Спортивные игры

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена

на педагогическом совете

Утверждена

Протокол № 4 от «26» 08. 2025 г

приказом директора МКУДО

ДДТ г. Алзамай»

№ 86 от «29» 08. 2025 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
Спортивные игры
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: физкультурно - спортивная

Составитель: Русанов Юрий Львович
педагог доп. образования

Алзамай, 2025 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» предназначена для
обучающихся, проявляющих интерес к физической культуре и спорту. Содержание
программы предусматривает изучение основ таких спортивных игр, как баскетбол,
волейбол и футбол. Обучение каждой из спортивных игр предполагает основы знаний,
общую физическую подготовку и специальную техническую подготовки. Физическая
подготовка, являясь единым для всех спортивных игр, входит в каждое занятия
объединения. В программе отражаются основные принципы спортивной подготовки:
системности, преемственности, вариативности. Все занятия проводятся во второй
половине дня, продолжительность 40 минут, что соответствует требованиям СанПиН и
предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Цель программы: Укрепление здоровья, физического развития, совершенствование
жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов
спорта.
Задачи: 1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол, баскетбол и
футбол.
3.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и
успешности
выступления
на
ответственных
соревнованиях
4.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт детей от
правонарушений
и
положительно
повлияет
на
обстановку
в
селе
5.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию детей и молодежи
6. Пропаганда здорового образа жизни через формирование устойчивого интереса к
занятиям спортивными играми и активного отдыха.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к здоровому
образу жизни, в поддержки растущего человека в постижении норм человеческих
отношений и его пути самовоспитания, воспитания в коллективе, саморазвитии и
укрепления своего «Я» в обществе.

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в открытии

самого себя и своих возможностей в отношении к окружающему миру, оценки
сверстников и друзей по команде, проведении свободного времени с пользой для своего
здоровья.
Педагогическая целесообразность программы в направленности на развитие
двигательных качеств обучающихся не на принудительное выполнение заданий и
действий, а в условиях естественного процесса игры. Занятия в данном случае проходят с
большей интенсивностью и меньшей напряженностью. Игровая форма способствует
развитию коллективизма, коммуникабельности.
Адресат программы: 10-15 лет
Срок освоения: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 час., 36недель- 72 час.
Форма обучения: очная,
Форма организации занятий групповая, в парах, индивидуальная.
Виды занятий: однонаправленные занятия, комбинированные занятия, целостноигровые, контрольные занятия, соревнования.

Используемые методы:

Игровой и соревновательный, наглядные методы, практические, поточный, круговой.
уровень программы: базовый

№
п/
п
I

II
1

Учебно-тематический план

Название раздела, Тема

Общая физическая подготовка
Баскетбол
Введение в историю физической
культуры России
Стойки и перемещения
баскетболистов. Основная стойка
игрока. Приставным шагом боком,
лицом и спиной. Перемещение в
стойке.
Остановки. Остановки двумя руками
Прыжком Остановка прыжком
В два шага Остановка, поворот.
Ускорение.
Ведение мяча. Низкая, средняя,
высокая стойка. Ведение мяча в
движении. Изменение движения и
скорости.
Передачи и ловля мяча. Двумя руками
от груди. Одной рукой от плеча на
месте и в движении.
Броски в кольцо. Броски одной, двумя
руками с места и в движении.
Блокировки.
Подвижные игры

Теорет
ич.

Практ
ическ.

Всего

2

6

8

5
1

17
1

22
1

0.5

2.5

3

0.5
0.5
0.5

1.5
1.5
2.5

2
2
3

0.5

2.5

3

0.5

1.5

2

0.5

2.5

3

0.5

1.5

2

III ВОЛЕЙБОЛ
1 Перемещения. Волейболистов по
площадке
2 Передача мяча сверху двумя руками на
месте и после перемещения. Передача
в парах сверху и над собой. Передача
Пионербол. Упрощенные правила
мини- волейбола.
3 Нижняя подача мяча

2
0.5

14
2

16
2

0.5

4.5

5

2.5

3

Прием мяча. Прием подачи. Прием
мяча снизу руками над собой и на
сетку.

0.5

3.5

4

Подвижные игры и эстафеты.

0.5

1.5

2

3
1

15
2

18
3

0.5

4

5

2

3
4
5
6

7
8

4

IV
1
2

Футбол
Стойки и перемещения. Старты из
различных положений. Перемещения,
остановки, повороты и ускорения.
Удар внутренней стороной стопы по
неподвижному мячу с места, с одногодвух шагов. Вбрасывание из-за

Форма
контроля и
промежуточн
ой аттестации
Входящий
контроль(октябрь).

Итоговый контроль
(май)

Текущий
контроль

Промежуточн
ый контроль

3
4
5
V.

боковой линии.
Удар внутренней стороной стопы по
катящемуся навстречу мячу.
Передачи мяча. Остановка мяча.
Ведение, пас, прием, остановка. Игра.
Подвижные игры.
Соревнования, товарищеские
встречи.
ИТОГО

0.5

4

5

0.5

4

5

0.5

1

2

-

8

8

12

60

72 час.

