Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Алзамай
Рассмотрена на
педагогическим совете
Протокол № 4 от «26» 08. 2025 г.
Утверждена
приказом директора
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
Приказ № 86 от «29» 08. 2025г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Все работы хороши»
Возраст обучающихся: обучающиеся 11-15 лет
Срок освоения: 1 год
Разработчик программы:
Кошелева Елена Александровна
педагог дополнительного образования
Алзамай, 2025 г.
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы..
1.2. Новизна и отличительные особенности программы……………
1.3. Адресат программы и сроки освоения программы……………..
1.4. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...
1.5. Цель и задачи программы…………………………………………
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Учебный план…………………………………………………….
2.2. Содержание учебного плана…………………………………….
2.3. Планируемые результаты…………………………………………
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график…………………………………..
3.2. Формы аттестации и оценочные материалы……………………
3.3. Методические материалы ………………………………………
Раздел 4. Условия реализации программы
4.1. Материально- технические условия…………………………….
3.3. Кадровое обеспечение……………………………………………
Раздел 5. Список литературы ……………………………………..
Раздел 6. Приложения
стр.
2
3
4
4
5
5
6
6
7
8
9
10
10
10
Раздел 1. Пояснительная записка
Направленность программы - социально-гуманитарная
Актуальность. В современном мире, где рынок труда постоянно меняется, а
профессиональные горизонты расширяются, важно помочь подрастающему поколению
осознанно подойти к выбору будущей профессии. Программа "Все работы хороши"
призвана расширить кругозор учащихся 5-9 классов, познакомить их с многообразием
профессий, их особенностями и требованиями. Мы живем в эпоху, когда многие
традиционные профессии трансформируются, появляются новые, связанные с цифровыми
технологиями, креативными индустриями и социальными проектами. Поэтому опираться
надо – не только дать базовые знания, но и сформировать у детей понимание ценности
труда, умение ориентироваться в мире профессий и развивать свои индивидуальные
способности.
Программа направлена на формирование у школьников позитивного отношения к труду,
развитие самостоятельности, ответственности и умения работать в команде, что является
залогом успешной адаптации в обществе и будущей профессиональной реализации.
Новизна программы:
В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей,
важно расширять представления обучающихся об огромном разнообразии сфер
деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным
предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно
понять, но в каждой профессии есть сферы, которые можно представить на основе
наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На
этой стадии создается определенная наглядная основа, являющаяся базой для
дальнейшего развития профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать
максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем
маленький человек мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно
и чувствовать себя более уверенно. Получив определенные представления о профессиях,
обучающемуся необходимо их как-то использовать. Предлагаемая программа
профориентации
помогает
сделать
оптимальный
выбор
через
ситуации
профессионального самоопределения.
Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору подростком
своего профессионального пути.
Отличительными особенностями данной программы является понимание детьми того, что за
каждой профессией стоит, прежде всего, человек, и качество его труда. Программа «Все работы
хороши» позволяет выработать у обучающихся понимание важности целенаправленного
знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в
получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям труда, как к
высшей ценности общества. Обучающийся будет понимать, насколько многообразен мир
профессий, какие личностные и профессиональные качества необходимо воспитывать в себе для
успешного освоения выбранной профессии.
Адресат программы и сроки освоения программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы.
11-15 лет подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период
происходит переход от детства к юности. У обучающихся этого возрастного периода как
бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще
находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз
характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает
быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полу ребёнок, он еще
ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие
запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера,
поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной
мере трудным для воспитания.
Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к
утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах
деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается
достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение.
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение
межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают
мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками,
оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго,
то по отношению к себе они менее взыскательны.
Свое будущее обучающимся этого возраста представляется обычно в романтически
приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать
космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии
их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и
достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного
труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере
материального производства.
Необходимо максимально подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.
Быть готовым — значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и
поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь
самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии
родителей и педагогов. Многие родители, навязывая профессию, делают детей
несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший
выбор.
Сроки освоения программы: программа рассчитана на 1 год.
Форма обучения – очная.
Общий объем программы и режим: Программа «Все работы хороши» рассчитана на 72
учебных часов, из расчета 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность
занятий 40 минут, перерыв между занятиями не менее 10 минут)
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного представления о мире
профессий: знакомство с различными сферами деятельности, их значимостью для
общества и человека.
