Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Алзамай
Рассмотрена на педагогическим совете
Протокол №______от «_____»______2025г.
Утверждена приказом директора
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
Приказ №__от «__»_______2025г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Азбука музееведения»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок освоения: 1 год
Разработчик:
Кошелева Елена Александровна
педагог дополнительного образования
Алзамай, 2025 г
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка
стр.
1.1. Направленность. Актуальность и педагогическая целесообразность
программы…..................................................................................................3
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………
3
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы……………..
3
1.6. Цель и задачи программы…………………………………………
3
2.1.
4
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………...
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.2.
Учебный план…………………………………………………….
Содержание…………………………………………………….
2.3. Планируемые результаты…………………………………………
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3
5
5
3.1.
Календарный учебный график…………………………………..
6
3.3.
Методические материалы ……………………………………… 7
3.2. Формы аттестации и оценочные материалы…………………… 7
Раздел 4. Условия реализации программы
4.1. Материально- технические условия…………………………….
8
Раздел 5. Список литературы ……………………………………..
8
Приложение 1…………………………………………………………..
11
3.3.
Кадровое обеспечение……………………………………………
Раздел 6. Приложения
Приложение 2…………………………………………………………..
8
12
Раздел 1. Пояснительная записка
«Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах»
Т. Сальникова
Музей – это хранилище истории в предметах, документах и фотографиях.
Занимаясь музейной деятельностью, обучающиеся имеют возможность
комплексного изучения родного края. В сферу данного вида познания входят
и природные объекты и культурные.
Обучающиеся могут полнее и глубже изучить историю, как в целом, так и
своей малой родины.
Музей – это и одна из действенных форм патриотической работы среди
молодёжи.
Направленность программы – туристско-краеведческая, социальногуманитарная
Актуальность программы. В сложных современных условиях, когда с
особой остротой стала проблема патриотического воспитания, значительно
возросла роль школьных музеев. Музеи должны стать первым этапом на пути
формирования у обучающихся интереса к родной истории, к родной природе,
направляя их на то ценное, что имеется в нашей культуре.
Музееведение открывает широкие возможности для приобщения детей к
процессу познания прошлого края с его удивительной историей и культурой.
Музей невозможно определить одним понятием, так как ему присуще
множество учебно-воспитательных и социально-культурных функций.
Предлагаемая программа «Азбука музееведения» является сетевой и
призвана обеспечить в рамках дополнительного образования изучение основ
музейного дела и создание возможностей для исследовательской
деятельности. Программа апробируется на базе общеобразовательной
средней школы, где имеется школьный музей «Русская изба».
Новизна программы.
Новизной Программы «Азбука музееведения» являются её практическая
ориентированность. Кроме определённых знаний и умений обучающимся
рекомендуется работа по накоплению краеведческого материала о прошлом
и настоящем своего родного края. Темы занятий взаимосвязаны между
собой и предполагают практические занятия по приобретению материалов и
их оформлению. Программа предусматривает знакомство, встречи с
интересными людьми города, экскурсии, творческие работы, проекты,
викторины. В рамках программы планируются виртуальные экскурсии в
мобильной современной библиотеке МКУК БИЦ «Городская библиотека
г.Алзамай» и МБУДО «Алзамайская ДШИ».
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся от 11 до 16 лет без предварительной
подготовки. Формирование объединения происходит по степени интереса и
определенным мотивам к музейной, поисковой деятельности, к изучению
истории. В группу входят обучающиеся разных возрастов.
Форма обучения – очная
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Образовательная программа «Азбука музееведения» рассчитана на 34 недели.
Продолжительность занятий – 40 минут .
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Количество часов – 34 часа.
Форма организации деятельности обучающихся - групповая.
На занятиях используется индивидуально – личностный подход и
применение различных форм проведения занятий:
-экскурсии;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны;
- составление словаря музейных терминов;
-работа в библиотеке;
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
- участие в конкурсах;
- запись воспоминаний ;
- поиск и сбор экспонатов;
- подготовка сообщения, презентационных материалов;
Цель: Активизация и развитие творческой деятельности обучающихся по
возрождению, изучению и сохранению истории родного края через
различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
обучающие:
•
познакомить обучающихся с историей музейного дела;
•
дать необходимые знания основ музееведческой деятельности;
•
познакомить с основными профильными музеями города и области:
краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;
развивающие:
•
развить познавательную и творческую активность, инициативу и
самостоятельность через участие в поисковой, исследовательской и
экскурсионной работе;
•
сформировать историческое сознание и активный подход в жизни
страны, города, школы;
воспитывающие:
•
воспитать с помощью музейных средств творчески активного,
гармонически развитого человека;
•
воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного
наследия, как к документальным свидетельствам прошлого.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
№
п\п
Название раздела, темы
Учебный план
Теория Практи
ка
Всего
1
1
1
1
2
Вводная беседа. Цель, задачи
и значение музеев.
