Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»
Рассмотрена на
педагогическом совете:
Протокол №_4 от «26»08. 2025 г.
Утверждена
приказом директора
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
№ 86 от «29_»_08. 2025 г.
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«В мир профессий»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок освоения: 1 год
Разработчик программы:
Шаматова Татьяна Андреевна педагог дополнительного образования
г. Алзамай, 2025 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………3
1.1. Информационные материалы, направленность………………....................................... 3
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы………………………..3
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………….................................3
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы……………………………………...4
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………........................................4
1.6. Цель и задачи программы…………………………………………………………………5
Раздел 2. Организационно-педагогические условия …………………………………….5
2.1. Учебный план 1 год………………………………………………………………………..5
2.2. Содержание учебного плана………………………………………………………………5
2.3. Календарный учебный график…………………………………………………………...6
2.4. Учебно-тематический план……………………………………………………………….6
2.5. Планируемые результаты……………………...................................................................11
Раздел 3. Условия реализации программы ………………………………………………12
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………………….12
3.2. Методические материалы ………………………………………………………………..13
3.3. Материально- технические условия……………………………………………………..14
3.4. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………....14
Раздел 4. Список литературы……………………………………………………………....14
Раздел 5. Приложения……………………………………………………………………......14
Приложение 1………………………………………………………………………………….15
Приложение 2………………………………………………………………………………….15
Приложение 3………………………………………………………………………………….16
Приложение 4………………………………………………………………………………….16
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании программы «В
мир профессий» Горюновой Е. Е. в соответствии с нормативными документами в сфере
образования.
Направленность программы - социально-гуманитарная
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в
себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной
ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда
актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место
психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и
успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального
самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического
развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «В мир профессий» направлена на расширение кругозора обучающихся по
профориентации и созданию условий для формирования осознанного выбора профессии.
Новизна программы
В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей,
важно расширять представления обучающихся об огромном разнообразии сфер
деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным
предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно
понять, но в каждой профессии есть сферы, которые можно представить на основе
наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На
этой стадии создается определенная наглядная основа, являющаяся базой для
дальнейшего развития профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать
максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем
маленький человек мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно
и чувствовать себя более уверенно. Получив определенные представления о профессиях,
обучающемуся необходимо их как-то использовать. Предлагаемая программа
профориентации
помогает
сделать
оптимальный
выбор
через
ситуации
профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать
осмысленному выбору подростком своего профессионального пути. В образовательном
процессе используются современные формы работы, такие как: квест-игры, виртуальные
экскурсии, проекты. Интерактивные беседы, которые включают элементы активного
взаимодействия (опросы, работа в парах, викторины). Все эти формы работы направлены
на активное участие обучающихся в образовательной деятельности. Программа также
предполагает использование ресурсов электронной библиотеки.
Отличительными особенностями данной программы является понимание детьми того,
что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек и качество его труда. Программа
«Все работы хороши» позволяет выработать у обучающихся понимание важности
целенаправленного знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому
труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать
отношение к людям труда, как к высшей ценности общества. Обучающийся будет
понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и
профессиональные качества необходимо воспитывать в себе для успешного освоения
выбранной профессии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-15 лет.
Подростковый возраст 11-15лет обычно называют переходным, так как в этот период
происходит переход от детства к юности. У обучающихся этого возрастного периода как
бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще
находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз
характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает
быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребёнок, он еще
ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие
запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера
поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной
мере трудным для воспитания. Существенной возрастной чертой их в этом отношении
является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей.
Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление
способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или
иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое
положение.
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение
межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают
мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками,
оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго,
то по отношению к себе они менее взыскательны.
Свое будущее, обучающимся этого возраста представляется обычно в романтически
приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать
космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии
их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и
достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного
труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере
материального производства.
Необходимо максимально подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.
Быть готовым — значит,
- быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки;
- действовать, руководствуясь собственным мнением;
-иметь
идеалы;
уметь
самому
принимать
решения.
Такие качества формируются при активном участии родителей и педагогов. Многие
родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать
условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если
не получается найти общего языка, лучше обратитесь к специалисту-психологу.
Развивать готовность к профессиональной деятельности у ребёнка нужно с детства,
создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире
профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои
желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.