Промежуточна
я аттестация
диагностирова
ние
результатов

Содержание

I.Общая физическая подготовка (8 час.) Упражнения на формирование осанки.
Построение и перестроение. Ходьба
с заданием. Бег с изменением скорости
передвижения и направления. Челночный бег, бег с препятствием. Висы. Прыжки с
поворотом на 90 и 180 градусов. Упражнения со скамейкой, скакалкой. Метание мяча.
Кувырки, перекаты, стойки на лопатках.
II. Баскетбол (22 час.) Введение в историю физической культуры России. Стойки и
перемещения баскетболистов. Перемещения приставными шагами боком. Остановка
двумя руками и прыжком. Повороты без мяча. Ускорение. Основная стойка игрока.
Приставным шагом боком, лицом и спиной. Перемещение в стойке. Остановки.
Остановки двумя руками. Прыжком Остановка прыжком, в два шага Остановка,
поворот. Ускорение. Ведение мяча. Передача мяча сверху двумя руками..Передача в
парах. Через сетку. Нижняя подача мяча. Низкая, средняя, высокая стойка. Ведение мяча
в движении. Изменение движения и скорости. Передачи и ловля мяча. Двумя руками от
груди. Одной рукой от плеча на месте и в движении. Передачи и ловля мяча. Двумя
руками от груди. Одной рукой от плеча на месте и в движении. Прием мяча снизу двумя
руками над собой и на сетку. Прием подачи. Броски в кольцо. Броски одной, двумя
руками с места и в движении. Блокировки. Подвижные игры на базе баскетбола.
III. Волейбол (17 час.) Стойка игрока. Перемещения волейболистов по площадке.
Ходьба, бег с заданием. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после
перемещения. Передача в парах сверху и над собой. Передача перед собой в парах
Пионербол. Упрощенные правила мини- волейбола. Нижняя подача мяча. Прием мяча.
Прием подачи. Прием мяча снизу руками над собой и на сетку. Подвижные игры и
эстафеты.
IV. Футбол (18 час.) Стойки и перемещения. Старты из различных положений.
Перемещения, остановки, повороты и ускорения. Удар внутренней стороной стопы по
неподвижному мячу с места, с одного- двух шагов. Вбрасывание из-за боковой линии.
Удар внутренней стороной стопы по катящемуся навстречу мячу. Передачи мяча.
Остановка мяча. Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча,
остановка Игры и игровые задания. Ведение, пас, прием, остановка. Игра. Подвижные
игры», Точная передача», «Попади в ворота».
V. Соревнования, товарищеские встречи (8 час.)

Оценочные материалы.

Система оценки результатов освоения программы – это уровень сформированных знаний
и умений, уровень развития обучающихся, индивидуальные качества и личностный рост
каждого занимающегося в объединении. Основой для определения оценки являются
нормативы ГТО по общей физической подготовке, участие в соревнованиях,
диагностическая карта, где фиксируются образовательные результаты, достижения
(грамоты, протоколы соревнований, отзывы).
Формой демонстрации результатов: родительские собрания, настенные демонстрация
успехов, праздники, соревнования.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся будут знать:
-правила оказания первой медицинской помощи,
-общие основы изученных спортивных игр,
-знать приемы и упражнения ОФП, правила гигиены и безопасности
- владеть терминологией и жестикуляцией
- владеть правилами каждой игры (баскетбол, волейбол, футбол),
грамотно строить игру без нарушения правил.
- правила использования спортивного инвентаря и спортивных снарядов
Обучающиеся будут уметь:
-распределять свою нагрузку,
- оказывать первую медицинскую помощь,
- играть по упрощенным правилам ,
- освоят технику игры в баскетбол, волейбол и футбол.- использовать полученные знания и навыки в соревновательной и игровой деятельности,
- относиться доброжелательно к игре своих соперников, уметь выигрывать и проигрывать,
отвечать за свои поступки

Календарный учебный график
Раздел Сентяб
, месяц
рь
Раздел
2
1
Раздел
1
Раздел
2
2
Раздел
2
3
Раздел
4
Раздел
5
Раздел
6
Раздел
7
Раздел
8
Раздел
9
Раздел
10
Раздел
2
11
Всего
8ч

Октяб
рь

Ноябр
ь

1 год обучения

Декабр
Январь
ь
2

Февра
ль

Март

2

Апрел
ь

Май
2

3
2
1

2

2

1
4

4
4

4

2

3
2

1

3

3
1

3
2
3
2
8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

4

8ч

2

8ч

Дополнительные дни отдыха, связанные с праздниками: 24 февраля, 9 марта, 1 мая, 9 мая.

Материально- техническая база.

Спортивный зал с разметками для спортивных игр, волейбольные стойки
Спортивный инвентарь:
баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи, набивные мячи, перекладины для
подтягивания, гимнастические скакалки, волейбольная сетка, футбольные ворота,
спортивные маты и прочий мелкий инвентарь для проведения подвижных игр (кегли,
обручи).
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки и гимнастическая стенка.
Мультимедийное оборудование:
компьютер, проектор, экран, видеозаписи встреч, игровые моменты и др.
Дидактический материал:
Наборы для изучения правил игр.
Разработки игр, подбор материалов по правилам игр, требованиям к играм.
Набор указаний по оказанию медицинской помощи.
Наличие аптечки обязательно

Список литературы для педагога.
1. ГринлерК. Идр. Физическая подготовка футболистов, М.,ПК, 1976.
2. Зимин А.М.Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей. М:
Просвещение,1992.
3.Косарин Н.Я. .Шведченко К.Е. Строевая и физическая подготовка. Пособие. М.
Военное издательство, 1970.
4. Матвеев А.П. Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической
культуре. М. Дрофа, 2001.
5. МасленникоМ.М. Техника безопасности и здоровья. Практическое пособие. М, АРКТИ,
2006.
6. Семенов В.Б. Секция баскетбола в школе. М. Чистын пруды.2010.

Список литературы для обучающихся и родителей.

1.Железняк Ю.Д. Оный волейболист.М.1988.
2. Журналы «Физкультура и спорт.»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».