Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Алзамай»
Рассмотрена
Утверждена
на педагогическом совете:
приказом директора МБУДО
Протокол № 4 от «26»08. 2025 г.
«ДДТ г. Алзамай»
№ 86 от «29» 08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Шаг за шагом»
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик:
Киктева Марина Владимировна
педагог дополнительного образования
I квалификационная категория
г. Алзамай, 2025 год
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
стр
1.1.Информационные материалы, направленность………………..... …………..……... 4
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы…………….…. …..4
1.3. Новизна и отличительные особенности программы………………………….......... 5
1.4. Адресат программы и сроки освоения программы…………………………….. …..5
1.5. Форма обучения, режим занятий, объем………………………........................... …..6
1.6. Цель и задачи программы……………………………………………………...…….. 8
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
2.1.
Учебный план……………………………………………………….………… ….. 9
2.3.
Календарный учебный график……………………………………………… ….. 17
2.2.
2.4.
2.5.
Содержание учебного плана…………………………………………………….. 9
Учебно-тематический план ………………………………………………….. …. 17
Планируемые результаты…………………………………………………...…... 23
Раздел 3. Условия реализации программы
3.1. Формы аттестации и оценочные материалы………………………………….. ….24
3.2.
Методические материалы …………………………………………………………26
3.4.
Кадровое обеспечение……………………………………………………………..28
3.3.
Материально- технические условия………………………………………………28
Раздел 4.
Список литературы ………………………………………………….......29
Раздел 5. Приложения
Приложение 1 …………………………………………………………………………… 30
3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с действующим законодательством в сфере
образования. Данная программа относится к художественной направленности.
Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании
воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным
направлением. Богатейшее поле для эстетического развития обучающихся, а также
развитие их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей дошкольного и
младшего школьного возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения,
они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных,
согласованных действий и творческую активность обучающихся, а также доставляют им
большое удовольствие и радость.
Содержание программы поможет обучающимся раскрепостить внутренние силы, даст
выход спонтанному чувству танцевального движения, обогатит танцевальный опыт
разнообразием ритмов и пластики.
Актуальность.
Программа
удовлетворяет
запросы
обучающихся
в
области
танцевального образования, решает проблемы творческой самореализации личности через
танцевальную и концертно-исполнительскую деятельность, удовлетворяет потребности и
запросы обучающихся в области досуга и общения.
Обучение танцам тесным образом связано с процессом подготовки к концертам,
музыкально – сценическим представлениям. Обучение доступно всем детям, желающим
заниматься танцевальным творчеством.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются
детям в игровой форме. Ее отличительными особенностями является: активное
использование
игровой
деятельности
для
организации
творческого
процесса
–
значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы
заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Танец
является
действенным
средством
эстетического
восприятия
школьников,
способствует приобщению их к богатствам хореографического и музыкального искусства.
Занятия танцами воспитывают детей, закладывают основы нравственности, красоты,
4
расширяют культурный кругозор. Способствуют гармоничному развитию детей, учат их
выразительности движений, развивают физическую силу, выносливость, ловкость,
помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма,
уверенность в себе.
В процессе обучения дети приобретают навыки музыкальности, пластичности,
координации, актерского мастерства, у них формируется красивая осанка, развивается
художественный вкус. Занятия в коллективе воспитывают чувство товарищества,
взаимовыручки, умения чувствовать ответственность. Групповые занятия способствуют
социализации и адаптации детей и подростков в обществе.
Программа направлена на предоставление ребенку возможности выразить себя в танце,
развитие умения добиваться творческого выражения эмоций через пластику и не готовить
профессионального танцора.
Программа рассчитана на обучающихся 7-13 лет.
Возрастные особенности.
В возрасте 7-13 лет у детей происходит множество изменений в поведении. Ребёнок
становится более трудным в воспитательном отношении, в таком возрасте он, как пишет
Выготский Л. С., «утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях
с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до
этого». Например, с детьми семилетнего возраста становится очень тяжело общаться. Они
становятся очень капризными, постоянно раздражаются, начинают манерничать,
становятся не такими искренними, в их поведении можно увидеть много наигранного.
Дети начинают быть похожими на клоунов, много паясничают. Также в поведении
ребёнка часто наблюдается непослушание, детям в этом возрасте всё хочется сделать
наоборот, не так, как с них требуют. Они становятся нарочито упрямыми, с ними очень
сложно.
Помимо этого, стоит заметить, что в этот период жизни у детей начинает интенсивно
развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание педагогу-
хореографу стоит уделить осанке. Также у детей продолжают формироваться кости кисти
и пальцев, поэтому им сложно даются мелкие и точные движения этими частями тела,
работа ими их очень сильно утомляет. Не менее важно знать, что во всём организме
ребёнка происходят большие изменения.
5
Возраст детей 7-13 лет – это вступление в пору подростковости. Физическое созревание
влияет
на
нервно-психическую
деятельность.
Подростки
очень
эмоциональны,
изменчивы, зациклены на своих переживаниях. У подростков в этом возрасте наблюдается
внутренний конфликт – две исключающие друг друга потребности – потребность в
обособлении, отделении, утверждении себя как личности и потребность в социализации,
потребность быть принятым, быть частью группы, отличной от семьи. Чаще это группы
сверстников.