Инструктаж по ТБ.
Музеи. Виды. Фонды.
Путешествие по реке времени
2
2
2
4
4
6
3
О чем расскажет памятник.
1
3
4
4
5
6.
Музейная работа
Музейные профессии
Школьный музей как
источник изучения родного
края
Наш вклад в школьный музей
Документация музея.
Музей – хранилище истории в
предметах. Итоговое занятие.
1
1
1
3
1
1
4
2
2
1
1
1
3
1
4
4
2
5
7
8
9
Итого
Формы
аттестации/
контроля
анкетирование
опрос- входящий
контроль
Оформление
полученной
информациипромежуточный
контроль.
Эссе, рассказ,
диалог- текущий
контроль
Презентация
выставка, защита
рефератов
(материалы для
музея)
14
20
34
Содержание учебного плана
Вводная беседа. Цель, задачи и значение музеев.
Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1.
Экскурсии в музеи города ( МКОУ СОШ 3№ и МКОУ СОШ 5 г. Алзамай).
Зачем нужны музеи. Виды музеев.Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции. Практические занятия:
составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2 Путешествие по реке времени. Алзамай вчера, сегодня, завтра. Территория и
границы города. История г. Алзамай в фотографиях. Родной край сегодня, перспективы
развития. Встреча с главой администрации города. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города,
фотографирование, зарисовки, сбор материалов для музея; встречи с интересными
людьми.
Тема 3. О чем расскажет памятник. Изучение и охрана памятников, связанных с
историей города. Карта памятных мест. Герои Великой Отечественной войны и труда.
Встречи с интересными людьми ( дети, внуки участников войны, горячих точках и др.).
Дети и война. Работа с материалами музея, библиотеки и краеведов. Учителя – дети
войны.
Практические занятия: встречи, запись воспоминаний; сбор материалов для музея;
подготовка временных выставок.
Тема 4. Музейная работа. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование
исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов.
Правила хранения и использования документов. Правила подготовки текстов экскурсий
(обзорная и тематическая).
Тема 5. Музейные профессии. Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям
музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина).
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий,
подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе
экспозиции музея.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование
исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 6. Школьный музей как источник изучения родного края. История его
образования.
Экскурсионная работа. Проба профессии- экскурсовод.
Тема 7. Наш вклад в школьный музей. Создание книги "Золотые и серебряные
медалисты школы". Практические занятия: поиск документов по истории школы
(официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и
выпускников школы).
Тема 8. Документация музея. Порядок ведения дневника исторических событий. Как
проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике;
запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 9. Музей – хранилище истории в предметах. Итоговое занятие. Итоговая
аттестация.
Планируемые результаты
Знать:
- историю музейного дела:
- основу музееведческой деятельности;
- основные профили музея.
- основные вехи развития города,
- памятные места города.
Уметь:
-оформлять собранный материал,
- корректно вести диалог (о чем можно говорить, о чем промолчать)
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
Раздел/меся
ц
1 раздел
2 раздел
сентяб
рь
Входя
щий
контр
оль
4
заняти
я
3 раздел
Календарный учебный график
Год реализации программы- 1 год
октяб ноябрь дека январ феврал
рь
брь
ь
ь
3
занят
ия
3
занят
ия
4 раздел
5 раздела
Проме
жуточ
ный
контро
ль.
2
заняти
я
2
заняти
й
2
заня
тия
2
заня
тий
6 раздел
2
занят
ия
2
занят
ий
7 раздел
8 раздел
Текущ
ий
контро
ль
2
заняти
я
2
заняти
я
март
2
занят
ия
2
занят
ия
9 раздел
Итоговое
занятие
/Промежуто
чная
аттестация
4
6
4
4
3
4
Формы аттестации и оценочные материалы
4
апрел
ь
2
занят
ия
2
занят
ия
4
май
2
занят
ия
2
занят
ия
Итого
вая
аттес
тация
4
Уровень усвоения обучающимися Программы «Азбука музееведения»
определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и
возрастных особенностей каждого ребёнка.
- Входной контроль (анкетирование)
- анкета, опрос, собеседование .
-Текущий контроль осуществляется по окончании каждой темы Программы
в форме презентаций, подготовки материалов экскурсий, результативности
участия в мероприятиях по музейной деятельности и экскурсиях.
Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):
- умение кратко рассказать о главном в установленное время ;
- умение связать рассказ с показом объектов;
- логическое построение рассказа экскурсии;
- умение создать интересный продукт (наличие заключения);
- творческий подход.