Сроки освоения программы: программа рассчитана на 1 год.
Форма обучения – очная.
Общий объем программы и режим: Программа «В мир профессий» рассчитана на 72
учебных часа, из расчета 1раз в неделю по 2 академических часа (продолжительность
занятий 40 минут, перерыв между занятиями не менее 10 минут).
Уровень: базовый.
Цель программы: развитие познавательных способностей обучающихся на основе
создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями,
назначением, важностью каждой из них;
-сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах
профессии;
-расширить представление детей о различных профессиях, формировать позитивное
отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о
профессиях;
-воспитать уважение к людям труда;
-побудить к осознанному профессиональному выбору в будущем.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
Учебный план
Тема
Теорет. Практич.
Всего
Формы контроля и
занятия занятия
часов
аттестации
№
п/п
I
Выбор профессии –
первые шаги.
4
7
11
II
Профессии вокруг нас.
8
28
36
III
Клубные часы.
3
19
22
IV
Итоговое занятие.
1
2
3
Итого:
16
56
72
Входящий контроль,
устный опрос
Текущий контроль.
Защита проектов «Кем и
каким я хочу стать».«Ярмарка профессий»промежуточная
аттестация.
Содержание
1. Выбор профессий – первые шаги (11ч.)
Знакомство с миром профессий. Как выбрать профессию. Что такое профессия.
Профессия. Специальность. Квалификация. Готов ли ты к выбору профессии. Формула
выбора профессии. Хочу. Могу. Надо. Что влияет на выбор профессии? Мнения
окружающих. Способности. Интересы. Моя будущая профессия. Проект: «Загадки о
профессиях».
Практическая часть: анкета «Готов ли ты к выбору профессии». Проект «Загадки о
профессиях.
2. Профессии вокруг нас (36 ч.)
Профессии вокруг нас позволит обучающимся познакомиться с миром профессий ,
формировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит
знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к
людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
Практическая часть: Конкурс рисунков «Профессии вокруг нас», сочинение «Самая
нужная профессия», пресс- конференция «Представим, что я …».
3.Клубные
часы
профориентационной
направленности
(22
ч.)
Позволят обучающимся познакомиться с ценностями трудолюбия и позитивного влияния
любого труда на здоровье и судьбу человека. В игровой форме знакомятся с основами
профессиональной культуры в различных видах производственного, обслуживающего и
домашнего труда. Формируется собственное отношение школьников к тем профессиям, в
которых востребуется практическое творчество.
Практическая часть: Рисование эмблемы спасателя МЧС. Конкурс рисунков «Мир
стрижки». Аппликация «Витрина магазина», дискуссия « Все работы хороши». «Один
день дублёра» (изготовление пирожного).
4. Итоговые занятия (10) тест «Интерес к профессии», «Моя будущая профессия», защита
творческого проекта «Кем и каким я хочу стать». Итоговое мероприятие «Ярмарка
профессий».
1.
Выбор
профессии
2
Профессии
вокруг нас
3
Клубные
часы
4
Итоговое
занятие
Итог
2.3. Календарный учебный график
сен
окт нояб декаб янв фев март
8
3
7
8
8
8
10
8
8
8
май
5
Итого
11
36
3
8
апр
8
8
8
8
8
3
22
3
3
6
72
2.4. Учебно-тематический план
№
1.
2.
Название темы
Что мы знаем друг о
друге.
Знакомство с миром
профессий. О
профессиях и
трудолюбии.
Теория
(мин)
Практика
(мин)
Всего
часов
Дата
5
35
1
10
30
1
2-7
сен.
2-7
сен.
Аттестация.
Индивид.
занятия
Входящий
контроль,
устный опрос.
3.
Дискуссия « Все ли
работы хороши».
5
35
1
8-14
сен.
4.
Формула выбора
профессии. Хочу.
Могу. Надо.
Классификация
профессий.
Что влияет на выбор
профессии. Мнение
окружающих,
способности, интересы.
Кем я хочу стать.
10
30
1
8-14
сен.
20
20
1
5
35
1
15-21
сен.
15-21
сен.
5
35
1
Секреты выбора
профессии. Трудно ли
найти работу.
Сочинениерассуждение «Самая
нужная профессия».
Как здоровье может
влиять на выбор
профессии.
Готов ли ты к выбору
профессии? Я умею, я
научусь.
