Бисероплетение

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества город Алзамай»

Рассмотрена
на педагогическом совете
Протокол № 4 от «26» 08. 2025 г

Утверждена приказом директора
МБУДО «ДДТ г. Алзамай»
№ 86 от «29» 08. 2025 г.
.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Бисероплетение»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик: Лебедева А.А.
педагог дополнительного образования

г. Алзамай, 2025г.

Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Информационные материалы, направленность………………..............................3
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы…………………3
1.3. Новизна и отличительные особенности программы……………………………..4
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы………………………………4
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………………………….5
1.6. Цель и задачи программы………………………………………………………….5
Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Учебный план…………………………………………………………………….6
2.2.

Содержание учебного плана…………………………………………………….7

2.3. Планируемые результаты…………………………………………………………7
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1.

Календарный учебный график………………………………………………….10

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………...11
3.3. Методические материалы ………………………………………………………12
Раздел 4. Условия реализации программы
4.1.

Материально- технические условия………………………………....................15

3.2. Кадровое обеспечение…………………………………………………………...15
Раздел 5.
Список литературы ……………………………………………………..16
Раздел 6. Приложения
Приложение 1…………………………………………………………………………...17

Дополнительная

Раздел 1. Пояснительная записка

общеразвивающая

программа

«Бисероплетение»

составлена

в

соответствии с действующим законодательством в сфере образования. Программа создана
на

основе

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

художественного направления «Фантазия бисера» автор: И. А. Босина МУСДО

программы

Вичугский районный ДДТ, 2023 г.
Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение"
имеет художественную направленность.
Уровень освоения программы: базовый
1.2 Актуальность программы

Актуальность данного курса заключается в том, что он отражает общую тенденцию к

возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию
проведения досуга и современные приемы и техники бисероплетения.
Педагогическая целесообразность программы
Программа

обусловлена

развитием

творческих

способностей

детей

через

практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на

то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству. Работая над созданием собственного
изделия обучающиеся изучат основы исследовательской и проектной деятельности.
1.3 Новизна
Новизна

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

заключается в том, что в ней систематизированы все приёмы обучения бисероплетению от
азов до выполнения сложных изделий, обоснованное распределение их в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся.
Отличительные особенности

Программа «Бисероплетение» охватывает различные техники работы бисером на

проволоке – параллельное, петельное, игольчатое, плетение в крестик. Обучающиеся
выполняют плетение плоскостных и объемных изделий.

На занятиях созданы

благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка,
развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Важной задумкой курса «Бисероплетение» является стремление научить ребенка не

только репродуктивным путем осваивать сложные приемы и техники бисероплетения, но
и побудить творческую деятельность, желание сделать индивидуальную, авторскую
работу.

1.4 Адресат программы: обучающиеся 8-14 лет.

Возрастные особенности детей

Для детей данного возраста характерны: любознательность, эмоциональность, активность.

Дети отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Они с живым любопытством воспринимают окружающую среду,

которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Значительно
лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких

усилий с их стороны. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности
первой сигнальной системы у детей данного возраста более развита наглядно-образная

память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в
памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения.

Срок освоения программы: 2 года. Общее количество часов – 72 часа.
1.5 Форма обучения: очная.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 72 часа на каждую

возрастную группу); или по 2 часа 1 раз неделю с перерывом 10-15 минут между
занятиями.

Принцип набора обучающихся в объединение: свободный.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Количество детей в группе: 15 человек первый год обучения, 12-15 человек второй год
обучения.

1.6 Цель и задачи.

Цель: Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как к виду декоративно-

прикладного искусства и древнейшего рукоделия.
Задачи:

Образовательные:




Обучить различным техникам плетения бисером (техники параллельного плетения,

плетения петельками, плетение в крестик и т.д.);

научить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
Сформировать

правильное

соотношению предметов;

представление

о

форме,

объеме,

пространственному



научить самостоятельно читать схемы, таблицы и т.д.



