Дружина юных пожарных

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена
на педагогическом совете
Протокол № 4 от «_7_»09 2020г

Утверждена
приказом директора
МКУДО «ДДТ г. Алзамай»
№ 71 от «09»_09_ 2020г.
(приказ о переименовании учреждения от 19.11.2020 №91)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Дружина юных пожарных
Возраст обучающихся: 10 -15 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: техническая

Составитель: Русанов Юрий Львовичпедагог дополнительного образования

Алзамай, 2020г.

Для разработки данной программы использованы материалы программы «Дружина юных
пожарных» МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Л.И.Головлева и методического
пособия по пожарной безопасности авт.-сост. Павлова О.В., Попова Г.П.. Волгоград:
Учитель, 2006. Содержание программы соответствует требованиям всех нормативных
документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного
образования.
Направленность программы: техническая.
Актуальность обусловлена сложной ситуацией в области пожароопасности. Всем
известно, как велика тяга детей к огню, порождаемая любопытством и стремлением
подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают
факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие:
квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. Процент пожаров, возникающий от
детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров
трагичны. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил
установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного
обращения с огнем. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь
соблюдать элементарные правила пожарной безопасности.
Отличительной особенностью программы является ее вариативность, т.е.
возможность изменять порядок изучения тем, связывать с особенностями, в том числе и
климатическими, условиями местности, возможна замена тем и практического участия
обучающихся в мероприятиях. В изучении тем, разделов принимают участие и проводят
занятия- тренировки, отработку эвакуации работники ПЧ-145: 2р. Презентация «Живые
свидетели..», 4р. Правила эвакуации. 9р. Пожарно- техническое вооружение.10р.
Практикумы. Прикладные виды спорта. 12р. Экскурсии и практикумы. Выполнение
контролируется договором сетевого взаимодействия.
Новизна программы: содержание программы адаптировано к местным условиям и
спланировано с возможностью ПЧ-145(местное отделение) участвовать в процессе
прохождения тем программы, практикумах и встречах.
Адресат программы: обучающиеся 10-15 лет. Группа разновозрастная. Количество
обучающихся до 15 человек. Большую часть группы составляют мальчики.
Срок освоения программы: 1 год, 36 учебных недель, 72 годовых часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями в
10 минут.
Форма обучения – очная
Форма организации занятий: теоретические ( беседа, презентация, устный опрос,
вопрос- ответ и др.); практические ( практикумы, экскурсии, встречи, акции по
распространению листовок и агиток, игры)
Форма занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Принципы: гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации
жизнедеятельности и образования детей; непрерывность образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и
психофизиологических личностных особенностей;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и
развивающего общения.
Направления работы:
- информационно- разъяснительное; практико- ориентированное и творческое;

Целью данной программы является: профилактика мер пожарной
безопасности и предупреждение детского травматизма во время чрезвычайной
пожарной ситуации .
Задачи:
- формирование знаний личной безопасности обучающихся, помогающих
выжить в чрезвычайных ситуациях, их адаптации к жизни в обществе.
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
- развитие детского технического творчества,
- создание основы для осознанного выбора профессии пожарных служб.
- воспитание патриотических качеств, самодисциплины, стремления к
преодолению трудностей, чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма.
Планируемые результаты:
- установка на здоровый образ жизни
-бережное отношение к окружающей среде
- приобретение навыков осознанного безопасного поведения в случае возникновения
пожара
овладение навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшему во время
пожара
умение приходить на помощь, слаженно действовать в коллективе
- учиться слышать и слушать других, отстаивая свое мнение.
Обучающиеся будут знать
- основные правила пожарной безопасности и причины возникновения пожаров;
- виды огнетушителей и область их применения
- знаки пожарной безопасности
- правила оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отравлении угарным газом,
поражении электроприборами
- особенности профессии пожарного
Обучающиеся будут уметь:
- оказывать первую помощь пострадавшему
- выполнять элементы пожарно- прикладного спорта
- вести информационно- разъяснительную работу по предупреждению пожаров ( создание
листовок, агиток, проведение акций)
Обучающиеся научатся:
- быстро эвакуироваться из здания школы
- пользоваться первичными средствами пожаротушения
- работать с мотопомпой и воздуходувкой – опрыскивателем «Ангара».
Учебно – тематическое планирование.
№
п/п
1

2

Количество часов

Содержание

Формы
контроля и
Всего Теория Практика промежуточной
аттестации

Вводное занятие

Огонь- друг и враг человека

2

1

1

4

2

2

Входящий
контроль.

Опрос, беседа
3

От чего происходят пожары

2

1

1

4

Причины возникновения
пожаров в жилье и
общественных зданиях.
Опасные факторы пожара.

4

3

1

5

Первая помощь
пострадавшим при пожарах

6

2

4

Если случился пожар.
6

2

1

1

7

Ответственность за
нарушение требований правил
пожарной безопасности.

4

2

2

8

Система автоматического
пожаротушения и пожарной
сигнализации.

4

2

2

9

Пожарно- техническое
вооружение

6

2

4

10

Прикладной спорт юных
пожарных

10

1

9

11

Творческие работы.