Проект «Загадки о
профессии»
Профессии моего
города. Профессии в
рисунках и
фотографиях.
Профессии родителей.
Профессии моих
родных.
«В мире профессий».
Викторина.
«Угадай профессию».
Игра.
5
35
1
5
35
1
29-5
окт.
10
30
1
29-5
окт.
5
35
1
6-12
окт.
5
35
1
35
1
6-12
окт.
13-19
окт.
5
35
1
13-19
окт.
5
35
1
5
35
1
20-26
окт.
20-26
окт.
10
30
1
27-2
нояб.
30
10
1
20
20
1
10
30
1
10
30
1
27-2
нояб.
3-9
нояб.
3-9
нояб.
10-16
нояб.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Востребованные
профессии.
Современные
профессии.
Профессия мастер
отделочных работ.
Профессии сельского
хозяйства.
Профессии людей,
работающих в школе.
Учитель- профессия на
все времена.
5
22-28
сен.
22-28
сен.
Профессия психолог.
Где можно получить
эту профессию.
Профессия дефектолог.
Встреча с
дефектологом.
Профессия педагог
дополнительного
образования. Беседа,
презентация.
Экскурсия в Дом
детского творчества.
20
20
1
10-16
нояб.
20
20
1
17-23
нояб.
10
30
1
17-23
нояб.
5
35
1
24-30
нояб.
Профессия
библиотекарь школы.
Экскурсия в
модульную
библиотеку.
Профессия повар.
Составляем меню.
Пробуем себя в роли
повара. Экскурсия в
столовую.
Профессия пекарь.
Рецепты выпечки.
Экскурсия в пекарню.
Профессия кондитер.
Рецепты тортов.
Экскурсия в
кондитерский цех
пекарни.
Кто создает ткани.
Виды тканей.
Закройщик одежды.
Швея или портной.
Модельер. Кто же он?
Театр моды Юдашкина.
Беседа
Угадай профессию.
Тест.
10
30
1
24-30
нояб.
10
30
1
5
35
1
1-7
декаб.
1-7
декаб.
10
30
1
8-14
дек.
10
30
1
8-14
дек.
5
35
1
5
35
1
15-21
дек.
15-21
дек.
10
30
1
5
35
1
35.
«Представим, что я …».
Пресс-конференция.
5
35
1
5-11
янв.
36.
Загадки о профессиях
5
35
1
37.
Создаём книжку –
малышку « Загадки о
профессиях»
5
35
1
5-11
янв
12-18
янв.
38.
Анкета «Ориентация».
5
35
1
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
22-28
дек.
22-28
дек.
12-18
янв.
Текущий
контроль,
тестирование
39.
Реклама
понравившейся
профессии.
5
35
1
19-25
янв.
40.
Я б в спасатели пошёл,
Какими качествами
должен обладать
спасатель
5
35
1
19-25
янв.
41.
Экскурсия в пожарную
часть.
20
20
1
26-1
фев.
42.
Правила поведения в
разных ситуациях.
Беседа
Правила поведения в
разных ситуациях.
Составляем памятку
Рисование эмблемы
спасателя МЧС
Сфера обслуживания.
20
20
1
26-1
фев.
5
35
1
2-8
фев.
5
35
1
10
30
1
Одежда, причёска.
Место в жизни
Экскурсия в
парикмахерскую.
Конкурс рисунков
«Мир стрижки».
Профессия мастер
маникюра.
Экскурсия в
маникюрный зал.
Профессия продавец.
20
20
1
15
25
1
5
35
1
20
20
1
5
35
1
10
30
1
Профессия продавец.
Где можно получить
профессию
Оформление витрины.
Мини-проект.
Знакомство с работой
почтового отделения.
5
35
1
2-8
фев.
9-15
фев.
9-15
фев.
16-22
фев.
16-22
фев.
23-28
фев.
23-28
фев.
1-8
марта
1-8
марта
5
35
1
5
35
1
55.
Какие бывают письма.
5
35
1
56.
Экскурсия на почту.
20
20
1
57.
Экскурсия на почту.
5
35
1
58.
Оформление почтового
конверта.
5
35
1
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
9-15
марта
9-15
марта
16-22
марта
16-22
марта
23-29
марта
23-29
марта
59.
Оформление посылки.
5
35
1
60.
Конкурс рисунков
«Профессии вокруг
нас».
5
35
1
61.