Развивать познавательные интересы, творческую активность, образное и логическое



Развивать эстетический и художественный вкус, расширять общекультурный кругозор;




Развивающие:

мышление, мотивацию к самовыражению.

Развить моторные навыки, внимание, фантазию;

Привить интерес к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном
направлении декоративно – прикладного творчества.
Воспитательные:






воспитать трудолюбие, усидчивость;

воспитать волевые качества, такие как собранность, терпение, настойчивость;
выработать стремление к достижению поставленной цели.

Привить аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Раздел 2. Комплекс основных характеристик программы
Учебный план

№

1
2
3
4
5

Учебно-тематический план 1 года обучения

Название разделов, тем

Введение.

Количество часов

Теорети

практическ

всего

30

10

1

ческих

их

Раздел I Техника

7ч50м

23ч.30

47

Раздел II Техника плетения в

2ч30м

6ч50м

14

Раздел III Петельная техника

1ч40м

4ч20м

9

5м

35м

1

19ч 5м

52ч 35м

72

параллельного плетения

крестик

плетения

Итоговое занятие

Форма аттестации

Входящая

аттестация

Промежуточная
аттестация

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 ч.)
История

развития

бисероплетения.

Современные

направления

бисероплетения.

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.

Правила техники безопасности. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из

которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Просмотр фотографий выставочных работ. Обсуждение творческих планов на год,
разработка расписания занятий. Инструктаж по ТБ, творчества, поделок, панно.
Раздел I Техника параллельного плетения (47ч.)

Правила работы и организация рабочего места. Изготовление поделок, выполненных в

параллельной технике плетения: цветы, игрушки, плоские миниатюры. Объяснение

выполнения работ в параллельной технике низания. Техника выполнения туловища,
крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Изготовление плоских и
объёмных фигурок животных, насекомых, растений сказочных героев. Фотографирование
работ. Обсуждение результатов.

Раздел II Техника плетения в крестик (14 ч.)

Техника плетения в крестик. Разбор схемы. Принцип плетения. Варианты цветовых

решений изделий. Плетение цепочек: в крестик, в колечко, в цветочек. Фотографирование
работ. Обсуждение результатов.

Раздел III Петельная техника плетения (9 ч.)

Петельная техника плетения. Разбор схемы и принципа плетения. Плетение объёмных
изделий: хризантемы, лаванды. Фотографирование работ. Обсуждение результатов.
Итоговое занятие (1 ч.)

2.3 Планируемые результаты

По итогам реализации 1 года программы, обучаемые будут:

• знать основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность
изготовления изделий из бисера;

• уметь различать и знать основные названия материалов, применяемых в

бисероплетении;

• классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
• правила ухода и хранения изделий из бисера;

• должны знать правила техники безопасности;

• самостоятельно читать схему, уметь работать со схемами и инструкционными картами;

По итогам реализации 2 года программы, обучаемые будут:
• самостоятельно или частично, с помощью педагога, разрабатывать эскиз;

• с помощью педагога правильно подобрать материал соответствующий заданной теме и
разработанному эскизу;

• выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
• прикреплять застёжки к украшениям;
• рассчитывать плотность плетения,

• хранить изделия из бисера согласно правила

3. Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график
Календарный учебный график

Раздел, месяц

Сентябрь

Раздел 2

3ч

Раздел 1
Раздел 3
Раздел 4

1ч
4ч

Октябрь

8ч

Раздел 5
Раздел 6
Всего

8ч

8ч

Ноябрь

Декабрь

8ч

4ч

8ч

Январь

Февраль

4ч

6ч

2ч

8ч

6ч

8ч

6ч

Март

Апрель

Май

6ч

10ч

8ч

6ч

10 ч

8ч

Формы аттестации и оценочные материалы:
- выполнение отдельных заданий,
-тестирование,

-участие в конкурсах,

- выставках различного уровня.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды контроля:

Входная диагностика результатов обучения проводится с помощью собеседования,
определяющего уровень развития интеллектуальных способностей ребенка, его
мотивацию и склонность к художественному творчеству.

