Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Алзамай» Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № 4 от «_7_»09 2020г Утверждена приказом директора МКУДО «ДДТ г. Алзамай» № 71 от «09»_09_ 2020г. (приказ о переименовании учреждения от 19.11.2020 №91) Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая акварель» Адресат программы: 5-8 лет Срок реализации- 1 год Направленность: художественная Составитель: Лебедева А.А. Педагог доп.образования г. Алзамай, 2020 г Пояснительная записка. Программа разработана на основе: -авторской программы: «АдекАРТ» (школа акварели)-М.С.Митрохиной-2010г., «Чудо Мастера»-А.ААбдулова-2010 Учреждение организует работу с обучающимися в течение всего учебного года. Количество учебных недель или образовательной деятельности составляет не менее 36 недель. Направленность программы: художественная. Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественных искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить обучающихся к творчеству. Обучающиеся знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, обучающийся начинает экспериментировать, творить. Поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт обучающимся возможность удивиться и порадоваться миру. Новизной и отличительной особенностью программы «Веселая акварель» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, тампонирование и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет обучающимся множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет обучающихся, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей. Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся возраста от 4 до 8 лет. Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения обучающимися умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. 4-6 лет – ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок чувствует собственную ценность и значимость. Тактильное восприятие и мелкая моторика развита слабо. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В этом возрасте дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. 7-8 лет- основное внимание начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. У детей появляется глубокий интерес к своему внутреннему миру. Теперь для них важны не только успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Потому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!». Учитывая эти особенности для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. 4-6 лет: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, ватные палочки, пуантилизм. 7-8лет: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография), пластилинография. Принципы обучения: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: образовательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Принцип доступности материала. Срок освоения и режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 ч. Продолжительность занятий выдерживается согласно СанПин и проводятся: 4-5 лет- 2 раза в неделю по 30 минут+10 минут для игровой деятельности. 6 лет- 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут. 7-10 лет- 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут. На индивидуальные занятия отводится до 30% времени (10% на коррекцию, 20% на работу с одарёнными обучающимися). Наполняемость групп до 17 человек. Форма обучения- очная. Цель программы: Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества Задачи: Образовательные - познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. - Обучить приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Развивающие: - развить творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; - развить художественный вкус, фантазию, творчество. - сформировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - развить желание экспериментировать Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Учебно-тематический план № Раздел Количество часов теория практи Форма аттестации всего ка 1 Вводное занятие - 1 1 Входящий контроль 2 Тычок жесткой- 2 5 7 полусухой кистью. 3 Печать поролоном 1 4 5 4 Печать пробками 1 4 5 5 Печать листьями 1 3 4 6 Восковые мелки 2 7 9 Сочетание различных 2 7 9 +акварель 7. техник. 8 Рисунки из ладошки 2 6 8 9 Ватные палочки 2 6 8 10 Ниткография 1 4 5 Текущий контроль 11 Пластилинография 3 7 10 13 Итоговое занятие - 1 1 Промежуточная аттестация Итого 17 55 72 Содержание: 1. Вводное занятие. (1ч.) Знакомство с содержанием курса. 2. Тычок жесткой полусухой кистью( 7ч. ) Знакомство с разнообразными видами кисточек. Знакомство с техникой рисования методом тычка. Ежики на опушке. Мой любимый котенок. Сова. Здравствуй Дедушка Мороз. Елочкапушистая. Веселый снеговик. Мои любимые животные из сказок. 3. Печать поролоном (5ч.). Беседа «Что такое поролон и где его применяют. Знакомство с техникой печатания поролоном. Любимый узор. Вазочка в подарок. Скатерть самобранка. 