Ошибки и затруднения
при выборе профессии.
5
35
1
13-19
апр
62.
Работа почтальона.
5
35
1
63.
Трудно ли найти
работу. Резюме – это….
Профессия ветеринар.
5
35
1
5
35
1
65.
Какие профессии
уходят в историю?
5
35
1
13-19
апр
20-26
апр.
20-26
апр.
27-3
мая
66.
Разные профессии
важны, все профессии
нужны.
5
35
1
27-3
мая
67.
Реклама
понравившейся
профессии.
10
30
1
4-10
мая
68.
Что важнее: любимая
профессия или
достаток?
5
35
1
4-10
мая
69.
Что объединяет все
профессии?
5
35
1
11-17
мая
70.
Подготовка к
итоговому
мероприятию.
10
30
1
11-17
мая
71.
Итоговое мероприятие
«Ярмарка профессий».
5
35
1
18-26
мая
72.
Итоговое мероприятие
«Ярмарка профессий».
5
35
1
18-26
мая
64.
6-12
апр.
6-12
апр.
Итоговый
контроль.
Ярмарка
профессий.
Квест-игра
2.5. Планируемые результаты
владеть информацией о разнообразии мира профессий;
понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и
опираться на свои позитивные качества;
устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и
явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной
литературы;
устанавливать отношения в трудовых группах;
организовывать свою работу и работу товарищей;
самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить
способности, которые необходимы людям данной профессии.
Обучающиеся должны знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
- происхождение некоторых профессий;
- пословицы о труде.
Уметь:
-характеризовать особенности отдельных профессий;
-определять профессии по определенным признакам;
-называть различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо
профессии;
-проявлять уважительное отношение к любому труду.
Раздел 3. Условия реализации
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной
общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений,
навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и
личностный рост.
Оценочная деятельность осуществляется в ходе промежуточной аттестации,
которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств
обучающегося и их соответствия планируемым результатам, а также дает возможность
педагогу:
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной
программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся через
промежуточную и итоговую аттестацию.
Входящий контроль проводится в форме теста (Приложение 1)
Текущий контроль — творческий проект по теме: «Кем я хочу стать». Викторина.
Промежуточная аттестация в форме мероприятия ««Ярмарка профессий».
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии,
определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания
для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание
профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для
данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих
способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет
способности, которые необходимы для данной профессии.
Викторина
от 80-100 % -высокий уровень;
от 60-84 % - средний уровень;
от 51-59 % - ниже среднего;
от 50 % и ниже – низкий уровень.
3.2.
№
Раздел, тема
Форма занятий
Приемы и методы
организации учебновоспитательного
процесса
Словесный,
наглядный.
1
Выбор профессии
– первые шаги.
Учебное
занятие.
2
Профессии вокруг
нас.
Групповая.
Словесный,
наглядный,
практический.
3
Клубные часы.
Экскурсия
Беседа, интервью,
обсуждение, анализ.
4
Итоговое занятие.
«Ярмарка
профессий»
Интервью.
Методические материалы
Методический
материал
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Форма
подведения
итогов
Прилинская
Е.В.Сухаревская
Е.Ю. « Мир
Профессий»
Издательство «
Вита- Пресс»
Ростов на Дону
2015 г
Юлькина О.Ю.
«Путешествие в
мир профессий»
2011 г.
Маяковский В.
Кем быть?
(издание на
выбор)
Компьютер
Анкета «Готов
ли ты к выбору
профессии»
Презентация
Компьютер
Конкурс
рисунков
«Профессии
вокруг нас»
Лопатина А.
Секреты
мастерства. 100
уроков о
профессиях.
Загребина Г. В. «
Давай устроим
праздник»
Ярославль 2018 г.
Загадки,
дидактические
игры
Компьютер
Викторина
«Экскурсия в
мир
профессий».
Компьютер
3.3. Материально- технические условия
Оборудование учебного кабинета: классная доска, столы, стулья, компьютер, карандаши,
фломастеры, альбом., интернет доска, фотоаппарат, ноутбуки, фотоаппарат.
Дидактический материал: иллюстрации, дидактические игры.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «Педагог дополнительного
образования».
Список литературы
Список литературы для педагога
1.Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
3.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. М., Просвещение, 2010.
4.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М.,
Просвещение, 2011.