В этот же период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые
качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые
для занятий. Каждый обучающийся, занимаясь танцами, изучая необходимые движения,
развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует
адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует
уважительное отношение к культуре своего народа, к толерантному отношению к
представителям народов России. При подготовке к выступлениям обучающиеся
приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А
выступая перед родителями, активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
В процессе занятий сочетается коллективная работа и индивидуальная. Образовательный
процесс строится в соответствии с возрастом, психологическими возможностями
обучающихся. Подготовка и участие в концертах и конкурсных выступлениях
предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Освоение
программы рассчитано на два года и включает в себя занятия по ритмике, классическому,
эстрадному танцу. Основной формой работы в объединении является групповое занятие
по расписанию.
Основными
видами
занятий
являются
комбинированные,
практические
репетиция. Другими ведущими видами – концерты, конкурсы, праздники.
занятия,
Уровень – базовая.
Срок освоения программы – 2 года. Объем программы – всего 72 часа.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 учебному часу или 1 раз в неделю по 2 учебных
часа. Продолжительность занятий 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Форма обучения – очная. При возникновении эпидемических ситуаций возможны
занятия через WhatsApp, где созданы группы для связи с обучающимися и родителями.
6
Данные messenger позволяют напоминать об участии в конкурсах и ориентировать на
просмотр познавательных материалов по ссылкам.
Структура построения занятия.
Занятие по хореографии строится по классическому принципу.
подготовительная, основная, заключительная части занятия.
Это вводная,
Вводная часть:
•
вход детей в зал;
•
расстановка детей в зале;
•
проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
•
приветственный поклон.
Подготовительная часть:
•
Разминка;
•
дыхательная гимнастика.
Основная часть:
•
разучивание элементов и комбинаций танца;
•
разучивание хореографических номеров;
•
элементы партерной гимнастики;
•
музыкально-танцевальная игра.
Заключительная часть:
•
проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
•
прощальный поклон;
•
выход детей из зала.
7
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся через включение их в
танцевальную деятельность
Задачи:
Образовательные:
- обучить музыкальной грамотности средствами хореографии;
- научить логичности и грамотности построения танцевальных движений;
- приобщить обучающихся к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт:
знание о танце, его истории.
Развивающие:
-развить у обучающихся художественный вкус, чувство такта, темпа;
- развить силу ног, пластичность рук, гибкость тела, эластичность мышц и подвижность
суставов;
- развить технику исполнения движений, актёрскую исполнительность;
-развить
индивидуальные
творческие
способности
воображение, коммуникативные качества личности;
обучающихся,
творческое
Воспитательные:
- воспитать чувство уверенности, чувство ответственности;
- сформировать у обучающихся навыки индивидуальной и коллективной деятельности;
- воспитать чувство ответственности за дело, волю, аккуратность, дисциплинированность,
инициативность, эмоциональную открытость и отзывчивость;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- способствовать социокультурному развитию личности обучающегося в процессе
учебных занятий, концертных выступлений, музыкально – театральной и досуговой
деятельности;
- сформировать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
8
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
Учебный план 1 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
Перечень разделов и тем
Ритмика
Элементы классического
танца
Элементы русского
народного танца
Элементы бального танца
Элементы национального
танца
Постановочно –
репетиционная работа
Итого
Количество часов
всего теория
практика
11
12
3
3
8
9
12
3
9
15
15
5
5
10
10
7
1
6
72
20
52
Форма
контроля и
аттестации
Итоговый
контроль
Содержание учебного плана 1 год обучения
Раздел 1 «Ритмика»
1. Танец в нашей жизни. Для чего нужен танец
2. Разновидности танцев
3. Как научиться танцевать. Правила танцора
4. Что надеть. Где и когда танцевать
5. Танцевальная композиция «Заячья зарядка». Детальный разбор номера
6. Танцевальная композиция «Заячья зарядка». Разучивание танцевальных движений
7. Танцевальная композиция «Заячья зарядка». Соединение танцевальных движений
8. Танцевальная композиция «Заячья зарядка». Работа над синхронностью
9. Танцевальная композиция с осенними листочками. Разучивание танцевальных
движений
10. Танцевальная композиция с осенними листочками. Соединение танцевальных
движений
11. Танцевальная композиция с осенними листочками. Работа над синхронностью
9
Раздел 2 «Элементы классического танца»
1. Танцевальная композиция «Неразлучные друзья». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Неразлучные друзья». Соединение танцевальных
движений
3. Танцевальная композиция «Неразлучные друзья». Работа над синхронностью
4. Танцевальная композиция «Хорошее настроение». Разучивание танцевальных
движений
5. Танцевальная композиция «Хорошее настроение». Соединение танцевальных
движений
6. Танцевальная композиция «Хорошее настроение». Работа над синхронностью
7. Танцевальная композиция «Барбарики». Разучивание танцевальных движений
8. Танцевальная композиция «Барбарики». Соединение танцевальных движений
9. Танцевальная композиция «Барбарики». Работа над синхронностью
10. Танцевальная композиция «Мама». Разучивание танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Мама». Соединение танцевальных движений
12. Танцевальная композиция «Мама». Работа над синхронностью
Раздел 3 «Элементы русского народного танца»
1.