Текущий контроль результатов обучения осуществляется в процессе систематического

наблюдением педагога за практической, творческой и поисковой работой обучающихся.
Итоговая диагностика результатов происходит через организацию мониторинга

образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе

«Бисероплетение», выражающейся в количественных и качественных показателях. В

процессе мониторинга образовательной деятельности происходит фиксация предметных

результатов и анализ их динамики (или её отсутствия). Выявляется высокий, средний или
низкий уровень освоения программы обучающимися. Контроль за освоением учебного
материала осуществляется после прохождения раздела программы, где отслеживается
степень овладения определенным способом.

Знания проверяются через беседу, опрос, викторину, тест. Практические результаты
оцениваются через просмотр и анализ работ, при этом обсуждаются: отношение к
процессу и результату практической работы, творческий замысел авторов,

самостоятельность в практической работе, выбор оригинальных средств выразительности.
Результаты работы обучающихся (демонстрация моделей, готовых изделий, композиций)
представляются на выставках и конкурсах различного уровня в виде готовых моделей,
либо их фотографий.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды контроля:

Входная диагностика результатов обучения проводится с помощью собеседования,
определяющего уровень развития интеллектуальных способностей ребенка, его
мотивацию и склонность к техническому творчеству.

Текущий контроль результатов обучения осуществляется в процессе систематического

наблюдением педагога за практической, творческой и поисковой работой обучающихся.
Итоговая диагностика результатов происходит через организацию мониторинга

образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе
«Моделирование 3d-ручкой», выражающейся в количественных и качественных

показателях. В процессе мониторинга образовательной деятельности происходит

фиксация предметных результатов и анализ их динамики (или её отсутствия). Выявляется
высокий, средний или низкий уровень освоения программы обучающимися. Контроль за
освоением учебного материала осуществляется после прохождения раздела программы,
где отслеживается степень овладения определенным способом конструирования и
программирования.

Знания проверяются через беседу, опрос, викторину, тест. Практические результаты
оцениваются через просмотр и анализ работ, при этом обсуждаются: отношение к
процессу и результату практической работы, творческий замысел авторов,

самостоятельность в практической работе, выбор оригинальных средств выразительности.
Результаты работы обучающихся (демонстрация моделей, готовых изделий, композиций)
представляются на выставках и конкурсах различного уровня в виде готовых моделей,
либо их фотографий.

Обучающиеся с высоким уровнем знаний занимаются индивидуально и, или

выполняют проектные работы.

Критерии умений и навыков технологических приёмов
по курсу «Бисероплетение» 1 год обучения

№

1

Вид работ

Ниже среднего

Умение

Не знает и путает

инструментами

умеет грамотно ими

пользоваться

уровня

Средний уровень

Знание видов

бисера (бисер,
рубка,

стеклярус,

уровня

Знает

Хорошо знает все

неуверенно

грамотно

инструменты, не

предназначение, но

пользоваться

чувствует себя при
работе с

инструментами
2

Выше среднего

инструменты,

применяет их в
работе

Не знает чётко

Знает виды бисера,

Точно знает виды

бисера

грамотно подходит

подбирает

разновидностей

бусины)

но не всегда

к подбору видов

бисера в изделии

бисера, грамотно
разновидность
бисера для

определённых

изделий, за счёт
чего изделия
получаются

гармоничными

3

Цветоведение

Не умеет подбирать
сочетание цветов

Знает о правилах

Отлично

подбора цвета, но

разбирается в

маленькие

цветов и умело

может допускать
неточности при

выборе цветовой

сочетаемости

подбирает бисер по
цвету в изделии

гаммы
4

Знание

Путается в

обозначение.