5.Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение,
2007.Ожегов С.И. Словарь русского языка.
6.Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов -на Дону, издательство ИПК и ПРО
Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994
7.Журкова А. Я. Чистякова С. Н. « Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах». Кемерово 2016 г.
Список литературы для обучающихся
1.Маяковский В. Кем быть? (издание на выбор).
2. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров, М.С. Гиляров,
Е.М. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1979.
3. Загадки и пословицы о профессиях
Список литературы для родителей
1. Леокум А. Скажи мне, почему? Детская энциклопедия. М.: Джулия, 1992Русские
народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
2. Лопатина А. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях.
Приложение 1
Тест «Зачем нужен труд»
1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл.
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8-11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов.
Приложение 2
Тест «Какая это профессия?»
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
·
художник
·
оформитель
·
маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
·
печет хлеб
·
выращивает хлеб – 1 балл
·
сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
·
строитель
·
чертежник
·
архитектор - 1
4. Представитель какой профессии лечит животных?
·
врач
·
животновод
·
ветеринар – 1 балл
5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих
профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 20 и более баллов
Средний уровень – 15-19 баллов
Низкий уровень – 14 и менее баллов.
Приложение 3
Методика незаконченных предложений
1.Каждый человек должен трудиться, потому что…
2. Труд должен приносить…
3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
4. Моя будущая работа требует…
Высокий уровень. Обучающийся понимает, что труд должен приносить пользу людям,
чувство
удовлетворения
себе.
У
обучающегося
имеются
определенные
профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе,
чтобы овладеть выбранной профессией.
Средний уровень. Обучающийся представляет трудовую деятельность как средство
достижения материального благополучия. У обучающегося имеются определенные
профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо
развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Низкий уровень. У обучающегося отсутствуют представления о значении труда для него
самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
Приложение 4
Итоговое мероприятие «Ярмарка профессий»
Цель: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей
профессии через активную творческую и познавательную игру.
Задачи:
предоставить возможность проявить индивидуальные творческие способности и
таланты каждому участнику профориентационного квеста;
способствовать профессиональному самоопределению участников;
создать условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях,
разных видах профессиональной деятельности;
способствовать выявлению познавательных творческих возможностей;
развивать коммуникативные и личностные компетенции через командную форму
работы, создание мотивирующей среды.
Форма: квест - игра.
Инструментарий: раздаточный материал на каждой станции, маршрутные листы, маркеры.
Ход мероприятия
Организационный момент
При входе в актовый зал каждый участник игры подходит к столу для
регистрации, получает ленточку определённого цвета (красный, синий или белый) – это
будет определять принадлежность его к той или иной команде.
Ленты завязываются на запястьях участников квеста.
Вступительное слово.
Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на квест -игре «Ярмарка
профессий».
У каждого в жизни настаёт момент выбора профессии. Кто-то мечтает о будущей
профессии с детства, а кто-то долго не может определиться: кем же стать в жизни.
Иметь любимое дело, найти свою будущую профессию, стать профессионалом - значит
стать успешным человеком!
Выбор профессии – это, в известной мере, выбор судьбы, принимая во внимание и то, что
с каждым годом становится всё труднее и труднее найти дело своей жизни, чтобы оно
было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.
Очень важно, если каждый, кому придётся сталкиваться с выбором будущей профессии,
сможет вовремя понять: что же, действительно, ему ближе и интереснее.
И для того, чтобы не ошибиться в выборе своего профессиональный маршрут
необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.
Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересном и увлекательном
путешествии на Ярмарку Профессий.
Сегодня в ходе квест - игры мы отправимся в увлекательное путешествие. Вы посетите
станции, где вас ждут интересные и увлекательные задания.
Вы разделились на 3 команды. Вам предстоит пройти 7 станций, выполнить задания и
собрать 7 карточек с буквами, из которых необходимо составить слово, обозначающее
профессию.
Какая команда сделает это быстрее и лучше – победит в нашем испытании и будет
признана самой профессиональной командой.
Каждая команда получает маршрутный лист с указанием станций.
Мы всем вам желаем весело и интересно пройти все станции.
Основная часть
Станция № 1. «Перепутаница»
На данной станции вам предлагается распутать слова, обозначающие профессии
будущего:
1.Тиси-ремфер (сити-фермер);
2.Неринже-логтехн (инженер-технолог);
3.Биокослогмо (космобиолог);
4.Гогроигпеда (игропедагог);
5.Тордиаме (медиатор);
6.Тордерамо (модератор).