Танцевальная композиция «Бубенцы». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Бубенцы». Соединение танцевальных
движений
3. Танцевальная композиция «Бубенцы». Работа над синхронностью
4. Танцевальная композиция «Маленькие гномики». Разучивание
танцевальных движений
5. Танцевальная композиция «Маленькие гномики». Соединение
танцевальных движений
10
6. Танцевальная композиция «Маленькие гномики». Работа над
синхронностью
7. Танцевальная композиция «С Новым годом». Разучивание танцевальных
движений
8. Танцевальная композиция «С Новым годом». Соединение танцевальных
движений
9. Танцевальная композиция «С Новым годом». Работа над синхронностью
10. Танцевальная композиция «Ромашки». Разучивание танцевальных
движений
11. Танцевальная композиция «Ромашки». Соединение танцевальных
движений
12. Танцевальная композиция «Ромашки». Работа над синхронностью
Раздел 4 «Элементы бального танца»
1. Танцевальная композиция «Губки бантиком». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Губки бантиком». Соединение танцевальных движений
3. Танцевальная композиция «Губки бантиком». Работа над синхронностью
4. Танцевальная композиция «Джентльмены». Разучивание танцевальных движений
5. Танцевальная композиция «Джентльмены». Соединение танцевальных движений
6. Танцевальная композиция «Джентльмены». Работа над синхронностью
7. Танцевальная композиция «Мамы моей глаза». Разучивание танцевальных
движений
8. Танцевальная композиция «Мамы моей глаза». Разучивание танцевальных
движений
9. Танцевальная композиция «Мамы моей глаза». Соединение танцевальных
движений
10. Танцевальная композиция «Царевны». Разучивание танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Царевны». Соединение танцевальных движений
11
12. Танцевальная композиция «Царевны». Работа над синхронностью
13. Танцевальная композиция «Умывальная песенка». Разучивание танцевальных
движений
14. Танцевальная композиция «Умывальная песенка». Соединение танцевальных
движений
15. Танцевальная композиция «Умывальная песенка». Работа над синхронностью
Раздел 5 «Элементы национального танца»
1. Танцевальная композиция «Росиночка-Россия». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Росиночка-Россия». Соединение танцевальных
движений
3. Танцевальная композиция «Росиночка-Россия». Работа над синхронностью
4. Танцевальная композиция «Поварята». Разучивание танцевальных движений
5. Танцевальная композиция «Поварята». Соединение танцевальных движений
6. Танцевальная композиция «Поварята». Работа над синхронностью
7. Танцевальная композиция «Дочки и сыночки». Разучивание танцевальных
движений
8. Танцевальная композиция «Дочки и сыночки». Соединение танцевальных
движений
9. Танцевальная композиция «Дочки и сыночки». Работа над синхронностью
10. Танцевальная композиция «Круче всех». Разучивание танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Круче всех». Соединение танцевальных движений
12. Танцевальная композиция «Круче всех». Работа над синхронностью
13. Танцевальная композиция «Часики». Разучивание танцевальных движений
14. Танцевальная композиция «Часики». Соединение танцевальных движений
15. Танцевальная композиция «Часики». Работа над синхронностью
12
Раздел 6 «Постановочно – репетиционная работа»
1. Танцевальная композиция «Сиреневый вальс». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Сиреневый вальс». Соединение танцевальных
движений
3. Танцевальная композиция «Сиреневый вальс». Работа над синхронностью
4. Повторение изученных танцевальных композиций. Отработка движений
5. Повторение изученных танцевальных композиций. Отработка движений
6. Исполнение танцевальных номеров на концерте для родителей
7. Исполнение танцевальных номеров на концерте для родителей
Учебный план 2 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
Перечень разделов и тем
Ритмика
Элементы классического
танца
Элементы русского
народного танца
Элементы бального танца
Элементы национального
танца
Постановочно –
репетиционная работа
Итого
Количество часов
всего теория
практика
14
12
3
3
11
9
15
5
10
12
12
4
4
8
8
7
1
6
72
20
52
Форма
контроля и
аттестации
Промежуточная
аттестация
Содержание учебного плана 2 год обучения
Раздел 1 «Ритмика»
1. Танцевальная азбука
2. Основные понятия в хореографии
3. Дорога к танцу
4. Рисунки танца
13
5. Танцевальная композиция «Веселые малышки». Детальный разбор номера
6. Танцевальная композиция «Веселые малышки». Разучивание танцевальных
движений
7. Танцевальная композиция «Веселые малышки». Работа над мимикой, жестами
8. Танцевальная композиция «Веселые малышки». Работа над синхронностью
9. Танцевальная композиция «Листопад». Разучивание танцевальных движений
10. Танцевальная композиция «Листопад». Соединение танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Листопад». Отработка четкости и ритмичности
движений
12. Танцевальная композиция «Роботы». Разучивание танцевальных движений
13. Танцевальная композиция «Роботы». Соединение танцевальных движений
14. Танцевальная композиция «Роботы». Работа над синхронностью