Задачи:
Информационные:
Предоставитьобучающимся информацию о существующих профессиях, их истории,
современном состоянии и перспективах развития.
Познакомить с требованиями, предъявляемыми к представителям различных профессий (
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к выбору будущей профессии.
Формировать ценностное отношение к труду как основе жизни и самореализации.
Развивать толерантность и уважение к представителям разных профессий.
Планируемые результаты
По завершении программы учащиеся должны:
Освоить базовые навыки в различных сферах деятельности, таких как кулинария,
рукоделие, работа с инструментами и IT-технологии.
Развить умение работать в команде, планировать и реализовывать проекты.
Получить представление о востребованных профессиях и их значении в
современном обществе.
Научиться уважать труд других людей и осознать важность каждой профессии.
Развить креативное мышление и способность к решению нестандартных задач.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
Учебный план
№
п/п
I
Тема
Выбор профессии – первые
шаги.
Теорет. Практич.
занятия занятия
Всего
часов
4
7
11
6
6
12
3
8
11
Входной контроль
II
III
IV
V
VI
VII
Профессии вокруг нас.
Профессии в школе.
Профессии, которые нас
кормят.
Профессии, которые нас
одевают.
Промежуточная
аттестация.
Клубные часы.
Итоговые занятия.
Итого:
2
8
7
10
4
12
16
1
49
Проект загадки о
профессиях.
10
3
1
23
Форма промежуточной
(итоговой аттестации)
Творческий проект «Кем и
каким я хочу стать»
2
72
Содержание программы
1.Выбор профессий – первые шаги (11ч.)
Знакомство с миром профессий. Как выбрать профессию. Что такое профессия.
Профессия. Специальность. Квалификация. Готов ли ты к выбору профессии. Формула
выбора профессии. Хочу. Могу. Надо. Что влияет на выбор профессии? Мнения
окружающих. Способности. Интересы. Моя будущая профессия. Проект: загадки о
профессиях.
Практическая часть: анкета «Готов ли ты к выбору профессии». Проект загадки о
профессиях.
2. Профессии вокруг нас (12ч.)
Профессии вокруг нас позволит обучающимся познакомиться с профессиями своих
родителей, узнать о трудовых династиях, формировать умения и навыки общего труда на
пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности
людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в
жизни человека.
Практическая часть: Конкурс рисунков «Профессии вокруг нас».
3. Профессии в школе (10ч.)
Обучающиеся получат возможность познакомиться с профессиями людей, которые
работают в школе, продолжить воспитание любви к труду, уважение к людям труда.
Практическая часть: Пробуем себя в роли повара «Юный повар».
4. Профессии, которые нас кормят (11ч.)
Обучающиеся овладеют информацией о мире профессий, которые нас кормят, смогут
развивать свои способности, т.к. на занятиях будут иметь возможность попробовать свои
силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать
новую информацию при помощи дополнительной литературы.
Практическая часть: Сервировка стола, готовим обед. Создание сказочного пирога.
5. Профессии, которые нас одевают (8ч.)
Обучающиеся познакомятся с профессиями, которые нас одевают, будут учиться сами
создавать модели одежды, учиться взаимодействовать в группах, отрабатывать навыки
организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности
за качество выполняемой работы.
Практическая часть: Конкурс на лучшего модельера.
6. Клубные часы профориентационной направленности (16ч.)
Позволят обучающимся познакомиться с ценностями трудолюбия и позитивного влияния
любого труда на здоровье и судьбу человека. В игровой форме знакомятся с основами
профессиональной культуры в различных видах производственного, обслуживающего и
домашнего труда. Формируется собственное отношение школьников к тем профессиям, в
которых востребуется практическое творчество.
Практическая часть: Рисование эмблемы спасателя МЧС. Конкурс рисунков «Мир
стрижки». Аппликация «Витрина магазина»
7. Итоговые занятия: тест «Интерес к профессии», «Моя будущая профессия», защита
творческого проекта «Кем и каким я хочу стать»
Планируемые результаты: подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.
Оценочные материалы
Система оценки результатов освоения обучения по данной дополнительной
общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений,
навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и
личностный рост.
