Дружина юных пожарных

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Рассмотрена

Утверждена

на педагогическом совете

приказом директора МКУДО

Протокол № 4 от « 28» 08. 2024 г.

«ДДТ г. Алзамай»
№ 69 от «29» __08_. 2024г.

Дополнительная общеразвивающая программа

« Дружина юных пожарных»
Возраст обучающихся: 12 -17 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: социально-педагогическая

Составитель: Русанов Юрий Львовичпедагог дополнительного образования

Алзамай, 2024 г.

Содержание
Раздел I. Пояснительная записка………………………………………………
1.1.Информационные материалы, направленность……………….......................
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы… ………..
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………………….
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы…………………………
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем……………………….....................
1.6. Цель и задачи программы……………………………………………………..
Раздел II. Комплекс основных характеристик программы…………………
2.1.

Учебный план 1 год…………………………………………….. …………..

2.2.

Содержание учебного плана………………………………………………...

2.3

Учебный план 2 год………………………………………………………….

2.4

Содержание учебного плана………………………………………………..

Раздел III. Организационно-педагогические условия…………………………………..
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы …………………… …………..
3.2.

Календарный учебный график ……………………………………………..

Раздел IV.Условия реализации
4.1.

Материально- технические условия………………………………………..

4.2. Кадровое обеспечение программы…………………………………………...
Раздел V. Список литературы ………………………………………………….

Пояснительная записка
Для разработки данной программы использованы материалы программы «Дружина
юных пожарных» МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Л.И.Головлева и
методического пособия по пожарной безопасности авт.-сост. Павлова О.В., Попова Г.П.
Волгоград: Учитель, 2006.
Содержание программы соответствует требованиям всех нормативных документов,
регулирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность обусловлена сложной ситуацией в области пожароопасности. Всем
известно, как велика тяга детей к огню, порождаемая любопытством и стремлением
подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают
факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие:
квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. Процент пожаров, возникающий от
детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров
трагичны. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения
правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за
неосторожного обращения с огнем. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно
всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности.
Отличительной особенностью программы является ее вариативность, т.е. возможность
изменять порядок изучения тем, связывать с особенностями, в том числе и
климатическими, условиями местности, возможна замена тем и практического участия
обучающихся в мероприятиях. В изучении тем, разделов принимают участие и проводят
занятия- тренировки, отработку эвакуации работники ПЧ-145: 2р. Презентация «Живые
свидетели», 4 р. Правила эвакуации. 9 р. Пожарно- техническое вооружение.10 р.
Практикумы. Прикладные виды спорта. 12р. Экскурсии и практикумы. Выполнение
контролируется договором сетевого взаимодействия.
Новизна программы: содержание программы адаптировано к местным условиям и
спланировано с возможностью ПЧ-145 (местное отделение) участвовать в процессе
прохождения тем программы, практикумах и встречах.
Адресат программы: обучающиеся 10-15 лет. Группа разновозрастная. Количество
обучающихся до 15 человек. Большую часть группы составляют мальчики.
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы:1 год, 36 учебных недель, 72 годовых часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями в
10 минут.
Форма обучения – очная
Форма организации занятий: теоретические ( беседа, презентация, устный опрос,
вопрос- ответ и др.); практические ( практикумы, экскурсии, встречи, акции по
распространению листовок и агиток, игры)
Форма занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Принципы: гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации
жизнедеятельности и образования детей; непрерывность образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и
психофизиологических личностных особенностей;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и
развивающего общения.

Направления работы:
- информационно- разъяснительное; практико- ориентированное и творческое;
Целью данной программы является: профилактика мер пожарной
безопасности и предупреждение детского травматизма во время чрезвычайной
пожарной ситуации .
Задачи:
- формирование знаний личной безопасности обучающихся, помогающих
выжить в чрезвычайных ситуациях, их адаптации к жизни в обществе.
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
- развитие детского технического творчества,
- создание основы для осознанного выбора профессии пожарных служб.
- воспитание патриотических качеств, самодисциплины, стремления к
преодолению трудностей, чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма.
Планируемые результаты:
- установка на здоровый образ жизни
-бережное отношение к окружающей среде
- приобретение навыков осознанного безопасного поведения в случае возникновения
пожара
овладение навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшему во время
пожара
умение приходить на помощь, слаженно действовать в коллективе
- учиться слышать и слушать других, отстаивая свое мнение.
Обучающиеся будут знать
- основные правила пожарной безопасности и причины возникновения пожаров;
- виды огнетушителей и область их применения
- знаки пожарной безопасности
- правила оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отравлении угарным газом,
поражении электроприборами
- особенности профессии пожарного
Обучающиеся будут уметь:
- оказывать первую помощь пострадавшему
- выполнять элементы пожарно- прикладного спорта
- вести информационно- разъяснительную работу по предупреждению пожаров (создание
листовок, агиток, проведение акций)
Обучающиеся научатся:
- быстро эвакуироваться из здания школы
- пользоваться первичными средствами пожаротушения
- работать с мотопомпой и воздуходувкой – опрыскивателем «Ангара».
Учебный план
№
п/п
1

Количество часов

Содержание

Вводное занятие

Формы
контроля и
Всего Теория Практика промежуточной
аттестации
2

1

1

Огонь- друг и враг человека
2

4

2

2

3

От чего происходят пожары

2

1

1

4

Причины возникновения
пожаров в жилье и
общественных зданиях. Опасные
факторы пожара.