Раздел 2 «Элементы классического танца»
1. Танцевальная композиция «Радуга». Разучивание танцевальных движений
2. Танцевальная композиция «Радуга». Соединение танцевальных движений
3. Танцевальная композиция «Радуга». Повторение и закрепление выученных
движений
4. Танцевальная композиция «Мамочка». Разучивание танцевальных
движений
5. Танцевальная композиция «Мамочка». Соединение танцевальных движений
6. Танцевальная композиция «Мамочка». Работа кистями рук
7. Танцевальная композиция «Под Новый год». Разучивание танцевальных
движений
8. Танцевальная композиция «Под Новый год». Соединение танцевальных
движений
14
9. Танцевальная композиция «Под Новый год». Отработка позиций корпуса и
головы
10. Танцевальная композиция «Мы - джентльмены». Разучивание танцевальных
движений
11. Танцевальная композиция «Мы - джентльмены». Соединение танцевальных
движений
12. Танцевальная композиция «Мы - джентльмены». Работа над
перестроениями
Раздел 3 «Элементы русского народного танца»
1. Танцевальная композиция «Елочки». Разучивание танцевальных движений
2. Танцевальная композиция «Елочки». Сгибание, разгибание рук и ног
3. Танцевальная композиция «Елочки». Работа над синхронностью
4. Танцевальная композиция «Ложки-поварежки». Разучивание танцевальных
движений
5. Танцевальная композиция «Ложки-поварежки». Соединение танцевальных
движений
6. Танцевальная композиция «Ложки-поварежки». Работа над мимикой, жестами
7. Танцевальная композиция «Валенки». Разучивание танцевальных движений
8. Танцевальная композиция «Валенки». Соединение танцевальных движений
9. Танцевальная композиция «Валенки». Работа над положением рук
10. Танцевальная композиция «Самовар». Разучивание танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Самовар». Соединение танцевальных движений
12. Танцевальная композиция «Самовар». Коррекционная работа
13. Танцевальная композиция «Пчелки». Разучивание танцевальных движений
14. Танцевальная композиция «Пчелки». Соединение танцевальных движений
15. Танцевальная композиция «Пчелки». Работа над характером исполнения
15
Раздел 4 «Элементы бального танца»
1. Танцевальная композиция «Мамы моей глаза». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Мамы моей глаза». Соединение танцевальных
движений
3. Танцевальная композиция «Мамы моей глаза». Работа над мимикой, жестами
4. Танцевальная композиция «Каблучок». Разучивание танцевальных движений
5. Танцевальная композиция «Каблучок». Соединение танцевальных движений
6. Танцевальная композиция «Каблучок». Работа над синхронностью
7. Танцевальная композиция «Друзья». Разучивание танцевальных движений
8. Танцевальная композиция «Друзья». Соединение танцевальных движений
9. Танцевальная композиция «Друзья». Работа над синхронностью
10. Танцевальная композиция «Танец цветов». Разучивание танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Танец цветов». Соединение танцевальных движений
12. Танцевальная композиция «Танец цветов». Правильное выполнение элементов
танца
Раздел 5 «Элементы национального танца»
1. Танцевальная композиция «Детки-конфетки». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Детки-конфетки». Соединение танцевальных движений
3. Танцевальная композиция «Детки-конфетки». Работа над синхронностью
4. Танцевальная композиция «Россия моя». Разучивание танцевальных движений
5. Танцевальная композиция «Россия моя». Соединение танцевальных движений
6. Танцевальная композиция «Россия моя». Работа над синхронностью
7. Танцевальная композиция «Зажгите свечи». Разучивание танцевальных движений
16
8. Танцевальная композиция «Зажгите свечи». Соединение танцевальных движений
9. Танцевальная композиция «Зажгите свечи». Работа над синхронностью
10. Танцевальная композиция «Морячки». Разучивание танцевальных движений
11. Танцевальная композиция «Морячки». Соединение танцевальных движений
12. Танцевальная композиция «Морячки». Работа над мимикой, жестами
Раздел 6 «Постановочно – репетиционная работа»
1. Танцевальная композиция «Прощальный вальс». Разучивание танцевальных
движений
2. Танцевальная композиция «Прощальный вальс». Соединение танцевальных
движений
3. Танцевальная композиция «Прощальный вальс». Работа над синхронностью
4. Повторение изученных танцевальных композиций. Отработка движений
5. Повторение изученных танцевальных композиций. Отработка движений
6. Исполнение танцевальных номеров на концерте для родителей
7. Исполнение танцевальных номеров на концерте для родителей
Календарный учебный график
Раздел
, месяц
Раздел
1
Раздел
2
Раздел
3
Раздел
4
Раздел
5
Раздел
6
Всего
Сентябр
ь
8ч
Октябр
ь
4ч
Ноябр
ь
Декабр
ь
4ч
8ч
1ч
7ч
Январ
ь
Феврал
ь
8ч
8ч
Ма
й
6ч
Всег
о
12
13
7ч
1ч
8ч
Апрел
ь
13
2ч
8ч
Мар
т
8ч
8ч
Учебно – тематический план
9
8ч
8ч
2ч
11
6ч
8ч
14
8ч
8ч
72
17
Всего
теория практика
часов
(час= 40 (минут) (минут)
мин)
Дата
проведения
Тема занятия
02-07.09
Танец в нашей жизни. Для чего нужен
танец
Разновидности танцев
Как научиться танцевать. Правила танцора
Что надеть. Где и когда танцевать.
