко-географический очерк/ Под ред. Г.В.Грудинина. – Иркутск:
ИГПУ, 2003. – 288 с.: ил.
2. Алзамай// Большая Российская Энциклопедия. Т.1. – М.: Большая Российская
Энциклопедия, 2005. – С.488
3. Географический атлас Иркутской области

16

Приложения.
Приложение 1.
Викторина
«Люблю и узнаю свой край, с названьем необычным - Алзамай!»

1.

2.

3.

4.
5.
6.

7.
8.

1 тур – исторический
(1 балл за правильный ответ)
В каком году и в связи с чем возникло поселение Старый Алзамай? (в связи со
строительством Сибирского кандального тракта в 1591 году, после его
перестройки. Писатель Першин писал о процветающем селе Алзамай в 1743 году.
Значит, оно возникло раньше).
Кто и когда первым переселился из села Алзамай возле железной дороги? (18971898 г., Колесов Иннокентий с семьёй, его дом был там, где когда-то продавали
известь, напротив водонапорной башни, построенной в 1956 году).
В связи с чем в 1900 году в издании «Русский вестник» появилось первое
упоминание о Старом Алзамае? (упоминалось о создании церкви «Во имя
Святителя Иннокентия»).
Где находилась мельница латышей Эроп, на которой молотили зерно все
алзамайцы? (у горы Мельничной).
Где в Алзамае находится сохранившееся здание семилетней школы, построенное в
1932 году? (возле вокзала, сейчас там многоквартирный жилой дом).
Какое здание на западной стороне от ж\д считается самым старым. Как оно
использовалось раньше и как используется сейчас? (здание больничной кухни, а
раньше там было общежитие для учителей и врачей. Построено в 1905 году).
Назовите старое название улицы Первомайской (Трактовая). Почему она
называлась? (Здесь проходил Сибирский Кандальный тракт).
Как и когда было построено здание кинотеатра «Сибиряк»? Какой первый фильм
смотрели алзамайцы? (В 1952 г. методом народной стройки, собиралась после
работы молодёжь и строила кинотеатр).
2 тур – географический

1. Какова длина реки Топорок? Куда и почему он течёт? (230 км, течёт на север,
впадает в левый берег Бирюсы, из-за наклона поверхности).
2. Назовите районы, и республики, с которыми граничит Нижнеудинский район (с
севера на восток, юг и запад: Чунский, Братский, Тулунский, Бурятия, Тыва,
Красноярский край, Тайшетский район. ; 4 района, 2 республики, 1 край).
3. Как вода Топорка попадает в Северный Ледовитый океан? (Бирюса, Тасеева (при
слиянии с Чуной), Ангара, Енисей, Северный Ледовитый океан).
4. Назовите все станции от Алзамая до Тайшета и до Нижнеудинска по порядку
(Облепиха, Разгон, Байроновка, Тайшет и Замзор, Камышет, Ук, Мара,
Нижнеудинск).
5. О каких особенностях географического положения нашего Алзамая
рассказывается в стихотворении Г. П. Искрастинской «Алзамаю» ?
Люблю я этот малый городок,
17

Разбросанный без всякой планировки.
Причудливо петляет Топорок,
Теряя части русла, как подковки.
С подножий гор стекают родники,
В стеклянном инее зимы не замерзая,
Прозрачным хрусталём холоднейшей воды
Бекетку с Апошетом наполняя!
Здесь океан крупнозернистого песка
В карьерах-кратерах и на речных откосах,
А по краям - стеной сосновые леса
С ажурным тонким кружевом берёзок.
В кольце речушек, в горном обрамленье,
То в облаках черёмух, то в снегах...
И замирает сердце в восхищенье,
Когда Почтовый Луг в оранжевых жарках!
То белый, то зелёный, жёлтый, серый,
Невзрачный в слякоть и чужим не мил...
Запущенным он кажется и скверным,
Тому, кто в Алзамае мало жил!
Край родников, лесов, цветов, болот, озёр!
Край трёх больших дорог-меридианов!
Здесь солнце позже всходит из-за гор,
Быстрей растут овраги-раны.
...Над лесом - синь, в долине речки - дымка,
Крылатки клёна бросил ветер в снег...
Кто виноват, что ты -не как катинка,
Мой Алзамай, родной, как человек!
3 тур - Туристический!
1. Самое любимое походное место школьников всех возрастов и выпускников.
Почему? (гора Мельничная, с неё виден весь Алзамай и недалеко).
2. Куда и для чего ежедневно приезжают не только алзамайцы, но и люди из
ближайших населённых пунктов? (за водой на Серебряный родник).
3. Рядом с этим водоёмом находился когда-то литовский посёлок. В него зимой
провалился паровоз. А сейчас это место летнего отдыха. (Озеро Весёлое).
4. Назовите фамилию и имя известного далеко за пределами города алзамайского
путешественника и художника (Федоренко Леонид Владимирович).

18

Приложение 2.
Уровни

Характеристика уровня

Высокий
85-90%

Хорошая эрудиция. Оперирует данными, умеет достаточно
свободно рассказать об исторических событиях своей малой
родины.

Средний
70-85%

Достаточная эрудиция. С помощью наглядности или с помощью
наводящих вопросов может рассказать об исторических событиях
своей малой родины.

Низкий
40-50%

Обучающийся испытывает серьезные затруднения в беседе.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».