- Итоговый контроль состоит из двух этапов:
теоретического: тестирование по основам предметной области «Азбука
музееведения»,
темам: «Вклад исторических личностей в развитие
музееведения», «Историко-культурные места», «Исторические сведения о
родном крае »;
- практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта.
Формы подведения итогов обучения по Программе Основной формой
подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы «Азбука
музееведения» является тестирование и демонстрация экскурсионного
продукта. Знания оцениваются по 5-балльной системе. Альтернативные
формы оценки результатов обучения
- Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка, творческое
задание)
Методические материалы
№
п/п
1.
Тема
Музеи.
Виды.Фонды
Форма
занятия
Беседа,
практическое
занятие
Лекция,
беседа,
практическое
занятие
2.
Путешествие
по реке
времени
3.
О чем
расскажет
памятник.
Лекция,
практическое
занятие
4.
Музейная
работа
Беседа,
практическое
Приемы и
методы
Словесный,
практический
Дидактический
материал
Наглядные
пособия
Словесный,
объяснительноиллюстративный,
наглядный,
практический
Словесный,
Объяснительноиллюстративный,
наглядный,
практический
Наглядные
пособия,
компьютер,
презентация на
компьютере
Наглядные
пособия,
Учебные
пособия
Компьютер
презентация на
компьютере
Учебные
пособия
Словесный,
Объяснительно-
Формы
подведения
Беседа,
опрос
Беседа,
опрос
Беседа,
опрос
Беседа
занятие
5.
Музейные
профессии
Беседа
6.
Школьный
музей как
источник
изучения
родного края
Беседа,
практическое
занятие
7.
Наш вклад в
школьный
музей
Беседа
8.
Документация
музея.
Практическое
занятие
9.
Музей –
хранилище
истории в
предметах.
Итоговое
занятие.
Практическое
занятие
иллюстративный,
наглядный,
практический
Наглядные
пособия
компьютер,
презентация на
компьютере
Словесный,
Наглядные
наглядный
пособия,
презентация на
компьютере
Словесный,
Наглядные
Объяснительнопособия,
иллюстративный, учебные
наглядный,
пособия,
поисковый,
экспонаты
практический
Словесный,
Учебные
Объяснительнопособия.
иллюстративный,
Наглядные
наглядный
пособия,
экспонаты
Словесный,
Учебные
Объяснительнопособия
иллюстративный,
Наглядные
наглядный,
пособия
практический
компьютер,
презентация на
компьютере
Словесный,
Учебные
Объяснительнопособия
иллюстративный,
Наглядные
наглядный,
пособия
практический
компьютер,
презентация на
компьютере
видеозаписи
Беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдения,
беседа
Наблюдения,
беседа,
Наблюдения,
беседа.
Раздел 4. Условия реализации программы
Материально- технические условия:
•
учебный кабинет с ученическими столами;
•
оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся
и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных
материалов);
•
технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или
мультимедийная установка).
Материалы и инструменты для занятий.
Цветная бумага, газеты , картон белый, гофробумага
Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании
ножницами необходимо помнить о технике безопасности:
клей ПВА, клей-карандаш
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования».
Раздел 5.
Список литературы
Для педагога:
1. Государственная Федеральная целевая программа сохранения и развития
культуры и искусства Министерства культуры Российской Федерации.
2. Нормативно-правовая база Правительства Москвы по охране и
использованию памятников истории культуры.
3. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое
пособие МИРОС, 1995 – 174 с.
4. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание
подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание
подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999
5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
6. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
7. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
8.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2010г.
9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное
Дело и охрана памятников — М., 1998 Т. 1, 2 1991-1996; М., 2001 Т.
Для учащихся:
1.Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001
2. Словарь актуальных музейных терминов / Музей, № 5 – 2009
Интернет-ресурсы:
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp
Российская
музейная
энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.htm
Раздел 6. Приложения
Приложение 1
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из
высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и
почему?
•Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
•Музей – общественное учреждение для хранения произведений
Искусства , научных коллекций , образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона )
•Музей – это территория бизнеса.
•Музеем называют место, где находится большое количество
памятников истории и искусства.
3.Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.
4. Зачем современному обществу нужны музеи?
5. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет
ее исследований.
6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и
взаимозависимость этих понятий.
7. Какие экспозиции есть в школьном музее «Память»?
Приложение 2
Ответьте на вопросы:
1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?
5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?
9. Что включает фондовая документация музея?
Итоговый контроль:
1. Составьте собственный экскурсионный проект, включите
в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники
архитектуры, скульптуры.
Приложение 2
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной
деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных
экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и
выполнение конкретных действий его участниками.
В рамках планирования работы должны быть окончательно
определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации ( литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление
библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.