4

3

1

5

Первая помощь пострадавшим
при пожарах

6

2

4

Если случился пожар.
6

2

1

1

7

Ответственность за нарушение
требований правил пожарной
безопасности.

4

2

2

8

Система автоматического
пожаротушения и пожарной
сигнализации.

4

2

2

9

Пожарно- техническое
вооружение

6

2

4

10

Прикладной спорт юных
пожарных

10

1

9

11

Творческие работы.

8

2

6

Экскурсии и встречи.
Практикумы.
12

13

Соревновательная деятельность.
ИТОГО

Входящий
контроль.
Опрос, беседа

Текущий
контроль.
Тестирование.
Практикум.

Итоговый
контроль.
10

2

8

10

2

8

72

23

49

Теоретические
вопросы и
практикум.
Промежуточная
аттестация.

Содержание программы:
1.Вводное занятие.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных дружин.
История создания пожарной охраны России и МЧС России. Встреча с начальником ПЧ145.
2.Огонь- друг. Огонь- враг. Оперативная обстановка с пожарами. Какую пользу огонь
приносит человеку. Чем опасен огонь. Как человек научился управлять огнем. Пожары, их
признаки и последствия. Основные понятия о горении. Меры осторожности в обращении
с огнем. Способы остановки горения веществ и материалов.
3. От чего происходят пожары. Опасность бытовых электроприборов.
Электрозамыкание. Домашняя печь и ее эксплуатация. Молния, как причина пожара.
Противопожарная профилактика.
4. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. Виды
пожаров. Правила поведения при пожарах. Пожар в доме. Меры пожарной безопасности с
предметами быта и техники в доме. Правила эвакуации. Акция «Берегите жилище от
пожаров» Опасные факторы пожара
5.. Первая помощь пострадавшим при пожарах.
Вывихи, растяжения. Закрытые и открытые травмы. Кровотечения: характеристика
кровотечений и временная их остановка. Виды повязок. Правила наложения повязок.
Переломы и первая помощь при переломах. Термические поражения. Оказание первой
помощи
6. Если случился пожар. Правила поведения во время пожара. Действия юного
пожарного при обнаружении возгорания.
7.Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. Знаки
пожарной безопасности. Кто и за что должен нести ответственность в соответствии с
нормативно- правовым полем.
8.Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения. Пенные, газовые,
паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели. Тепловые, дымовые, световые
и ультразвуковые. Назначения охранно- пожарной сигнализации
9.Пожарно- техническое вооружение. Пожарный автомобиль. Мотопомпа (подача воды
на пожар) Боевой расчет. Одежда пожарного. Защита органов дыхания. Радио – и
телефонная связь.
10. Прикладной спорт юных пожарных.
Соревнования по пожарно- прикладному спорту и нормативам спортивных разрядов.
Полоса препятствий. Боевое развертывание мотопомпы.
11. Творческие работы. Изготовление листовок, агиток. Конкурсы рисунков и
творческих работ, моделирование и конструирование.
12.Экскурсии и встречи. Практикумы. Экскурсии в ПЧ-145. Знакомство с профессией
пожарного. Встречи с пожарными- ветеранами. Поздравительные стенгазета, открытки,
благодарственные письма. Изучение планов эвакуации. Практическая отработка планов
эвакуации. Внеклассные мероприятия по ППБ.
13. Соревновательная деятельность. Игра-викторина «Опасный огонёк» Проведение
рейда «Пожарная безопасность в школе» Подведение итогов.
В ходе прохождения программы педагог ведет диагностическую карту успешности
каждого ребенка, где фиксирует участие в практикумах, выполнение теоретических

заданий в ходе текущего и итогового контроля. Важнейшим мероприятием является
участие в муниципальном конкурсе юных пожарных (ДЮП).
Критерии оценки аттестации: На основе участия ребенка в мероприятиях создается
накопительная база (портфолио): различные знаки (жетоны, поощрительные значки и т.д.)
за участие, грамоты, благодарности, анкеты, оценка знаний теории, творческие работы и
их фотографии, а также фотографии мероприятий и участники в них.
Календарный учебный график
Раздел, Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
месяц
Раздел
1

2

Раздел
2

4

Раздел
3

2

Раздел
4

4

Раздел
5

2

Раздел
6

2

7

4

8

4

9

6

10

2

8

11

8

12

8

13
Всего

Май

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

8ч

2
6

8

8ч

8ч

Организационно- педагогические условия
Оборудование и оснащение: отдельное помещение, мебель (столы, стулья,
шкафы для дидактического материала (плакаты, таблицы, карточки, папки с раздаточным
материалом), компьютер, диски, информационные накопители, фотоаппарат.
Первичные средства пожаротушения, аптечка, марлевые повязки, бинты и шины,
противогазы.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования».