Заячья зарядка. Детальный разбор номера
Заячья зарядка. Разучивание танцевальных
движений
Заячья зарядка. Работа над мимикой,
жестами
Заячья зарядка. Работа над синхронностью
Танцевальная композиция с осенними
листочками. Разучивание танцевальных
движений
Танцевальная композиция с осенними
листочками. Соединение танцевальных
движений
Танцевальная композиция с осенними
листочками. Отработка четкости и
ритмичности движений
Неразлучные друзья. Разучивание
танцевальных движений
Неразлучные друзья. Соединение
танцевальных движений
Неразлучные друзья. Работа над
характером исполнения
Хорошее настроение. Разучивание
танцевальных движений
Хорошее настроение. Соединение
танцевальных движений
Хорошее настроение. Повторение и
закрепление выученных движений
Барбарики. Разучивание танцевальных
движений
Барбарики. Соединение танцевальных
движений
Барбарики. Коррекционная работа
Мама. Разучивание танцевальных
движений
Мама. Соединение танцевальных
движений
Мама. Работа кистями рук
Бубенцы. Разучивание танц. движений
08-14.09
15-21.09
22-28.09
29.09-05.10
06-12.10
13-19.10
20-26.10
03-09.11
10-16.11
17-23.11
24-30.11
1 год обучения
1
1
1
1
1
1
10
10
10
10
10
10
30
30
30
30
30
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
18
01-07.12
08-14.12
08-14.12
Бубенцы. Соединение танцевальных движений
Бубенцы. Отработка позиций корпуса и головы
Текущий контроль «В мире танца»
Маленькие гномики. Разучивание танцевальных движений
Маленькие гномики. Соединение танцевальных движений
Маленькие гномики. Работа над мимикой, жестами
С Новым годом. Разучивание танцевальных движений
С Новым годом. Сгибание и разгибание рук и ног
С Новым годом. Работа над синхронностью
Ромашки. Разучивание танцевальных движений
Ромашки. Соединение танцевальных движений
1 10 30
1 10 30
1
1
1
1
1
1
1
10
10
10
10
10
10
10
30
30
30
30
30
30
30
1
1
1
1
1
10
10
10
10
10
30
30
30
30
30
Джентльмены. Соединение танцевальных движений
Джентльмены. Работа над перестроениями
Мамы моей глаза. Разучивание танцевальных движений
Мамы моей глаза. Отработка позиций корпуса и головы
Мамы моей глаза. Соединение танцевальных движений
Царевны. Разучивание танцевальных движений
1
1
1
1
1
1
1
10
10
10
10
10
10
10
30
30
30
30
30
30
30
Царевны. Соединение танцевальных движений
1 10 30
Царевны. Работа над синхронностью
1 10 30
Умывальная песенка. Разучивание танцевальных движений
1 10 30
01-08.03
Умывальная песенка. Соединение танцевальных движений
1 10 30
09-15.03
Росиночка-Россия. Разучивание танцевальных движений
1
10
30
Росиночка-Россия. Соединение танцевальных движений
1
10
30
Поварята. Разучивание танцевальных движений
1
1
10
10
30
30
Поварята. Соединение танцевальных движений
1
10
30
Поварята. Работа над эмоциональной передачей
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
15-21.12
22-28.12
05-11.01
12-18.01
19-25.01
26.0101.02
02-08.02
09-15.02
16-22.02
23-28.02
16-22.03
23-29.03
06-12.04
13-19.04
Ромашки. Правильное выполнение элементов танца
Губки бантиком. Разучивание танцевальных движений
Губки бантиком. Соединение танцевальных движений
Губки бантиком. Работа над мимикой, жестами
Джентльмены. Разучивание танцевальных движений
Росиночка-Россия. Отработка позиций корпуса и головы
Дочки и сыночки. Разучивание танцевальных движений
Дочки и сыночки. Соединение танцевальных движений
Дочки и сыночки. Отработка техники и выразительности
исполнения
Круче всех. Разучивание танцевальных движений
1
10
30
Круче всех. Соединение танцевальных движений
1
10
30
Круче всех. Работа над положением рук
1
10
30
Часики. Разучивание танцевальных движений
1
10
30
Часики. Соединение танцевальных движений
1
10
30
Часики. Работа над мимикой, жестами
1
10
30
Сиреневый вальс. Разучивание танцевальных движений
1
10
30
11-17.05
Сиреневый вальс. Соединение танцевальных движений
1
10
30
18-23.05
Сиреневый вальс. Сила ног и пластичность рук
Повторение изученных танцев. Отработка движений
1
1
10
10
30
30
Повторение изученных танцев. Отработка движений
1
10
30
Заключительный концерт для родителей
1
10
30
Заключительный концерт для родителей
1
10
30
Итого
72
20
52
13-19.04
20-26.04
27.0403.05
04-10.05
24-27.05
Промежуточная аттестация «Танцевальный мир»
Учебно – тематический план 2 год обучения
20
Дата
проведения
02-07.09
08-14.09
15-21.09
22-28.09
29.09-05.10
06-12.10
13-19.10
20-26.10
03-09.11
10-16.11
17-23.11
24-30.11
01-07.12
Тема занятия
Танцевальная азбука
Основные понятия в хореографии