Станция № 2. «Профессии в пословицах и поговорках»
На этой станции вам предстоит отгадать, о какой профессии идет речь в пословицах или
поговорках.
1.Морской волк, во всем знает толк (моряк).
2.Куй железо, пока горячо (кузнец).
3.Не котел варит, а стряпуха (повар).
4.Пляши, Матвей, не жалей лаптей (танцор).
5.Власть всякого ограничена законом (юрист).
6.Голова всему начало, где ум, там и толк (ученый).
7.Пишут не пером, а умом (писатель).
8.Учи других и сам научишься (учитель).
Станция №3. «Аукцион».
Написать на листе бумаги за 3 минуты как можно больше слов, связанных с профессией
(ВРАЧА, УЧИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА, СТОЛЯРА)
Станция № 4. «Группы профессий»
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа
взаимоотношений человека и объекта действия:
«человек - природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек –
художественный образ», «человек – знаковая система».
Задание состоит в следующем: необходимо распределить перечисленные ниже профессии
по типам взаимоотношений:
«человек - природа»
инженер-геолог, метеоролог, техниктопограф, лесник, эколог, микробиолог,
зоотехник, животновод, охотовед-зверовод,
садовод
«человек – человек»
секретарь, проводник пассажирского
вагона, официант, парикмахер, контролеркассир, гид-переводчик, методист музейной
работы, адвокат, участковый инспектор,
юрисконсульт, врач-эпидемиолог,
санитарка, патронажная сестра,
пионервожатый
«человек – техника»
электромонтер, машинист экскаватора,
монтажник железобетонных конструкций,
слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик,
техник-строитель, столяр, машинист
локомотива, техник-путеец, водитель
троллейбуса, моторист-рулевой,
бортинженер, пилот
«человек – художественный образ» скульптор, художник-живописец,
искусствовед, гравер, портной, кружевница,
стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф,
композитор, пианист, артист, дирижер
«человек – знаковая система»
оператор ЭВМ, программист, техникматематик, штурман гражданской авиации,
аэрофотосъемщик, чертежник, картограф,
экономист, астроном, оператор связи,
химик, фармацевт и провизор,
радиооператор, стенографистка,
машинистка, телефонист
Станция № 6. «Какая профессия «Самая- самая»
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы
должны написать ту профессию, которая, по нашему мнению, в наибольшей степени
соответствуют данной характеристике.
1. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
6. Самая начитанная (библиотекарь)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
9.Самая серьезная - не имеет право на ошибку: (сапер, хирург, разведчик, милиционер,
политик, психолог...)
10. Самая опасная (полицейский, пожарный, спасатель, альпинист, сапер, каскадер…)
11. Самая грязная (дворник, уборщик, мусорщик, сантехник, трубочист, шахтер… )
Станция №7. «Словарь профессий»
Перед вами карточки с названиями профессий и описаниями деятельности специалистов.
Ваша задача – соединить название профессии и её описание.
1. Аниматор
- мультипликатор,
художник,
рисующий
кадры
для
мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник.
2. Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле.
Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей фирмы,
обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках,
отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой,
дарит от имени фирмы сувениры.
3. Архивариус - на предприятиях и в учреждениях организует хранение и
обеспечивает сохранность документальных материалов. Систематизирует и ведет
учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе
сведений, содержащихся в документах архива.
4. Сомелье – работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и продажу
вин.
5. Бондарь – специалист по изготовлению бочек.
6. Стрингер – журналист, первым пребывающий на место происшествия, показывают
«правду без купюр»
7. Витражист - работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и
макетные работы. Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из
стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением.
Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы для
отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их
свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.
8. Титестер - Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху)
чая.
Заключительная часть
Пройдя все этапы, команды собираются в актовом зале сдают жюри маршрутный лист и
профессии, названия которых они собрали из карточек, полученных в процессе
прохождения квеста.
1 команда – УЧИТЕЛЬ
2 команда – АГРОНОМ
3 команда - АДВОКАТ
Жюри подсчитывает баллы каждой команды и награждает победителей квест-игры.
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы
профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому
постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте,
набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.
Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь
опыт, нужно ошибаться».
Всего вам доброго! До новых встреч!