8

2

6
Итоговый
контроль.

Экскурсии и встречи.
Практикумы.
12

13

Текущий
контроль.
Тестирование.
Практикум.

10

2

8

13. Соревновательная
деятельность.

10

2

8

ИТОГО

72

23

49

Теоретические
вопросы и
практикум.
Промежуточная
аттестация.

Содержание программы:
1.Вводное занятие.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных дружин.
История создания пожарной охраны России и МЧС России. Встреча с начальником ПЧ145.

2.Огонь- друг. Огонь- враг. Оперативная обстановка с пожарами. Какую пользу огонь
приносит человеку. Чем опасен огонь. Как человек научился управлять огнем. Пожары, их
признаки и последствия. Основные понятия о горении. Меры осторожности в обращении
с огнем. Способы остановки горения веществ и материалов.
3. От чего происходят пожары. Опасность бытовых электроприборов.
Электрозамыкание. Домашняя печь и ее эксплуатация. Молния, как причина пожара.
Противопожарная профилактика.
4. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. Виды
пожаров. Правила поведения при пожарах. Пожар в доме. Меры пожарной безопасности с
предметами быта и техники в доме. Правила эвакуации. Акция «Берегите жилище от
пожаров» Опасные факторы пожара
5.. Первая помощь пострадавшим при пожарах.
Вывихи, растяжения. Закрытые и открытые травмы. Кровотечения: характеристика
кровотечений и временная их остановка.Виды повязок. Правила наложения повязок.
Переломы и первая помощь при переломах. Термические поражения. Оказание первой
помощи
6. Если случился пожар. Правила поведения во время пожара. Действия юного
пожарного при обнаружении возгорания.
7.Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. Знаки
пожарной безопасности. Кто и за что должен нести ответственность в соответствии с нормативноправовым полем .

8.Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения. Пенные, газовые,
паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели. Тепловые, дымовые, световые
и ультразвуковые. Назначения охранно- пожарной сигнализации
9.Пожарно- техническое вооружение. Пожарный автомобиль. Мотопомпа ( подача воды
на пожар) Боевой расчет. Одежда пожарного. Защита органов дыхания. Радио – и
телефонная связь.
10. Прикладной спорт юных пожарных.
Соревнования по пожарно- прикладному спорту и нормативам спортивных разрядов.
Полоса препятствий. Боевое развертывание мотопомпы.
11. Творческие работы. Изготовление листовок, агиток. Конкурсы рисунков и
творческих работ, моделирование и конструирование.
12.Экскурсии и встречи. Практикумы. Экскурсии в ПЧ-145. Знакомство с профессией
пожарного. Встречи с пожарными- ветеранами. Поздравительные стенгазета, открытки,
благодарственные письма. Изучение планов эвакуации. Практическая отработка планов
эвакуации .Внеклассные мероприятия по ППБ.
13. Соревновательная деятельность. Игра-викторина «Опасный огонёк» Проведение
рейда «Пожарная безопасность в школе» Подведение итогов.
В ходе прохождения программы педагог ведет диагностическую карту успешности
каждого ребенка, где фиксирует участие в практикумах, выполнение теоретических
заданий в ходе текущего и итогового контроля. Важнейшим мероприятием является
участие в муниципальном конкурсе юных пожарных ( ДЮП).
Критерии оценки аттестации: На основе участия ребенка в мероприятиях создается
накопительная база(портфолио): различные знаки (жетоны, поощрительные значки и т.д.)

за участие, грамоты, благодарности, анкеты, оценка знаний теории, творческие работы и
их фотографии, а также фотографии мероприятий и участники в них.
Календарный учебный график

Раздел
, месяц

Сентябр
ь

Раздел
1

2ч

Раздел
2

4ч

Раздел
3

2

Октябр
ь

Раздел
4

4

Раздел
5

2

Раздел
6

2

Ноябр
ь

7

4

8

4

Декабр
ь

9

6

10

2

Январ
ь

Феврал
ь

Мар
т

Апрел
ь

8

2

8

11

8

12
13
Всего

Ма
й

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

6

8

8ч

8ч

Организационно- педагогические условия
Оборудование и оснащение : отдельное помещение, мебель ( столы, стулья,
шкафы для дидактического материала ( плакаты, таблицы, карточки, папки с раздаточным
материалом), компьютер, диски, информационные накопители, фотоаппарат.
Первичные средства пожаротушения, аптечка, марлевые повязки, бинты и шины,
противогазы.

Литература для педагога:

1. Башкатова Т.А. Методические рекомендации по организации ДЮП и изучению правил
пожарной безопасности. Оренбург, 2003.
2.Винников Л.А. Почему возникают пожары, изд-во «Ярославль», 1998 Казаков В.И.
3.Лыкова И.А. Огонь – друг, огонь- враг. Детская безопасность: учебно- методическое
пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М: ИД «Цветной мир»,
2013
4.Павлова О.В., Попова Г.П. Методическое пособие по пожарной безопасности.
Волгоград: Учитель, 2006.
5..Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
6. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
Литература для детей
1. Броневицкая Т.Л. Школа и пожарная безопасность. Оренбург .2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».