Дорога к танцу
Рисунки танца
Веселые малышки. Детальный разбор
номера
Веселые малышки. Разучивание
танцевальных движений
Веселые малышки. Работа над
мимикой, жестами
Веселые малышки. Работа над
синхронностью
Листопад. Разучивание танцевальных
движений
Листопад. Соединение танцевальных
движений
Листопад. Отработка четкости и
ритмичности движений
Роботы. Разучивание танцевальных
движений
Роботы. Разучивание танцевальных
движений
Роботы. Разучивание танцевальных
движений
Радуга. Разучивание танцевальных
движений
Радуга. Соединение танцевальных
движений
Радуга. Повторение и закрепление
выученных движений
Мамочка. Разучивание танцевальных
движений
Мамочка . Соединение танцевальных
движений
Мамочка . Работа кистями рук
Под Новый год. Разучивание
танцевальных движений
Под Новый год. Соединение
танцевальных движений
Под Новый год. Отработка позиций
корпуса и головы
Мы - джентльмены. Разучивание
танцевальных движений
Мы - джентльмены . Соединение
танцевальных движений
Всего
часов
(час= 40
мин)
теория
(минут)
практик
а
(минут)
1
1
1
1
1
10
10
10
10
10
30
30
30
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
21
08-14.12
08-14.12
15-21.12
22-28.12
05-11.01
12-18.01
19-25.01
26.01-01.02
02-08.02
09-15.02
16-22.02
23-28.02
01-08.03
09-15.03
16-22.03
Текущий контроль «В мире танца»
Елочки. Разучивание танцевальных
движений
Елочки. Сгибание, разгибание рук и ног
Елочки. Работа над синхронностью
Ложки-поварежки. Разучивание
танцевальных движений
Ложки-поварежки. Соединение
танцевальных движений
Ложки-поварежки . Работа над
синхронностью
Валенки. Разучивание танцевальных
движений
Валенки. Соединение танцевальных
движений
Валенки. Работа над положением рук
Самовар. Разучивание танцевальных
движений
Самовар. Соединение танцевальных
движений
Самовар. Работа над мимикой, жестами
Пчелки. Разучивание танцевальных
движений
Пчелки. Соединение танцевальных
движений
Пчелки. Работа над синхронностью
Мамы моей глаза. Разучивание
танцевальных движений
Мамы моей глаза. Разучивание
танцевальных движений
Мамы моей глаза. Соединение
танцевальных движений
Каблучок. Разучивание танцевальных
движений
Каблучок . Соединение танцевальных
движений
Каблучок . Работа над синхронностью
Друзья. Разучивание танцевальных
движений
Друзья . Соединение танцевальных
движений
Друзья . Работа над синхронностью
Танец цветов. Разучивание
танцевальных движений
Танец цветов. Соединение
танцевальных движений
Танец цветов. Правильное выполнение
элементов танца
1
10
30
1
1
1
10
10
10
30
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
1
10
10
10
30
30
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
22
23-29.03
06-12.04
13-19.04
13-19.04
20-26.04
27.04 -03.05
04-10.05
11-17.05
18-24.05
25-27.05
Детки-конфетки. Разучивание
танцевальных движений
Детки-конфетки . Соединение
танцевальных движений
Детки-конфетки . Работа над
синхронностью
Россия моя. Разучивание танцевальных
движений
Россия моя. Соединение танцевальных
движений
Промежуточная аттестация
«Танцевальный мир»
Россия моя. Работа над синхронностью
Зажгите свечи. Разучивание
танцевальных движений
Зажгите свечи . Соединение
танцевальных движений
Зажгите свечи . Работа над
синхронностью
Морячки. Разучивание танцевальных
движений
Морячки . Соединение танцевальных
движений
Морячки Работа над синхронностью
Прощальный вальс.Разучивание
танцевальных движений
Прощальный вальс. Соединение
танцевальных движений
Прощальный вальс.Работа над
синхронностью
Повторение изученных
танцев.Отработка движений
Повторение изученных
танцев.Отработка движений
Исполнение танцевальных номеров на
концерте для родителей
Исполнение танцевальных номеров на
концерте для родителей
Итого
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
1
10
10
30
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
1
10
30
72
20
52
Планируемые результаты.
В ходе занятий обучающиеся не только научатся основным танцевальным элементам, но и
смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как
видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в
обществе.
23
Результативность:
Обучающиеся должны знать:
- основные термины и понятия в хореографии;
- элементы музыкальной грамоты (характер музыки, темп, ритм, динамика, структура
музыкального произведения);
- элементы простых танцевальных движений, позиции ног и положения рук в танце.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять элементы простых танцевальных движений.