Оценочная деятельность осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая
помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и
их соответствия планируемым результатам, а также дает возможность педагогу
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной образовательной
программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
Промежуточная аттестация проводится в конце апреля - начале мая, - это оценка уровня
достижений, обучающихся по завершении образовательного курса программы.
Промежуточная аттестация — творческий проект по теме: «Кем и каким я хочу
стать»
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
Календарный график
Год реализации программы- 1 год
Раздел/месяц
1 Вводное
занятие
2 раздел
3 раздел
4 раздел
5 раздела
6 раздел
7 раздел
Итоговое
занятие
/Промежуточная
аттестация
сентябрь
4 занятия
октябрь
4 занятия
3 занятия
6 занятий
8
9
ноябрь
2 занятия
8 занятий
10
декабрь
2 занятия
8 занятий
10
январь
2 занятия
6 занятий
8
февраль
март
2 занятия
4 занятия
2 занятия
4 занятия
7
6
апрель
май
Творческий
проект
«Кем и
каким я
хочу стать»
2 занятия
2 занятия
8
6
4 занятия
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы
данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет
способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной
профессии.
Методическое обеспечение
№
Раздел, тема
Форма занятий
1
Выбор
профессии –
первые шаги.
Учебное
занятие.
2
Профессии
вокруг нас.
Групповая.
Приемы и методы
организации учебновоспитательного
процесса
Словесный,
наглядный.
Словесный,
наглядный,
практический.
Методический
материал
Дидактический
материал
Техническое
оснащение занятий
Форма
подведения
итогов
Багрова О.Е.
Введение в мир
профессий,
Волгоград: Учитель,
2009
Маяковский В.
Кем быть?
(издание на выбор)
Компьютер
Анкета «Готов
ли ты к выбору
профессии»
«Мир профессий»,
Ростов -на Дону,
издательство ИПК и
ПРО
Русские народные
сказки (издание на
выбор)
Компьютер
Конкурс
рисунков
«Профессии
вокруг нас»
3
Профессии в
школе.
Учебное
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический.
Багрова О.Е.
Введение в мир
профессий,
Волгоград: Учитель,
2009
Русские народные
сказки (издание на
выбор)
Компьютер.
Компьютерная
презентация,
профессии в
школе.
4
Профессии,
которые нас
кормят.
Учебное
занятие.
Словесный,
наглядный,
практический.
Русские народные
сказки (издание на
выбор)
Компьютер
Устный опрос,
тестовые
задания.
5
Профессии,
которые нас
одевают.
Экскурсия
Беседа, интервью,
обсуждение, анализ.
Русские народные
сказки (издание на
выбор)
Компьютер
Устный опрос,
тестовые
задания.
6
Клубные часы.
Экскурсия
Беседа, интервью,
обсуждение, анализ.
Маяковский В.
Кем быть?
(издание на выбор)
Компьютер
Викторина
«Экскурсия в
мир профессий».
7
Итоговые
занятия.
Кем и каким я
хочу стать?
Интервью.
Сухаревская Е.Ю.
«Мир профессий»,
Ростов -на Дону,
издательство ИПК и
ПРО
Лопатина А.
Секреты мастерства.
100 уроков о
профессиях.
Лопатина А.
Секреты мастерства.
100 уроков о
профессиях.
Лопатина А.
Секреты мастерства.
100 уроков о
профессиях.
Маяковский В.
Кем быть?
(издание на выбор)
Компьютер
Защита проекта.
Раздел 4. Условия реализации программы
Материально- технические условия:
Оборудование.
Ноутбук, мультимедийный проектор.
Наглядности
- дидактические карточки.
- иллюстративные материалы
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий по
должности «педагог дополнительного образования».
Раздел 5.
Список литературы
Список литературы для педагога
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. М., Просвещение, 2010.
3.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М.,
Просвещение, 2011.
4.Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009
5.Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов -на Дону, издательство ИПК и ПРО
6.Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение,
20027.Ожегов С.И. Словарь русского языка.
7.Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994
8.Леокум А. Скажи мне, почему? Детская энциклопедия. М.: Джулия, 1992Русские
народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
9.Лопатина А. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях.
Список литературы для обучающихся
1.Маяковский В. Кем быть? (издание на выбор)
2. Русские народные сказки (издание на выбор)
3. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров, М.С. Гиляров,
Е.М. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1979
4.Сказки зарубежных авторов (издание на выбор)