Список литературы для педагога:
1. Башкатова Т.А. Методические рекомендации по организации ДЮП и изучению правил
пожарной безопасности. Оренбург, 2003.
2.Винников Л.А. Почему возникают пожары, изд-во «Ярославль», 1998 Казаков В.И.
3.Лыкова И.А. Огонь – друг, огонь- враг. Детская безопасность: учебно- методическое
пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М: ИД «Цветной мир»,
2013
4.Павлова О.В., Попова Г.П. Методическое пособие по пожарной безопасности.
Волгоград: Учитель, 2006.
5..Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
6. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
Список литературы для детей
1. Броневицкая Т.Л. Школа и пожарная безопасность. Оренбург .2007.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»

Утвержден__________
«____» _________2024 г.

Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Дружина юных пожарных»

Составитель:
Русанов Юрий Львович
Педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 2024 г.

Количество часов
№
п/п

Тема

Всего

Теория
мин.

Практика
мин.

Дата

1

Вводное занятие

1

10

30

2
3
4
5
6

1
1
1
1
1

10
10
10
10
10

30
30
30
30
30

1

10

30

23-29

8
9
10

История создания ДЮП
Основные понятия о горении
Польза огня
Огонь – как враг человека
Последствия пожаров
Возникновение пожара от
природных факторов
Пожар по вине человека
Пожары в зданиях
Источники воспламенения

Сентябрь
3-8
3-8
9-15
9-15
16-22
16-22

1
1
1

10
10
10

30
30
30

11

Шалости с огнем

1

10

30

12
13
14
15
16
17
18

Правильное поведение при пожаре
ПМП при ожогах
ПМП при травмах и кровотечениях
Что делать при пожаре в доме
Действия очевидцев
Знаки пожарной безопасности
Обозначения на плане эвакуации
Ответственность за нарушения
ППБ
Нормативно-правовые документы
Пожарная сигнализация

1
1
1
1
1
1
1

10
10
10
10
10
10
10

30
30
30
30
30
30
30

23-29
30-6
30-6
Октябрь
7-13
7-13
14-20

1

10

30

1
1
1

10
10
10

30
30
30

1

10

30

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10

30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30

1

10

30

1
1
1
1
1
1

10
10
10
10
10
10

30
30
30
30
30
30

7

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Пожарные извещатели
Автоматическая система
пожаротушения
Виды установок пожаротушения
Пожарно-техническое вооружение
Пожарный автомобиль
Мотопомпа
Боевой расчет
Одежда пожарного
Защита органов дыхания
Пожарно-прикладной спорт
Подъем по штурмовой лестнице
Преодоление стометровой полосы
Пожарная эстафета
Боевое развертывание
Полоса препятствий.
Эстафета 4х100 м.
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Вязание спасательных петель
Изготовление листовок
Расклеивание листовок
Конкурс рисунков
Загадки
Составление кроссвордов

Формы
контроля и
промежуточной
аттестации
Входящий,
опрос

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Решение ребусов
Моделирование
Конструирование
Знакомство с профессией
пожарного
Обновление стенда
Подготовка агит листовок
Проведение агитаций в начальных
классах
Подготовка фотографий
Размещение материалов на стенде
Практика: одевание противогаза
Практика: использование
огнетушителя
Практика: использование багра
Изучение и отработка планов
эвакуации
Викторина «Огонек»
Викторина «Кто первый затушит?»
Рейд по школе: Пожарная
безопасность
Соревнования по оказанию первой
медицинской помощи
Практическая отработка
применения огнетушителей
Разъяснительные работы о ППБ
Практическая отработка эвакуации
по плану
Разучивание полосы препятствий
по этапам
Проведение противопожарной
пропаганды
Прикладной спорт юных пожарных
Изучение правил соревнований
Изучение нормативов и
спортивных разрядов
Боевое развертывание мотопомпы
Подведение итогов

1
1
1

10
10
10

30
30
30

1

10

30

1
1

10
10

30
30

1

10

30

1
1
1

10
10
10

30
30
30

1

10

30

1

10

30

1

10

30

1
1

10
10

30
30

1

10

30

1

10

30

1

10

30

1

10

30

1

10

30

1

10

30

1

10

30

1
1

10
10

30
30

1

10

30

1
1

10
10

30
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».