- выполнять одну танцевальную композицию, согласно репертуарному плану.
Раздел 3. Условия реализации программы
Формы аттестации и оценочные материалы
Система
оценки
результатов
освоения
обучения
по
данной
дополнительной
общеразвивающей программе включает в себя уровень сформированных знаний, умений,
навыков, уровень развития обучающихся, включающий индивидуальные качества и
личностный рост. Оценочная деятельность помогает выявить уровень развития
способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым
результатам, а также дает возможность педагогу
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся по данной
образовательной программе;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательной работы
- определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по
сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
-внести необходимую корректировку в содержание и методику образовательной
деятельности объединения.
24
Критерии оценки
Ф.И.
Критерии оценивания
обуч-
1
ся
н. г. к. г.
2
н. г. к. г.
3
н. г. к. г.
4
н. г. к. г.
5
н. г. к. г.
Условные обозначения:
1 - умение самостоятельно находить свое место в строю;
2 - умение принимать правильное исходное положение;
3 - умение держать интервал;
4 - умение четко выполнять инструкции педагога;
5- умение выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой
музыкального произведения.
Критерии:
1 балл – отсутствие сформированных критериев;
2 балла – слабо сформированные критерии;
3 балла – неустойчиво сформированные критерии;
4 балла – сформированные критерии;
5 баллов – самостоятельно использует полученные знания, умения и навыки.
Уровни оценивания:
Высокий – 25 -20 баллов;
Средний – 19 -14 баллов;
Низкий – 13 – 8 баллов;
Несформированный – 8 и ниже.
25
Методические материалы
№
Раздел
п/п программы
Формы
занятий
Методы
Дидактический
материал
Методическое обеспечение
Боголюбская
1
«Ритм-класс»
коллективная
Словесный,
наглядный
практический
Скакалки,
гимнастические
палки, мячи, кегли
М.
хореографическое
системе
эстетического
Форма
оснащение
итогов
е
Музыкально-
искусство
Техническо
в
и
подведения
Ноутбук,
колонки
Контрольное
занятие
Ноутбук,
Контрольное
нравственного воспитания. - М.,
1986.
Давыдов
В.
Проблемы
развивающего обучения. - М.,
2004.
2
3
Постановочная коллективная, Словесный,
работа
групповая
наглядный,
практический
Репетиционная коллективная, Словесный,
Ваганова
Кегли,
мячи, классического
палки,
скакалки, Костровицкая
гимнастические
Искусство, 1960.
платочки
классического
Искусство, 1981.
А.
танца.
В.
100
танца.
Основы
-
Л.:
уроков
-
колонки
занятие
Л.:
Устинова Т. Избранные русские
Платочки, помпоны, народные танцы. - М.: Искусство, Ноутбук,
Отчётный
26
работа
групповая,
наглядный,
индивидуальн практический
ая
скакалки,
гимнастические
палки, мячи, обручи
1996.
Захаров В. Радуга русского
колонки
концерт
танца. - М.: Сов. Россия,
1986.
27
Материально-технические условия
- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами;
-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;
-наличие музыкально-танцевальных игр, пособий и атрибутов к танцам;
-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий
квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного
образования»
28
Раздел 4. Список литературы
для педагога:
1. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического
и нравственного воспитания. - М., 1986.
2. Ваганова А. Основы классического танца. - Л.: Искусство, 1960.
3. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. -М.: Искусство, 1968.
4. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964.
5. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2004.
6. Захаров В. Радуга русского танца. - М.: Сов. Россия, 1986.
7. Конен В. Рождение джаза. - М., 1984.
8. Королёва Э., Курбет В., Мардарь М. Молдавский народный танец. - М.: Искусство,
1984.
9. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л.: Искусство, 1981.
10. Кристи Г. Основы актёрского мастерства. - М.: Советская Россия, 1970.
11. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
12. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 1985.
13. Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу
для самодеятельных коллективов. - М., 1984.
14. Ромм В. Большой театр Сибири. - Новосибирск, 1990.
15. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1975.
16. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство, 1996.
для обучающихся и родителей:
1. Богаткова Л. Хоровод друзей. - М.: Детгиз, 1997.
2.
Дешкова
И.
4.
Пасютинкая
Загадки
Терпсихоры.
-
М.:
Детская
литература,
1989.
Просвещение,
1986.
3. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.
В.
Волшебный
мир
танца.