обозначениях, не

условных
Умение

пользоваться
схемами

Знает условные

Грамотно читает

условных

обозначения, умеет

схемы, разбирает

умеет пользоваться

прибегает к помощи

проявляет

схемами

читать схемы, но
педагога

самостоятельно,

творческое начало
в решении

определённых
заданий

5

Работа с

проволокой

Не умеет работать с

Знает правила

Уверенно работает

аккуратно,

проволокой, область

аккуратно,

заправляет концы

бисероплетении, но

проволокой
небрежно

проволоки

6

Работа с леской

Не умеет работать,
постоянно путает
леску

работы с

применения в

не умеет аккуратно

с проволокой,
качественно

выполняет работу

выполнить работу
Знает правила

Хорошо владеет

области применения

выполняет работу

работы с леской,
лески в

леской, чётко

бисероплетении;

выполняя работу,
испытывает

затруднения
7

Подготовка к
выставкам

Выполняет работу

Выполняет изделие

трудом доводит

замыслу,

по образцу, с

работу до конца

Активно

по собственному

включается в

творческие

процесс,

творческий

элементы в работу

самостоятельно

консультаций с

сюжеты

вносит только после
педагогом

разрабатывает
композиций,

самостоятельно

выполняет работу
Критерии умений и навыков технологических процессов
по курсу «Бисероплетение» 2 год обучения

№

Вид работы

Ниже среднего

Средний уровень

Выше среднего

1

Умение

Не умеет

Знает

Хорошо знает

пользоваться

инструментами

уровня

пользоваться
грамотно

уровня

инструменты, но

инструменты, умеет

чувствует себя при

работе

неуверенно
работе с

использовать в

инструментами

2

Материаловедение
(бисер, стеклярус,
стразы, блёстки,

пайетки и другие

Не знает чётко

разновидности
бисера

подручные

Умеет различать

все виды бисера, но

разбирается во всём

выполнять работу

умеет работать с

не умеет аккуратно

материалы

богатстве бисера,
пайетками,
стразами,

(морские

блёстками.

застёжки, иглы)

оформляет застёжки

ракушки), нитки,

3

Хорошо

Цветоведение

Аккуратно

Плохо

Знает хорошо

сочетаемости

сочетания, но не

ориентируется в

гармоничные

Умело подбирает

цветовую гамму при
выполнении

цветов

всегда удачно
подбирает

изделий

цветовую гамму

4

Знание условных

Путается в

терминов, умение

обозначениях, не

обозначений,
пользоваться
схемами

Знает условные

Отлично знает

читать схемы, но

обозначения, читает

испытывает

выполнении

условных

обозначения, умеет

умеет пользоваться

выполняя работу

схемами

затруднения

условные

схемы. При

творческого задания
придумывает

собственные схемы

5

Работа с

проволокой

Небрежно работает

Знает правила

Уверенно работает с

плохо заправляет

проволокой, но не

аккуратно,

по окончанию

выполнять работу

выполняет работу

Не умеет работать,

Неплохо знает

Хорошо владеет

с проволокой,

концы проволоки
работы

6

Работа с леской

постоянно путает и
рвёт леску

работы с

умеет аккуратно

правила работы с
леской

проволокой,
качественно

техников плетения
леской, работу

выполняет чётко,
аккуратно

7

Изготовление

Не знает чего

подготовка к

инициативен

сувениров,

хочет, не

Изготовляя

сувенир, делает

оформительскую

Активно

включается в

творческий процесс,

выставкам

работу

самостоятельно

после

сюжеты,

заинтересованно,
консультации с
педагогом

разрабатывает

композиции работы

Методический материал
№ Раздел
тема

1

2

Введение

Раздел I Техника

параллельного плетения

Форма занятий

Групповая

Групповая,

индивидуальная

Приемы, методы

Словесный, беседа

Методический
материал

Дидактическ Техничес
ий материал

Бисер Л.А.

Демонстрац

Мартин,2008

раздаточный

Божко.-М.:

ионный и

материал:

фотографии.