4. Печать пробками (5ч). Познакомить с техникой печатания пробками. Украсим елочку бусами. Ягоды и яблочки. Моя любимая чаша. Мой любимы дом. 5. Печать листьями (4ч.). Знакомство с техникой печатания. Беседа о разнообразии листьев. Ваза с цветами. Осенний лес. Листопад. Рыбка золотая. 6. Восковые мелки+ акварель. (9ч ). Показ и объяснение работ в данной техники. Пчёлки. Одуванчики в траве. Волшебный дождь. Зимние деревья. Новогодняя ночь. Весенние цветы. Узоры на окне. Вьюга, .вьюга. 7. Сочетание различных техник(9ч). Беседа о существующих техниках рисования. Снеговик. Комкание бумаги. Невиданный зверь. Кляксография. Узор на тарелке. Рисование кисточкой. Осеннее дерево. Кляксография + ватные палочки. Закат солнца. Акварель+цветнаясоль. Фрукты в вазе. Рисование крупой. В мире фантазий. Чудо-ковер. 8. Рисунки из ладошки. (8ч.) Золотая рыбка. Тюльпан в подарок маме. Грибы в корзине. Подводное царство. Гусилебеди. Осенний букет. Жираф. Солнце нас сближает. 9. Ватные палочки (8ч. ). Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Плюшевый мишка. Зайка. Портрет моей мамы. Снегири на ветке. В саду созрели яблоки. Рыба-кит. Зимняя ночь. 10. Ниткография ( 5ч. ) Знакомство с новой техникой рисования. Просмотр детских работ. Цветы в горшочке. Волшебные узоры. Платок для бабушки. Одуванчики. 11. Пластилинография. ( 10ч. ) Т.Б при работе с пластилином. Виды и свойства пластилина. Знакомство с новой техникой рисования. Консервированные фрукты. Букет для мамы. Цветок для бабушки. Веселые человечки. Веселая гусеничка. Снеговик. Мячик-попрыгайчик. Цветик-семицветик.. Итоговое занятие.(1ч) Составление альбома «Фантазия» Планируемые результаты: Дети будут знать: - о разнообразии техник нетрадиционного рисования - о свойствах и качествах различных материалов; - о технике безопасности во время работы. Дети будут уметь: - фантазировать; - договариваться между собой при выполнении коллективной работы; - анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; - создавать индивидуальные работы; - использовать различные техники и способы создания рисунков; - сочетать различные техники рисования. Учебный график 7-8 лет Раздел/месяц сентябрь октябрь декабрь январь ноябрь Раздел 1 1 Раздел 2 5 5 Раздел 4 1 Раздел 6 4 4 8 7 Раздел 8 1 Раздел 10 Раздел 11 Итоговое занятие Май февраль Раздел 7 Раздел 9 апрель 2 Раздел 3 Раздел 5 март 7 1 7 1 3 5 5 1 Промежуточна Создание я аттестация фотоальбома Всего 6 8 8 8 8 8 8 8 6 Организационно- педагогические условия Методическое № 1 Раздел, Форма тема занятий методы дидактический обеспечение материал Вводное Учебное Объяснительно Карточки занятие. занятие. иллюстрированны картинками «Нетрадиционные Групповая й, техники работа. наглядный. словесный, техники безопасности. с Давыдова Техническое Форма оснащение подведения занятий итогов Устный Г.И. Презентация «Можно рисовать опрос рисования в не только …» детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 2 Тычок Учебное Словесный, Образцы Утробина К.К., Утробин Слайды с Обмен жесткой- занятие, объяснительно – изделий(прил.2). полусухой групповая иллюстрированны Жесткие кисти. рисование методом тычка технике рисования Выставка кистью. работа й, работ. наглядный, Гуашь. практический. Г.Ф. «Увлекательное работами в данной мнениями. Ватные с детьми 3-7лет: Рисуем и палочки. познаем окружающий Салфетки. мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64с.» 3 4 Печать Учебное Словесный, поролоном занятие, объяснение, Бумага, Взаимоконт наглядный, жидко Лыкова И.А. «Рисуем без Компьютер разведенная (ноутбук) кисточки». – М.: 2001г. практический. гуашь в мисочке, Анализ, Обсуждение. поролон, Групповая поролоновая работа губка. Печать Объяснение, Словесный, пробками обсуждение, учебное занятие, Групповая работа либо Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008.- роль обмен мнениями. 96с. Гуашь, Сравнение, наглядный, пробки, Лыкова И.А. «Рисуем без компьютер акварель, кисти, кисточки». – М.: 2001г. (ноутбук) практический. салфетки. выполненно Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008.96с. анализ й работы. 5 Печать Учебное Словесный, Белые листы, Казакова Р.Г. «Рисование Компьютер листьями. занятие, работа наглядный, листья, с в парах, практический, трафареты, возраст. Нетрадиционные дошкольного самостоятельная создание гуашь, работа, ситуации успеха. Образцы издательство изделий. «Творческий групповая кисти. техники», работа. 6 детьми Москва, Сравнение, анализ выполненн ых работ. центр Сфера», 2005г. Восковые Комбинированн Словесный, мелки ое +акварель групповая практический, восковые мелки, работа, создание кисть, акварель. обсуждение ситуации успеха занятие, наглядный, Плотная бумага Лыкова И.А. «Рисуем без Компьютер белого цвета, кисточки». – М.: 2001г. (ноутбук) Лахути М.Д. научить рисовать». Выставка работ. «Как – Москва «Росмэн», 2008.96с. 7 Сочетание Учебное Словесный, Белый различных занятие. наглядный, бумаги, лист Казакова Р.