-
М.:
5.Шишкина-Фишер Е. Немецкие народные календарные обряды обычаи танцы и
песни. - М.: Готика, 2000
29
Раздел 5. Приложения
Приложение 1. План воспитательной работы
Учебный план воспитательной работы
№
Содержание
1
2
Познавательная деятельность
Воспитание гражданственности и
патриотизма
Духовно-нравственное воспитание
Трудовая деятельность
Художественная деятельность
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Каникулы (по отдельному плану)
Итого
3
4
5
6
7
Количество
часов
4
7
6
6
6
5
34
Содержание воспитательной работы
1. Познавательная деятельность
1.1 «Экологический абордаж» - познавательно-игровая программа
1.2 «Почемучка» - познавательно-развлекательная программа
1.3 «Единый день безопасности» Акция
1.4 «В царстве растений» познавательная игра
2. Воспитание гражданственности и патриотизма
2.1 Прогулка по улицам города (Блинова, Бурмакина, Сидоренко)
2.2 Знакомство с Красной книгой - Экскурсии в библиотеку
2.3 СВОих не бросаем! акция
2.4 Экскурсии по памятным местам
2.5 «Растения, которые спасали жизни» - Беседы о блокаде Ленинграда
2.6 «В единстве – наша сила» Акция
2.7 Праздник ко Дню защитника Отечества
3. Духовно-нравственное воспитание
3.1 «Семейные посиделки» КТД
3.2 «Природа – твой дом, и ты в ней хозяин» экологическая игра
3.3 Уроки мужества
3.4 «Поведение в общественных местах» практикум
3.5 «Мы – защитники природы» КТД
3.6 «Мы – за мир во всем мире» Акция
4. Трудовая деятельность
30
4.1 Экологический десант
4.2 «Согрей солдата» акция
4.3 «Живи, земля» - акция ко Дню земли
4.4 «Пернатые друзья» Акция по изготовлению кормушек
4.5 Снежный десант
4.6 «Росток» акция по посеву семян для оформления клумб
5. Художественная деятельность
5.1 «От души любимой маме» Акция-поздравление
5.2 «Подарок папе» Мастер-класс
5.3 Праздник ко Дню матери
5.4 «В гости к осени» игра-путешествие
5.5 «Голубь мира – голубь Победы» Акция
5.6 «Вместе веселее» Мастер-класс с родителями
6. Физкультурно-оздоровительная деятельность
6.1 «Будь природе другом» - эколого-спортивные эстафеты
6.2 «Здоровей-ка!» Беседы о ЗОЖ
6.3 «День здоровья» игры на свежем воздухе
6.4 «Мои привычки и здоровье» Беседа
6.5 «Спорт – наш друг» Спортивные игры
Календарно-тематический план воспитательной работы
№
п/п
1.
2.
Мероприятие
Направленность
«Единый день безопасности»
Акция
художественная
4.
«В царстве растений»
познавательная игра
естественнонаучная
6.
7.
Примечание
Познавательная деятельность
«Экологический абордаж» естественнонаучная
сентябрь
познавательно-игровая
программа
«Почемучка» - познавательно- социальнооктябрь
развлекательная программа
гуманитарная
3.
5.
Сроки
март
февраль
Воспитание гражданственности и патриотизма
Прогулка по улицам города
(Блинова, Бурмакина,
Сидоренко)
Знакомство с Красной книгой
- экскурсии в библиотеку
СВОих не бросаем! акция
социальногуманитарная
естественнонаучная
художественная
май
сентябрь – май
апрель – май
31
8.
Экскурсии по памятным
местам
9.
Растения, которые спасали
естественнонаучная
январь
жизни - Беседы о блокаде
Ленинграда
«В единстве – наша сила»
художественная
ноябрь
Акция
Праздник ко Дню защитника
художественная
февраль
Отечества
Духовно-нравственное воспитание
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
«Семейные посиделки» КТД
«Природа – твой дом, и ты в
ней хозяин» экологическая
игра
Уроки мужества
«Поведение в общественных
местах» практикум
«Мы – защитники природы»
КТД
«Мы – за мир во всем мире»
Акция
социальногуманитарная
май
социальногуманитарная
естественнонаучная
октябрь
художественная
февраль
социальногуманитарная
естественнонаучная
ноябрь
март
октябрь - апрель
социальногуманитарная
Трудовая деятельность
естественнонаучная
май
18.
Экологический десант
19.
«Согрей солдата» акция
художественная
декабрь
20.
«Живи, земля» - акция ко Дню
земли
«Пернатые друзья» Акция по
изготовлению кормушек
Снежный десант
естественнонаучная
апрель
социальногуманитарная
художественная
декабрь
«Росток» акция по посеву
семян для оформления клумб
естественнонаучная
апрель
21.
22.
23.
24.
25.
.
Художественная деятельность
«От души любимой маме»
социальноАкция-поздравление
гуманитарная
сентябрь
январь
март
«Подарок папе» Мастер-класс
естественнонаучная
февраль
26.
Праздник ко Дню матери
художественная
ноябрь
27.
«В гости к осени» играпутешествие
естественнонаучная
октябрь
32
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
«Голубь мира – голубь
социальномай
Победы» Акция
гуманитарная
«Вместе веселее» Мастерхудожественная
январь
класс с родителями
Физкультурно-оздоровительная деятельность
«Будь природе другом» эколого-спортивные эстафеты
«Здоровей-ка!» Беседы о ЗОЖ
«День здоровья» игры на
свежем воздухе
«Мои привычки и здоровье»
Беседа
«Спорт – наш друг»
Спортивные игры
естественнонаучная
март
социальногуманитарная
художественная
сентябрь
художественная
март
социальногуманитарная
октябрь
ноябрь
33