Словесный,

Цветы из бисера

иллюстративно-

Г.М. Валюх.- М.: раздаточный

практический,

демонстрационный,
познавательный.

М.В. Федотова,
«Культура и

традиции», 2005

Демонстрац
ионный и

материал:
схемы,

кое
ие

Компьют
ер

(планшет,
ноутбук)

Компьют
ер

(планшет,
ноутбук)

папка №1.
3

Раздел II Техника

плетения в крестик

Групповая,

индивидуальная

Словесный,

Бисер: Техника.

иллюстративно-

Изделия

практический,

Приемы.

Демонстрац

Компьют

раздаточный

(планшет,

ионный и

подведения

обеспечен итогов

карточки Папка №2.

Форма

ер

демонстрационный,
познавательный.

4

Петельная техника
плетения

Групповая,

индивидуальная

М.В. Ляукина.-

материал:

ПРЕСС, 2001

карточки-

М.: АСТ-

схемы,

папка №1.

Папка №2.

Словесный,

Цветы из бисера

иллюстративно-

Г.М. Валюх.- М.: раздаточный

практический,

демонстрационный,
познавательный.

М.В. Федотова,
«Культура и

традиции», 2005

ноутбук)

Демонстрац
ионный и

материал:
схемы,

Компьют

Групповая,

(планшет,

ная

ер

ноутбук)

индивидуаль

карточки папка №1.

5

Итоговое занятие

Индивидуальная

Словесный,

практический.

Папка №2.

Компьют
ер

(планшет,
ноутбук)

Выставка

№ Раздел
тема

1

Введение

Форма занятий

Групповая

Организационно-педагогическое обеспечение 2 год обучения

Приемы, методы

Словесный, беседа

Методический
материал

Раздел I

Плетение
на

Групповая,

индивидуальная

проволоке

3

Раздел II
Низание
леской

Словесный,

практический,

иллюстративно-

демонстрационный,
познавательный.

Групповая,

индивидуальная

Словесный,

практический,

иллюстративно-

демонстрационный,
познавательный.

материал

Техническое
обеспечение

Украшения из

Демонстрационный и Компьютер

Артамонова.-

материал: карточки,

бисера Е.В.
М.: Изд-во

2

Дидактический

ЭКСМО,2006
Бисер

Л.В.Базукина,
И.В.

Новикова.-

Ярославль:
Академия

развития,2008

раздаточный

(планшет,ноутбук)

фотографии, папка
№2

Демонстрационный и Компьютер
раздаточный

материал: схемы,

(планшет,ноутбук)

карточки- папка №1.
Папка №2.

Бисер:Новые

Демонстрационный и Компьютер

украшений и

материал: схемы,

идеи для

аксессуаров

Е.В. Вирко.-

М.:Эксмо, 2008

раздаточный

карточки- папка №1.
Папка №2.

(планшет,ноутбук)

Форма

подведения
итогов

4

Итоговое
занятие

Индивидуальная

Словесный,

практический.

Компьютер

(планшет,ноутбук)

Выставка

Литература для детей:

1. Бисер: Новые идеи для украшений и аксессуаров Е.В. Вирко.-М.:Эксмо, 2008

2. Фигурки, цветы и миниатюры из бисера Н. Бульба, А.Георгиев, Харьков.: «Клуб
семейного досуга», 2010

3. Украшения из бисера Е.В. Артамонова.-М.: Изд-во ЭКСМО,2006

4 Бисер: Техника. Приемы. Изделия М.В. Ляукина.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
Литература для педагога

1. Бисер Л.В.Базукина, И.В. Новикова.-Ярославль: Академия развития,2008
2. Бисер Л.А.Божко .- М.: Мартин,2008

3. Бисер Е.В. Артомонова.- М.: Изд-во Эксмо,2005

4. Цветы из бисера М.В. Федотова, Г.М. Валюх.- М.: «Культура и традиции»,2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».