Г. «Рисование Компьютер Сравнение, крупа, с детьми дошкольного (ноутбук), образцы анализ техник. Групповая практический, соль, ватные возраст. Нетрадиционные работ работа. создание палочки, техники», ситуации успеха. акварель. издательство «Творческий Москва, центр выполненн ых работ. Сфера», 2005г. 8 Рисунки из Учебное ладошки. объяснение, Плотная бумага Таришняя О.А. «Я рисую Компьютер Сравнение, объяснительно – белого цвета, ладошками». – С.П.: (ноутбук), образцы анализ иллюстрированны гуашь, кисть, 2001г. работ выполненн Обсуждение. й, Групповая практический. занятие, Словесный, наглядный, акварель. «Яркие ладошки» ых работ. Н.В.Дубровская работа «детство-пресс» 2004 « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство- пресс» 2003 9 Ватные Учебное Словесный, палочки. занятие, объяснительно объяснение, Обсуждение. иллюстрированны акварель, гуашь, возраст. Нетрадиционные работ й, наглядный, ватные палочки. техники», Москва, Групповая практический. работа Белые – бумаги, листы Казакова Р.Г. «Рисование Компьютер Сравнение, с детьми дошкольного (ноутбук), образцы анализ издательство «Творческий Сфера», 2005г. центр выполненн ых работ. 9 Ниткографи Учебное Словесный, Нитки по 25-30 Казакова Р.Г. «Рисование Компьютер Сравнение, – см, сложенные с детьми дошкольного (ноутбук), образцы анализ я. занятие. объяснительно Групповая иллюстрированны вдвое, работа. й, гуашь, возраст. Нетрадиционные работ. наглядный, бумага. техники», практический. Москва, выполненн ых работ. издательство «Творческий центр Сфера», 2005г. 10 Пластилтно Учебное Словесный, Картон графия. занятие. объяснительно Групповая иллюстрированны рисунком; пластилина. – Ростов н/Д работ. выполненн работа. й, : Феникс, 2008. – 87 ых работ. – контурным наглядный, практический. с Шкидская Аппликации Набор пластилина; Салфетка рук; Стеки; для И.О. Компьютер Сравнение, из (ноутбук), образцы анализ Оценочные материалы: Система оценки результатов освоения обучения по данной программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Оценочная деятельность осуществляется в ходе аттестации, которая помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам, а также дает возможность педагогу: -определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной программе. -выявить степень сформированности практических умений и навыков. -соотнести прогнозируемые результаты учебно-воспитательной работы. -определить положительную (отрицательную динамику в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований) -внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной деятельности объединения. Промежуточная аттестация проводится в конце апреля, начале мая,- это оценка уровня достижение обучающихся по завершению каждого года обучения проводится в форме: 4-6 лет-выставка «Маленький художник» 7-8 лет- составление альбома «Фантазия» После каждого раздела педагог определяет для себя уровень освоения изученного материала через фронтальный опрос, мини выставки, мини тесты. Успехи могут быть оценены по трем уровням: высокий, средний, низкий. Критерии оценки аттестации: 4-6 лет из 5 техник нетрадиционного рисования овладел: из 5 – 2 (40%)- 2 чел. (12%)- низкий уровень из 5-3 (60% )- 9 чел. (53%)- средний уровень из 5 -4 /5 (80-100%)- 6 че. (35%)- высокий уровень 7-8 лет Из 10 нетрадиционных техник усвоили: Из 10 – 4/3 (40% 30%)- 3 чел. (18%) – низкий уровень Из 10 -8/7 (80-70%)- 7 чел. (41%)- средний уровень Из 10- 9 (90%) – 7 чел. (41%)– высокий уровень Условия реализации МКОУ СОШ № 5 Кабинет б/н (подготовительная группа)– классная магнитная доска, ученические стулья, стол воспитателя, учительский шкаф, шкаф с папками для трудовой и художественной деятельности детей. Литература для педагога. 1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл. 2. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраст. Нетрадиционные техники», Москва, издательство «Творческий центр Сфера», 2005г. 4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез,2008. 5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: издательство «Карапуз – Дидактика», 2007г. 6. Лыкова И.А. «Рисуем без кисточки». – М.: 2001г. 7. Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008.-96с. 8. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»./Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. -96с. 9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64с.» 10. Таришняя О.А. «Я рисую ладошками». – С.П.: 2001г. 11. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87 12. Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва, 2005 13. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006 14. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004 15. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003 Литература для обучающихся 1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина 2. Флористика, 2003г. 3. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г. 4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева 2000г. 5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003